Рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку 2 класс,Школа 2100
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Грошева Тамара Викторовна

Рабочая программа по русскому языку 2 класс,Школа 2100.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx148.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

города Бутурлиновка

                                                                                                                                                                     Утверждено

                                                                                                                                                                      Решение педсовета протокол №1                

                                                                                                                                                                             От__________2014 год

                                                                                                                                                              Председатель педсовета:_______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По учебному предмету «Русский язык»

Ступень обучения: начальное общее образование 2 класс

Количество часов:170 часов ( 5 часов в неделю)

Составитель: Грошева Т.В.

2014-2015уч. год

Пояснительная записка

Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе

Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

- Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.

- Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой.

- Формирование у детей чувства языка.

- Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой.

- Сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

Отличие данной программы от других действующих в традиционной системе обучения и развивающих системах заключается в том, что:

1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

2. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.

3. Введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм.

4. Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес.

5. Состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса.

6. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

7. Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.

8. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приемов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

Курс  русского  языка  в начальной  школе  –  часть  единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели. Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся. Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование  коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения,
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка,
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема,
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения  школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Примерной программы по русскому языку Федерального  государственного образовательного стандарта и программы «Русский язык», авторы: Р.Н. Бунеева, Е.В.  Бунеевой, О.В. Прониной, - Москва: «Баллас», 2011г., обеспечена учебниками и пособиями УМК «Школа 2100». В период обучения  грамоте  дети  проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики»1-й класс. Во 2-4 классе используются учебник «Русский язык», авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О,В. Пронина, тетради «Проверочные  и  контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку», «Орфографическая тетрадь» и «Тетрадь для чистописания».  

Для составления рабочей программы выбран первый вариант тематического планирования, ориентированный на обучение в школе с русским (родным) языком обучения.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24-26 учебных недель, 9 час в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В Примерной программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.

Языковой материал представлен в примерной программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в примерную программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.

      Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадают с примерной программой.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая  программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1.

Обучение грамоте (письмо)

115

115

115

-

-

-

1.1

Письмо

69

69

-

-

-

1.2

Графика

10

10

-

-

-

1.3

Слово и предложение

7

7

-

-

-

1.4

Орфография

18

18

-

-

-

1.5

Развитие речи

11

11

-

-

-

2.

Систематический курс

560

50

170

170

170

2.1

Фонетика и орфоэпия

15

15

10

1

2

2

2.2

Графика

5

5

4

1

-

-

2.3

Лексика

20

20

3

5

6

6

2.4

Состав слова (морфемика)

27

47

6

16

14

11

2.5

Морфология

118

159

4

39

48

68

2.6

Синтаксис

42

61

6

10

25

20

2.7

Орфография и пунктуация

163

151

8

71

42

30

2.8

Развитие речи

102

102

9

27

33

33

Итого

675

675

165

170

170

170

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану  всего на изучение учебного предмета «Русский язык» в начальной школе выделяется  170 часов во 2  классе (5 ч. в неделю, 34 учебные недели).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоения) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через работу над текстами художественных и научно-популярных произведений литературы, включенных в учебники русского языка.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть языковых явлений, понимания закономерностей, лежащих в их основе; приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Во втором классе личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умении:

  • осознавать роль языка в жизни и речи людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения предмета «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД  служат технология формирования типа правильной читательской деятельности и технология проблемно-диалогического обучения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в совместной работе класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки  и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
  • делить слова на части для переноса;
  • производить звукобуквенный анализ слова и соотносить количество букв и звуков в двусложных словах;
  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивать с образцом;
  • писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, де произношение и написание совпадают;
  • видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
  • писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных. Проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; слова с непроверяемыми написаниями, определенные программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
  • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
  • находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
  • обращать внимание на особенности употребления слов;
  • ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится;
  • составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
  • предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
  • составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Учитель создает условия для того, чтобы ученики сделали первый шаг к осознанию себя носителями языка, почувствовали интерес к его изучению и осознали смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятным.

Метапредметными результатами изучения предмета «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все  виды   текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для  решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  •  договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в з классе является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
  • производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
  • видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без  введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не  с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия  выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • правильно  списывать слова, предложения,  текст,  проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова  с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
  • находить в слове  окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова  с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том  числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
  • распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих  частей речи  в объёме программы;
  • определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения  с  восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
  • разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять  из   предложения сочетания слов,  связанных  между собой;
  • видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами  (без союзов, c  одиночным союзом  и);
  • составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
  • осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
  • читать художественные тексты учебника, осмысливая их  до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой  на  абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
  • читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество  частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
  • письменно пересказывать  текст (писать подробное изложение доступного текста).

Предметными результатами изучения  курса  «Русский  язык» в 4 классе является сформированность следующих умений:

  • произносить звуки речи  в соответствии с нормами языка;
  • производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
  • правильно писать слова  с изученными орфограммами;
  • видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова  с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
  • находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать  синонимы и антонимы к данным словам;
  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или  без союзов);
  • ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и,  а, но),  в сложных предложениях из двух частей (без  союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью  (слова  автора плюс прямая речь);
  • производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;
  • разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
  • писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
  • читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
  • воспринимать на  слух  высказывания, выделять на  слух тему текста, ключевые слова;
  • создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную  тему.

Учитель создает условия для того, чтобы учащиеся должны осмысленно относились к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к  употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов,  к совершенствованию своей речи.

Содержание учебного предмета

Слово (введение). (6 ч)

     Чем  мы будем  заниматься на уроках русского языка. Звуки, части слова, слово, предложение, текст.

Предложение. (11 ч)

    Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или  восклицательной интонацией; слова  в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения  (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на  письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.

Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую  основу  (без введения этого понятия): о ком или о чём говорится  в  предложении? Что  говорится? Умение  устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.

Текст. (12 ч)

     Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чём будет  говориться в тексте).

