рабочая программа окружающий мир 2 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме
Тематическое планирование по ФГОС 2 класс По программе "Начальная школа XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pourochno.okruzh_mir.docx | 54.07 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_okruzhayushchiy_mir.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Поурочно- тематическое планирование по окружающему миру
№ | Название раздела и тема урока | Кол- Во ча- сов | Тип урока | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контро- ля | ИКТ | Дата проведения | ||
план | факт | |||||||||
Тема "Что тебя окружает" (уроки № 1 – 2) | ||||||||||
1 | Что такое окружающий мир | 1 | к | Что нас окружает. Природа неживая и живая. Человек –часть природы. Общество. Сравнение понятий «объект природы (живой, неживой)»,«изделие».Работа с учебником: нахождение ошибки в высказываниях. Упражнение на классификацию объектов природы. Минутка игры | Сравнение понятий «объект природы (живой, неживой)», «изделие». Работа с учебником: нахождение ошибки в высказываниях. Упражнение на классификацию объектов природы. Минутка игры. | фронталь ный, индивиду альный опросы | + | |||
2 | Бывают ли на свете чудеса | 1 | к | В природе много чудес. Человек должен уметь их замечать. Многие чудеса созданы руками человека. | Беседа с использованием фотографий «Бывают ли на свете чудеса?». Работа с рубрикой «Обсудим вместе». Рассказ учителя: «Чудеса света». Чтение и обсуждение фрагмента стихотворения Н.Юрковой «Чудо» (учеб. ч.1, с.12). | фронта ль ный, индивиду альный опросы | + | |||
Тема "Кто ты такой?" (уроки № 3 - 5) | ||||||||||
3 | Все мы - люди | 1 | к | Я, ты, он, она… Все мы –люди. Человек – живое существо, организм. Внешние отличия одного человека от других. Хорошо, что все люди разные. Словесный портрет человека. | Рассказ учителя: «Что человеку дает природа». Чтение и обсуждение текста «На кого похожи дети?».Обсуждение проблемной ситуации: «Если бы все люди были одинаковые».Работа с рубрикой «Картинная галерея». Речевая разминка. «Расскажу о себе двумя словами». Игра «Кто быстрее найдет похожие предметы». Дидактические игры «Кто позвал»,«Чудесный мешочек», «Цвет предмета». Работа с текстом учебника. | Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил. Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность | фронт | + | ||
4-5 | Наши помощники – органы чувств | 2 | к | Органы чувств – наши помощники. С их помощью человек воспринимает окружающий мир. Ориентировка в понятиях "чувство", "ощущение", "внешние чувства", "обоняние", "осязание". | Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил. Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность | проект | + | |||
Тема "Что такое здоровье" | ||||||||||
6 | Чтобы меньше болеть | 1 | к | Что такое здоровье. Почему человек должен заботиться о своем здоровье и как это делать. Причины некоторых болезней. | Обсуждение проблемной задачи: «Какого человека можно назвать здоровым?».Работа с иллюстративным материалом: причины заболеваний. Обсуждение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь». Ролевая игра «Мальчик заболел». | фронт | + | |||
7 | Режим дня | 1 | к | Режим дня как правильное сочетание разных занятий в течение дня. Значение соблюдения режима дня для здоровья, целесообразной организации жизни человека. Правила организации режима дня. | Работа в группах: коллективное составление памятки «Режим дня второклассника». Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника. | работа в группах | + | |||
Тема «Физическая культура» | ||||||||||
8 | Что такое физическая культура | 1 | интегрир. | Культурный человек должен владеть физической культурой. Физическая культура - это движения, занятие физическими упражнениями, подвижными играми и спортом. Физическая культура - это гигиена и закаливание. | Беседа на тему «Что такое физическая культура» с использованием иллюстративного материала учебника (ч.1, с.38 - 40) Игры малой подвижности. Работа с рубрикой «Картинная галерея». | практический | + | |||
9 | Закаляться может каждый | 1 | к | Закаливание – необходимое условие здорового образа жизни. Правила закаливания: постепенность, подходящая температура воды и воздуха,непрерывность и др. | Обсуждение проблемы: «Почему говорят: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Составление памятки «Как нужно закаляться». Творческое рассказывание по картинке. | фронт тест | + | |||
Тема «Почему нужно правильно питаться» (уроки № 10 – 12) | ||||||||||
