Занимательный русский язык
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Ульянова  Татьяна   Владимировна

Внеклассная  работа  по  предмету 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Гимназия №1 г.Орска»

Занимательный  

русский  

язык

Ульянова Т.В.

учитель начальных классов

Цель: формирование интереса у обучающихся к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.


Задачи: 
обучающая: создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся;
развивающая: развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к русскому языку;
воспитывающая: способствовать воспитанию культуры общения, умения работать коллективно.

Оборудование: ЭОР, карточки с заданиями, чистые листочки,  грамоты.

I. Приветствие

Команды представляют капитанов, название, девиз, а ведущий - жюри.

П. Разминка

Ведущий. Я задаю командам по одной загадке. Вам надо назвать отгадку и орфограмму в этом слове. Если одна команда не справится с заданием, право ответа переходит к другой команде - той, где раньше поднимут руку (флажок).

Многолюден, шумен, молод,

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улице бегут.

Ответ: метро - буква е в корне, не проверяемая ударением.

                  Летит птица-небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит.

Ответ: самолет - соединительная гласная о, гласная а в корне, проверяемая ударением.

Дом по улице идет,

На работу всех везет –

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

Ответ: автобус - гласный а в корне, не проверяемый ударением, парный согласный с на конце слова (или троллейбус - удвоенный согласный л; парный согласный с на конце слова).

Ш. Конкурсная программа

Конкурс 1. «Телеграмма»

Ведущий раздает конверты с заданиями.

Ведущий. Участникам конкурса прислали телеграмму, но слоги текста перепутались. Восстановите текст.

ДО        ПЕ        ГИЕ      В          ХОВ      БЯ        КОН     ЕМ

ЖЕ       ТА!       РО        ВАМ    УС        ЛА       РЕ         КУР      СЕ!

Ответ: «Дорогие ребята! Желаем вам успехов в конкурсе!

Конкурс 2. «Пойми меня»

Капитаны выходят к ведущему и вытягивают карточку с заданием. Команды пытаются объяснить, что имели в виду маленькие дети, когда произносили записанные фразы.

• Смотри, как налужил дождь!

• Мама, отпачкай мои руки!

• Видишь, как я хорошо приудобился?

• На что ты так углазилась?

• Погоди, я еще не отсонилась...

• Моя лопата сгибнулась!

Ответы: «много луж», «вымой руки», «мне удобно сидеть», «внимательно смотришь», «не выспалась», «согнулась».

Конкурс 3. Конкурс капитанов

Капитаны получают текст с ошибками. Все ошибки надо исправить и не допустить лишних.

Стаял чюдесный звезный вечер. Внибесной синеве покозался первый лучь сонца. Радостные возвращялись дети дамой.

Ответ: Стоял чудесный звездный вечер. В_небесной синеве показался первый луч солнца. Радостные возвращались дети домой.

Конкурс 4. «Кто больше?»

Задание выполняется одновременно с конкурсом 3.

Ведущий. Пока капитаны заняты, команда должна составить как можно больше нарицательных существительных из букв слова грамматика. Быстрота не имеет значения.

Ведущий раздает листочки для записи слов.

Ответы: грамм, мат, рама, рамка, рак, кара, тик, тир, тигр, грим, мир, мама, гамма, кит, мим, гам, гамак, марка, арка, матка, март, ракита, миг, игра, икра, ирга, карма, маг, мак, мрак, агат, карта, ритм, аммиак.

Примечание. Жюри учитывает только нарицательные имена существительные, написанные без грамматических ошибок.

Конкурс 5. «Эстафета»

Ведущий. Отвечайте хором.

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь... («близко»).

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу. Ну, отвечай ... («конец»).

Вы называли антонимы - слова, противоположные по значению.

Сейчас команды выйдут к доске и запишут антонимы к предложенным словам.

За каждый правильно подобранный антоним вы получите по 2 балла.

жарко     -________________        враг      - _________________

высокий-________________        тьма      - _________________

тусклый -________________        кричать -_________________

широкая-________________        глубже -__________________

выход     -________________        острый -_________________

Ответ: холодно, низкий, яркий, узкая, вход, друг, свет, шептать, мельче, тупой.

Конкурс 6. «Самый-самый»

Ведущий раздает конверты с заданиями.

1. Добавьте в таблицу по одной ноте (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), чтобы получились слова.

Ф

Г

А

О

Н

А

П

Ы

Й

З

О

Р

Х

И

К

Л

И

М

Ответ: фляга, осина, пырей, дозор, химик, лимфа.

