«Правописание -тся и -ться в глаголах»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_tsya_i_tsya_v_glagolah.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Тогульская основная общеобразовательная школа»
«Правописание - тся и - ться в глаголах»
в 4 классе
Подготовила и провела:
Чепель Ольга Алексеевна,
учитель начальных классов
с. Тогул, 2015 г
Тема урока «Правописание -тся и -ться в глаголах»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: познакомить учащихся с правописанием ться и тся в глаголах
Задачи
Обучающие:
- научить правильно, обозначать орфограмму в глаголах;
- расширить лексический запас учащихся.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
- развивать орфографическую зоркость и умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.
Воспитывающие:
- поддержать интерес к урокам русского языка;
- воспитывать чувство коллективизма при групповой работе.
Планируемые результаты:
Личностные
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.
Познавательные
Общеучебные: искать и выделять необходимую информацию; осознанно и произвольно строить речевое высказывание; контролировать и оценивать процесс и результат действия;
- постановка и формирование проблем, умение производить простые логические действия (анализ, синтез).
Коммуникативные
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме, отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Регулятивные
-ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать в сотрудничестве с одноклассниками свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, задачами;
- действовать согласно составленному плану;
- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Предметные результаты:
Учащиеся познакомятся с правилом написания ться и тся и научатся его применять.
Оборудование:
Интерактивная доска, программное обеспечение SMART Notebook 2010
Ход урока
1. Оргмомент.
На нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем их кивком головы.
Я желаю вам успехов в изучении нового материала.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу успеха, так как работать мы сегодня будем в парах.
Открыли тетради, записали число и классная работа.
2. Актуализация ранее полученных знаний.
Послушайте внимательно и назовите часть речи.
Что без меня предметы лишь названья,
А я приду - всё в действие придёт
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растет.
- Что за часть речи приводит все в движенье? (глагол)
Итак, ребята, давайте вспомним, что мы знаем о глаголе?
- Укажите грамматические признаки глагола (вид, время, наклонения /делаю, делал бы, делай/ лица; числа; род).
- На какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида СОВЕРШ: что сделать? Что сделал? Что сделает?; НЕСОВЕРШ: что делать? Что делал? Что делает? Что будет делать?
- Какую форму могут иметь глаголы? (начальную и личную форму глагола)
1 –й СЛАЙД: РАБОТА по интер доске: Соотнеси лицо и число глагола.
1-е лицо, ед.ч | Решаю |
1-е лицо, мн.ч | Пишем |
2-е лицо, ед.ч | Несёшь |
2-е лицо, мн.ч | Рисуете |
3-е лицо, ед.ч | Работает |
3-е лицо,мн.ч | Убирают |
3. Сообщение темы урока и постановка цели.
- Вспомните, какие правила написания глаголов вы знаете? (Не с глаголами, написание глаголов с приставками, во всех глаголах после шипящих пишется Ь знак).
- Итак, ребята, сегодня нам предстоит узнать еще одно правило написания глаголов. Но для этого надо быть очень внимательными
- Послушайте слова:
Учи/ться, у/чится, ученица, синица, тру/дится, трудиться, улица, искупаться, искупаются.
Что интересно вы услышали во всех этих словах? (В конце слов слышится [ца]).
- А теперь посмотрите, как эти слова пишутся. (2слайд)
- Что вы заметили при написании слов? (В одних словах пишется ца, в других тся, ться).
- Прочитайте слова, в которых пишется и слышится ца? (Ученица, синица, улица). Какой частью речи они являются? (Имена существительные).
- Существуют ли проблема их написания, если слышим ца и пишем ца. (НЕТ)
- Ребята, а какой частью речи являются другие слова? (глаголы)
- Что произносим, а пишем в глаголах? (Произносим ца, а пишем тся или ться).
- Существует ли проблема в написании тся и ться? (ДА)
- Это орфограмма, опасное место написания. Сформулируйте тему нашего урока. (Написание тся и ться в глаголах).
3 –й СЛАЙД: Правописание после ться и тся в глаголах.
– Какова же цель нашего урока?
– Узнать, как правильно писать глаголы на ться и тся.
– Что будем развивать?
– Будем развивать внимание и орфографическую зоркость.
Что будем объяснить?
– Написание глаголов с ться и тся.
–Что будем контролировать?
– Свои ответы и ответы товарищей
- Итак, ребята, начнем наше маленькое исследование, почему в одних глаголах пишется ться, а в других тся.
4.Решение проблемной ситуации.
