Урок русского языка в 4 классе на тему Правописание местоимений с предлогами
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему Правописание местоимений с предлогами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mestoimeniya_s_predlogami.doc451.5 КБ
Office presentation icon mestoimeniya.ppt76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка на тему

«Правописание местоимений с предлогами»,

учитель Громкова Анна Юрьевна

Тема урока: Правописание местоимений с предлогами

Цель урока: Изучить орфографическое правило «Правописание местоимений с предлогами»

  1. Минутка чистописания

У.: А сейчас – чистописание,
    Приложите свои старания.
    И посадку при письме
    Покажите-ка вы мне.

Откройте свои тетради. Посмотрите на доску. (на доске элементы букв). Какие буквы имеют такие элементы?

Д: у, д, з.

У: Молодцы! Откройте свои тетради. Пропишите 5 раз этот элемент – удлиненную вниз петлю.

У: Теперь напишите 2 раза буквы д, з, у. Посмотрите на доску, здесь вы можете видеть образец написания.

(на доске: соединение зд)

У: Что это?

Д: Соединение букв з и д.

У: А какое это соединение?

Д: Верхнее.

У: Напишите 3 раза это соединение.

(на доске: де)

У: А какое это соединение?

Д: Среднее.

У: Верно. Напишите его 3 раза.

(На доске: я)

У: Что вы видите?

Д: Строчную букву я.

У: А чем еще может являться эта буква?

Д: Местоимением 1го лица.

У: Молодцы! Напишите ее 3 раза.

(на доске: он)

У: Молодцы. А что это?

Д: Верхнее соединение букв о и н, а также местоимение 3 лица.

У: А какого рода?

Д: Мужского.

У: А какие еще местоимения третьего лица вы знаете?

Д: Женского рода - она, среднего - оно, во множественном числе – они.

(На доске: он, она, оно, они)

У: А какие соединения в них используются?

Д: Везде верхние.

У: верно. Запишите каждое местоимение 1 раз.

  1. Словарно – орфографическая минутка

У.: Пропустите одну строчку и напишите слово «Словарь». Поставьте двоеточие.

У: Ребята, кто помнит, какое слово мы изучили на прошлом уроке?

Д: Экскурсия!

У: А что такое «экскурсия»?

Д: Это прогулка по достопримечательным чем-либо местам.

(на доске: …кскурс…я)

У: Посмотрите на доску. Какие буквы мы здесь вставим?

Д: Вместо первого многоточия – букву «э», а вместо второго – букву «и».

У: Верно: экс – кур – си – я. Запишите это слово в тетрадь, диктуя самим себе вслух.

У: Сегодня мы выучим новое слово «здесь». (записывает на доске). первая буква этого слова – «з». Запишите его, проговаривая вслух.

  1. Повторение

У: Ребята, сейчас мы с вами вспомним то, что проходили на прошлых уроках.

Что такое «местоимение»?

Д: Это часть речи, которая в речи указывает на предмет, но не называет его.

У: Верно. А почему эта часть речи так названа?

Д: Потому, что она ставится «вместо имени».

У: Назовите местоимения первого, второго и третьего лица.

Д: Первого: я, мы. Второго: ты, вы. Третьего: он, она, оно, они.

У: Откройте свои учебники на странице 164. Устно выполним упражнение №374. Тот, кого я попрошу, прочитает одно предложение и назовет местоимения, которые в нем увидел, их лицо и число.

№ 374

   Знаете ли вы сказку о ковре-самолете?

   Издавна людям очень хотелось летать по воздуху, быстро ходить по земле. Вот они и мечтали о ковре – самолете, сапогах – скороходах.

   Летят высоко в облаках самолеты. Бегут по дорогам поезда и автомобили. Человек создал эти сложные машины. Он управляет ими.

Д1: Знаете ли вы сказку о ковре-самолете?

       Здесь есть местоимение «вы», оно второго лица и множественного числа.

Д2: Издавна людям очень хотелось летать по воздуху, быстро ходить по земле.

       Здесь нет местоимений.