    Формирование типа правильной читательской деятельности – умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия,  иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки себя по тексту, т.е.  диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на  вопросы к тексту в целом).       Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её  с заглавием;  самостоятельно выбирать  заглавие к тексту из ряда данных.

Слово (продолжение). (120  ч)

1. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что  делает? что  делал? что  сделал? Развитие умения  ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении.

Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие   чувства,  но  не  называющие  их,   –  без  введения  понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами  (орфограмма-пробел); умение видеть и графически  обозначать эту орфограмму.

2. Наблюдение над  лексическим значением слова, над  тем,  что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значениям слова  (без введения специальной терминологии). Особенности словоупотребления,  сочетаемости слов. Нахождение в  тексте слов  со  сходным значением,  с противоположным значением.

3. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над  лексическим значением однокоренных слов,   над    единообразием  написания   корня   в   однокоренных словах.

Умение подбирать однокоренные слова.

Суффикс (определение). Суффиксы -ок-, -ик-, -ушк-, -юшк-, -онок-,

-ёнок-,  -ат-,  -ят-,  -тель-,   -ищ-,  их  значения.  Умение видеть эти суффиксы в  словах,  образовывать слова   с  данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием).

Приставка   (определение).  Образование  слов   с  приставками (на  материале глаголов движения  типа   летел, полетел, улетел, прилетел  и   т.п.),  наблюдение над   ролью   приставки  в  слове. Разграничение  приставок  и   предлогов  с,   на,   за,   до,   по,   про, от и т.п.

4. Алфавит. Знание букв  в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита.

5. Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над  несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й’] после  согласных перед гласными; место  после  мягкого согласного, после  звуков и букв  ж, ш, ч, щ.

Орфограмма. Знакомство с орфограммами:

1) буквы и, у, а после  букв  шипящих ж, ш, ч, щ

2) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв  е, ё, и, ю, я;

3) ь для  обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк,  чн в словах;

4) ь и ъ разделительные;

5) буквы проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова  (на материале двусложных слов);

6) буквы звонких и глухих согласных в  конце слова.

Развитие  умений видеть орфограммы в словах, писать слова  с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия  выбора.

Повторение. (21 ч)

Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при   изучении  программного материала  и  ведётся  в  нескольких направлениях:

1) обогащение словарного запаса детей  – количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);

2) развитие грамматического строя речи  (анализ и конструирование предложений, словосочетаний);

3) развитие связной устной речи  (ответы на  вопросы, составление  предложений и небольших текстов), письменной речи  (составление и запись предложений, небольших текстов из 5–6  предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);

4) обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.

Каллиграфия. Закрепление  навыка начертания  букв  и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.

.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального общего образования по русскому языку, УМК  «Школа 2100»

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1. Обучение грамоте

115

-

-

-

   

   Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последоватёельности правильного списывания текста.

   Понимание функций не буквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса

1.1.Письмо

69

-

-

-

Анализировать поэлементный состав букв.

   Различать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство.

   Моделировать буквы из набора элементов, из различных материалов. Выкладывать слова из разрезной азбуки.

   Анализировать деформированные буквы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы.

   Контролировать правильность написания букв, сравнивать свои буквы с предложенным образцом.

   Записывать под диктовку слова  и предложения, состоящие из трех – пяти слов со звуками сильной позиции.

   Сравнивать: соотносить печатный и письменный шрифт, записывать письменными буквами текст, написанный печатными буквами.

   Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм списывания. Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы

  Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами.

   Гласные буквы как показатель твердости – мягкости согласных звуков.

   Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного.

   Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв

1.2.Графика

10

-

-

-

   Соотносить звук и соответствующую ему букву.

   Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твердости-мягкости предшествующих согласных звуков.

   Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (з-с, ж-ш, с-ш, з-ж, л-р, ц-ч и т.д.).

   Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство ( о-а, и-у, п-т, л-м, х-ж, ш-т, в-д).

   Объяснять функцию буквы ь.

   Использовать алфавит для упорядочивания слов

   Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

   Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка

1.3.Слово и предложение

7

-

-

-

   Различать слова и обозначаемый их предмет.

   Объяснять значение слов с опорой на контекст.

   Моделировать предложения, распространять и сокращать предложения в соответствии с изменением модели.

   Сравнивать собственные предложения с заданной моделью.

   Контролировать правильность предложений, корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические  ошибки.

   Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • обозначение  гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу);
  • заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • перенос слов по слогам без стечения согласных.

   Знаки препинания в конце предложения

1.4.Орфография

18

-

-

-

  Анализировать текст: находить в нем слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, выписывать слова с данными буквосочетаниями.

   Объяснять случаи употребления заглавной буквы.

   Оформлять начало и конец предложения.

   Соблюдать пробелы между словами.

   Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку

   Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при  его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений

1.5.Развитие речи

11

-

-

-

   Анализировать предлагаемые серии сюжетных картинок: определять последовательность; устанавливать правильную последовательность при ее нарушении; составлять рассказы с опорой на картинки. Реконструировать события и объяснять ошибки художников; составлять рассказы после внесения изменений в последовательность картинок.

   Сочинять небольшие рассказы повествовательного и описательного характера (случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания).

   Составлять рассказ по опорным словам.

   Объяснять уместность и неуместность использования тех или иных речевых средств в ситуациях учебного и бытового общения.

   Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения

2. Систематический курс

50

170

170

170

2.1.Фонетика и орфоэпия

10

1

2

2

2.2.Графика

4

1

-

-

2.3.Лексика

3

5

6

6

2.4.Состав слова (морфемика)

6

16

14

11

2.5.Морфология

4

39

48

68

2.6.Синтаксис

6

10

25

20

2.7.Орфография и пунктуация

8

71

42

30

2.8.Развитие речи

9

27

33

33

ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ

к умениям  учащихся по русскому  языку 2 класс

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

– овладение функцио- нальной  грамотностью; понимание и анализ текстов;

–  развитие умений и навыков         различных видов  устной и письменной речи;

–  развитие умений и навыков понимания и анализа текстов

– приобретение и систе- матизация         знаний         о языке;

– дальнейшее овладение родным языком;

– развитие чувства языка

–  овладение орфографией и пунктуацией

Интеллектуально- речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

2-й класс

• правильно списывать слова, предложения, тексты;         проверять написанное;

•  составлять предло- жения из слов;  по дан- ным  схемам;

• определять границы предложений в тексте без знаков препинания;

•  составлять небольшой   текст (4–5   предлож.) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью   учителя; составлять текст из  данных абзацев;

• выбирать заглавие к тексту из ряда данных

•  выполнять   звуко-буквенный анализ доступных слов;   видеть   несоответствия    произношения и написания в слове;

• находить корень в группе однокоренных слов;

•  подбирать однокорен- ные слова;

•  находить суффиксы и приставки в доступных словах;

•  образовывать слова    с помощью суффиксов и приставок;

• отличать приставки от предлогов (по, на,  под  и т.д.);

• ставить вопросы к словам в предложении (кто? что?         какой? какая? какое? какие?  что  делает?)

• находить в предложении (тексте) слова, отвечающие  на эти вопросы;

• находить предлоги в предложении (тексте)

•  делить слова   на   части для  переноса;

• видеть в словах опасные места,  изученные   орфограммы;

• писать предлоги раздельно со словами;

• писать большую букву в словах (изученные слу- чаи);

•  писать буквы безударных  гласных звуков, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов;

• писать изученные слова с непроверяемым безударным  гласным в корне;

•  писать буквы проверяемых  согласных на конце слова;

•  употреблять ь  для   обозначения мягкости согласных   звуков на  конце и  в середине слова;

• не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч и пр.;

• писать ъ и ь разделительные;

•  графически объяснить выбор  написания;

•  находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила

В результате обучения русскому языку  ученик должен уметь:

Речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

  • Правильно списывать слова, предложения, тексты; проверять написанное;
  • Составлять предложения на заданную тему;
  • Составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя.
  • Выполнять звуко- буквенный  анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;
  • Находить корень в группе однокоренных слов;
  • Подбирать однокоренные слова;
  • Находить суффиксы и приставки в доступных словах;
  • Ставить вопросы к словам в предложении (кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает?)
  • Делить слова на части для переноса;
  • Видеть в словах опасные места, изученные орфограммы;
  • Писать большую букву в словах (изученные случаи);
  • Писать безударные гласные, проверяемые ударением, в корнях двусложных слов;
  • Писать изученные слова с непроверяемой безударной гласной в корне;
  • Писать проверяемые согласные буквы на конце слова;
  • Употреблять ь для обозначения мягкости согласных звуков на конце и в середине слова;
  • Не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч и пр.;
  • Писать ъ и ь разделительные;
  • Графически объяснять выбор написаний;
  • Находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила.

Контроль предметных результатов

Тема

Вид контроля

Форма контроля

Приложение

Слово

Текущий

Тематический

Стартовый

Рубежный

Тематический

Текущий

Проверочное списывание №1,2

Проверочная работа № 3,4,5,6,7.

Административный

контрольный диктант № 1

Административный

контрольный диктант № 2

Проверочные диктанты № 1,2,3,4,5.

Словарный диктант №3

Тетрадь с.1

Тетрадь с.6-11 ; с.14-15;

с. 22-23.

Тетрадь с.16-21; с.24-27

Предложение

Тематический

Проверочная работа № 1.

Тетрадь с.2-3

Текст

Тематический

Тематический

Проверочная работа № 2

Словарный диктант №1, 2

Тетрадь с.4-5

Повторение

Итоговый

Итоговый

Итоговый

Рубежный

Итоговый

Итоговый

Итоговая контрольная работа

Контрольное списывание

Контрольный диктант

Административные

контрольные диктанты № 3

Итоговая комплексная работа

Словарный диктант №4

Тетрадь с.28-30

Тетрадь с.31

Тетрадь с.32

 «Мои достижения»

учебное издание - комплект

ТАБЛИЦА КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

РУССКИЙ ЯЗЫК, 2  КЛАСС, 5 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ, 170 часов в год

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки

обучающихся

(результата)

Вид контроля

Дата проведения

План

Факт

1

Вводный                   урок. Знакомство      с      новым учебником

1

Урок-путешествие

Знакомиться с новым учебником (обложка, условные знаки, оглавление и т.д.).

Раздел 1. Слово ( 6 ч)

2

Что мы знаем о слове? Лексическое значение слова

1

комбинированный

Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы).

Узнавать слово по его лексическому значению.

Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь.

Производить звуко-буквенный разбор слова.

Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные

слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки – на какой вопрос отвечает) и

составлять предложение с данным словом. (П)

Находить опасные места в словах.

Уметь слушать звучащее слово, производить звуковой и звуко-буквенный анализ слова. работа с источниками информации.

Фронтальный

Письмо по памяти

3

  Что мы знаем о слове? Состав слова.

1

Закрепление

Уметь наблюдать за лексич.

значением слова. работа с источниками информации.

фронтальный Работа в парах

4

Как устроен наш язык?

1

комбинированный

Знать, что слово может иметь несколько значений, употребляться в прямом и переносном значении.

фронтальный

5

Опасные места в словах русского языка

1

комбинированный

Уметь находить «опасные» места в слове.

Фронтальный

Фонетический р-р

6

Опасные места в словах русского языка. Обобщение по разделу

1

Закрепление

вступать в диалог, в коллективную беседу в учебных ситуациях, высказывать свою точку зрения, выслушать мнения других.

Фронтальный

индивидуальный

7

Проверочное списывание

1

Проверка знаний

наблюдать, строить устные высказывания, письменно фиксировать информацию, письменно фиксировать информацию.

Самостоятельная работа

Раздел 2. Предложение ( 11 ч)

8

Признаки предложения

1

комбинированный

Называть признаки предложения.

Отличать предложение от группы слов, записанных как предложение.

Составлять схемы предложений и предложения по схемам.

Списывать предложения, правильно оформлять

их на письме.

Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией

предложения.

