Конспект урока развития речи "Текст-рассуждение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst-rassuzhdenie.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Этап урока. Методы и приемы. | Хронометраж. | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика. | УУД. |
1. | Организационный момент. Словесный: слово учителя. | 1 мин. | - Здравствуйте, меня зовут Екатерина Сергеевна, сегодня проведу у вас урок развития речи. - Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. | Слушают. | Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
2. | Постановка учебной задачи. Словесный: беседа. | 2 мин. | - Ребята, как вы думаете, для чего нам нужны уроки развития речи? (Чтобы научиться правильно и красиво говорить). Назовите главное правило, которое нам необходимо соблюдать на уроках развития речи. (Давать только полные ответы). - Для того, чтобы узнать, чему будет посвящено наше занятие, вам необходимо расшифровать это предложение. (Перепутаны буквы). долПрожаем митьсязнако с омсттек-сужрасдением. - Итак, как будет звучать тема нашего урока? (Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением). Какие цели мы перед собой поставим? (Вспомнить, что такое текст-рассуждение, вспомнить, чем текст рассуждение отличается от текстов повествования и описания, продолжить знакомиться с текстом-рассуждением, поработать с текстом-рассуждением). | Узнают тему урока. Формулируют цели урока. | Регулятивные: принимают и со храняют уч задачу Регулятивные: планируют свое действие в соответ. с задачей |
3. | Этап актуализации учебных знаний. Словесный: беседа. Словесный: беседа. Словесный: беседа. | 15 мин. | - Давайте вспомним: какие виды текстов существуют? (Текст-повествование, описание, рассуждение). Сейчас … прочитает нам текст. Ваша задача – определить тип текста и доказать, почему. Тень на дороге. Стоял летний солнечный день. Мы с братом шли через поле на сенокос. Вдруг на дорогу упала тень. Я быстро взглянул вверх. Над нами бесшумно летела крупная птица. Это был коршун. Он высмотрел добычу. В одно мгновение хищник схватил ее и взмыл в небо. Этот случай мы запомнили надолго. - Какой это тип текста? (Повествование). По каким признакам вы это определили? (В тексте рассказывается о последовательных событиях, действиях. Есть вступление (начало действия), основная часть (развитие действия) и заключение (вывод)). - Давайте послушаем следующий текст. Задача та же: определить тип текста и объяснить, почему вы так считаете. Песец. Вот бежит – катится небольшой белый зверек. Черная пуговка носа блестит едва заметной точкой. Чуткие уши прижаты к спине. Темные круглые глаза полны огня. Короткие сильные ноги проворны и неутомимы. - Определите тип текста. (Текст-описание). Докажите, что это текст-описание. (В тексте описывается животное, его признаки). | Вспоминают типы текстов. Определяют тип текста. Аргументируют ответ. Определяют тип текста. Аргументируют ответ. | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний Познавательные: строить объяснения в устной форме. |
4. | Решение учебной задачи Словесный: беседа. Словесный: беседа. Словесный: беседа. Словесный: беседа. Словесный: работа с книгой. Словесный: беседа. | 15 мин. | - Слушаем следующий текст, определяем его тип. Волшебное озеро. В народе рассказывают легенду о таежном озере “Око земли”. - Как вы считаете, к какому типу относится данный текст? Докажите. (В тексте раскрываются причины того, почему озеро называют волшебным, дается объяснение. Текст можно поделить на 3 части (на слайде определение текста-рассуждения и его схема): тезис (выдвинутое суждение); доказательства, вывод). - Найдите в тексте «Волшебное озеро» тезис (то есть выдвинутое суждение). Кто может прочитать? Найдите доказательства или объяснение того, почему озеро называют волшебным. Прочитайте предложения. Найдите вывод. Прочитайте. - Давайте еще раз вспомним, что такое текст-рассуждение? (Это тип текста, где раскрываются причины чего-либо, доказывается какая-либо мысль, дается объяснение чего-либо). Из каких частей состоит текст-рассуждение? Молодцы! - Откройте страницу 27. С каким текстом мы будем сегодня работать? («Речка моего детства»). Кто автор этого текста? (Василий Михайлович Песков). Что от нас требуется? (Прочитать текст и выполнить словарную работу). С каким словарем вы будете работать? (С толковым). - Внимательно прочитайте текст, по ходу чтения узнавая значение незнакомых слов. Чтение текста. - Вы прочитали текст и узнали несколько новых слов. Попытайтесь объяснить их значение. (После ответов детей на слайде появляется толкование слова и иллюстрация). - Плес. Пойма. Скопа. Коростель. Осок. - Есть ли еще слова в тексте, которые были вам непонятны? - О чем этот текст? ( О речке Усманке). Определите главную мысль текста. (Речка – главная жизненная школа автора). - Можно ли сказать, что одна из главных мыслей текста выражена уже в его начале? Вам нужно найти и процитировать ее, но прежде чем это сделать, давайте вспомним, что означает слово «цитировать». (Дословно воспроизводить текст или часть