Рабочая программа 3 класс УМК Перспективная начальная школа речевой этикет
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Калуги
(полное название образовательного учреждения)
« Рассмотрено» «Согласовано» « Утверждаю»
Руководитель методического Заместитель директора по Директор МБОУ « Средняя
объединения учителей УВР МБОУ « Средняя общеобразовательная школа
_________________________ общеобразовательная школа №____» г. Калуги
МБОУ « Средняя №_____» г. Калуги
Общеобразовательная школа _____________/Гапеева С.Г./
№____» г. Калуги Ф.И.О.
___________/Мартынова О.В/ __________/Кузьмина Л.И./
Ф.И.О. Ф.И.О.
Протокол №_______ Приказ №__________
от «___»_____________2014 г «___»_____________2014 г от «___»_____________2014 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Речевой этикет
( наименование учебного курса, предмета, дисциплины , модуля)
ДЛЯ 3 « Б» КЛАССА
НА 2014 /2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
Королева Галина Владимировна, высшая квалификационная категория
( Ф.И.О. учителя-составителя программы, квалификационная категория)
2014 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по «Речевому этикету» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Учебно-методический комплект представлен учебной тетрадью Ладыженская, Т.А. Детская риторика: в рассказах и рисунках: 3 кл.: в 2 ч. / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Т.М. Ладыженская и др.- М.: Ювента; Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100») и методическим пособием для учителя.
Факультатив «Речевой этикет» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
На изучение отведено 34 часа в год (1 час в неделю). Темы занятий сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом, обучающимися
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г.
6. В основе организации работы с детьми положен системно-деятельностный подход.
7. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Изучение курса «Речевой этикет» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цели и задачи речевого этикета как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Речевой этикет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому речевой этикет как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества».
Речевой этикет даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
2. Общая характеристика курса
Одним из результатов обучения речевому этикету является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
3. Формы контроля и оценки планируемых результатов
В основу изучения факультатива положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
- Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
- публичные выступления ребёнка;
-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;
-иллюстрирование, выразительное чтение;
-сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.
-решение риторических задач;
-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время)
- Самооценка и самоконтроль, определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.
4. Межпредметные связи
В факультативном курсе «Речевой этикет» осуществляются тесные межпредметные связи:
- с литературой, так как широко используются художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, в составлении устных и письменных рассказов о героях литературных произведений, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование);
- с уроками русского языка: умение анализировать риторические задачи, первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);
- с уроками музыки, изобразительного искусства: использование репродукции картин известных художников, фонограмм учитель опирается на те знания, которые получены учащимися на уроках изобразительного искусства и музыки, что способствует эстетическому воспитанию учащихся, выявлять основной замысел произведения, понимать язык этих видов искусств. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.
5. Планируемые результаты
Личностные результаты | Метапредметные результаты |
|
|
6. Содержание учебного предмета
В структуре курса «Речевой этикет» можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение речевому этикету, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
ОБЩЕНИЕ.
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам
Календарно-тематическое планирование
№ | дата | Теме урока( раздела) | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся | Личностные результаты | Метапредметные | Форма контроля |
ОБЩЕНИЕ (17 часов) | |||||||
НАУКА РИТОРИКА | |||||||
1 | Наука риторика. Проверь себя | 1 | Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д.. | Оценивать свои поступки как «хорошие» или «плохие» с позиций общечеловеческ их ценностей, познания нового. | Учиться подчинять свое высказывание задаче взаимодействия Ставить учебную задачу урока после предварительного обсуждения; прогнозировать степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | Деловая игра | |
2 | Что мы помним о речевой ситуации. | 1 | Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения | Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче Определять степень вежливости при общении людей; осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений. | Творческая работа | ||
3 | Твои речевые роли. (Повторение.) | 1 | Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях | Публичные выступления | |||
4 | С какой целью? Зачем? (Задачи общения.) | 1 | Называть задачи общения. Называть некоторые коммуникативные профессии. Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи. | Текущий контроль | |||
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ | |||||||
5 | Неподготовленная речь. | 1 | Различать подготовленную и неподготовленную речь. Анализировать примеры неподготовленной речи. | Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения. | Самостоя тельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; анализировать информацию, представленную в разных формах, извлекать необходимые сведения. | Публичные выступления | |
6 | Подготовленная речь. | 1 | |||||
7-8 | Приёмы подготовки. | 2 | Называть приёмы подготовки устного высказывания. Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания. | Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения. | Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли. Уметь перерабаты- вать информацию; Аргументиро- вать свою точку зрения; делать выводы на основе обобщения знаний; пользоваться приёмами подготовки устного выступления | Решение риторических задач | |
9 | Говорим подробно, кратко. | 1 | Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко | Уметь оценивать свои и чужие высказывания сточки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации. | Творческая самостоятельная работа | ||
ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ) | |||||||
10 | Похвала (комплимент). | 1 | Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения. Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией. | Уметь анализировать тактичность речевого поведения. | Уметь делать выводы на основе обобщения знаний. Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Участие в сценках, диалогах | |
СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ | |||||||
11 | Слушаем, вдумываемся. | 1 | Называть задачи слушания. Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации. Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя. | Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации. | Уметь критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии Уметь наблюдать и делать самостоятельны е выводы. | Текущий контроль | |
12 | Слушаем по-разному. | 1 | Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах. Оценивать свои особенности как слушателя. | Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения. | Публичные выступления | ||
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ | |||||||
13 | Читаем учебные тексты. | 1 | Анализировать роль различных выделений в учебных текстах. Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план. | Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации. | Преобразовыват ь информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Уметь анализировать информацию, представленную в разных формах, извлекать необходимые сведения; Перерабатывать информацию. | Самостоятельная работа | |
14 | Учимся писать, редактировать. | 1 | Объяснять, зачем нужно исправлять текст. | Уметь осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово. | Текущий контроль | ||
15 | Как исправить текст? (Правка текста.) | 1 | Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания; исключение ненужного). Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами. | Самостоятельная работа | |||
ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ | |||||||
16 | Что такое вежливость. | 1 | Давать определение вежливости. | Уметь определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо). | Уметь критически осмысливать опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии | Участие в сценках | |