У: Тогда прочитай, пожалуйста, и следующее предложение.

Д2: Вот они и мечтали о ковре-самолете, сапогах-скороходах.

       Здесь есть местоимение «они». Оно третьего лица, единственного числа.

Д3: Летят высоко в облаках самолеты.

У: Прочитай до того места, пока не появится местоимение.

Д3: Бегут по дорогам поезда и автомобили. Человек создал эти сложные машины. Он управляет ими.

       В последнем предложении есть местоимение «он». Это местоимение третьего лица, единственного числа.

У: Молодцы! Прочитайте предложение на доске.

Д: Ему сделали выгодное предложение.

У: Найдите здесь местоимение.

Д: Ему.

У: Давайте проведем разбор этого местоимения (на доске – памятка разбора):

  1. Часть речи (что обозначает, на какой вопрос отвечает)
  2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа)
  3. Лицо
  4. Падеж, число, в третьем лице – род.
  5. Роль в предложении.

Д: Часть речи – местоимение.

Начальная форма – он

Третьего лица, мужского рода.

Употреблено в дательном падеже, в единственном числе.

В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое: сделали (кому?) ему.

У: Ребята, вспомните и скажите мне, что такое «приставка»?

Д: Это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

У: Верно.

      Перед корнем есть приставка.
     Слитно пишется она.
     И при помощи приставки
     Образуются слова.

А что такое предлог?

Д: Это отдельное слово, которое служит для связи других слов. Оно пишется отдельно от них.

У: Молодцы.

      Нет ниточки, связать слова?
     Предлог поможет нам всегда!
     Со словом рядом не стоит,
     Писать с пробелом нам велит!

  1. Изучение нового материала

 5.1 Правописание местоимений перового и второго лица с предлогами

У: Ребята, тема нашего сегодняшнего урока – местоимение с предлогами.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы видите?

(На доске:

КТО?            я               мы        ты           вы

У КОГО?     у меня      у нас     у тебя     у вас
К КОМУ?    ко мне      к нам    к тебе      к вам
НА КОГО?  на меня    на нас   на тебя    на вас
С КЕМ?       со мной   с нами   с тобой   с вами
О КОМ?      обо мне   о нас      о тебе      о вас)

Д: Мы видим склонение местоимений по падежам.

У: Только ли местоимения вы здесь видите?

Д: Нет, еще предлоги.

У: А почему вы решили, что это предлоги?

Д: Они написаны раздельно с местоимениями.

У: Верно. У местоимений не бывает приставок. А с предлогами они пишутся…

Д: Раздельно!.

У: Молодцы. Откройте учебники на странице 167.

Прочитайте правило.

Д: Местоимения с предлогами пишутся раздельно: за нас, к тебе, за тобой, от меня, для нас. У местоимений не бывает приставок.

У: Давайте составим схему этого правила. Сейчас вы получите листы, на них попробуйте сами составить схему. работайте в четверках.

У: Теперь результаты мы вывесим на доску и выберем лучший.

Примерный результат:

      Предлог + Местоимение

      Предлог_Местоимение

      ПИШУ РАЗДЕЛЬНО!

                Местоимение

У: Теперь выполним упражнение №381. Прочитайте текст.

№381

   У нас дома есть хорошая коллекция марок. Вместе со мной марки собирает и мой брат. Мы купили для них альбом.

   Собирать марки – увлекательное дело. Они помогают лучше узнать жизнь разных народов.

У: Найдите в тексте местоимения. Поставьте к ним вопросы.

Д1: У нас  - у кого?

Д2: Со мной – с кем?

Д3: Мы – кто?

Д4: Для них – для чего?

Д5: Они – кто?

У: Молодцы. А вместо какого существительного употреблено местоимение «они»?

Д: Вместо слова «марки».

У: Откройте тетради. Перепишите в них текст. Подчеркните местоимения с предлогами.

5.2 Правописание местоимений третьего лица с предлогами.

У учащихся на партах листы со стихотворением:

Сказали (я), что с (она) (вы)
При (они) на берегу
(Он) ловили. Но, увы:
Я плавать - не могу!
Мы вам (она), она нам (они),
Вы им, обратно нас.
Он с (она), к нам

Опять для (они),
А мы с (он) – к (она) от вас…
Хоть мне известно, что оно
(Они) любит больше тех, -
Все это тайной быть должно
Для (мы) и (вы) от всех…

У: Ребята, у вас на партах лежат листы со стихотворениями. Внимательно посмотрите на них. Вам необходимо переписать его в свои тетради раскрыв скобки. Если возникнут какие-либо трудности, то поднимите руку, я подойду.

    Дети выполняют задание. Учитель ходит по классу, помогает, дает советы.

У: Давайте проверим. Читайте по цепочке по одной строчке. Как вы здесь раскрыли скобки?

Д1: Сказали мне, что с ней вы.

У: Все правильно, только здесь лучше сказать не «с ней», а «с нею», а то будет некрасиво звучать.

Д2: При них на берегу его ловили.

У: Дальше.

Д3: Но, увы, я плавать не могу. Мы вам ее, она нам их.

Д4: Вы их обратно нам.

Д5: Он с нею к нам, опять для них

Д6: А мы с ним – к ней от вас.

Д7: Хоть мне известно, что оно их любит больше тех

Д8: Все это тайной быть должно для нас и вас от всех.

У: Молодцы. Вы верно выполнили это задание. Послушайте. пожалуйста, это стихотворение целиком:

Сказали мне, что с нею вы
При
них на берегу
Его ловили. Но, увы:
Я плавать - не могу!
Мы вам ее, она нам их,
Вы им, обратно нас.
Он с
нею, к нам

Опять для них,
А мы с
ним – к ней от вас…
Хоть мне известно, что оно
Их любит больше тех, -
Все это тайной быть должно
Для  нас и вас от всех…

 У: Вот такое интересное стихотворение. Его написал замечательный английский писатель Льюис Кэрролл, а на русский язык его перевел Л. Успенский.

       А теперь подчеркните в тексте все местоимения, а над ними подпишите лицо.

 У: Посмотрите, в каких случаях перед местоимением есть буква «н»?

Д: В некоторых местоимениях 3го лица.

У: Верно. Посмотрите еще раз и подумайте, какие это случаи?

Д: Когда перед местоимением стоит предлог.

У: Какие вы молодцы! Итак, если перед местоимением третьего лица стоит предлог, то после предлога перед местоимением необходимо поставить букву «н». Давайте дополним нашу схему.

      Предлог + Местоимение

   

     Предлог_Местоимение

      ПИШУ РАЗДЕЛЬНО!

             Местоимение

Если местоимение третьего

лица, тогда перед ним пишу

букву «н».

У: Откройте в своих учебниках страницу 169. Прочитайте упражнение №386. Перепишите к себе в тетрадь вторую часть упражнения.

У: Теперь мы с вами попробуем составить алгоритм написания местоимений с предлогами. Кто помнит, что такое «алгоритм»?

Д: Алгоритм – это четкая последовательность действий.

У: Верно. Как вы думаете, что нужно сделать в первую очередь?

Д: Понять, что это местоимение.

У: А если это не местоимение, а нам нужно заменить местоимение какое-то слово?

Д: Значит, найти это слово.

У: Хорошо. (На доску вывешивается карточка «Найти местоимение или слово, которое необходимо заменить местоимением») А что дальше?

Д: Нужно определить лицо этого местоимения.

У: Совершенно верно. Что для этого нужно сделать?

Д: Поставить в именительный падеж.

У: Верно. А еще нам нужно определить падеж, в котором стоит это слово или местоимение.

 (На доске – соответствующие карточки.).

Д: А теперь, если это не местоимение, то мы заменяем слово местоимением.

( На доску: «Если это не местоимение, то заменить местоимением»)

У: Что теперь?

Д: Теперь нам нужно определить лицо местоимения.

Если это местоимение первого или второго лица, то нам нужно просто записать его.

У: Как записать?

Д: Если есть предлог, то раздельно с ним, в том падеже, который был изначально.