2. Поменяйте буквы местами, чтобы получились другие слова (анаграммы),

приказ -________________         петлица  -________________

дома    -________________          ракета    -________________

кукла   -________________          выбор    -________________

вывоз  -________________          право     -________________

марка  -________________          потеха    -  _______________

накат   - _______________           соринка -________________

Ответы: каприз, мода, кулак, вызов, рамка, канат, теплица, карета, обрыв, повар, пехота, росинка.

3. Вставьте имена существительные, чтобы получились правильные словосочетания.

Проливной_________________           мультипликационный________________

Кромешная_________________          трескучий__________________________

лекарственное_______________         столбовая___________________________

Ответ: дождь, тьма, растение (средство), фильм, мороз, дорога (дворянка).

Конкурс 7. «Крылатые выражения».

Раскрыть смысл крылатых выражений.

Во весь дух – (быстро).

Рукой подать – (близко).

Прикусить язык – (замолчать).

Сломя голову – (быстро).

Оказаться у разбитого корыта – (остаться ни с чем).

Крокодиловы слёзы – (фальшивые слёзы, притворные сожаления).

Знать назубок – (превосходно выучить).

Конкурс 8 «Сочини стихотворение».

Командам предлагается рифма.

...........................солнце                     ...............................привет

...........................оконце                    ...............................кабинет

Конкурс 9. «Самый-самый»

Ведущий раздает конверты с заданиями.

1. Закончите пословицы:

Мир строит, а война _______________________________.

Смелый побеждает, а трус __________________________.

Ласточка день начинает, а соловей ___________________.

Человек от лени болеет, а от труда ___________________.

Труд кормит, а лень ________________________________.

Лето собирает, а зима ______________________________.

Ответы: разрушает, погибает, кончает, здоровеет, портит, подъедает.

2. Допишите пару, не нарушая закономерности,

кровать - лежать, стул -... (сидеть)

воробей - птица, окунь -... (рыба)

малина - ягода, девять -... (цифра, число)

волк - пасть, птица -... (клюв)

бежать - стоять, кричать -... (молчать)

растение - семя, птица-... (яйцо)

человек - ребенок, овца -... (ягненок)

огонь - пожар, вода -... (потоп, наводнение)

тепловоз - вагон, лошадь -... (телега, повозка)

IV. Подведение итогов. Награждение победителей.

Приложение

ДО        ПЕ        ГИЕ      В          ХОВ      БЯ        КОН     ЕМ

ЖЕ       ТА!       РО        ВАМ    УС        ЛА       РЕ         КУР      СЕ!

• Смотри, как налужил дождь!

• Мама, отпачкай мои руки!

• Видишь, как я хорошо приудобился?

• На что ты так углазилась?

• Погоди, я еще не отсонилась...

• Моя лопата сгибнулась!

Стаял чюдесный звезный вечер. Внибесной синеве покозался первый лучь сонца. Радостные возвращялись дети дамой.

Добавьте в таблицу по одной ноте (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), чтобы получились слова.

Ф

Г

А

О

Н

А

П

Ы

Й

З

О

Р

Х

И

К

Л

И

М

приказ -________________         петлица  -________________

дома    -________________          ракета    -________________

кукла   -________________          выбор    -________________

вывоз  -________________          право     -________________

марка  -________________          потеха    -  _______________

накат   - _______________           соринка -________________

Проливной_________________           мультипликационный________________

Кромешная_________________          трескучий__________________________

лекарственное_______________         столбовая___________________________

«Сочини стихотворение».

Командам предлагается рифма.

...........................солнце                     ...............................привет

...........................оконце                    ...............................кабинет

1. Закончите пословицы:

Мир строит, а война _______________________________.

Смелый побеждает, а трус __________________________.

Ласточка день начинает, а соловей ___________________.

Человек от лени болеет, а от труда ___________________.

Труд кормит, а лень ________________________________.

Лето собирает, а зима ______________________________.

2. Допишите пару, не нарушая закономерности,

кровать - лежать, стул -...

воробей - птица, окунь -...

малина - ягода, девять -...  

волк - пасть, птица -...

бежать - стоять, кричать -...

растение - семя, птица-...

человек - ребенок, овца -...

огонь - пожар, вода -...

тепловоз - вагон, лошадь -...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный материал для изучения таблицы умножения

Этот материал поможет разнообразить изучение таблицы умножения.Причём изготавливали эти игры сами дети на уроках труда....

"Занимательные примеры по математике" (дидактический материал для 1 класса)

"Занимательные примеры по математике" (дидактический материал для 1 класса)...

Иванова Елена Александровна Планирование работы кружка в 1 классе " Занимательная математика"

Реализация программы кружка расчитана на 1год. Методы и формы работы. На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность. ...

Занимательный словарик русского языка для начальной школы: Учебно-методический комплекс

 Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и расте...

русскийязык

правильные действия - правильная буква...

кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»

Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса  разработана  в...