текста). Процитируйте предложение, в котором выражена главная мысль текста. - Какую часть текста можно назвать повествованием о занятиях ребят на реке? Процитируйте. - Какой вопрос волновал в детстве Васю Пескова, когда он думал о реке? Найдите и зачитайте нужное место в тексте. К какому же выводу пришел мальчик? Процитируйте этот вывод. Какими примерами Василий Песков подтверждает тот вывод, который он сделал в 13 лет? Зачитайте нужные цитаты из текста. - Ребята, а какая часть этого текста является рассуждением и почему? | Определяют тип текста. Аргументируют ответ. Вспоминают, что такое текст-рассуждение, вспоминают его структуру. Доказывают: находят нужные предложения. Вспоминают, что такое текст-рассуждение, вспоминают его структуру. Читают название текста. Определяют автора. Ставят цели. Объясняют значение слов. Определяют тему, главную мысль текста. Вспоминают значение слова «цитировать». Цитируют. Отвечают цитируют. | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний Познавательные: строить объяснения в устной форме. Познавательные: осмысленно читают текст. Познавательные: строят рассуждение Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний Познавательные: строить объяснения в устной форме. |
5. | Подведение итогов урока Словесный: беседа. | 5 мин | - Давайте подведем итог урока: - Какие виды текста бывают? - Как отличить повествовательный текст от текста-описания? - Что такое текст-рассуждение? Из каких частей состоит текст-рассуждение? - У вас на партах лежат звездочки красного и синего цвета. Если на уроке вам было интересно, вы качественно работали – выберите желтую звездочку. Если вы не узнали ничего нового, были не внимательны и работали не активно - выберите звезду голубого цвета. Выбрали? Теперь подходите к доске и наклеивайте звездочки на звездное небо. - Итак, большинство звездочек на небе – красные. Значит, занятие прошло с пользой. Спасибо вам за работу. Урок окончен. | Подводят итог урока. Проводят рефлексию своей деятельности. | Познавательные: строят рассуждение. Регулятивные: осуществляют итоговый контроль. |
Школа №95 Учитель: Мякушкина О.В. ___________
Класс: 4-0 Студентка: Козлова Екатерина
Дата: 14.10.14 Методист: Кондратьева И.И. __________
Конспект урока развития речи
Тема: «Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением»
Цели деятельности учителя:
1. закрепить понятие «текст – рассуждение», актуализировать в памяти детей особенности текста рассуждения;
2. сформировать умение распознавать тексты-повествования, описания, рассуждения;
3. развивать навык беглого осознанного чтения; работы с толковым словарем; цитирования отрывков из текста.
Планируемые результаты
- предметные:
- сформируют умение адекватно использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (умение пользоваться диалогом, построение монологических высказываний);
- формируют смысловое восприятие познавательных текстов, выделение существенной информации;
- сформируют умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словаря;
- закрепят понятие «текст-рассуждение», сформируют умение называть особенности текста-рассуждения;
- сформирую умение распознавать типы текста;
- разовьют навык осознанного чтения; работы с толковым словарем; цитирования отрывков текста.
- личностные:
- сформиуют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- формируют самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность;
- разовьют познавательную активность.
Тип урока: урок закрепления полученных знаний.
Оборудование: учебник, проектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития речи 2 класс.
Конспект урока русского языка по теме "Развитие речи. Текст" во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века"....
конспект урока развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему: "Зимующие птицы. Воробей"
На данном уроке учащиеся На основе системно-деятельностного подхода выявляют основные признаки зимующих птиц, обощают, делают выводы.урок представляет сосбой серию учебных ситуаций, развивающихся ...
Конспект урока развития речи в 1 классе "Домашние животные. Кошка".
Урок развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе....
Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"
Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе, тема урока: "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...
Конспект урока развитя речи в 1 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: "Чайная посуда"
- Познакомить детей с названием предметов чайной посуды: чашка, блюдце, чайник, чайная ложка, сахарница, молочник, чайный сервиз, чайная пара.- Обобщить названия предметов чайной посуды в ...
Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.
Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок на литературном чтении или на уроке русского языка, можно провести интегрированный урок. И жела...
Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.
Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок на литературном чтении или на уроке русского языка, можно провести интегрированный урок. И жела...