У: А если нет предлога?

Д: Если предлога нет, то записываем местоимение в том падеже, в котором оно или слово, которое заменили местоимением, стояло вначале.  

У: Куда мы поставим эту карточку? нужно ли для этого определять лицо?

Д: Нет. Значит. поставим перед этим пунктом.

У: Хорошо. А если это не первое и не второе лицо? (Вывешиваются соотв. карточки)

Д: Если это третье лицо и есть предлог, тогда перед местоимением мы напишем букву «н» и все равно напишем его раздельно с предлогом, тоже в том падеже, в котором слово стояло перед началом работы. (На доску: соответствующая карточка).

Итог:

  1. Найти местоимение или слово, которое необходимо заменить местоимением.
  2. Определить падеж местоимения или слова, которое необходимо заменить местоимением.
  3. Поставить его в именительный падеж.
  4. Если это не местоимение, то заменить слово местоимением.
  5. Если нет предлога, то записать местоимение в том падеже, в котором слово стояло вначале.
  6. Если предлог есть, то определить лицо местоимения.
  7. Если это местоимение первого или второго лица, то записываю его раздельно с предлогом в том падеже, в котором слово стояло вначале.
  8. Если это местоимение третьего лица, то перед местоимением ставлю букву «н» и записываю его раздельно с предлогом.

  1. Закрепление

У: Переверните  страницу в учебнике. Выполним упражнение № 389 используя алгоритм. Прочитайте первое предложение.

Д: В нашем классе много цветов. Мы ухаживаем (за цветами).

У: Нам необходимо заменить местоимением слово «цветами». Замените местоимением слово «цветы».

Д: Они.

У: Определите лицо этого местоимения.

Д: Третье лицо.

У: Что это значит?

Д: Это значит, что мы напишем его с предлогом раздельно, поставив перед местоимением букву «н».

У: Какое получилось предложение?

Д: Мы ухаживаем за ними.

У: Запишите в тетрадь с проговариванием. Прочитайте второе предложение.

Д: У нас в клетках живут кролики. Мы ухаживаем за (кроликами).

У: Выполните задание сами.

Д: Нам необходимо заменить местоимением слово «кроликами». Оно творительного падежа. Ставлю его в именительный падеж: кролики. Заменяю местоимением: они. Определяю лицо: 3е лицо. Значит, пишу в творительном падеже, раздельно с предлогом, перед местоимением ставлю букву «н»: Мы ухаживаем за ними.

Д2: В новом доме открылся книжный магазин. В (магазине) можно купить книги, газеты, журналы.

Необходимо заменить слово «магазине». Это слово стоит в предложном падеже. Ставлю в именительный падеж: магазин. Заменяю местоимением «он». Определяю лицо местоимения: Третье лицо. Значит, перед местоимением ставлю букву «н», записываю в предложном падеже, раздельно с предлогом: В нем можно купить книги, газеты, журналы.

Д3: Если дал слово, будь (слову) верен.

Необходимо заменить слово «слову». Оно стоит в дательном падеже. Ставлю в именительный падеж: слово. Заменяю местоимением: оно. Здесь нет предлога, значит, записываю

местоимение в дательном падеже: Если дал слово, будь ему верен.    

У: Теперь выполните задание у доски. Тот, кого я вызову, вытащит карточку и, применяя алгоритм, выполнит задание. Все остальные выполняют задание в тетради, применяя алгоритм, а записывают, диктуя сами себе.

(задание вывешивается также на доске с краю)

Карточка 1

Приплыла к (он) рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно , старче.»

Д: Нахожу местоимение: он. Именительный падеж. Определяю падеж, в котором оно должно стоять: дательный. Определяю лицо: третье. Записываю в дательном падеже, отдельно от предлога, перед местоимением ставлю букву «н».

У: Из какого произведения эти строки?

Д: Сказка о рыбаке и рыбке

Карточка 2

Исправь ошибку, если она есть. Докажи свою точку зрения, применяя алгоритм:

Он обиделся на их.

