Подготовка к олимпиадам по русскому языку 2 класс
олимпиадные задания по русскому языку (2 класс) на тему
В статье представлено большое количество заданий олимпиадного характера по русскому языку (с ответами). Материал систематезирован по темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка к олимпиадам по русскому языку 2 класс | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ушакова Наталия Игоревна
учитель начальных классов
ГБОУ Прогимназия № 1752
г. Москва
ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДАМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2 КЛАСС
В современной методической системе обучения наметился перенос акцентов с увеличения объёма информации, предназначенной для усвоения обучающимися, на формирование у школьников логических мыслительных умений, так как интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления.
Уже в начальной школе перед учителем стоит задача научить детей анализировать, сравнивать, и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами и явлениями не только конкретного, но и абстрактного мира. Олимпиадные задания помогают в какой-то степени учителю решить эту задачу.
Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время ребёнок впервые самостоятельно совершает открытия. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них — ростки будущего интереса к науке. Кроме того, олимпиада является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей обучающихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, активизируется интеллектуальная деятельность.
Олимпиады проводят в два тура. Первый тур проводится в классе, второй — в школе по параллелям. Олимпиады проводят после соответствующей подготовительной работы как на уроке, так и во внеурочное время. При подготовке к олимпиаде полезно предложить набор заданий, которые по своему характеру и сложности решения близки к заданиям первого тура. Следует помнить, что подготовкой к олимпиаде следует заниматься не от случая к случаю, а систематически.
Подготовка олимпиады — это серьёзная методическая работа. Необходимо, чтобы задания были интересными, носили творческий характер и были одновременно поучительными.
В статье представлено большое количество заданий олимпиадного характера, дополнительный материал, который систематизирован по темам. Сами задания часто выходят за рамки традиционной программы по русскому языку и вносят элемент неожиданности в сочетании с различными «заковыристыми» формулировками. Учитель может самостоятельно подготовить содержание олимпиады, подобрав разноуровневые задания, соответствующие возрасту детей и их психологическим особенностям. Количество заданий должно зависеть от их сложности и от уровня подготовки детей.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
АЛФАВИТ. ЗВУКИ И БУКВЫ
- Добавьте в конец каждого из четырёх слов - пена, шар, бор, метр - по одной букве из слова «флот». Какие слова получились? Запишите их.
- Расшифруйте слово.
Шифр:
М П А Б Д Я И В Ш К Л О Ч Ф
Загаданное слово:
- Составьте новые слова, изменяя порядок букв в данном слове.
а) кукла - …
б) лапка - …
- Сколько раз в стихотворении встречается звук «ш»?
- Ты скажи мне, милый ёж,
Чем ежиный мех хорош?
- Тем он, лисонька, хорош,
Что зубами не возьмёшь.
- Давайте сыграем в игру «Слова-перевёртыши». Отгадайте загадку; в ней спрятались слова-отгадки, которые можно прочитать слева направо и наоборот.
Я по полену бью, звеня,
Дровами на зиму снабжаю,
Когда ж с конца прочтут меня,
Я недовольство выражаю.
СЛОГ. УДАРЕНИЕ
- Поставьте первый слог вторым. Запишите получившиеся слова, поставьте ударение.
Насос, наши, камыш, рады, сыро, навес.
- Из слогов «соберите» пословицу.
Де вре лу по хе те мя час.
- Допишите слоги, чтобы получились имена.
Да … , Ли … , Ко … , Ми... .
- Составьте слова из слогов.
Кук, ны, ки, тик, сос, ут, ла, ко.
- Где ошибки? Вот вопрос!
Кто исправит перенос?
а) Пе-тух, ко-са, па-льто, ка-нат.
б) Ал-ле-я, де-нь, пи-сьмо, за-кат.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И ПОСЛОВИЦЫ
- Допишите пословицы.
Семеро одного …
Без труда …
С миру по нитке …
Дареному коню...
Волков бояться...
- Закончите фразеологизм подходящим словом.
Голоден как …
Изворотлив как …
Нем как …
Болтлива как …
Как мокрая ...
- В каких предложениях употреблены фразеологизмы.
а) Я хотел пожаловаться на сестру, но вовремя прикусил язык.
б) При появлении кота Мурзика воробьёв как ветром сдуло.
в) В ноябре листья с деревьев ветром сдуло.
г) Саша упал и прикусил язык.
- Найдите ошибку в пословицах и поговорках, исправьте её.
Два сапога - тара.
Ус хорошо, а два лучше.
Голод - не щётка.
Ждать у горя погоды.
Не делай из муки слона.
- Расшифруйте пословицу.
К - О - Ч - Л - Д - Л - Г - Л - Й - М - Л - !
СИНОНИМЫ. АНТОНИМЫ
- Подберите синонимы к перечисленным словам.
Волшебник, пища, зябнуть, использовать, неправильный.
- Правильно ли употреблены слова-синонимы? Исправьте ошибки.
а) карие носки - коричневые глаза - коричневое пальто;
б) сырой луг - мокрый луг - мокрый воздух;
в) голубое платье - лазурное платье - голубое небо;
г) покоится пустыня - лежит пустыня.