Читать предложения с разной интонацией.

признаки предложения; знаки в конце предложения.

правильно оформлять предложение на письме, составлять схему предложения, конструировать предложение, составлять предложение по схемам.

признаки предложения; знаки в конце предложения.

правильно оформлять предложение на письме, составлять схему предложения, конструировать предложение, составлять предложение по схемам.

Фронтальный

индивидуальный

9

Составление предложений  по схемам

1

комбинированный

Текущий опрос

10

Признаки     предложения. Оформление  предложений на письме

1

комбинированный

Текущий опрос

Словарный диктант

11

Развитие                умения правильно         списывать предложения                   и соотносить их со схемой

1

комбинированный

Текущий опрос

Синтаксическ. р-р

12

Развитие                умения правильно         списывать предложения                   и соотносить их со схемой

1

Закрепление

правильно оформлять предложение на письме, составлять схему предложения, конструировать предложение, составлять предложение по схемам.

Фронтальный

Письмо по памяти

13

Конструирование предложений.

Знаки препинания в конце предложения

1

Закрепление

формирование монологической и диалогической речи.

Текущий опрос

Индивидуальный

14

Административный контрольный диктант.

1

владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат своей деятельности с эталоном, образцом.

формирование монологической и диалогической речи.

15

Знаки препинания в конце предложения.

1

Закрепление

Называть признаки предложения.

Отличать предложение от группы слов, записанных как предложение.

Составлять схемы предложений и предложения по схемам.

Списывать предложения, правильно оформлять

их на письме.

Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией

предложения.

Читать предложения с разной интонацией.

формирование монологической и диалогической речи.

Текущий опрос

Индивидуальный

Фонетический р-р

16

Что мы знаем о предложении? Обобщение

1

Проблемно-диалогический

правильно оформлять предложение на письме, составлять схему предложения, конструировать предложение, составлять предложение по схемам.

Текущий опрос

17

Проверка  знаний и умений.№1

1

Проверка ЗУНов

Текущий контроль

18

Пишу правильно. (Р\о)

1

закрепление

Сам-ная работа

Раздел 3. Текст ( 12 ч)

19

Признаки текста

1

комбинированный

Называть признаки текста.

Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.

Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.

Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.

Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев. (П)

Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы.

признаки предложения; знаки в конце предложения.

правильно оформлять предложение на письме, составлять схему предложения, конструировать предложение, составлять предложение по схемам.

фронтальный

20

Роль заглавия в тексте

1

комбинированный

Словарный диктант

21

Связь заглавия и главной мысли текста

   

1

комбинированный

признаки предложения; знаки в конце предложения.

Текущий опрос

Синтаксическ. р-р

22

Связь заглавия и главной мысли текста

 

1

Закрепление

Уметь отвечать на вопросы по ходу чтения, выбирать подходящее заглавие к тексту.

Фронтальный

Письмо по памяти

23

Озаглавливание текстов

1

комбинированный

Уметь устанавливать послед-ть предложен. в тексте, письменно оформлять текст.

выделять главные мысли текста; замечать изменения происходящие с объектом.

фронтальный

24

Озаглавливание текстов

1

Закрепление

Уметь классифиц. ошибки, вносить коррективы, редактир-ть текст.

Текущий опрос

25

Конструирование текстов

1

комбинированный

Знать структуру текста.

формирование приемов мыслительной деятельности

Работа в парах

Фонетическ.р-р

26

Конструирование текстов

1

Закрепление

Уметь добавлять отсутствующие части текста.

формирование приемов мыслительной деятельности

Текущий опрос

27

Проверочная работа №2

1

Закрепление

Уметь составлять «рассыпанный» текст, подбирать заглавие.

формирование приемов мыслительной деятельности

Текущий контроль

28

Пишу правильно

1

Закрепление

Уметь подбирать заглавие в соответствии с главной мыслью текста.

выделение признаков текста, наблюдение.

Сам-ная работа

29

Конструирование текстов

1

Урок-дискуссия

Уметь классифиц. ошибки, вносить коррективы, редактир-ть текст.

фронтальный

30

Конструирование текстов

1

Закрепление

Знать структуру текста.

формирование приемов мыслительной деятельности

Текущий опрос

Словарный диктант

Раздел 4. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? (6часов)

31

Какие слова отвечают

на вопрос кто?, а какие на вопрос что?

1

Изучение нового

Вести диалог с автором при чтении текста. (П)

Ставить к словам вопросы кто? или что?

Различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.

Классифицировать слова по вопросу.

Объединять слова в тематические группы. (П)

Конструировать словосочетания и предложения.

Осуществлять

взаимоконтроль при работе в паре.

отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения.

Индивидуальный

Работа в парах

Синтаксическ. р-р

32

Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы

1

Проблемно-диалогический

Уметь ставить вопросы к словам-предметам. Знать понятия «одушевленные» и «неодушевленные» предметы.

Знать, как различают названия одушевленных  и неодушевленных предметов.

Фронтальный

Индивидуальный

Письмо по памяти

33

Объединение слов в тематические группы

1

комбинированный

Вести диалог с автором при чтении текста. (П)

Ставить к словам вопросы кто? или что?

Различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.

Классифицировать слова по вопросу.

Объединять слова в тематические группы. (П)

Конструировать словосочетания и предложения.

Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре.

текущий

34

Конструирование сочетании слов и предложений

1

комбинированный

Уметь создавать тематич. группы слов, определять их названия.

Текущий опрос

35

Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам

1

комбинированный

формирование монологической речи, задавать и отвечать на вопросы.

Текущий опрос

Индивидульн.

Фонетический р-р

36

Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам

1

комбинированный

устанавливать причинно-следственные связи

Уметь составлять сочетания слов по схемам

Знать, что такое диалог. Уметь оформ-ть диалог на письме.

Текущий опрос

Раздел 5. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? (9ч)

37

Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы

1

Изучение нового

Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов.

Ставить к словам вопросы какой? какая? и т.д.

Ставить вопрос от слова к слову (кто?.. какой?)

Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.

Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.