Д: Определяю падеж местоимения: обиделся на кого? – родительный падеж. Ставлю местоимение в именительный падеж: они.  Предлог есть, потому, определяю лицо: 3 лицо, значит, пишу раздельно с предлогом, перед местоимением ставлю «н».

Карточка 3

Исправь ошибку, если она есть. Докажи свою точку зрения, применяя алгоритм:

Они ждали него.

Д: Ошибка в слове «него». Определяю падеж: Ждали кого? – родительный падеж. Ставлю местоимение «него» в именительный падеж: «он». Предлога нет, значит, записываю его в родительном падеже: Они ждали его.

  1. Обобщение

У: Ребята, посмотрите. пожалуйста, на схему правила:

      Предлог + Местоимение

   

     Предлог_Местоимение

      ПИШУ РАЗДЕЛЬНО!

 

             Местоимение

Если местоимение третьего

лица, тогда перед ним пишу

букву «н».

Расскажите мне его, опираясь на схему.

Д: Местоимения с предлогами пишутся раздельно. У  местоимений не бывает приставок. Если местоимении третьего лица, то после предлога перед местоимение пишется буква «н».

У: Верно. Приведите примеры местоимений с предлогами.

Д: У меня, за ним, ко мне, для тебя.

У: Теперь прочитайте еще раз алгоритм.

  1. Найти местоимение или слово, которое необходимо заменить местоимением.
  2. Определить падеж местоимения или слова, которое необходимо заменить местоимением.
  3. Поставить его в именительный падеж.
  4. Если это не местоимение, то заменить слово местоимением.
  5. Если нет предлога, то записать местоимение в том падеже, в котором слово стояло вначале.
  6. Если предлог есть, то определить лицо местоимения.
  7. Если это местоимение первого или второго лица, то записываю его раздельно с предлогом в том падеже, в котором слово стояло вначале.
  8. Если это местоимение третьего лица, то перед местоимением ставлю букву «н» и записываю его раздельно с предлогом.

У: Для чего нам необходим алгоритм?

Д: Алгоритм – четкая последовательность действий, он помогает нам не ошибиться в написании местоимений с предлогами.

У: У вас на партах лежат листки со стихотворением Александра Сергеевича Пушкина. под ним написано задание.  Выполните его самостоятельно, применяя алгоритм, после этого мы все вместе его проверим.

Пустое «Вы» сердечным «ты»

Она, обмолвясь, заменила…

Пред ей задумчиво стою,

Свести очей с ее нет силы.

И говорю ней: «Как Вы милы!».

И мыслю: «Как тебя люблю!».

У: Проверим.

Д: Первая ошибка в третьей строчке: Пред ей. Используя алгоритм, я понял, что необходимо заменить местоимение «ей» на «ней», так как, это местоимение третьего лица.

Вторая ошибка – в 4 строке: с ее. Необходимо заменить местоимение ее на «нее», т.к. это местоимение третьего лица.

Третья ошибка – в следующей строчке: говорю ней. Необходимо заменить местоимение «ней» на «ей», т.к. здесь нет предлога.

У: Все верно. Молодец.

  1.  Дом. зад.

У: Ребята, откройте дневники. Запишите домашнее задание. Выучить правила, выполнить упражнение № 388.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

Урок русского языка. 1 класс ПНШ Тема:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.

Урок русского языка в 1 классе. Программа Перспективная начальная школа.Тема урока:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це....

урок русского языка. 2 класс по теме "Правописание мягкого знака после шипящих"

представлен конспект урока по изучению нового материала по теме "Правописание мягкого знака после шипящих" УМК "Развивающая система Л.В.Занкова" учебник Нечаевой...

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Правописание парных звонких и глухих согласных"

Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П....

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Правописание парных звонких и глухих согласных"

Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П....

конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)

Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...

Урок русского языка 4 класс по теме "Личные местоимения 1 ,2. и 3 лица" УМК "Школа России"

Урок русского языка 4 класс по теме "Личные местоимения 1 ,2. и 3 лица" УМК "Школа России" содержит подробный конспект и презентацию урока...