Урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Низамова Ольга Николаевна

Тема " Непроизносимые согласные на стыке приставки и корня"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dokument_microsoft_office_word.docx513.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 49»

Урок русского языка в 3 классе по теме

« Непроизносимые согласные на стыке приставки и корня»

Выполнила:  Низамова О.Н.

МБОУ  СОШ  № 49

   

Новокузнецк, 2014

                                                                                                                                        1

                                                                            Введение

В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. «Развивающемуся обществу, - подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования»,- нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью… способны к сотрудничеству…обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание».

  Если приоритетом общества и системы образования является подготовка вступающих в жизнь в новом качестве молодых людей, то и  результат образования наряду с общей грамотностью выпускника измеряется успешностью решения таких задач, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.  

«Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность». (Г.С.Батищев)

Актуализация системно - деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

  • придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

                                                                                                                                 

 Урок русского языка в 3 классе.

  Тема урока.  Буквы непроизносимых согласных в корне слова.

            Цели урока: 

          1) сформировать представление о непроизносимых согласных звуках в слове;

         2) способствовать овладению способом правописания слов с буквами непроизносимых согласных в корне слова;

         3) развивать умение наблюдать, сравнивать, делать вывод;

        4) воспитать интерес к русскому языку.

Ход урока

I Организационный момент

II Актуальность знаний

Какие орфограммы вы уже умеете проверять?

(Орфограммы сильных и слабых позиций в корне слова, приставке)

Какие ошибки можно допустить при написании слов с этими орфограммами?

- можно не увидеть ошибкоопасное место;

- можно неверно определить часть слова, в котором находится орфограмма;

- можно неверно подобрать проверочное слово.

III Создание учебной ситуации

Игра. Работа в группах

          Вы уже умеете проверять орфограммы слабых позиций в различных частях слова, и я предлагаю это проверить. Для этого мы сейчас с вами поиграем в игру

« Угадай отметку». Перед вами два текста. Один текст выполнен на отметку «5», другой на «3». Дождём отметку размыло. Определите, под каким текстом какая отметка.

Текст  1.

      Дядя Фёдор и кот Матроскин выращивали в своём огороде овощи. На капусном листе кот Матроскин заметил бабочку капусницу. Дяде Фёдору стало грусно, потому что они не смогут угостить капустой окресных жителей и маму с папой.

                                                                                                                                             

Текст  2.

      Дядя Фёдор и кот Матроскин выращивали в своём огороде овощи. На капустном листе кот Матроскин заметил бабочку капустницу. Дяде Фёдору стало грустно, потому что они не смогут угостить капустой окрестных жителей и маму с папой.

Ответственный в каждой группе делится результатом работы группы.

- Какие слова в тексте вызвали затруднение? ( капустный, капустница, грустно, местным.) Почему?

- Слова написаны по-разному.

- Что вы не смогли сделать? (Не смогли найти правильный способ записи слов.)

- Почему? (Не хватает знаний.) ( У нас нет способа написания таких слов.)

- Вы готовы преодолеть затруднения? (Да.)

- Какую цель вы поставите перед собой? (Найти способ проверки таких слов.)

- Сформулируйте тему урока. (Правописание новой орфограммы.)

- Как вы будете открывать новый способ? ( В этих словах орфограммы находятся в корне слова, значит будем подбирать однокоренные слова, как и для других орфограмм в корне слова.)

- Построим алгоритм выхода из затруднения.

Подобрать однокоренные слова.

Выделить «корень»  во всех словах.

Сравнить написание корня во всех однокоренных словах.

Сделать вывод.

 IV  Открытие НЗ. Работа в группах

Работа по алгоритму со словами: капустница (Iгр.), местных (III гр.).

          Сделайте в группе вывод, как правильно написано данное слово, аргументируйте. ( Вывод:  корень в однокоренных словах пишется одинаково.  Чтобы написать слово «грустный», нужно подобрать однокоренное слово и выделить в них корень –груст, а затем написать в слове грустный, такой же корень, т.е. с буквой «т»).

- Подчеркните одной чертой слова, которые по вашему мнению являются проверочными.

           V Первичное закрепление

Работа с учебником.

          Стр. 71, упр. 76. Наблюдение за однокоренными словами, запись слов в два столбика. Установление закономерности, в каком случае не произносится согласный звук.

Вывод.

Сравнение вывода с авторским. С.72.

С.72, упр.78.

- Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании слов.

Сравнение совей формулировки с авторской.

Находим слово с наличием стечения согласных с непроизносимым согласным звуком в корне: местный, местность.

Находим однокоренные слова: место, местечко.

Выделяем корень в однокоренных словах: мест.

Определяем проверочное слово, в котором согласный четко произносится: место, местечко.

Сравните свой вывод с правилом в учебнике.

VI  Самостоятельная работа

          Для того, чтобы проверить, действительно ли вы научились хорошо определять слова с непроизносимыми согласными в корне слова, запишите слова, действуя по алгоритму.

Поздний, честный, счастливый, звездный, известный.

Проверка.

VII Итоговая рефлексия

- Какую цель ставили сегодня на уроке?

- Достигли ли мы цели?

- Какие задания на уроке помогли вам научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными?

- Кому всё удалось?

- Оценить свою деятельность на уроке.

- Положите в шкатулку карточку нужного цвета. ( Понял- зеленая; возникли небольшие затруднения – желтая; не справился, не понял – красная).

VIII Задание на дом

Попробуйте подобрать несколько слов с данной орфограммой.

                                                                                                                         

                                                                                                              7

Заключение

Системно — деятельностный подход реализуется с помощью технологии деятельностного метода-метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе учебно-познавательной деятельности. Для меня, пожалуй, это самое трудный момент в обучении. Не всегда ученики сделают правильные  выводы, медленно будут думать. А у учителя времени в обрез. Но жизнь требует перестройки в учительской работе. Нужно уйти от традиционных взглядов, шаблонов. В китайской мудрости есть слова: «…я делаю — я усваиваю». Именно мы должны включить ученика через действия в учебную деятельность, чтобы они самостоятельно вникли в новую тему, а потом и применили на практике полученные знания. Учитель как дирижёр: он направляет деятельность учеников, корректирует, привлекает к самостоятельности.

Содержание, методы, средства и формы организации познавательной  деятельности на уроке подчинены выполнению поставленных целей и задач образования, развития и воспитания учащихся.

С целью активизации мыслительной деятельности учащихся на  уроке  используется устный счет. Задания для устного счета направлены на развитие логического мышления, внимания и на активизацию тех вопросов, которые необходимы в работе по теме урока.

                                                                                                                     

                                                                                                                                  8

                                                                                                                       

Список литературы и интернет-ресурсов

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.  Русский язык: 3 класс: учебник: в 2 ч. – М.: «Баласс»  2012.
  • Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления. Пособие для учителя. – М. «Дрофа» 2000.
  • В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман «Младший школьник как субъект учебной деятельности» (статья)
  • festival.1september.ru/articles/629753/‎
  • yamal-obr.ru/articles/rol-sistemno-deyatelnostnogo-podhoda/‎

                                                                                                                                   9

C:\Documents and Settings\Admin.MICROSOF-B316CD\Рабочий стол\учебник 71.jpg

        

C:\Documents and Settings\Admin.MICROSOF-B316CD\Рабочий стол\Учебник  72.jpg

        

C:\Documents and Settings\Admin.MICROSOF-B316CD\Рабочий стол\Учебник 73.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...