Группировать слова по вопросам.

Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.

Знать обозначение главного и зависимого слов в словосочетаниях.

Уметь:

– графически показывать связь слов;

– подбирать слова-признаки к словам-предметам

Текущий опрос

38

Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки

1

комбинированный

Текущий опрос

39

Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки

1

комбинированный

Текущий опрос

40

Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки

1

комбинированный

Уметь находить в предложении сочетания слов-предметов

и слов-признаков

Текущий опрос

Словарный диктант

41

Развитие          умения находить                    в предложениях   слова, которые  отвечают на вопросы кто? что? какой? какая?  

1

комбинированный

Слова-названия, слова-признаки.

Уметь подбирать слова-предметы к словам признакам

Текущий опрос

Письмо по памяти

42

Проверочная работа №3 по теме: « Слова, которые отвечают на вопросы какой, какое, какая»

1

Проверка ЗУНов

определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок.

определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок.

Текущий контроль

43

Пишу правильно

1

Уметь редактировать текст, классифицировать и исправлять ошибки

Синтаксическ.

 р-р

44

Закрепление и повторение изученного по теме: Слова-предметы, слова-признаки

1

Проблемно-диалогический

Уметь составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте

Уметь:

– подбирать слова, отвечающие на вопросы кто? что? и какой? какая? какое? какие?;

– задавать вопросы к словам в словосочетании

Текущий опрос

Раздел 6. Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал? (5ч)

45

Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить к ним вопросы.

1

Изучение нового

Наблюдать за словами, обозначающими  действия предметов.

Ставить к словам вопросы

что делает? что делал? и т.д.

Ставить вопрос от слова к слову (кто?.. что делает?..)

Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.

Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.

Группировать слова по вопросам.

Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.

формирование диалогической и монологической речи учащихся. Знать определение части речи.

Уметь ставить вопросы к словам-действиям

фронтальный

46

Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить к ним вопросы

1

комбинированный

Уметь ставить вопросы к словам-действиям.

Знать определение части речи

Текущий опрос

47

Развитие          

умения находить                    в предложениях     пары слов,  отвечающих на вопросы    кто?    что делает?

1

комбинированный

Уметь подбирать к словам -предметам слова-действия

Текущий опрос

48

Развитие          умения находить в предложениях     пары слов,  отвечающих на вопросы    кто?    что делает?

1

комбинированный

Уметь:

– находить слова, отвечающие на вопрос что сделал?;

– подбирать слова-действия

Текущий опрос

49

Развитие          умения находить в предложениях     пары слов,  отвечающих на вопросы    кто?    что делает?

1

комбинированный

Слова-действия, значение и употребление. Связь между словами-предметами и словами-действиями.

Уметь находить грамматическую основу

Текущий опрос

Словарный диктант

Раздел 7. Связь слов в предложении. (7ч)

50

Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении, устанавливать действующее лицо или предмет

1

Проблемно-диалогический

Устанавливать связи между словами в предложениях

Выделять из предложений пары слов с помощью вопросов

Устанавливать связь предложений в тексте, употреблять синонимы

Редактировать текст, классифицировать и исправлять ошибки

Составлять предложения с опорой на вопросы, показывать графически связь слов в предложении

Составлять предложения по схемам

Подбирать глаголы к существительному

Находить, анализировать и исправлять ошибки

Уметь устанавливать связи между словами в предложениях, умения задавать вопросы и отвечать на них.

Текущий опрос

51

Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении, устанавливать действующее лицо или предмет

1

комбинированный

Уметь выделять из предложений пары слов с помощью вопросов, умения задавать вопросы и отвечать на них.

Текущий опрос

52

 Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении, устанавливать действующее лицо или предмет

1

комбинированный

Уметь устанавливать связь предложений в тексте, употреблять синонимы, письменный пересказ прочитанного текста.

Письмо по памяти

53

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы

1

комбинированный

Конструирование предложений по вопросам.

Уметь редактировать текст, классифицировать и исправлять ошибки

Текущий опрос

54

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы

1

комбинированный

Конструирование предложений по вопросам.

Уметь составлять предложения с опорой на вопросы, показывать графически связь слов в предложении

Синтаксическ. р-р

55

Проверочная работа №4 « Связь слов в предложении»

1

Проверка ЗУНов

Конструирование предложений по вопросам.

Уметь составлять предложения по схемам, владеть способами контроля и оценки.

Индивид.

56

Пишу правильно

1

Связь слов в предложении. Постановка вопросов от слова к слову.

определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок.

Раздел 8. Слова, к которым нельзя задать вопрос (10ч )

57

Слова,             которые выражают    различные чувства, и их роль в речи.

1

Изучение нового

Находить в предложении (тексте) слова, выражающие различные чувства, характеризовать их роль в речи.

Сравнивать слова, называющие предметы, признаки и действия, и слова, выражающие чувства, но не называющие их.

Находить в предложении предлоги.

Характеризовать роль предлогов в речи.

Писать предлоги раздельно.

Знать, что есть слова, которые выражают чувства, но не называют их

58

Сравнение           слов-названий,             слов- признаков и действий и слов, выражающих различные чувства

1

Проблемно-диалогический

Уметь выделять группы слов, к которым нельзя поставить вопрос, употреблять в речи понятие предлог

Текущий опрос

59

Употребление  в  речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

комбинированный

Знать правило написания предлогов с другими словами. Уметь подбирать подходящие по смыслу предлоги

Текущий опрос

60

Употребление  в  речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами

1

комбинированный

умение выделять признаки предметов с помощью сравнения.

Уметь передавать содержание картины, выделять части красной строкой

Словарный диктант

61

Употребление  в  речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами

1

комбинированный

письменный пересказ прочитанного текста.

Уметь находить, анализировать и исправлять ошибки

Индивид.

62

Употребление  в  речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами

1

комбинированный

составлять устный рассказ по картинкам.

Знать роль предлогов в предложении, уметь подбирать нужные предлоги к словам

Текущий опрос

63

Закрепление               и повторение изученного

1

комбинированный

адекватно воспринимать смысл устной речи,  умение проводить измерения в соответствие с поставленной целью

Индивид.