17 | Добрые дела – добрые слова. | 1 | Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам. | Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях. | Уметь в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. | Участие в сценках | |
ТЕКСТ (17 часов) | |||||||
РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ | |||||||
18 | Проверь себя. Тексты разные нужны. | 1 | Называть признаки текста, типы текстов. Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты. Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления. | Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений | Планировать выполнение задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Текущий контроль | |
19 | Диалог и монолог. | 1 | Различать диалог и монолог. Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов. | Публичные выступления | |||
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ | |||||||
20 | Пиши правильно! | 1 | Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению | Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения | Анализировать, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего. Критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии | Самостоятельная творческая работа | |
21 | Произноси правильно! | 1 | Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего | Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли | |||
22 | Употребляй слова правильно! | 1 | Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём | ||||
ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА | |||||||
23 | Пересказ. | 1 | Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста | Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения. Уметь анализировать тактичность речевого поведения. | Уметь перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста. Уметь корректировать и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Текущий контроль | |
24 | Выбери нужное. (Выборочный пересказ.) | 1 | Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения. Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа. | Текущий контроль | |||
25 | Цитата в пересказе. | 1 | Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе. Вводить в пересказ эффективные цитаты | Самостоятельная творческая работа | |||
26 | Кратко о книге (аннотация). | 1 | Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги | Текущий контроль | |||
ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС… | |||||||
27 | Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как? | 1 | Анализировать структуру поздравления – устного и письменного. Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации | Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово. Оценивать свою вежливость. | Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Корректировать и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи. | Участие в сценках | |
28 | С днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта! | 1 | Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление | Составление поздравлений | |||
УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ | |||||||
29 | Рассуждение, вывод в рассуждении. | 1 | Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом | Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово. | Уметь в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. | Публичные выступления | |
30 | Правило и цитата в доказательстве. | 1 | Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении. Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами | ||||
ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ | |||||||
31 | Сравни и скажи. | 1 | Анализировать сравнительные описания, их структуру | Формулиро- вать самому простые правила общения в коллективе; оценивать и объяснять, что хорошо и что плохо. | Анализировать информацию, представлен- ную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | Решение риторических задач | |
32 | Правила сравнения. | 1 | Называть правила сравнения. Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения | Учиться в предложенных коммуникатив- ных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. | Решение риторических задач | ||
33 | Как строятся сравнительные тексты. | 1 | Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение. Реализовывать сравнительное описание разными способами | Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово. | Учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. | Составление текстов | |
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ | |||||||
34 | Риторический праздник. | 1 | Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры. Разыгрывать риторические игры. | Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений. | Анализировать разнообразие текстов (жанров). Уметь в предложенных коммуникатив ных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. | Участие в сценках, составление диалогов, решение риторических задач |
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации задач обучения речевому этикету используются учебные пособия «Детская риторика» для начальной школы, методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской).
Кроме методических рекомендаций, изданных к каждому классу, учителям можно посоветовать познакомиться с методическими пособиями:
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента. В книге раскрывается процесс обучения по учебным пособиям «Детская риторика», «Школьная риторика», «Риторика» для 1–11-го классов в соответствии с образовательной программой «Школа 2100». Авторы рассказывают о современной риторике общения: её содержании, программе, специфике этого учебного предмета, об особенностях построения уроков риторики; приводят разработки уроков для разных классов.
- Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента. В пособии рассматривается реализованная в учебниках риторики технология обучения речевым жанрам как разновидностям текста, которые реально существуют в жизни и которыми нужно овладеть, чтобы общение было успешным. Каждая глава содержит необходимые теоретические сведения и разработки уроков (их в общей сложности 26).
К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на уроках риторики, относятся:
- DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
- цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
- компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.
Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.
Кроме того, эти средства позволяют разнообразить
– виды деятельности учеников на уроке;
– приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);
– процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д.
Приведём примеры работ при использовании компьютера:
- анализ положительного или негативного примера речевого жанра;
- редактирование (взаиморедактирование);
- создание текста, его коллективное обсуждение;
- создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.);
- создание речевых жанров с использованием многомерного представления информации: текста, графики, голоса (звука).
При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики инструментальные знаний
(например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Безусловно, записи высказываний младших школьников, созданные учителем с помощью DVD (видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы анализировать удачи и промахи при создании устных высказываний, что способствует развитию умений оценки и самооценки учеников.
Технические средства на уроках речевого этикета широко привлекаются также при создании:
- классных газет и журналов (компьютер);
- фотоальбомов (фотоаппарат);
- DVD- и видеозаписей (DVD- и видеокамера, DVD-плеер и видеомагнитофон) риторических праздников, конкурсов и т.д.
Анализируя и создавая тексты с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс
Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа". Составитель: Чуфенёва А.Ю....
Рабочая программа по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс
Пояснительная записка, тематическое планирование по предметам: математика, русский язык, литературное чтение за 2 класс....
Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс
Рабочие программы разработаны по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс...
Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс
Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс...
Рабочая программа по математике "Перспективная начальная школа", 1 класс
Рабочая программа по математике "Перспективная начальная школа" для 1 класса....
Рабочая программа по литературе "Перспективная начальная школа", 1 класс
Рабочая программа по литературе "Перспективная начальная школа" для 1 класс...
Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс
Рабочие и календарно-тематичские планы по УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс...