Словарно-орфографическая работа младших школьников на уроках русского языка.
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему

В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания. Современная начальная школа видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Словарный запас необходим языку как строительный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarno-orfograficheskaya_rabota_v_nachalnyh_klassah.pptx562.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект Словарно-орфографическая работа младших школьников на уроках русского языка на основе этимологического анализа.

Слайд 2

Актуальность В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания. Современная начальная школа видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Словарный запас необходим языку как строительный материал .

Слайд 3

Результаты диагностирования детей, поступающих в 1 классы, свидетельствуют о наличии тенденции нарастания неполной готовности детей к школе. Около 60% будущих первоклассников не умеют на оптимальном уровне выполнять логические операции в форме словесных понятий, 30% имеют нарушения в фонематическом строе речи, 50% затрудняются в поиске слов и выражении мыслей. То есть, ребёнок владеет понятием, обозначенным определённым словом, но, не зная литературного языка, чаще употребляет диалектные слова. Речь недостаточно выразительна, слова приходится «вытягивать», ответы ребят односложны. Речевое недоразвитие проявляется также в суждении как пассивного, так и активного словаря.

Слайд 4

Проблема На современном этапе модернизации российской школы Государственным стандартом начального образования предусмотрена реализация личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. При этом, как говорится в документе, «приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения». В связи с этим возникает проблема : как организовать работу со словарными словами на уроках русского языка, чтобы она активизировала учебно-познавательную деятельность школьников, развивала их орфографическую грамотность. Таким образом, проблема работы над словами с непроверяемыми безударными гласными на уроках русского языка в начальной школе актуальна, что и определило выбор темы исследования .

Слайд 5

Цель: изучить состояния и перспективы развития рассматриваемого вопроса по отношению к начальным классам; использование методики словарной работы в своей педагогической практике. ЗАДАЧИ: анализировать литературу по данной проблеме; рассмотреть различные подходы к словарной работе. Участники педагогического проекта: Учитель, учащиеся

Слайд 6

Планируемые результаты. Формирование у ребенка способности к самоконтролю, необходимого для его включения в учебную деятельность. Реализация творческого потенциала детей: Развитие познавательных интересов учащихся. Разработка системы заданий, не позволяющих учащимся ответить на вопрос, пока они не найдут недостающие знания в другой книге. Положительная динамика в знаниях учащихся. Занятия в кружках, призовые места в олимпиадах.

Слайд 7

Методы и приёмы обучения письму непроверяемых гласных Метод языкового анализа фонетический разбор орфографическое комментирование Приёмы запоминания: зрительное кинестетическое ( речедвигательное , рукодвигательное ) зрительный диктант, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарику, использование таблиц, использование тематических перфокарт, выделение орфограмм цветом, подчёркивание их в тетрадях, повторное письмо слов Сопоставление и противопоставление слов одной тематической группы однокоренных слов, форм слова, значений слов, зрительного и слухового образов слова (слуховые диктанты) Включение учащихся в творческую деятельность: решение и составление кроссвордов, ребусов, сочинение стихотворений, юморесок, загадок, синквейнов , конкурсы Выработка словесных ассоциаций составление словосочетаний, предложений, включение слов и словосочетаний в устные рассказы, сочинения, изложения и др.

Слайд 8

В работе над словарными словами можно использовать такие виды словарно-орфографической работы: Диктанты Использование словарей Лексикографические упражнения Работа с книгой Игровая деятельность Зрительный Выборочный Картинный Творческий По памяти Комментированный Контрольный Этимологический Орфоэпический Толковый Обратный Орфографический Фразеология Антонимы Синонимы Научно-популярная, художественная литература, устное народное творчество и т. д. Кто лучше? Кто быстрее? Кто больше? Кто правильнее? Кто лучше и интереснее? «Снежный ком» и т. д.

Слайд 9

Средства реализации образовательного проекта совместная творческая деятельность учащихся и педагога, где ученик и учитель – равноправные партнеры, помощники и консультанты; активная мыслительная деятельность; создание реальных образовательных и социальных ситуаций, в рамках которых учащиеся исследуют, проблематизируют , анализируют, организуют собственную деятельность по достижению поставленных задач, способность и умение правильно ставить цель, выявлять существенную проблему и определять четкие задачи по достижению необходимого результата в реальных или имитирующих реальную обстановку ситуациях.

