Урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тема " Непроизносимые согласные на стыке приставки и корня"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dokument_microsoft_office_word.docx | 513.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49»
Урок русского языка в 3 классе по теме
« Непроизносимые согласные на стыке приставки и корня»
Выполнила: Низамова О.Н.
МБОУ СОШ № 49
Новокузнецк, 2014
1
Введение
В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. «Развивающемуся обществу, - подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования»,- нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью… способны к сотрудничеству…обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание».
Если приоритетом общества и системы образования является подготовка вступающих в жизнь в новом качестве молодых людей, то и результат образования наряду с общей грамотностью выпускника измеряется успешностью решения таких задач, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.
«Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность». (Г.С.Батищев)
Актуализация системно - деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:
- придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Урок русского языка в 3 классе.
Тема урока. Буквы непроизносимых согласных в корне слова.
Цели урока:
1) сформировать представление о непроизносимых согласных звуках в слове;
2) способствовать овладению способом правописания слов с буквами непроизносимых согласных в корне слова;
3) развивать умение наблюдать, сравнивать, делать вывод;
4) воспитать интерес к русскому языку.
Ход урока
I Организационный момент
II Актуальность знаний
Какие орфограммы вы уже умеете проверять?
(Орфограммы сильных и слабых позиций в корне слова, приставке)
Какие ошибки можно допустить при написании слов с этими орфограммами?
- можно не увидеть ошибкоопасное место;
- можно неверно определить часть слова, в котором находится орфограмма;
- можно неверно подобрать проверочное слово.
III Создание учебной ситуации
Игра. Работа в группах
Вы уже умеете проверять орфограммы слабых позиций в различных частях слова, и я предлагаю это проверить. Для этого мы сейчас с вами поиграем в игру
« Угадай отметку». Перед вами два текста. Один текст выполнен на отметку «5», другой на «3». Дождём отметку размыло. Определите, под каким текстом какая отметка.
Текст 1.
Дядя Фёдор и кот Матроскин выращивали в своём огороде овощи. На капусном листе кот Матроскин заметил бабочку капусницу. Дяде Фёдору стало грусно, потому что они не смогут угостить капустой окресных жителей и маму с папой.
Текст 2.
Дядя Фёдор и кот Матроскин выращивали в своём огороде овощи. На капустном листе кот Матроскин заметил бабочку капустницу. Дяде Фёдору стало грустно, потому что они не смогут угостить капустой окрестных жителей и маму с папой.
Ответственный в каждой группе делится результатом работы группы.
- Какие слова в тексте вызвали затруднение? ( капустный, капустница, грустно, местным.) Почему?
- Слова написаны по-разному.
- Что вы не смогли сделать? (Не смогли найти правильный способ записи слов.)
- Почему? (Не хватает знаний.) ( У нас нет способа написания таких слов.)
- Вы готовы преодолеть затруднения? (Да.)
- Какую цель вы поставите перед собой? (Найти способ проверки таких слов.)
- Сформулируйте тему урока. (Правописание новой орфограммы.)
- Как вы будете открывать новый способ? ( В этих словах орфограммы находятся в корне слова, значит будем подбирать однокоренные слова, как и для других орфограмм в корне слова.)
- Построим алгоритм выхода из затруднения.
Подобрать однокоренные слова.
Выделить «корень» во всех словах.
Сравнить написание корня во всех однокоренных словах.
Сделать вывод.
IV Открытие НЗ. Работа в группах
Работа по алгоритму со словами: капустница (Iгр.), местных (III гр.).
Сделайте в группе вывод, как правильно написано данное слово, аргументируйте. ( Вывод: корень в однокоренных словах пишется одинаково. Чтобы написать слово «грустный», нужно подобрать однокоренное слово и выделить в них корень –груст, а затем написать в слове грустный, такой же корень, т.е. с буквой «т»).
- Подчеркните одной чертой слова, которые по вашему мнению являются проверочными.
V Первичное закрепление
Работа с учебником.
Стр. 71, упр. 76. Наблюдение за однокоренными словами, запись слов в два столбика. Установление закономерности, в каком случае не произносится согласный звук.
Вывод.
Сравнение вывода с авторским. С.72.
С.72, упр.78.
- Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании слов.
Сравнение совей формулировки с авторской.
Находим слово с наличием стечения согласных с непроизносимым согласным звуком в корне: местный, местность.
Находим однокоренные слова: место, местечко.
Выделяем корень в однокоренных словах: мест.
Определяем проверочное слово, в котором согласный четко произносится: место, местечко.
Сравните свой вывод с правилом в учебнике.
VI Самостоятельная работа
Для того, чтобы проверить, действительно ли вы научились хорошо определять слова с непроизносимыми согласными в корне слова, запишите слова, действуя по алгоритму.
Поздний, честный, счастливый, звездный, известный.
Проверка.
VII Итоговая рефлексия
- Какую цель ставили сегодня на уроке?
- Достигли ли мы цели?
- Какие задания на уроке помогли вам научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными?
- Кому всё удалось?
- Оценить свою деятельность на уроке.
- Положите в шкатулку карточку нужного цвета. ( Понял- зеленая; возникли небольшие затруднения – желтая; не справился, не понял – красная).
VIII Задание на дом
Попробуйте подобрать несколько слов с данной орфограммой.
7
Заключение
Системно — деятельностный подход реализуется с помощью технологии деятельностного метода-метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе учебно-познавательной деятельности. Для меня, пожалуй, это самое трудный момент в обучении. Не всегда ученики сделают правильные выводы, медленно будут думать. А у учителя времени в обрез. Но жизнь требует перестройки в учительской работе. Нужно уйти от традиционных взглядов, шаблонов. В китайской мудрости есть слова: «…я делаю — я усваиваю». Именно мы должны включить ученика через действия в учебную деятельность, чтобы они самостоятельно вникли в новую тему, а потом и применили на практике полученные знания. Учитель как дирижёр: он направляет деятельность учеников, корректирует, привлекает к самостоятельности.
Содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности на уроке подчинены выполнению поставленных целей и задач образования, развития и воспитания учащихся.
С целью активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке используется устный счет. Задания для устного счета направлены на развитие логического мышления, внимания и на активизацию тех вопросов, которые необходимы в работе по теме урока.
8
Список литературы и интернет-ресурсов
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык: 3 класс: учебник: в 2 ч. – М.: «Баласс» 2012.
- Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления. Пособие для учителя. – М. «Дрофа» 2000.
- В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман «Младший школьник как субъект учебной деятельности» (статья)
- festival.1september.ru/articles/629753/
- yamal-obr.ru/articles/rol-sistemno-deyatelnostnogo-podhoda/
9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...