64

Закрепление               и повторение изученного

1

комбинированный

адекватно воспринимать смысл устной речи,  умение проводить измерения в соответствие с поставленной целью

Уметь находить, анализировать и исправлять ошибки

Синтаксическ. р-р

65

Проверочная работа № 5 «Слова, к которым нельзя задать вопрос»

1

Проверка ЗУНов

владеть способами контроля и оценки.

Знать роль предлогов в предложении, уметь подбирать нужные предлоги к словам

Текущий опрос

66

Пишу правильно

1

определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок.

Уметь находить, анализировать и исправлять ошибки

Письмо по памяти

Раздел 9. Части слова. Корень (3ч).

67

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова

1

Проблемно-диалогический

Наблюдать над однокоренными словами.

Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).

Знать:

- определение однокоренных слов,  о единообразии написания  корня в однокоренных словах;

Индивид.

68

Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов

1

комбинированный

Уметь подбирать однокоренные слова; определять корень в словах

Индивид.

69

Распознавание однокоренных слов

1

Знать два признака однокоренных слов, уметь распознавать однокоренные слова

Разбор слов по составу

Раздел 10. Части слова. Суффикс. (4 ч.)

70

Роль суффикса в слове. Определение суффикса

1

Выделять суффикс в доступных словах.

Характеризовать роль суффикса в слове.

Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.

Образовывать слова с помощью суффиксов.

Знать определение суффикса, его графическое обозначение

Текущий опрос

71

Развитие умения находить в словах суффиксы

1

комбинированный

Уметь находить суффикс в группе однокоренных слов

Синтаксическ. р-р

72

Развитие умения находить в словах суффиксы

1

комбинированный

Группировать слова по заданному признаку.

Контролировать правильность объединения

слов в группы, находить лишнее слово.

формирование монологической и диалогической речи учащихся

Текущий опрос

73

Разбор      слова      по составу.

1

комбинированный

- ставить учебную задачу при  подборе однокорен-ных слов, нахождении  корня  в группе однокоренных слов, нахождении  в словах изученных суффи-сов и приставок, образовании слов с помощью суф-фиксов и приставок, различении приставок и предлогов, разборе слов по составу;

формирование монологической и диалогической речи учащихся

Индивид.

74

Разбор      слова      по составу.

1

комбинированный

Уметь составлять текст по вопросам, точно употреблять слова в речи

Текущий опрос

75

Проверочное списывание

1

Проверка ЗУНов

сравнивать и анализиро-вать  роль различных слов в предложении;

анализировать построение предложений и их схемы;

строить логические цепи рассуждений при   состав-лении предложений из слов.

Знать алгоритм разбора слов по составу.

Уметь:

– находить, анализировать и исправлять ошибки;

– правильно, каллиграфически списывать текст, выделять «опасные места»

Индивид.

76

Обобщение по теме: Части слова

1

Фонетический р-р

Раздел 11. Части слова. Приставка (5ч)

77

Роль     приставки     в слове.      Определение приставки

1

Проблемно-диалогический

умение выдвигать гипотезы и проводить их проверку.

Уметь анализировать состав слова

Словарный диктант

78

Итоговая к/работа за 1 полугодие

1

Проверка ЗУНов

владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат своей деятельности с эталоном, образцом.

 Знать значение приставок в словообразовании, правило написания приставок

Итоговый контроль

79

Пишу правильно

1

Выделять приставку в доступных словах.

Характеризовать роль приставки в слове.

Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.

Образовывать слова с помощью приставок.

Группировать слова по заданному признаку.

Контролировать правильность объединения

слов в группы, находить лишнее слово.

Письмо по памяти

80

Развитие          умения находить     в     слова приставки                  и образовывать слова с помощью приставок

1

комбинированный

находить ответы на во-просы о частях слова, ис-пользуя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке;

- использовать знаково-символическое  - модели-рование при   разборе слов по составу;

Текущий опрос

81

Значение      приставок Слитное       написание. приставок

1

комбинированный

определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок.

Синтаксическ. р-р

82

Значение      приставок Слитное       написание. приставок

1

комбинированный

Письмо по памяти

83

Развитие            умения различать приставки и предлоги

1

Проблемно-диалогический

строить логические  цепи рассуждений при  подборе однокоренных слов, нахождении  корня  в группе однокоренных слов, нахождении  в словах изученных суффиксов и при-ставок, образовании слов с помощью суффиксов и приставок, различении приставок и предлогов, разборе слов по составу.

строить высказывания о языке, используя термины (однокоренные слова, ко-рень, приставка, суффикс);

слушать, понимать и при-нимать речь собеседников;

совместно договаривать о правилах общения и следовать им.

Текущий опрос

Раздел 12. Алфавит. Написание большой буквы в слова (10ч)

84

Закрепление      знания порядка букв русского алфавита

1

комбинированный

Называть правильно буквы в алфавитном

порядке.

Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.

Расставлять заданные слова в алфавитном

порядке.

Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях.

Различать и объяснять написания типа пушок и Пушок.

Писать сочинение по картинке, проверочный диктант.

Проверять письменную работу по алгоритму

(нахождение «опасных мест» по опознавательным признакам, графическое обозначение, исправление ошибки, если она обнаружена).

Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии.

Текущий опрос

85

Развитие           умения писать           большую букву     в     фамилиях.

1

комбинированный

Знать названия, порядок букв русского алфавита

Фонетический р-р

86

Развитие           умения писать           большую букву     в     фамилиях людей,              именах, отчествах

1

комбинированный

Уметь писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, географических названиях, в именах сказочных героев, названиях морей и рек

Текущий опрос

87

Развитие           умения писать          большую букву в названиях городов, сёл, рек. Запись   этих   слов   в алфавитном порядке

1

комбинированный

определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок.

Индивид.

88

Развитие           умения писать          большую букву в названиях городов, сёл, рек. Запись   этих   слов   в алфавитном порядке

1

комбинированный

Текущий опрос

89

Написание   слов  типа орел и Орел

1

Проблемно-диалогический

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии.

