Поздравительная открытка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ход урока
I. Оргмомент
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Постановка учебной задачи
- Сегодня у нас урок развития речи.
Слайд 1
Соберите из букв слово, и вы узнаете тему нашего урока.
Слайд 2
Тема урока «Поздравляю!»
-Итак, сегодня мы будем учиться писать текст – поздравление.
III. Игра «Собери пословицу» (работа по вариантам)
Слайд 3
1) - Ребята, у каждого из вас в конвертах лежат карточки со словами. Вам нужно из них собрать пословицу.
1 вариант: Ласковое слово и кошке приятно.
2 вариант: Хорошее слово – половина счастья.
Проверка: два ученика собирают пословицы на магнитной доске.
- Какой общий смысл у этих пословиц?
(Когда мы слышим хорошее, доброе слово, то на душе становится светлее и радостнее)
- Конечно, ребята, вы правы. Доброе, ласковое слово улучшает настроение, поэтому мы чувствуем себя счастливее.
2) - Скажите, а когда особенно хочется принести человеку радость, сделать приятное?
(В день рождения, в Новый год и т.п.)
- Совершенно верно! В праздник хорошее настроение нам просто необходимо! Не зря в народе говорится: «Без доброго слова празднику не праздник». Итак, в праздничные дни мы поздравляем друг друга и произносим добрые слова и пожелания.
3) - Ребята, вы знаете, что речь бывает устной и письменной.
Как вы думаете, где же используется письменная поздравительная речь?
Слайд 4
(В поздравительном письме, в поздравительной открытке, в поздравительной телеграмме)
Слайд 5
IV. Из истории почтовой открытки
- История открытки как почтовой карточки сравнительно молода и насчитывает всего лишь 140 лет.
Однако, если рассматривать открытку не как «открытое письмо», а как поздравительное послание, то первая такая карточка была изготовлена ещё в 15 веке. Считается, что герцог Орлеанский, сидя в тюрьме, таким оригинальным способом поздравил свою жену с днём Святого Валентина.
Но как уже отмечалось, массовое распространение открытки получили лишь в конце 19 века. Их использовали для того, чтобы поздравить друг друга с различными праздниками: Пасхой, Рождеством и другими.
Слайд 6
До 1860 года открытки изготавливали вручную, поэтому их стоимость была довольно высока. Поздравительные открытки того времени – это настоящие произведения искусства, украшенные многочисленными виньетками и высечкой. Изображение было столь прекрасно, что длинный поздравительный текст здесь попросту не предусматривался. Их просто подписывали и передавали адресату.
V. Работа с информационной картой
(Карты у каждого ученика на партах)
1) Задание:
- Внимательно прочитайте правила написания поздравительного письма.
Простым карандашом выполните разметку текста:
Слайд 7
«+» - правила, которые знали раньше;
«!» - новые сведения;
«?» - непонятно, требует разъяснений;
2) Обсуждение:
- Что нового узнали?
-Какой пункт непонятен, требует разъяснений?
ФИЗМИНУТКА
Хомка, хомка, хомячок –
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Ручки моет, щечки трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Хомка хочет сильным стать!
VI. Работа над планом текста-поздравления
- Зная правила написания текста-поздравления, поставьте пункты плана в нужном порядке.
Слайд 8
- Обращение
- Поздравление
- Пожелание
- Подпись
- Дата
VII. Беседа по содержанию сочинения. Лексическая работа
- Работа по учебнику: с. 45, упр. 4
(Первое поздравление неинтересное, скучное. Счастья и здоровья можно пожелать любому человеку)
- Несмотря на то, что в поздравительных текстах встречаются одинаковые слова, выражения, все же для каждого адресата нужно найти особые слова, нестандартные пожелания, свою интонацию. Нужно написать поздравление так, чтобы порадовать адресата.
- Составление коллективного поздравления по опорным словам и выражениям (работа по группам)
1 группа.
