рабочая программа окружающий мир 2 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме

Тематическое планирование по ФГОС 2 класс По программе "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pourochno.okruzh_mir.docx54.07 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska_okruzhayushchiy_mir.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Поурочно- тематическое планирование по окружающему миру

Название раздела и тема урока

Кол-

Во

ча- сов

Тип урока

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовленности учащихся

Вид контро-

ля

ИКТ

Дата проведения

план

факт

Тема "Что тебя окружает" (уроки № 1 – 2)

1

Что такое

окружающий

мир

1

к

Что нас окружает. Природа неживая и живая. Человек –часть природы. Общество.

Сравнение понятий «объект природы (живой, неживой)»,«изделие».Работа с учебником: нахождение ошибки в высказываниях.

Упражнение на классификацию

объектов природы.

Минутка игры

Сравнение понятий «объект природы (живой, неживой)», «изделие». Работа с учебником: нахождение ошибки в высказываниях. Упражнение на классификацию объектов природы. Минутка игры.

фронталь

ный, индивиду

альный опросы

+

2

Бывают ли на

свете чудеса

1

к

В природе много чудес.

Человек должен уметь их замечать. Многие чудеса созданы руками человека.

Беседа с использованием фотографий «Бывают ли на свете чудеса?». Работа с рубрикой «Обсудим вместе». Рассказ учителя: «Чудеса света». Чтение и обсуждение фрагмента стихотворения Н.Юрковой «Чудо» (учеб. ч.1, с.12).

фронта

ль

ный, индивиду

альный опросы

+

Тема "Кто ты такой?" (уроки № 3 - 5)

3

Все мы - люди

1

к

Я, ты, он, она… Все мы –люди. Человек – живое

существо, организм. Внешние отличия одного человека от

других. Хорошо, что все люди разные. Словесный портрет

человека.

Рассказ учителя: «Что человеку дает природа».

Чтение и обсуждение текста «На кого похожи дети?».Обсуждение проблемной ситуации:

«Если бы все люди были

одинаковые».Работа с рубрикой «Картинная

галерея».

Речевая разминка. «Расскажу о себе

двумя словами».

Игра «Кто быстрее найдет похожие предметы».

Дидактические игры «Кто позвал»,«Чудесный мешочек», «Цвет

предмета». Работа с текстом учебника.

Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.

Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность

фронт

+

4-5

Наши

помощники –

органы чувств

2

к

Органы чувств – наши

помощники. С их помощью человек воспринимает

окружающий мир.

Ориентировка в понятиях "чувство", "ощущение",

"внешние чувства",

"обоняние", "осязание".

Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.

Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность

проект

+

Тема "Что такое здоровье"

6

Чтобы меньше

болеть

1

к

Что такое здоровье. Почему человек должен заботиться о своем здоровье и как это

делать. Причины некоторых болезней.

Обсуждение проблемной задачи: «Какого человека можно назвать здоровым?».Работа с иллюстративным

материалом: причины заболеваний.

Обсуждение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь».

Ролевая игра «Мальчик заболел».

фронт

+

7

Режим дня

1

к

Режим дня как правильное сочетание разных занятий в

течение дня. Значение

соблюдения режима дня для здоровья, целесообразной

организации жизни человека. Правила организации режима дня.

Работа в группах: коллективное

составление памятки «Режим дня

второклассника».

Работа с иллюстративным

материалом и текстами учебника.

работа в группах

+

Тема «Физическая культура»

8

Что такое

физическая

культура

1

интегрир.

Культурный человек должен владеть физической культурой. Физическая культура - это движения, занятие физическими

упражнениями, подвижными играми и спортом. Физическая

культура - это гигиена и

закаливание.

Беседа на тему «Что такое физическая культура» с

использованием иллюстративного

материала учебника (ч.1, с.38 - 40) Игры малой подвижности.

Работа с рубрикой «Картинная галерея».