Индивид.

90

Упражнения               в правописании      имен собственных

1

комбинированный

Знать названия, порядок букв русского алфавита

Текущий опрос

91

Сочинение                по картинке

1

Развитие речи

составление связного текста.

Текущий опрос

92

Проверочный   диктант № 1 по теме « Алфавит»

1

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии.

Знать названия, порядок букв русского алфавита

Индивид.

93

Пишу правильно».

1

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии.

Знать названия, порядок букв русского алфавита

Словарный диктант

Раздел 13. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу (14ч)

94

Написание букв и, у, а после               шипящих (повторение)

1

комбинированный

Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя.

Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах.

Подчёркивать орфограмму одной чертой.

Обозначать графически выбор написания.

Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку. (П)

Группировать слова с изученными орфограммами.

Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).

Текущий опрос

95

Что такое орфограмма. Орфографическое правило

1

соблюдать изученные нормы орфографии;

Синтаксическ. р-р

96

97

Упражнения                 в написании     буквы     и после      ж      и      ш. Обозначение орфограммы

2

комбинированный

видеть «опасные места» в словах, изученные орфограммы Уметь видеть и писать слова с сочетаниями жи-ши

Текущий опрос

98

Наблюдение               за написанием    буквы    а после ч и щ

1

комбинированный

Уметь видеть и писать слова с сочетаниями ча-ща

Текущий опрос

99

100

Упражнения                в написании буквосочетаний ча-ща. Развитие орфографических умений

2

комбинированный

Уметь видеть и писать слова с сочетаниями ча-ща

безошибочное списывание, написание под диктовку

Индивид.

101

Наблюдение                за написанием    буквы    у после ч и щ

1

комбинированный

Уметь видеть и писать слова с сочетаниями чу-щу, умение планировать свою деятельность

Текущий опрос

102

103

Упражнения                в написании буквосочетаний чу-щу

2

комбинированный

Уметь видеть и писать слова с сочетаниями чу-щу

Индивид.

104

105

Упражнения                 в написании букв и, у, а после шипящих

2

комбинированный

Написание слов с буквами и, у, а после шипящих.

Текущий опрос

106

Проверочный диктант

№2

1

комбинированный

определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок.

107

Пишу правильно

1

Написание слов с буквами и, у, а после шипящих.

Раздел 14. Правописание букв Ь и Ъ (14часов)

108

Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме

1

комбинированный

Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [й'], [ж], [ш], [ч], [щ].

Уметь обозначать мягкость согласного на письме разными способами.

Текущий опрос

109

Буква ь на конце и в середине слова. Перенос слов с буквой ь в

1

комбинированный

Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.

 

Группировать слова с изученными орфограммами.

Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).

Уметь писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова.

Разбор слов по составу

110

Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова

комбинированный

Текущий опрос

111

Слова, в которых пишется и не пишется буква ъ

1

Проблемно-диалогический

Словарный диктант

112

113

Правописание слов с буквосочетаниями чн, чк, щн и с буквой ь

2

комбинированный

Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [й'], [ж], [ш], [ч], [щ].

Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.

 

Группировать слова с изученными орфограммами.

Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).

Уметь писать слова  с буквосочетаниями чк, чн, щн.

Индивид.

114

Звук [и] и его обозначение на письме

1

комбинированный

Знать, как обозначается звук [й] на письме

Текущий опрос

115

116

Разделительный /ь. Правописание слов с разделительным ъ

2

комбинированный

Уметь писать слова с разделительным Ьи Ь-показателем мягкости согласных.

Индивид.

117

Правописание слов с разделительным |ь и с ь для обозначения мягкости согласных на письме

1

Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [й'], [ж], [ш], [ч], [щ].

Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.

 

Группировать слова с изученными орфограммами.

Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).

Уметь писать слова с разделительным Ьи Ь-показателем мягкости согласных.

Синтаксическ. р-р

118

119

Правописание слов с разделительным Ъ

2

комбинированный

Уметь писать слова с разделительным Ьи Ь-показателем мягкости согласных, умение планировать свою деятельность.

Текущий опрос

120

Проверочный     диктант №3

1

умение планировать свою деятельность.

владеть способами контроля и оценки.

Уметь писать слова с разделительным Ьи Ь-показателем мягкости согласных.

Индивид.

121

Пишу правильно.

1

определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок.

Письмо по памяти

Раздел 15. Безударные гласные в корне (13ч )

122

Развитие умений делить слово на слоги, определять количество слогов, ставить ударение

1

комбинированный

Различать произношение и написание

Находить способ проверки написания слов

Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки.

Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне.

предварительной подготовки.

Писать подробное обучающее изложение текста-повествования (письменно пересказывать текст) после предварительной подготовки.

Уметь правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение

Текущий опрос

123

124

Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне

2

комбинированный

Уметь различать ударный и безударные слоги

Разбор слов по составу

125

126

Нахождение проверочных     слов     в группе      однокоренных слов

2

комбинированный

Уметь писать безударные гласные, проверяемые ударением, в корнях двусложных слов

Текущий опрос

127

128

Обучение применению правила

2

Проблемно-диалогический

Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.)

Группировать слова с изученными орфограммами.

Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).

Писать графический диктант. (П)

Писать свободный диктант после

Уметь находить проверочные слова в группе однокоренных слов.

Синтаксическ. р-р

129

Проверочная работа

№ 7

1

комбинированный

Знать правило проверки безударной гласной в корне слова.

Текущий опрос

130

131

132

Упражнения                  в написании       слов       с безударной   гласной   в корне

3

Изучение нового

Уметь подбирать проверочные слова

Уметь писать слова с безударной гласной в корне слова, подбирать проверочные слова, находить проверочные слова в группе однокоренных слов.

Индивид.

133

Обобщающий урок по разделув форме игры «Счастливый случай»

1

комбинированный

134

Проверочный диктант № 4

1

135

Пишу правильно

1

определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок.