Слайд 10

Организация мышления школьников при овладении словарно- орфографическими навыками. Представление слов (восприятие) Этимологическая справка (осмысление) Лексическое значение (опознание информации) Орфографическое проговаривание (перевод действия во внешне-речевую форму) Умение определить орфограмму (анализ, обобщение) Правильное использование словарных слов в устной и письменной речи (обобщение)

Слайд 11

ЖИВОТНЫЕ: ЗАЯЦ КОРОВА ЛИСИЦА ЛЯГУШКА МЕДВЕДЬ ОБЕЗЪЯНА СОБАКА ШКОЛА: АЛФАВИТ ДЕЖУРНЫЙ КАРАНДАШ КЛАСС ПЕНАЛ ТЕТРАДЬ УЧЕНИК УЧЕНИЦА УЧИТЕЛЬ РАСТЕНИЯ: БЕРЕЗА ЗЕМЛЯНИКА КАПУСТА МАЛИНА МОРКОВЬ ОСИНА ЩАВЕЛЬ ЯБЛОКО ЯБЛОНЯ ПТИЦЫ: ВОРОБЕЙ ВОРОНА СНЕГИРЬ СОРОКА

Слайд 12

о . Работа по созданию схематичных рисунков. На месте пропущенных букв должны появиться небольшие рисунки, напоминающие данные объекты и предметы. Я Б Л К О П М И Д О Р П Р Т Р Е Т К Р З И Н А

Слайд 13

Составление синквейна Лисица Хитрая,рыжая Обманывает, ворует, хитрит Красивый большой лисий хвост Плутовка

Слайд 14

1.Подбор ассоциативных рядов слов. гАзета - бумАга бЕрёза-бЕлая зАвод – трубА инЕй – бЕлый , снЕг кАпуста – зАяц кАрандаш – грАнь , бумАга кАрман – дырА лИмон - кИслый кОрабль – вОлны , бОцман , кОк лАдонь – лАпа мАшина – шинА сОбака - хвОст

Слайд 15

Работа над зрительным образом словарного слова. Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологическая справка. - Содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова – Например: ЛОПАТА - ОРУДИЕ ТРУДА С ДЛИННОЙ РУЧКОЙ И ПЛОСКИМ ШИРОКИМ КОНЦОМ. Применяется для рыхления земли. Название получено на основании сходства предметов по внешнему виду. Раньше было слово « лопа » – «похожая на ладонь». Так же образовалось слово «лопасти» – «плоская широкая часть винта у парохода или самолета»

Слайд 16

Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие педагогические технологии, Технология личностно-ориентированного взаимодействия п едагога с детьми , проблемно-диалогическое обучение технология развития критического мышления учащихся технология проектного обучения образовательные технологии ТРИЗ ИКТ исследование на уроке и во внеурочной деятельности технология интегративного обучения технология исследовательской деятельности технология уровневой дифференциации технология учебных ситуаций технология использования ЭОР

Слайд 17

Программа реализации проекта. 1.Организация работы на уроке: Необходимость использования разных видов работ, способствующих прочному запоминанию правильного написания. Научить школьников пользоваться словарём и обеспечить накопление ими соответствующего опыта. Словарная работа должна оказать положительное влияние не только на культуру речи учащихся, но и в целом на их отношение к качеству речи, своей и окружающих. 2.Организация внеклассных занятий по углубленному изучению словарных слов. 3.Формирование методического обеспечения поданной теме. 4. Проведение диагностик. 5.Создание условий для участия детей в различных учебных и творческих мероприятиях. 6.Использование системы информационно – коммуникационных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над правильным произношением младших школьников на уроках русского языка ( 1 класс).

Произносительная работа планируется нами по направлениям: техника, орфоэпия, интонация. Первым является работа над техникой речи, которая понимается как результат правильного дыхания, чёткой дикции: ...

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Доклад на тему: "Творческие работы младших школьников на уроках русского языка".

Здесь описаны такие виды творческих работ как сочинение,творческие диктанты,свободные диктанты....

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

Обобщение и распрастранение опыта работы по теме "Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"

Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"Систем...

О возможностях использования дидактических средств обучения при организации самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка

В данной работе рассматривается понятие, виды самостоятельной работы, особенности использования дидактических средств для организации самостоятельной работы на уроках русского языка при изучении имени...