Задание:
- Выберете из предложенных вариантов «обращений» один-два, наиболее понравившиеся. Напиши «обращение».
- дорогая…
- милая…
- добрая…
- любимая…
2 группа.
Задание:
- Выберете из предложенных вариантов «поздравлений» один, наиболее понравившийся. Подчеркни его. Допиши название праздника.
- От всей души поздравляю…
- Искренне поздравляю…
- От всего сердца поздравляю…
- Очень хочется поздравить…
3 группа.
Задание:
- Выберете из предложенных вариантов «пожеланий» три-четыре, которые вам наиболее понравились. Подчеркни их.
Желаю …
ярких, солнечных лучей; море цветов; добра, света, тепла; веселья, радости, улыбок; бодрости духа; долголетия; праздничного настроения; хорошего самочувствия; чтобы всегда улыбались твои глаза; чтобы печаль никогда не касалась твоих глаз;
4 группа.
Задание:
- Выберете из предложенных вариантов «пожеланий» два-три, которые вам наиболее понравились. Подчеркни их.
Оставайся такой же…
доброй, красивой, нежной, ласковой, мудрой, заботливой, весёлой, жизнерадостной;
Слайд 9
- – А вот какое поздравление я написала своей маме к этому празднику.
За ласку, доброту, заботу
Хочу тебя благодарить.
Собрать бы все цветы на свете –
Тебе, родная, подарить.
И пожелать здоровья, счастья,
Побольше радости, тепла,
Чтоб в жизни не было несчастья,
И чтоб не старили года!
VIII. Домашнее задание
с. 45, упр. 5
- Напишите поздравление своим родным или друзьям к Новому году, дню рождения или к какому-либо другому празднику. Поздравление может быть не только в прозе, но и в стихах.
IX. Итог урока, рефлексия
- Послушайте, какое пожелание друзьям написал поэт С. Я. Маршак.
Слайд 10
Пожелание друзьям
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас,
И сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего,
А всё хорошее, друзья,
Дается нам недешево!
- - Над каким видом текста работали на уроке?
- Где пригодится вам умение писать тексты-поздравления?
- «Смайликом» покажите свое настроение в конце урока.
Слайд 11
Дополнительный материал:
Ты этот праздник долго ждешь,
О нем мечтаешь.
С утра гостей ты позовешь,
Теплом встречаешь.
Ты в комнату их проведешь,
На стол накроешь,
Потом посуду уберешь
И всю помоешь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поздравительная открытка к 23 февраля
Изготовление открытки с обёмными гвоздиками. Предлагаются и другие варианты открыток....
Развитие речи "Поздравительная открытка"
Урок развития речи. Знакомит детей с правилами оформления поздравительных открыток....
"Поздравительная открытка, декоративная закладка» , 3 класс.
Урок по теме: "Поздравительная открытка, декоративная закладка» , 3 класс, программа Б.Неменского. Это интегрированный урок, но может проводить и учитель изо, если есть опыт работы в графи...
Открытый урок по технологии «Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей». ( Поздравительная открытка ко Дню матери )
Открытый урок по технологии «Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей». ( Поздравительная открытка ко Дню матери )...
Технологическая карта урока технологии «Образ и конструкция открытки. Новогодняя поздравительная открытка» 2 класс
мини-проект по созданию новогоднее открытки...
Презентация по трудовому воспитанию на тему: технология изготовления аппликации-открытки "Поздравительная открытка ко дню пожилого человека"
Открытка выполнена в технике «аппликация» с элементами оригами и бумагопластики.Цель: развитие творческих способностей субъектов образовательного процесса посредством создания открытки в технике «аппл...
Конспект урока изобразительного искусства: "Поздравительная открытка. Изображение открытки" ( УМК " Школа России" , 3 класс)
Тема: «Поздравительная открытка. Изображение открытки»Цели деятельности учителя: развитие творческих способностей учащихся в процессе рисования открытки; формирование представления о...