Фонетический р-р

Раздел 16 Буквы  звонких и глухих согласных в конце слова (15часов)

136

Оглушение звонких согласных на конце слова

1

Проблемно-диалогический

Наблюдать за написанием и произношением слов со звонким согласным звуком на конце слова.

Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.)

Группировать слова с изученными орфограммами.

Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).

Писать графический диктант. (П)

Писать свободный диктант после предварительной подготовки.

Писать подробное обучающее изложение текста-повествования (письменно пересказывать текст) после предварительной подготовки.

Знать пары согласных по глухости – звонкости.

Индивид.

137

Знакомство с новой орфограммой

1

Изучение нового

Графическое обозначение орфограммы.

Текущий опрос

138

139

140

141

142

Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слова

5

комбинированный

Знать пары согласных по глухости – звонкости.

Текущий опрос

143

Свободный диктант

1

Повторение и обобщение пройденного

Графическое обозначение орфограммы.

Индивид.

144

Обучающее изложение

1

Повторение и обобщение пройденного

Знать пары согласных по глухости – звонкости.

Разбор слов по составу

145

Анализ изложений

1

Повторение и обобщение пройденного

Графическое обозначение орфограммы.

Текущий опрос

146

147

148

Закрепление по теме: Орфограмма в корне слова

3

Повторение и обобщение пройденного

письменный пересказ прочитанного текста.

устанавливать причинно-следственные связи.

Словарный диктант

149

Проверочный диктант №5

1

Развитие речи

владеть способами контроля и оценки

Видеть опасные места, находить и исправлять ошибки на изученные правила

Текущий опрос

150

Пишу правильно

1

Разивтие речи

Разбор слов по составу

Раздел 17. Повторение (21ч)

151

152

Текст

2

Повторение и обобщение пройденного

Систематизировать изученный материал, представлять его в виде таблицы, схемы, опорного конспекта.

Уметь подбирать проверочные слова

Уметь писать слова с безударной гласной в корне слова, подбирать проверочные слова, находить проверочные слова в группе однокоренных слов.

Текущий опрос

153

Свободный диктант

1

Повторение и обобщение пройденного

владеть способами контроля и оценки.

Синтаксическ. р-р

154

155

Предложение

2

Повторение и обобщение пройденного

умение выделять отдельные признаки предметов.

Уметь составлять предложения с опорой на вопросы, показывать графически связь слов в предложении

Текущий опрос

156

Обучающее изложение

1

Развитие речи

способность выбирать средства языка в соответствие с речевой ситуацией.

определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок.

Письмо по памяти

157

Анализ изложений

1

выделять главные мысли текста.

158

159

Слово.    Состав    слова. Однокоренные слова

2

Повторение и обобщение пройденного

Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.)

Группировать слова с изученными орфограммами.

Подбирать слова с указанными орфограммами.

Уметь наблюдать за лексич.

Текущий опрос

160

161

162

Повторение                   и классификация изученных орфограмм

3

Повторение и обобщение пройденного

значением слова. работа с источниками информации.

Текущий опрос

163

164

165

166

167

Повторительно-обобщающие уроки.

5

Повторение и обобщение пройденного

Знать, что слово может иметь несколько значений, употребляться в прямом и переносном значении.

Индивид.

168

Переводная к/работа

1

Проверка ЗУНов

Текущий опрос

169

Заключительный урок

1

Урок-путешествие

Уметь писать слова с безударными гласными в корне слова, с парными согласными, различать приставки и предлоги.

Фронтальн.

170

Резервный  урок

1

Повторение и обобщение пройденного.

Текущий опрос

Практическая часть

Списывание

Диктант

Провер.  работа

Изложение

Сочинение

Слов. диктант

1 четверть

1

2

2

1

2

3

2 четверть

1

2

2

2

1

2

3 четверть

1

3

1

2

2

3

4 четверть

1

2

2

1

3

2

Урочная деятельность:   145  часов

Неурочная деятельность: 25 часов

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

для реализации рабочей программы «Русский язык».

Для  реализации цели и задач обучения русскому языку по дан- ной программе используется УМК по русскому языку издательства

«Баласс».

• Р.Н.   Бунеев,  Е.В.   Бунеева,  О.В.  Пронина  «Русский  язык». Учебник. 2 класс;

• Р.Н.   Бунеев, Е.В.  Бунеева, Л.А.  Фролова  «Орфографическая тетрадь по русскому языку», 2-й класс;

• Л.Ю.  Комиссарова «Дидактический материал» к  учебникам «Русский язык» для  2, 3, 4-го  классов;

• Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для  2, 3, 4-го  классов;

• Р.Н.  Бунеев, Е.В.  Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми  написаниями».  Пособие в виде карточек к  учебникам «Русский язык» для  1–4-го классов;

• М.А.  Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для  2 класса;

• Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А.  Яковлева. «Русский язык», 1–2 классы. Методические рекомендации для  учителя.

К техническим средствам обучения, которые могут  эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:

• мультимедийный проектор;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и Тематическое планирование по русскому языку в 4 классе , автор Т.Г. Рамзаева

Успешность обучения русскому языку во многом зависит от методов обучения. Необходимо создать на уроке атмосферы творческого поиска, так как это благотворно влияет на общее развитие учащихся, на формир...

Рабочая программа и Тематическое планирование по русскому языку в 3 классе, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

В уроках  можно последить ряд сквозных линий курса русского языка:развитие умений чтения и письма; развитие орфографических умений (работа с орфограммой). Внимание к составу слова, к лексическому...

Рабочая программа и Тематическое планирование по русскому языку в 4 классе , автор О.А.. Куревина, Е.Д. Ковалевская

Материал строится на выявлении принципов взаимосвязи  и взаимовлияния различных видов искусства как граней отражения действительностив художественных образах: литературы, музыки, изобразительного...

1 класс. Рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку.

УМК Школа 21 в. Рабочая программа по русскому языку....

Рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку 3 класс,Школа 2100

Рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку 3 класс,Школа 2100...

Рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа  и календарно-тематическое планирование по русскому языку  с УУД для 3 класса...