10 | Что такое правильное питание | 1 | к | Человек должен правильно питаться, чтобы организм мог нормально расти и развиваться, был вынослив и активен, боролся с болезнями. Неправильное питание влияет на здоровье. Наша пища состоит из белков, жиров, углеводов. | Работа со схемой «Почему нужно правильно питаться». Проведение опытов по определению состава продуктов. | фронт | + | |||
11 | О витаминах | 1 | к | Кроме питательных веществ организму требуются витамины. При их недостатке организм слабеет и больше подвергается разным болезням. | Составление схемы «Какие витамины нужны организму?». Работа с рубрикой «Этот удивительный мир» . Обсуждение проблемы «Полезен ли сахар?» | проект | + | |||
12 | О правилах питания | 1 | к | Чтобы быть культурным человеком, нужно знать правила приема пищи и поведения за столом. Незнание этих правил может привести к неприятностям и даже к болезням. | Работа с рубрикой «Обсудим вместе». Ролевая игра «Приглашаем в гости». Составление памятки «Как вести себя за столом». | фронт тест | + | |||
Тема «Почему нужно быть осторожным» (уроки № 13 – 14) | ||||||||||
13 | Правила дорожного движения | 1 | к | Осторожный человек всегда думает о том, к чему может привести неосторожное поведение. Выполнение правил дорожного движения спасает человека от многих неприятностей. Знаки дорожного движения - запрещающие, предписывающие и предупреждающие. | Чтение и обсуждение текста «Кого называют осторожным человеком». Создание плаката «О чем рассказывают дорожные знаки». Игра «Пешеходы и водители». | коллективная работа | + | |||
14 | Чтобы избежать неприятностей | 1 | к | Нужно запомнить правила поведения с незнакомыми людьми. | Беседа «Когда и почему у человека возникают неприятности?». Дидактическая игра «Мой адрес» | дидактическая игра тест | + | |||
Тема «Можно ли изменить себя» (урок № 15) | ||||||||||
15 | Зачем изменять себя | 1 | к | Человек многое может и умеет. Он может не только научиться читать и писать, решать математические задачи, но и управлять своим поведением. | Беседа «Дадим друг другу советы». Обсуждение проблемы «Почемучка – это хорошо или плохо?» Игра «Минутка почемучек» | фронт | + | |||
Тема «Кто живет рядом с тобой» (уроки № 16 – 18) | ||||||||||
16 | Что такое семья | 1 | к | Семьи бывают разные и различаются по числу поколений. Членов семьи объединяет проживание в одной квартире, ведение общего хозяйства. Труд и отдых в семье. Члены семьи любят друг друга. | Создание рисунка-плаката «Моя семья». Работа с учебником и иллюстративным материалом. | творческая работа- рисунок проект | + | |||
17 | Домашнее хозяйство | 1 | к | Кто в семье занимается домашним хозяйством и может ли член семьи сказать: «Это -не мое дело». Какие обязанности может исполнять второклассник в семье. | Обсуждение проблемной ситуации «Может ли мальчик испечь пирог?» Решение логических и творческих задач. Работа с учебником. Конкурс кулинаров. | анкетирование | + | |||
18 | Семейный досуг | 1 | к | Члены дружной семьи проводят свободное время вместе, их досуг интересен и полезен для всей семьи. Работа с иллюстративным материалом. | Работа с рубрикой «Картинная галерея». Рассказ учителя о старинных играх и забавах. | творческая работа | + | |||
Тема «О правилах поведения» (уроки № 19 – 21) | ||||||||||
19 | Какие бывают правила | 1 | к | Правила культурного поведения позволяют людям общаться, не причиняя друг другу огорчения. Правила бывают разные и их нужно соблюдать. | Обсуждение проблемной ситуации. Работа со схемой «Какие бывают правила». Сочинение: «Три истории о Васятке». Ролевые игры: «Театр», «Библиотека». | творческая работа | + | |||
20 | Умеем ли мы дружить? | 1 | к | Без друзей человеку жить трудно и не интересно. Нужно знать и выполнять правила дружбы. | Чтение и обсуждение историй о детях. Составление памятки «Правила дружбы» | работа в парах | + | |||
21 | Умеешь ли ты общаться? | 1 | к | Общаться можно не только словами, но и мимикой и жестами. Жесты и мимические выражения лица могут рассказать о многом. Не все жесты приятны, некоторые могут обидеть, | Обсуждение текста учебника. Разыгрывание ситуаций: мимика и жесты. Моделирование: «Какими бывают жесты». поэтому их нужно избегать. | фронт тест | + | |||
Тема «Россия – твоя Родина» (уроки № 22 - 34) | ||||||||||
22 | Родина – что это значит? | 1 | к | Слова «родина», «отечество»,«отчизна», «родная сторона» обозначают место, где человек родился, где он живет, работает, где живут его родные и близкие люди. Российская Федерация – наша Родина. | Чтение и обсуждение текста «О чем рассказал папа». Работа с рубрикой «Картинная галерея». Рассказ-описание «Моя родная земля». | фронт | + | |||
23 | Города России | 1 | к | В каждом городе есть достопримечательности, которые делают его известным и знаменитым. | Путешествие по городам России. | фронт | + | |||
24 | День России | 1 | к | 12 июня – День России. День рождения Российской Федерации –свободного демократического государства, главный праздник страны. Глава нашего государства – президент. | Рассказ учителя о нашем государстве. Рассматривание государственной символики России. | фронт | + | |||
25 | Родной край – частица Родины | 1 | к | Россия – наша Родина. Каждый край чем-то знаменит. Наш край: памятные места, названия улиц, памятники... | Экскурсия: в краеведческий музей, по улицам города и др. | фронт | + | |||
26 | История рассказывает о прошлом | 1 | к | История изучает прошлое. Сравнение слов история и случай. | Работа с текстом учебника. Рассказы детей: случай (история) из моей жизни. Работа с форзацем учебника: как мы узнаем о прошлом. | фронт | + | |||
27 | Как Русь начиналась | 1 | к | Предки русских людей – славяне. Первые их поселения появились в пятом веке. Селились славяне в небольших поселках по берегам рек и хорошо защищали от врагов свои поселения. | Упражнение: вспомним римские цифры. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Работа с текстом учебника. | фронт | + | |||
28 | О труде славян | 1 | к | Основные занятия славян: охота, рыболовство, земледелие, скотоводство. Элементарные сведения об истории развития земледелия. | Чтение и обсуждение текста учебника. Игровая минутка. Беседа «Русская трапеза». Работа с иллюстративным материалом. | исследовательская работа | + | |||
29 30 | Первые русские князья | 1 | к | Чтобы защищать свои земли от нападения, славяне объединялись. Во главе такого объединения стоял князь. В истории нашего государства было много мудрых правителей, которые заботились о благе Руси. | Работа с текстом учебника. Рассказ учителя о князе Олеге. объединялись. Во главе такого объединения стоял князь. В истории нашего государства было много мудрых правителей, которые заботились о благе Руси. Работа с рубрикой «Картинная галерея». | исследовательская работа | + | |||
31 | Мы – граждане России | 1 | к | Каждый человек – гражданин какого-нибудь государства, оно предоставляет ему права. Ребенок как гражданин тоже имеет права. | Рассказ учителя (с использованием иллюстративного материала) о правах граждан страны. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Работа в группах: составление плаката «Права ребенка в России». | фронт | + | |||
32 | Как трудятся россияне | 1 | к | Человек стал человеком, когда начал трудиться. Труд необходим для жизни и благополучия людей. Труд создает ценности культуры. | Решение проблемной ситуации: «Зачем человек трудится?». Работа со схемой «Зачем человек трудится». Беседа на тему «Хлеб – всему голова». | фронт | + | |||
33 | Все профессии нужны… | 1 | к | В мире много разных профессий, и каждая из них очень важна для человека и общества в целом. | Экскурсия на сельскохозяйственное или промышленное предприятие. Встреча с родителями – представителями разных профессий. | фронт | + | |||
34 | Знаменитые города России | 1 | к | Москва и Санкт-Петербург – самые знаменитые города России. Их знают не только все россияне, но и люди разных стран мира. | Беседа «Как можно узнать о прошлом города?», Работа с рубрикой «Картинная галерея». Игра - путешествие по Москве (Санкт-Петербургу). | исследовательская работа тест | + | |||
Тема «Твое первое знакомство со звездами» (уроки № 1— 3) | ||||||||||
1 (35) | Солнечная "семья" | 1 | к | Звезды имеют разный цвет. Солнце – глава большой Солнечной «семьи». Что думали о строении Солнечной системы люди разных эпох. | Учебный диалог: «Почему люди смотрят на звезды?» Работа с текстом и схемами учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея» | фронт | + | |||
2 (36) | Земля - планета Солнечной системы | 1 | к | Земля отличается от других планет Солнечной системы. Условия жизни на Земле. Луна – спутник Земли. | Беседа «Что мы знаем о нашей Земле?». Обсуждение результатов наблюдений Луны. Опыт «Солнце-Луна-Земля». | фронт проект | + | |||
3 (37) | Глобус – модель Земли | 1 | к | О чем рассказывают цвета глобуса? Чего больше на Земле – суши или воды? | Практическая работа с глобусом | практическая работа | + | |||
Тема «Царства живой природы» (уроки № 4 — 5) | ||||||||||
4 (38) | Бактерии | 1 | к | Четыре царства живой природы. Кто такие бактерии? | Дидактическая игра «Царства живой природы». Рассказ учителя на тему «Бактерии». | дидакт.игра | + | |||
5 (39) | Грибы | 1 | к | Что такое грибы? Какие бывают грибы? Все ли грибы съедобны для человека? | Дидактическая игра: «Кто больше». Учебный диалог: работа с текстом и иллюстративным материалом учебника. Рисование схемы «Строение гриба». Работа с рубрикой «Картинная галерея». | творческая работа | + | |||
Тема «Жизнь животных» (уроки № 6 — 10) | ||||||||||
6 (40) | Какие животные живут на Земле | 1 | к | Разнообразие животного мира на планете «Земля»: черви, паукообразные, моллюски, иглокожие, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, рыбы, ракообразные (общее представление). | Игра-путешествие «Какие животные живут на Земле» (работа с иллюстративным материалом). Описательный рассказ «Расскажу о животном». | игра-путешестввие | + | |||
7 (41) | Как животные воспринимают мир | 1 | к | Какие органы чувств есть у животных. Кто из животных лучше видит и слышит? Зачем животным обоняние? Зачем животным нужно быстро бегать? Зачем животному хвост? | Игра: «Как определить качество предмета?» Чтение и сравнение текстов. Ответ на вопрос: «Какие органы чувств есть у животных?» Учебный диалог: «Если быстро бегать…». Минутка вопросов и ответов. | фронт | + | |||
8 – 9 (42-43) | Как животные защищаются, питаются, строят жилища | 2 | к | Способы защиты животных от врагов. Питание животных: хищники, всеядные, растительноядные. Что помогает животному добывать пищу. Зачем животные строят жилища | Учебный диалог «Как животные защищаются». Работа с иллюстративным материалом учебника. Игра «Соберемся в группы». Составление схемы «Жилища животных» | работа в парах | + | |||
10 (44) | Животные воспитывают потомство | 1 | к | Кто из животных воспитывает свое потомство? Игра для зверят – ученье. | Наблюдение: игра котенка (щенка). Работа с текстом учебника. Рассказ учителя «Умеют ли животные общаться?» | фронт тест | + | |||
Тема «Жизнь растений» (уроки № 11 — 13) | ||||||||||
11 (45) | Какие бывают растения | 1 | к | Мир растений разнообразен: водоросли, хвойные, лишайники, цветковые. Разнообразен и внешний вид растений. | Игра-путешествие «Растения планеты Земля». Подготовка схем: « Какие бывают растения» и «Части растения». | игра- путешествие | + | |||
12 (46) 13 (47) | Органы растения и их значение для его жизни | 2 | к | Зачем растению листья, корни, стебли, цветки и плоды? | Беседа «Какие части есть у растения». Работа с иллюстративным материалом учебника | фронт | + | |||
Тема «Лес и его обитатели» (уроки № 14 — 24) | ||||||||||
14. (48) | Что такое лес? | 1 | экскурсия | Лес – многоэтажный дом. Внешний вид и особенности деревьев, кустарников, трав. | Экскурсия в лес. Сравнение «жителей» разных этажей леса. Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника. Создание рисунка- схемы. Работа с рубрикой «Картинная галерея». | творческая работа в парах | + | |||
15 (49) | Как развивается растение | 1 | к | Растение можно вырастить из семени, посадив его во влажную землю и создав необходимые условия для его роста и развития. Со дня посадки растение изменяется; его развитие происходит так: появляется стебелек, листочки, позже растение зацветает и дает плод и семена. | Опыт с семенами бобовых. Наблюдения и фиксация их результатов в рисунке-схеме. | исследовательская работа- опыт | + | |||
16 (50) | Деревья леса. | 1 | к | У каждого дерева есть свой «паспорт», в котором отражаются особенности этого растения. | Проектная деятельность | проект | + | |||
17 (51) | Кустарники леса | 1 | к | Кустарники – это обычно второй ярус леса. Они отличаются от деревьев и трав. | Экскурсия. Наблюдение: рассматривание веточки сирени (черемухи, жасмина). Работа с текстами и иллюстрациями учебника. Проектная деятельность. | исследовательская работа | + | |||
18 (52) | Травянистые растения леса | 1 | к | Травянистые растения располагаются на нижнем ярусе леса. Они отличаются от деревьев и кустарников: имеют мягкий низкий стебель, мелкие листья и цветки. Их жизнь тесно связана с растениями других «этажей» леса. | Работа с гербарием и иллюстративным материалом. Чтение и обсуждение текста учебника. | работа в парах и группах | + | |||
19 (53) | Лесная аптека | 1 | к | Многие растения леса лекарственные. | Учебный диалог: «Лесная аптека» (работа с таблицей) Проектная деятельность | проект | + | |||
20 (54) | Звери леса | 1 | к | Животные (каждый по своему) приспособились к жизни в лесу. Внешний вид птиц, зверей и других животных позволяет им быть незаметными среди растений леса. Одни животные строят жилища на земле, другие – на деревьях, третьи – глубоко под землей. | Дидактическая игра «Кто больше?». Сюжетная игра «Расскажу вам о себе» (с использованием иллюстраций). Рассказ учителя «Белка и бурундук». Работа с рубрикой «Картинная галерея». | дидактическая игра | + | |||
21 (55) | Птицы – лесные жители | 1 | к | Особенности строения тела птицы и ее поведения. Значение перьевого покрова тела в жизни птиц, причины сезонных изменений в их жизни. | Решение проблемной ситуации «Зачем птице перья?» Работа с текстами учебника. Рассказ учителя: истории из жизни птиц. | фронт | + | |||
22 (56) | Ужи – обитатели леса | 1 | к | Ужи – самое многочисленное семейство среди пресмыкающихся. Особенности внешнего вида и повадок змей. Правила поведения при встрече со змеей. | Рассказ учителя «Ужиное семейство». Учебный диалог: сравнение рисунков (чучел) разных видов рептилий. Ролевая игра «Неожиданная встреча» | ролевая игра | + | |||
23 (57) | Насекомые леса | 1 | к | Насекомые – обитатели леса. Среди них есть вредные и полезные для растений леса. По внешнему виду и особенностям жизни насекомые значительно отличаются друг от друга, но всех их объединяют отдельные общие признаки. | Рассказывание: насекомые, какие они разные. Классификация рисунков: полезные и вредные насекомые леса. | работа в парах | + | |||
24 (58) | Мы пришли в лес… | 1 | к | Правила поведения в лесу. | Составление коллективной памятки «Правила поведения в лесу» (работа в группах). | работа в группах тест | + | |||
Тема «Водоем и его обитатели» (уроки № 25 — 29) | ||||||||||
25 (59) | Путешествие капельки | 1 | к | Вода – одно из самых важных в природе веществ. Она имеет разные состояния: жидкое, твердое, газообразное. Без воды жизнь невозможна. Вода в природе совершает круговорот. | Учебный диалог: «поговорим о воде». Построение рисунка-схемы «Вода и ее состояния». Чтение и обсуждение текста «Путешествие капельки». | работа в парах | + | |||
26 (60) | Свойства воды | 1 | к | Свойства воды можно установить с помощью различных опытов. | Опыты: определение свойств воды. | опыт | + | |||
27 (61) | Рыбы – обитатели водоемов | 1 | к | Водоемы бывают разные, в каждом обитают животные, которые приспособились жить в этих условиях. Особенности рыб как обитателей водоемов. | Учебный диалог: «Обитатели водоемов». Наблюдение за рыбой в аквариуме. Работа с текстами и иллюстративным материалом учебника. «Минутка для любознательных». | фронт | + | |||
28 (62) | Пресный водоем. Обитатели пресных водоемов. | 1 | к | Река – пресный водоем. Рыбы, выдра, бобр и другие животные приспособились к жизни в пресных водоемах. Разнообразны растения пресных водоемов. | Обсуждение текста «Река – пресный водоем». Работа с иллюстративным материалом «Животные пресных водоемов». Работа в группах: растения пресных водоемов. | работа в группах | + | |||
29 (63) | Болото -естественный водоем | 1 | к | Как образуются болота. Растения и животные болот. | Рассказ учителя: «Болото – водоем». Работа в парах: «Животные и растения болот». Построение цепи питания. Обсуждение проблемного вопроса: «Почему природе нужны все?» | работа в парах тест | + | |||
Тема «Луг и его обитатели» (урок № 30) | ||||||||||
30 (64) | Растения и животные луга | 1 | экскурсия | Луг – сообщество животных и растений. Они приспособлены к жизни в условиях луга. Есть ли на лугу ярусы? Какие растения и животные обитают на лугу и почему? | Экскурсия на луг. Наблюдения: сравним два сообщества: лес и луг (сходство, различия). Работа с текстами учебника. | фронт | + | |||
Тема «Поле и его обитатели» (урок № 31) | ||||||||||
31 (65) | Растения и животные поля | 1 | к | Поле – сообщество, за которым ухаживает человек. Какие растения относятся к зерновым культурам. | Работа с гербарием: зерновые культуры. Обсуждение проблемных вопросов: правильны ли высказывания? | работа в парах тест | + | |||
Тема «Сад и его обитатели» (урок № 32) | ||||||||||
32 (66) | Растения и животные сада | 1 | к | Сад – сообщество растений и животных. Размножение садовых культур. | Работа с текстами и иллюстративным материалом учебника | фронт | + | |||
Тема «Природа и человек» (уроки № 33 — 34) | ||||||||||
33 (67) | Будем беречь природу | 1 | к | Человек – часть природы. Красная книга России. | Рассказ учителя «Человек и природа». Составление памятки: «Правила поведения в природе». Обсуждение ситуации «Дядя, купи котенка!» (учебник, ч. 2, с.151 -152) | работа в группах | + | |||
34 (68) | Итоговый урок | 1 | контрольный | Выполнение заданий в рабочей тетради. | К.р. | + |
Предварительный просмотр:
Программа окружающий мир.
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия ФГОС начального образования (2009г.) по предметной области «Естествознание и обществознание (Окружающий мир)» и используется для обучения в 4-летней школе в образовательном учреждении любого типа.
Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе- представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологические грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения предмета «Окружающий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно- нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета определяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.
Таким образом, изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребёнка как школьника:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- высокий уровень учебной мотивации, самоконтроль и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.
Другая группа личностных результатов передаёт социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чуства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение) ;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержание обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредматных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
- под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
- под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
На основе установленных результатов изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребёнка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета «Окружающий мир» адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса- определённость, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются в основном искусственные (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на изучение природы и общества, предметного мира и деятельности и творчества человека. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
1)организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыта и пр.); 2)усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Исходя из этого обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты ( на пришкольном участке, в парке и на водоёме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения предмета «Окружающий мир» на уроках в классе (обучение идёт с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предложения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.
Программа предусматривает проведения уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определённого исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в 4 классе, когда систематизируются знания, полученные за все 4 года обучения, и создаётся возможность чётко представить обобщённое видение исторических эпох: Древняя Русь, Московское государство, Россия, Советская Россия, современная Россия.
Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю. Общее число часов по классам: 1класс- 66 часов, 2класс- 68 часов, 3 класс- 68 часов, 4 класс- 68 часов. Распределение часов по темам условно, учитель по своему усмотрению может изменить их соотношение.
К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.
Планируемые результаты обучения.
К концу обучения во 2 классе учащиеся научаться:
- составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
- называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
- оценивать жизненную ситуацию, а также представлению в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
- различать (соотносить) прошлое, настоящее, будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;
- характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
- называть царства природы;
- описывать признаки животного и растения как живого существа;
- моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
- различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
- устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
- описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
- сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
К концу обучения во 2 классе учащиеся могут научиться:
- «читать» информацию, представленную в виде схемы;
- воспроизводить в небольшом рассказе- повествовании (рассказе- описании) изученные сведения из истории Москвы;
- ориентироваться в понятиях: «Солнечная система»; «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения»; «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
- проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 1-4 классы ФГОС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 1- 4 КЛАССОВ "ШКОЛА РОССИИ" С УЧЁТОМ ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ...
рабочая программа технология 2 класс ФГОС
Тематическое планирование по ФГОС 2 класс По программе "Начальная школа XXI века"...
Рабочие программы для 2 класса (ФГОС) УМК "Школа России"
Рабочие программы даны в соответствии с требованиями ФГОС. Также разработано КТП по всем предметам....
Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу педагога 1 классначального общего образованияФГОС – 2 НОО, УМК «Школа России»...
Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")
Календарно-тематическое планирование по русскому языку, литературному чтению...
рабочая программа ПНШ 3 класс ФГОС окружающий мир
рабочая программа ПНШ 3 класс ФГОС окружающий мир...
рабочая программа ПНШ 4 класс ФГОС окружающий мир
рабочая программа ПНШ 4 класс ФГОС окружающий мир...