(4- й СЛАЙД) Я предлагаю глаголы распределить в 2 группы. Докажите, почему вы так думаете? (В одних тся, в других ться), (4 слайд: открывается шторка ться, тся)
- Прочитаем 1 глагол, поставим вопрос, определим форму и запишем в нужный столбик, (открывается шторка)
ться | тся |
нагибаться | держатся |
улыбнуться | кусаются |
5. Работа в парах.
- Попробуйте сформулировать правило, когда в глаголах пишется ться?
(В начальной форме, если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать?)
- Сформируйте правило, когда в глаголах пишется тся? (Если глаголы стоят в личной форме 3лица ед. числа и 3л. мн. ч.)
3. Работа по учебнику (с. 114)
- Откроем учебник стр. 114 урок 45 и проверим по учебнику наши предположения.
Прочитаем правило. Когда надо писать - ться, а когда - тся?
6. Физкультминутка
- Сядьте на стул, закройте глаза, расслабьте мышцы лица, свободно, без напряжения откиньтесь на спинку стула, положите руки на бёдра (10-15 с).
- Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо.
7. Включение в систему знаний.
Для того, что бы правильно выполнить следующее задание, рассмотрим алгоритм-порядок выполнения действий. Как поступать, чтобы правильно написать слова на ца.
1) Составление алгоритма (5 –й СЛАЙД).
Определим часть речи, если это:
Существительное, то определяем склонение 1, 2 – ь не пишем; 3 скл. – ь пишем.
Краткое прилагательное, то ь знак не пишется.
Глагол, то ь знак пишется во всех формах
2) Работа в парах стр. 115 упр.1. Взаимопроверка.
- Поработаем в парах, выполним упр. 1 стр. 115. (у меня сделано в учебнике).
-Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего товарища.
3) Самостоятельная рабта, (упр.2).
Упражнение 2 проверить по эталону, т.е. сравнить по интерактивной доске.
Красная девица, любит учиться, нужно торопиться спутница, удивляется, удивляться, красавица, синица, улыбается, улыбаться, больница, случается, может случиться, давно готовится, начинает готовиться.
- Встаньте те, кто 2 упражнение сделал без ошибок. Молодцы, ребята, садитесь.
8. Карточка задание: 6-й СЛАЙД:
Прочитайте пословицы. Запишим в первый столбик глаголы на ться, во второй на тся.
1) Волков боят..ся в лес не ходить.
2) Дело мастера боит.-.ся.
3) Слухом земля полнит.-.ся.
4) Как аукнет.-.ся, так и откликнет.-.ся
5) Будешь трудит..ся, будет у тебя и хлеб и молоко водит..ся.
6) Хорошо тому смеят..ся, кто на сухом берегу.
(6 –й СЛАЙД). Проверка задания по карточке, используя «вихри»
9. Комментированное письмо у доски (7-й СЛАЙД)
Ребята, послушайте пословицу и скажите, как вы понимаете её смысл? Обсудите в парах. (Если человек трус, его все пугает).
Пуганая ворона и куста боится.
Учитель: Запишем у доски с комментированием.
-разберем по членам предложения
- укажем части речи.
(пуганаяприл воронасущ и кустасущ боитсягл)
10. Итог урока. Рефлексия.
Пришло время подвести итоги нашей работы.
Продолжите предложение „Сегодня на уроке мы ….“ и обсудите ответ в парах. (Научились писать тся, ться в глаголах, повторили сведения о глаголе)…
- Сегодня мы говорили, слушали, читали, писали.
А это значит, что каждый из вас хоть чуточку стал лучше знать русский язык.
Завтра мы продолжим разговор на тему «Правописание ться и тся в глаголах».
11. Д/з стр. 116. Упр. 4, правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 4 классе. Тема: «Правописание –тся и –ться в глаголах».
Разработка урока русского языка в 4 классе. Тема урока:«Правописание –тся и –ться в глаголах».Программа "Школа России"...
Правописание -тся и ться у глаголов. УМК "Начальная школа 21в".
Знакомство с алгоритмом написания -ться и -тся. Отработка навыка системой упражнений....
Урок русского языка в 4 классе:" Правописание -тся и -ться в глаголах"
Урок разхработам с использованием ЦОР....
План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах."
План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах."Цель урока: Сформировать новые знания, умения и навыки по теме: «Правописание -тся и -ться в глаголах».Задачи:обуча...
Презентация к уроку русского языка 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Презентация к уроку русского 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"...
Правописание тся и ться в глаголах
Правописание тся и ться в глаголах...
Урок русского языка в 3 классе "Правило правописания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах"
Урок построен с использованием инструментов ТРИЗ- технологии....