Конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Образовательная система "Школа 2100"  Тема урока: "Местоимения 1,2,3 лица. Правописание местоимений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_3_kl.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   Местоимения 1,2,3 лица. Правописание местоимений.

Цель:   развитие умений различать местоимения 1,2,3 лица,  образовывать  формы личных местоимений и устанавливать соотношение между начальной и другими формами;

             совершенствование умений отличать местоимения от слов других частей речи;

            развитие орфографической зоркости.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Чистописание

яЯя

Я, ты, он, она - вместе целая страна.

3.Введение в тему с постановкой основного вопроса

-Как вы думаете, чем мы будем сегодня на уроке заниматься?   Почему данные местоимения называют "личными"?

( Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

- Что такое местоимение?

- Какие части речи заменяют местоимения?

- Назовите личные местоимения. Сколько их?

- Прочитайте загадку. Отгадайте ее.

Растет она вниз г.л.вою,

Не летом растет, а з.мою.

Но со(?)нце ее припечёт –

Заплачет она и умрёт.  (Сосулька)

(Обращается внимание на красоту и опасность сосулек)

-Какие задания можно придумать к этому тексту?

-Спишите загадку, подчеркнув местоимения.

В это время у доски работает ученик со словарными словами: п.льто, ин.й,  дев.чка, за.тр.к, к.као, ш.мпунь, медл.н.о. Определи род им.существительных.

-Какое слово здесь лишнее? Почему?

- Какие местоимения встретились в загадке?

- Это одно местоимение или разные?

- Сформулируйте основной вопрос урока. (Какие формы есть у местоимений?)

4.Наблюдение над изменением местоимений.

а) - Давайте пронаблюдаем, как изменяются местоимения

- Поставьте местоимение она в нужную форму

Была (кто?) девочка, она

спросил (у кого?) у девочки, у неё

подошел (к кому?) к девочке, к ней

вижу (кого?) девочку, её

ходил (с кем?) с девочкой, с ней

думал (о ком?) о девочке, о ней

Вывод:  он и ее - одно местоимение

- Как пишутся местоимения с предлогами? Почему?

б)  Проверьте ваши предположения, прочитав текст в рамке на с.66

в) Работа в парах. Изменение местоимений с помощью слов – действий и вопросов.

( я, мы, ты, вы, они, он) Проверка по слайду

Вывод: местоимение – изменяемая часть речи. У личных местоимений меняется не только окончание, но и вся основа.  У местоимений 3 лица появляется буква н.  

5.Развитие учебно – языковых и орфографических умений

1) Устно. Прочитайте, найдите местоимения .  (слайд    )  

2) Упражнение 296 – развивается умение соотносить  начальную  и другие формы местоимений.  

Вам – вы (2-е л.,мн..ч.)

Со мною – мы (1-е л., ед.ч.)

Над ними – они (3-е л.,мн.ч.)      

Физминутка

 Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

3) Упр. 298 – развивается умение отличать личные местоимения от слов других частей речи

4)Хитрые вопросы

1.Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на).

2.Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: "Эти тарелки и чашки чистые?" Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).

3.Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились очень крупные овощи? (Ты-к-вы).

4.В каком слове 7 местоимений?

5) Творческая работа. Работа в парах  

- Прочтите текст. Вставьте местоимения. Один из вас выписывает 2 слова с проверяемой безударной  гласной, другой – 2 слова с парной согласной в корне слова. Объясните.

Однажды в зимнюю пору … отправились к знакомому леснику. … жил в лесной сторожке. Дорога шла лесом. …вела к избушке лесника. Березки , ели и сосны стояли в  красивом снежном уборе. …были в инее. Вдруг на ели … увидел гнездо. Там сидела птичка с необычным клювом.

Проверка текста (слайд)

-Какие слова с безударной  гласной нашли в тексте, с парными согласными?

- О какой птичке идет речь?

- Почему она сидела в гнезде?

- Что вы знаете об этой птичке?

-Клесты вьют свои гнёзда зимой, а в лютую январскую и февральскую стужу выводят птенцов.

-А другие птицы почему стараются выводить птенцов весной и летом?

-Как люди помогают птицам?

6)Чтение текста о клюве. Развивается умение находить в тексте личные местоимения и существительные, которые были ими замещены.

        Каких только диковинных клювов нет в птичьем царстве! Вот, например, КЛЁСТ.У него нос наперекос. А зачем он такой? Муху им не поймаешь, вкусное зёрнышко с земли не склюёшь. Но клесту этого и не надо. Он своими «клещами» шишки потрошит. Крепка еловая шишка, но как начнёт клёст ее клювом обрабатывать – только шелуха по ветру полетит.

-Найдите в этом тексте местоимения и подберите к ним слова, которые они замещают.

У него - у клеста

Он – нос

Им – носом

Он – клёст

Её – шишку

6. Итог урока

- Какое значение в нашей речи имеют местоимения? (Они часто употребляются вместо имен существительных, что позволяет сделать речь экономной, выразительной, избежать повторений)

- В чем отличие всех других форм местоимений от начальной? (Образуются от других основ)

7.Рефлексия

Продолжите:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Мне понравилось…

- Мне было трудно…

Домашнее задание

Стр. 71 упр.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...