практический

+

9

Закаляться

может каждый

1

к

Закаливание – необходимое

условие здорового образа жизни. Правила закаливания:

постепенность, подходящая

температура воды и воздуха,непрерывность и др.

Обсуждение проблемы: «Почему говорят: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Составление памятки «Как нужно закаляться».

Творческое рассказывание по картинке.

фронт

тест

+

Тема «Почему нужно правильно питаться» (уроки № 10 – 12)

10

Что такое

правильное

питание

1

к

Человек должен правильно питаться, чтобы организм мог

нормально расти и

развиваться, был вынослив и активен, боролся с болезнями.

Неправильное питание влияет на здоровье. Наша пища состоит из белков, жиров, углеводов.

Работа со схемой «Почему нужно

правильно питаться».

Проведение опытов по определению состава продуктов.

фронт

+

11

О витаминах

1

к

Кроме питательных веществ организму требуются витамины. При их недостатке

организм слабеет и больше подвергается разным болезням.

Составление схемы «Какие витамины нужны организму?». Работа с рубрикой «Этот удивительный мир» .

Обсуждение проблемы «Полезен ли сахар?»

проект

+

12

О правилах

питания

1

к

Чтобы быть культурным

человеком, нужно знать

правила приема пищи и

поведения за столом. Незнание этих правил может привести к

неприятностям и даже к

болезням.

Работа с рубрикой «Обсудим вместе».

Ролевая игра «Приглашаем в гости».

Составление памятки «Как вести себя за столом».

фронт

тест

+

Тема «Почему нужно быть осторожным» (уроки № 13 – 14)

13

Правила

дорожного

движения

1

к

Осторожный человек всегда думает о том, к чему может привести неосторожное

поведение. Выполнение

правил дорожного движения спасает человека от многих

неприятностей. Знаки

дорожного движения -

запрещающие,

предписывающие и

предупреждающие.

Чтение и обсуждение текста «Кого называют осторожным человеком».

Создание плаката «О чем рассказывают дорожные знаки». Игра «Пешеходы и водители».

коллективная работа

+

14

Чтобы избежать

неприятностей

1

к

Нужно запомнить правила поведения с незнакомыми людьми.

Беседа «Когда и почему у человека возникают неприятности?».

Дидактическая игра «Мой адрес»

дидактическая игра

тест

+

Тема «Можно ли изменить себя» (урок № 15)

15

Зачем

изменять себя

1

к

Человек многое может и

умеет. Он может не только научиться читать и писать, решать математические

задачи, но и управлять своим поведением.

Беседа «Дадим друг другу советы». Обсуждение проблемы «Почемучка – это хорошо или плохо?» Игра «Минутка почемучек»

фронт

+

Тема «Кто живет рядом с тобой» (уроки № 16 – 18)

16

Что такое семья

1

к

Семьи бывают разные и

различаются по числу

поколений. Членов семьи объединяет проживание в одной квартире, ведение общего хозяйства. Труд и отдых в семье. Члены семьи любят друг друга.

Создание рисунка-плаката «Моя семья».

Работа с учебником и

иллюстративным материалом.

творческая работа- рисунок

проект

+

17

Домашнее

хозяйство

1

к

Кто в семье занимается

домашним хозяйством и

может ли член семьи сказать: «Это -не мое дело». Какие обязанности может исполнять

второклассник в семье.

Обсуждение проблемной ситуации «Может ли мальчик испечь пирог?»

Решение логических и творческих задач.

Работа с учебником.

Конкурс кулинаров.

анкетирование

+

18

Семейный

досуг

1

к

Члены дружной семьи

проводят свободное время вместе, их досуг интересен и полезен для всей семьи.

Работа с иллюстративным

материалом.

Работа с рубрикой

«Картинная галерея».

Рассказ учителя о старинных играх и забавах.

творческая работа

+

Тема «О правилах поведения» (уроки № 19 – 21)

19

Какие бывают

правила

1

к

Правила культурного

поведения позволяют людям общаться, не причиняя друг другу огорчения. Правила

бывают разные и их нужно соблюдать.

Обсуждение проблемной ситуации. Работа со схемой «Какие бывают

правила». Сочинение: «Три истории о Васятке».

Ролевые игры: «Театр»,

«Библиотека».

творческая работа

+

20

Умеем ли мы

дружить?

1

к

Без друзей человеку жить трудно и не интересно. Нужно

знать и выполнять правила дружбы.

Чтение и обсуждение историй о детях.

Составление памятки «Правила дружбы»

работа в парах

+

21

Умеешь ли ты

общаться?

1

к

Общаться можно не только словами, но и мимикой и жестами. Жесты и мимические выражения лица могут рассказать о многом. Не все жесты приятны, некоторые могут обидеть,

Обсуждение текста учебника. Разыгрывание ситуаций: мимика и

жесты. Моделирование: «Какими бывают жесты». поэтому их нужно избегать.

фронт

тест

+

Тема «Россия – твоя Родина» (уроки № 22 - 34)

22

Родина – что

это значит?

1

к

Слова «родина», «отечество»,«отчизна», «родная сторона» обозначают место, где человек родился, где он живет, работает, где живут его родные и близкие люди. Российская Федерация – наша Родина.

Чтение и обсуждение текста «О чем рассказал папа». Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Рассказ-описание «Моя родная земля».

фронт

+

23

Города России

1

к

В каждом городе есть

достопримечательности, которые делают его известным и знаменитым.

Путешествие по городам России.

фронт

+

24

День России

1

к

12 июня – День России. День рождения Российской

Федерации –свободного

демократического

государства, главный

праздник страны. Глава

нашего государства –

президент.

Рассказ учителя о нашем

государстве.

Рассматривание государственной

символики России.

фронт

+

25

Родной край –

частица

Родины

1

к

Россия – наша Родина.

Каждый край чем-то

знаменит. Наш край:

памятные места, названия улиц, памятники...

Экскурсия: в краеведческий музей,

по улицам города и др.

фронт

+

26

История

рассказывает о

прошлом

1

к

История изучает прошлое. Сравнение слов история и случай.

Работа с текстом учебника. Рассказы детей: случай (история) из моей жизни.

Работа с форзацем учебника: как мы узнаем о прошлом.

фронт

+

27

Как Русь

начиналась

1

к

Предки русских людей –

славяне. Первые их поселения появились в пятом веке. Селились славяне в небольших поселках по берегам рек и хорошо защищали от врагов свои поселения.

Упражнение: вспомним римские цифры.

Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Работа с текстом учебника.

фронт

+

28

О труде

славян

1

к

Основные занятия славян: охота, рыболовство,

земледелие, скотоводство.

Элементарные сведения об

истории развития земледелия.

Чтение и обсуждение текста учебника.

Игровая минутка.

Беседа «Русская трапеза». Работа с иллюстративным материалом.

исследовательская работа

+

29

30

Первые

русские князья

1

к

Чтобы защищать свои земли от нападения, славяне объединялись. Во главе такого

объединения стоял князь. В истории нашего государства было много мудрых правителей, которые заботились о благе Руси.

Работа с текстом учебника. Рассказ учителя о князе Олеге. объединялись. Во главе такого объединения стоял князь. В истории нашего государства

было много мудрых правителей, которые заботились о благе Руси.

Работа с рубрикой «Картинная галерея».

исследовательская работа

+

31

Мы –

граждане

России

1

к

Каждый человек – гражданин какого-нибудь государства,

оно предоставляет ему права. Ребенок как гражданин тоже имеет права.

Рассказ учителя (с использованием

иллюстративного материала) о правах граждан страны.

Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Работа в группах: составление плаката «Права ребенка в России».

фронт

+

32

Как трудятся

россияне

1

к

Человек стал человеком, когда

начал трудиться. Труд

необходим для жизни и

благополучия людей. Труд создает ценности культуры.

Решение проблемной ситуации: «Зачем человек трудится?».

Работа со схемой «Зачем человек трудится».

Беседа на тему «Хлеб – всему голова».

фронт

+

33

Все профессии

нужны…

1

к

В мире много разных

профессий, и каждая из них очень важна для человека и общества в целом.

Экскурсия на сельскохозяйственное

или промышленное предприятие. Встреча с родителями –

представителями разных профессий.

фронт

+

34

Знаменитые

города России

1

к

Москва и Санкт-Петербург – самые знаменитые города

России. Их знают не только все россияне, но и люди разных стран мира.

Беседа «Как можно узнать о прошлом города?», Работа с рубрикой «Картинная

галерея». Игра - путешествие по Москве

(Санкт-Петербургу).

исследовательская работа

тест

+

Тема «Твое первое знакомство со звездами» (уроки № 1— 3)

1 (35)

Солнечная

"семья"

1

к

Звезды имеют разный цвет.

Солнце – глава большой

Солнечной «семьи». Что думали

о строении Солнечной системы

люди разных эпох.

Учебный диалог: «Почему

люди смотрят на звезды?»

Работа с текстом и схемами

учебника. Работа с рубрикой

«Картинная галерея»

фронт

+

2 (36)

Земля - планета

Солнечной системы

1

к

Земля отличается от других

планет Солнечной системы.

Условия жизни на Земле. Луна –

спутник Земли.

Беседа «Что мы знаем о

нашей Земле?». Обсуждение результатов наблюдений Луны.

Опыт «Солнце-Луна-Земля».

фронт

проект

+

3 (37)

Глобус – модель

Земли

1

к

О чем рассказывают цвета

глобуса? Чего больше на Земле –

суши или воды?

Практическая работа с

глобусом

практическая работа

+

Тема «Царства живой природы» (уроки № 4 — 5)

4 (38)

Бактерии

1

к

Четыре царства живой природы.

Кто такие бактерии?

Дидактическая игра «Царства

живой природы». Рассказ учителя на тему «Бактерии».

дидакт.игра

+

5 (39)

Грибы

1

к

Что такое грибы? Какие бывают

грибы? Все ли грибы съедобны

для человека?

Дидактическая игра: «Кто больше». Учебный диалог: работа с текстом и иллюстративным материалом учебника.

Рисование схемы «Строение

гриба». Работа с рубрикой

«Картинная галерея».

творческая работа

+

Тема «Жизнь животных» (уроки № 6 — 10)

6 (40)

Какие животные

живут на Земле

1

к

Разнообразие животного мира

на планете «Земля»: черви, паукообразные, моллюски,

иглокожие, земноводные,

пресмыкающиеся, птицы,

млекопитающие, рыбы,

ракообразные (общее

представление).

Игра-путешествие «Какие животные живут на Земле» (работа с иллюстративным материалом).

Описательный рассказ

«Расскажу о животном».

игра-путешестввие

+

7 (41)

Как животные

воспринимают мир

1

к

Какие органы чувств есть у

животных. Кто из животных

лучше видит и слышит? Зачем

животным обоняние? Зачем

животным нужно быстро

бегать? Зачем животному

хвост?

Игра: «Как определить качество предмета?» Чтение и сравнение текстов.

Ответ на вопрос: «Какие органы чувств есть у животных?» Учебный диалог: «Если быстро бегать…».

Минутка вопросов и ответов.

фронт

+

8 – 9

(42-43)

Как животные

защищаются,

питаются, строят

жилища

2

к

Способы защиты животных от

врагов. Питание животных:

хищники, всеядные,

растительноядные. Что

помогает животному добывать

пищу. Зачем животные строят

жилища

Учебный диалог «Как животные защищаются». Работа с иллюстративным материалом учебника. Игра «Соберемся в группы».

Составление схемы «Жилища

животных»

работа в парах

+

10 (44)

Животные

воспитывают

потомство

1

к

Кто из животных воспитывает

свое потомство? Игра для

зверят – ученье.

Наблюдение: игра котенка

(щенка). Работа с текстом учебника.

Рассказ учителя «Умеют ли

животные общаться?»

фронт

тест

+

Тема «Жизнь растений» (уроки № 11 — 13)

11 (45)

Какие бывают

растения

1

к

Мир растений разнообразен:

водоросли, хвойные,

лишайники, цветковые.

Разнообразен и внешний вид

растений.

Игра-путешествие «Растения

планеты Земля». Подготовка схем:

« Какие бывают растения» и

«Части растения».

игра- путешествие

+

12 (46)

13 (47)

Органы растения и их

значение для его

жизни

2

к

Зачем растению листья,

корни, стебли, цветки и

плоды?

Беседа «Какие части есть у

растения». Работа с иллюстративным

материалом учебника

фронт

+

Тема «Лес и его обитатели» (уроки № 14 — 24)

14. (48)

Что такое лес?

1

экскурсия

Лес – многоэтажный дом.

Внешний вид и особенности

деревьев, кустарников, трав.

Экскурсия в лес. Сравнение

«жителей» разных этажей леса.

Работа с иллюстративным

материалом и текстами учебника. Создание рисунка- схемы.

Работа с рубрикой

«Картинная галерея».

творческая работа в парах

+

15 (49)

Как развивается

растение

1

к

Растение можно вырастить из

семени, посадив его во

влажную землю и создав

необходимые условия для его

роста и развития. Со дня

посадки растение изменяется;

его развитие происходит так:

появляется стебелек,

листочки, позже растение

зацветает и дает плод и

семена.

Опыт с семенами бобовых.

Наблюдения и фиксация их

результатов в рисунке-схеме.

исследовательская работа- опыт

+

16 (50)

Деревья леса.

1

к

У каждого дерева есть свой

«паспорт», в котором

отражаются особенности этого

растения.

Проектная деятельность

проект

+

17 (51)

Кустарники леса

1

к

Кустарники – это обычно

второй ярус леса. Они

отличаются от деревьев и

трав.

Экскурсия. Наблюдение: рассматривание веточки сирени (черемухи, жасмина).

Работа с текстами и иллюстрациями учебника. Проектная деятельность.

исследовательская работа

+

18 (52)

Травянистые

растения леса

1

к

Травянистые растения

располагаются на нижнем

ярусе леса. Они отличаются от

деревьев и кустарников:

имеют мягкий низкий стебель,

мелкие листья и цветки. Их

жизнь тесно связана с

растениями других «этажей»

леса.

Работа с гербарием и иллюстративным

материалом. Чтение и обсуждение текста

учебника.

работа в парах и группах

+

19 (53)

Лесная аптека

1

к

Многие растения леса

лекарственные.

Учебный диалог: «Лесная

аптека» (работа с таблицей)

Проектная деятельность

проект

+

20 (54)

Звери леса

1

к

Животные (каждый по своему)

приспособились к жизни в

лесу. Внешний вид птиц,

зверей и других животных

позволяет им быть

незаметными среди растений

леса. Одни животные строят

жилища на земле, другие – на

деревьях, третьи – глубоко под

землей.

Дидактическая игра «Кто больше?».

Сюжетная игра «Расскажу вам о себе» (с использованием иллюстраций). Рассказ учителя «Белка и бурундук».

Работа с рубрикой

«Картинная галерея».

дидактическая игра

+

21 (55)

Птицы – лесные

жители

1

к

Особенности строения тела

птицы и ее поведения.

Значение перьевого покрова

тела в жизни птиц, причины

сезонных изменений в их

жизни.

Решение проблемной ситуации «Зачем птице перья?»

Работа с текстами учебника.

Рассказ учителя: истории из

жизни птиц.

фронт

+

22 (56)

Ужи – обитатели леса

1

к

Ужи – самое многочисленное

семейство среди

пресмыкающихся.

Особенности внешнего вида и

повадок змей. Правила

поведения при встрече со

змеей.

Рассказ учителя «Ужиное семейство».

Учебный диалог: сравнение рисунков (чучел) разных видов рептилий.

Ролевая игра «Неожиданная

встреча»

ролевая игра

+

23 (57)

Насекомые леса

1

к

Насекомые – обитатели леса.

Среди них есть вредные и

полезные для растений леса.

По внешнему виду и

особенностям жизни

насекомые значительно

отличаются друг от друга, но

всех их объединяют

отдельные общие признаки.

Рассказывание: насекомые, какие они разные. Классификация рисунков:

полезные и вредные насекомые леса.

работа в парах

+

24 (58)

Мы пришли в лес…

1

к

Правила поведения в лесу.

Составление коллективной

памятки «Правила поведения

в лесу» (работа в группах).

работа в группах

тест

+

Тема «Водоем и его обитатели» (уроки № 25 — 29)

25 (59)

Путешествие

капельки

1

к

Вода – одно из самых важных

в природе веществ. Она имеет

разные состояния: жидкое,

твердое, газообразное. Без

воды жизнь невозможна. Вода

в природе совершает

круговорот.

Учебный диалог: «поговорим о воде».

Построение рисунка-схемы

«Вода и ее состояния».

Чтение и обсуждение текста

«Путешествие капельки».

работа в парах

+

26 (60)

Свойства воды

1

к

Свойства воды можно

установить с помощью

различных опытов.

Опыты: определение свойств

воды.

опыт

+

27 (61)

Рыбы – обитатели

водоемов

1

к

Водоемы бывают разные, в

каждом обитают животные,

которые приспособились жить

в этих условиях. Особенности

рыб как обитателей водоемов.

Учебный диалог: «Обитатели

водоемов». Наблюдение за рыбой в

аквариуме. Работа с текстами и

иллюстративным материалом

учебника. «Минутка для

любознательных».

фронт

+

28 (62)

Пресный водоем.

Обитатели пресных

водоемов.

1

к

Река – пресный водоем. Рыбы,

выдра, бобр и другие

животные приспособились к

жизни в пресных водоемах.

Разнообразны растения

пресных водоемов.

Обсуждение текста «Река – пресный водоем». Работа с иллюстративным

материалом «Животные пресных водоемов». Работа в группах: растения

пресных водоемов.

работа в группах

+

29 (63)

Болото

-естественный

водоем

1

к

Как образуются болота.

Растения и животные болот.

Рассказ учителя: «Болото – водоем».

Работа в парах: «Животные и растения болот». Построение цепи питания.

Обсуждение проблемного вопроса: «Почему природе нужны все?»

работа в парах

тест

+

Тема «Луг и его обитатели» (урок № 30)

30 (64)

Растения

и животные луга

1

экскурсия

Луг – сообщество животных и

растений. Они приспособлены

к жизни в условиях луга. Есть

ли на лугу ярусы? Какие

растения и животные обитают

на лугу и почему?

Экскурсия на луг. Наблюдения: сравним два сообщества: лес и луг

(сходство, различия).

Работа с текстами учебника.

фронт

+

Тема «Поле и его обитатели» (урок № 31)

31 (65)

Растения

и животные поля

1

к

Поле – сообщество, за которым

ухаживает человек. Какие

растения относятся к зерновым

культурам.

Работа с гербарием: зерновые культуры.

Обсуждение проблемных вопросов: правильны ли высказывания?

работа в парах

тест

+

Тема «Сад и его обитатели» (урок № 32)

32 (66)

Растения

и животные сада

1

к

Сад – сообщество растений и

животных. Размножение

садовых культур.

Работа с текстами и иллюстративным

материалом учебника

фронт

+

Тема «Природа и человек» (уроки № 33 — 34)

33 (67)

Будем беречь природу

1

к

Человек – часть природы.

Красная книга России.

Рассказ учителя «Человек и природа».

Составление памятки: «Правила поведения в природе». Обсуждение ситуации «Дядя, купи котенка!»

(учебник, ч. 2, с.151 -152)

работа в группах

+

34 (68)

Итоговый урок

1

контрольный

Выполнение заданий в рабочей тетради.

К.р.

+



Предварительный просмотр:

Программа окружающий мир.

Пояснительная записка.

      Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия ФГОС начального образования (2009г.) по предметной области «Естествознание и обществознание (Окружающий мир)» и используется для обучения в 4-летней школе в образовательном учреждении любого типа.

      Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе- представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологические грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

       В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения предмета «Окружающий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно- нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета определяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.

      Таким образом, изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

        Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребёнка как школьника:

  1. готовность и  способность к саморазвитию и самообучению;
  2. высокий уровень учебной мотивации, самоконтроль и самооценки;
  3. личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.

     Другая группа личностных результатов передаёт социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чуства гордости за национальные достижения;
  2. воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  3. понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  4. формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.

        Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

  1. осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  2. обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  3. овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение) ;
  4. использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  5. расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

       В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержание обучения и конструировании  его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредматных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  1. под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
  2. под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  3. под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

    Особое место метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

      На основе установленных результатов изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребёнка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

      Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета «Окружающий мир» адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса- определённость, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются в основном искусственные (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на изучение природы и общества, предметного мира и деятельности и творчества человека. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

1)организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыта и пр.);                 2)усиление внимания  к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

        Исходя из этого обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты ( на пришкольном участке, в парке и на водоёме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения предмета «Окружающий мир» на уроках в классе (обучение идёт с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предложения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.

      Программа предусматривает проведения уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определённого исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в 4 классе, когда систематизируются знания, полученные за все 4 года обучения, и создаётся возможность чётко представить обобщённое видение исторических эпох: Древняя Русь, Московское государство, Россия, Советская Россия, современная Россия.

        Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю. Общее число часов по классам: 1класс- 66 часов, 2класс- 68 часов, 3 класс- 68 часов, 4 класс- 68 часов. Распределение часов по темам условно,  учитель по своему усмотрению может изменить их соотношение.

      К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.

Планируемые результаты обучения.

К концу обучения во 2 классе учащиеся научаться:

  1. составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
  2. называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
  3. оценивать жизненную ситуацию, а также представлению в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
  4. различать (соотносить) прошлое, настоящее, будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;
  5. характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
  6. называть царства природы;
  7. описывать признаки животного и растения как живого существа;
  8. моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
  9. различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
  10. устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
  11. описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
  12. сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их  обитания.

К концу обучения во 2 классе учащиеся могут научиться:

  1. «читать» информацию, представленную в виде схемы;
  2. воспроизводить в небольшом рассказе-  повествовании (рассказе- описании) изученные сведения из истории Москвы;
  3. ориентироваться в понятиях: «Солнечная система»; «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения»; «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
  4. проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
  5. приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности). 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 1-4 классы ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 1- 4 КЛАССОВ "ШКОЛА РОССИИ"  С УЧЁТОМ ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ...

рабочая программа технология 2 класс ФГОС

Тематическое планирование по ФГОС 2 класс По программе "Начальная школа XXI века"...

Рабочие программы для 2 класса (ФГОС) УМК "Школа России"

Рабочие программы даны в соответствии с требованиями ФГОС. Также разработано КТП по всем предметам....

Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")

Предлагаю вашему вниманию рабочую программу педагога 1 классначального общего образованияФГОС – 2  НОО, УМК «Школа России»...

Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")

Календарно-тематическое планирование по русскому языку, литературному чтению...

рабочая программа ПНШ 3 класс ФГОС окружающий мир

рабочая программа ПНШ  3 класс ФГОС окружающий мир...

рабочая программа ПНШ 4 класс ФГОС окружающий мир

рабочая программа ПНШ  4 класс ФГОС  окружающий мир...