- Подберите антонимы к словам.
Чистый - … , здоровый - ... .
Светлый - … , мягкий - … .
- Найдите в пословицах антонимы и подчеркните их.
а) На смелого собака лает, а трусливого кусает.
б) Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
в) Труд всегда даёт, а лень только берёт.
г) Велик телом, да мал делом.
д) на чёрной земле белый хлеб родится.
- Попробуйте в предложениях заменить выделенное слово его синонимом.
а) Я читал интересную книгу.
б) Лиса обманула косолапого.
в) Мальчик споткнулся и шлёпнулся в лужу.
- Вставьте в пословицы подходящие по смыслу антонимы.
а) … говори, да … делай.
б) … земля … рук не любит.
в) Иди … , а оглядывайся... .
Слова для справок: чёрный - белый, вперёд - назад, меньше - больше.
СЛОВО
- Подчеркните в каждом слове «спрятавшееся» слово.
Волк, удочка, полк, мрак, коса, зубр, укол, щель, столб, уточка, хлев.
- Запишите слова в порядке возрастания размеров.
Большая, маленькая, громадная, крошечная, большущая.
- Прочитайте предложения и замените каждое из них одним словом.
а) Человек, управляющий оркестром.
б) Человек, который продаёт товары в магазине.
- Расшифруйте слова.
а) GBZДUFРLУYRГ;
б) РYАUССRWLКIGZАNQYЗU.
- Придумай как можно больше слов, заменяя первую букву в словах.
Чайка, борт, роза.
ОТВЕТЫ
подготовительный этап
АЛФАВИТ. ЗВУКИ И БУКВЫ
- Пенал, шарф, борт, метро.
- Фамилия.
- Кулак, палка.
- 5 раз: ёж, хорош, хорош, что, возьмёшь.
- Топор - ропот.
СЛОГ. УДАРЕНИЕ
- Сосна, шина, мышка, дыра, росы, весна.
- Делу время, потехе час.
- Даша, Лиза, Коля, Миша (возможные варианты).
- Кукла, сосны, утки, котик.
- Паль-то, ал-лея, день, пись-мо.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И ПОСЛОВИЦЫ
- Семеро одного … (не ждут).
Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).
С миру по нитке … (голому рубашка).
Дареному коню... (в зубы не смотрят).
Волков бояться... (в лес не ходить).
2. Голоден как … (волк).
Изворотлив как … (уж).
Нем как … (рыба).
Болтлива как … (сорока).
Как мокрая … (курица).
- а) , б).
4. Два сапога - пара.
Ум хорошо, а два лучше.
Голод - не тётка.
Ждать у моря погоды.
Не делай из мухи слона.
5. Кончил дело — гуляй смело!
СИНОНИМЫ. АНТОНИМЫ
- Чародей, еда, мёрзнуть, применять, ошибочный.
- а) коричневые носки - карие глаза - коричневое пальто;
б) мокрый луг - сырой воздух;
в) голубое платье - лазурное небо;
г) лежит пустыня.
- Грязный, больной, тёмный, твёрдый.
- а) смелого - трусливого
б) много - мало
в) даёт - берёт
г) велик - мал
д) чёрной — белый
5. а) Я читал увлекательную книгу.
б) Лиса обманула медведя.
в) Мальчик споткнулся и упал в лужу.
6. а) Меньше говори, да больше делай.
б) Чёрная земля белых рук не любит.
в) Иди вперёд , а оглядывайся назад.
СЛОВО
- Вол, дочка, пол, рак, оса, зуб, кол, ель, стол, точка, лев.
- Крошечная, маленькая, большая, большущая, громадная.
- а) дирижёр; б) продавец.
- а) вдруг; б) рассказ.
- Чайка - гайка - майка - сайка - байка;
борт - порт - сорт - корт;
роза - лоза - поза - коза.
ОЛИМПИАДА
1-ый тур
- Закончите пословицы.
а) По платью встречают …
б) Грамоте учиться …
в) Терпение и труд …
- Вставьте пропущенные буквы.
Л...сной, р...чной, г...ристый,
М...рской, р...дной, л...систый.
Проверь слова, да не сп...ши,
Красиво, грамотно сп...ши.
- В каждом предложении зачеркните слово, которое искажает его смысл.
Маленький Саша весело заплакал. По дороге полз колючий гладенький ёжик. Зайчик перепрыгивал через пеньки кустики черники, сосны.
- Прочитайте. Найдите слово с «заблудившейся» буквой. Исправьте ошибку.
Жучка будку не доела,
Неохота. Надоело...
- Составьте новые слова, изменяя порядок букв в слове.
Пила - … , маяк - … , нора - … .
- Разгадайте шараду.
Из трёх букв я состою,
В новый год квартиры украшаю,
А добавить букву «М» -
Плавать кораблям мешаю.
- Прочитай «заколдованные» слова и вычеркните в каждом из них лишний слог.
Саповаги, медверадица, ляшагушка, ветоничка.
- Запишите все буквы, которые вы здесь видите.
- Замените устойчивое выражение близким по значению словом.
а) Прикусить язык - __________
б) Как снег на голову - ________
в) Мозолить глаза - ___________
- Запишите как можно больше изменений данного слова, меняя каждый раз только одну букву.
Кочка - __________________________
ОТВЕТЫ:
1 - ый тур
- а) … по уму провожают; б) … всегда пригодится; в) … всё перетрут. (3 балла)
- Лесной, речной, гористый,
Морской, родной, лесистый.
Проверь слова, да не спеши,
Красиво, грамотно спиши. (6 баллов)
3. Весело, гладенький, сосны. (3 балла)
- Будку - булку. (1 балл)
- Липа, ямка, рано. (3 балла)
- Ель - Мель. (3 балла)
- Сапоги, медведица, лягушка, веточка. (3 балла)
- Т, К, Ж, Х, У. (2 балла)
- а) замолчать; б) неожиданно; в) надоедать. (4 балла)
- Кочка - дочка - бочка - мочка - ночка - точка - почка. (3 балла)
ОЛИМПИАДА
2-ый тур
- Прочитайте. Найдите слово с «заблудившейся» буквой. Исправьте ошибку.
Забодал меня котёл,
На него я очень зол!
- В пустые клетки впишите слова, которые обозначают название цветка, животного, растения, хищной рыбы.
А | А | |||
А | А | |||
А | ||||
А | А |
- Прочитайте «заколдованные» слова и вычеркните в каждом из них лишний слог.
Сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки.
- Закончите пословицы.
а) Труд человека красит, а …
б) Делу время - …
в) Семь раз отмерь - …
- Зачеркните лишнее слово в каждой строке.
Пара, парный, паровой.
Носильщик, носатый, поднос.
Лето, лететь, летний.
- Замените выражение одним словом.
Бить баклуши - _____________________
Во все лопатки - ____________________
Надуть губы - ______________________
- Запишите как можно больше изменений данного слова, меняя каждый раз только одну букву.
Бок - ____________________________
- Обведите фразеологические обороты, которые растолкованы неверно.
а) встретиться нок к носу — очень близко, вплотную
б) за ушами трещит — боли голова;
в) зарубить себе на носу — пораниться.
- Вставьте пропущенные буквы.
е | п | к | а |
е | п | к | а |
е | п | к | а |
е | п | к | а |
- Прочитайте зашифрованную пословицу, используя план.
Х | О | Р | К | Л | У | Э | В | Д |
Ц | С | О | Н | Ё | Ч | Г | У | Р |
Ф | Т | Ш | И | П | Ш | Е | И | Л |
Ы | Я | А | Г | А | И | Й | М | У |
- Найдите общую часть для следующих слов. Запишите получившиеся слова.
Гл
М Ос
Дл В
( … )
- Прочитайте и запишите, что здесь написано. Чтобы прочитать, надо буквы выстроить по высоте.
С Н Ч И О У Л Ч И О Ь Т
- От каждого слова возьмите какой-то слог и составьте новое слово.
а) поворот, пороша, канава;
б) соломка, пора, мель;
в) кора, лото, боксёр.
ОТВЕТЫ:
2 - ой тур
- Котёл - козёл. (1 балл)
- Астра, баран, трава, акула (возможные варианты). (3 балла)
- Сахар, варенье, орехи, баранки. (3 балла)
- а) лень портит; б) потехе — час; в) один раз отрежь. ( 4 балла)
- Паровой, носатый, лететь. (3 балла)
- а) бездельничать; б) быстро; в) обидеться. (4 балла)
- Бок - кок - док - рок - сок - ток - шок (возможные варианты). (3 балла)
- б), в). (2 балла)
- Кепка, репка, щепка, лепка. (4 балла)
- Хорошая книга — лучший друг. (4 балла)
- Общая часть слова — ина: длина, мина, глина, осина, вина. (2 балла)
- Учись отлично. (2 балла)
- а) во-ро-на; б) ка-ра-мель; в) ко-ло-бок. (3 балла)
ЛИТЕРАТУРА
- Бакулина Г.А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Киров: ВГПУ, 1998.
- Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2 - 4 классы. М.: Айрис-пресс, 2005.
- Максимова Т.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «окружающий мир». 1 - 2 классы. М.: ВАКО, 2011.
- Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2 - 4 классы. М.: Айрис-пресс, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к олимпиаде по русскому языку во 2 классе
Нестандартные задания по русскому языку при подготовке к олимпиаде (отборочный тур)....
Упражнения для подготовки к олимпиаде по русскому языку для учащихся 4 класса
Данный курс рачитан на 12 занятий....
материалы для подготовки к олимпиаде по русскому языку - 4 класс №1
Здесь представлены некоторые олимпиадные задания по русскому языку с ответами для 4 класса...
задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 4 класс
Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку в 4 классе...
Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку для 4 класса
Данный материал позволяет выявить одаренных детей. Задания подобраны для проверки различных разделов русского языка....
Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку (4 класс)
Данный материал составлен для подготовки обучающихся к олимпиаде по русскому языку в 4 классе. Прилагаются ключи с ответами....
подготовка к олимпиаде по русскому языку 3 класс
подготовка к олимпиаде по русскому языку 3 класс...