календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и реализуется средствами предмета «Русский язык» на основе авторской программы М.С. Соловейчик (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012; учебно-методический комплект «Гармония»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.yaz_._kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx | 139.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Виды деятельности учащихся | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия | Формы, методы контроля | |||||||
план | факт | |||||||||||||
Раздел 1. Повторение изученного и расширение сведений («Знаем - повторим, не знаем - узнаем») (19 ч) | ||||||||||||||
1-2 | Повторение изученного о речи («Воспоминания о лете»). | Уроки повторения. | Повторяют материал, изученный во 2 классе, работают с учебником. Тренируются в исправлении ошибок и в выборе точного слова. | Работать с учебником. Составлять рассказ по определенной теме, искать логику в передаче содержания текста, правильно употреблять слова в своей речи и ставить ударения в них, составлять предложения со словами определенного значения, корректировать свой текст. Решать орфографические задачи, выделять «окошками» трудные написания. | Рассматривать обложку, страницы книги. Читать письмо авторов, анализировать его построение, выбор слов, соблюдение правил речи. Просматривать учебник, находить подтверждения слов из письма авторов. Обмениваться информацией с одноклассниками, вступать в диалог. | Фронтальный опрос. | ||||||||
3 | Понятия «правильно неточно». Обучение правильности и точности речи («Правильно и точно...»). | Урок изучения нового материала | Знакомятся с понятиями «правильно» и «точно». Тренируются в использовании языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. | Составлять рассказ по определенной теме, искать логику в передаче содержания текста, правильно употреблять слова в своей речи и ставить ударения в них, составлять предложения со словами определенного значения, корректировать свой текст. Решать орфографические задачи, выделять «окошками» трудные написания. | Участвовать в беседе, соблюдая правила общения. Анализировать модель речи, с опорой на неё строить сообщения. Сравнивать записи, различать правильные и неправильные, группировать их, аргументировать решение. | Текущий контроль. | ||||||||
4 | Знакомство с понятием «основа слова», с двумя значениями слова: основы и окончания («Какие значения есть у слова?»). | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с понятием «основа слова». Выявляют значение основы (лексическое) и окончания (грамматическое). Выделяют и определяют значимые части слова. | Понимать понятие «основа слова», значение окончания, основы, признаки родственных слов. Сопоставлять слова. | Ставить задачи урока. Делать вывод о наличии в языке групп слов, обобщать сведения. Анализировать значения слов и их состав, ставить вопросы к словам, классифицировать их. | Словарная работа. | ||||||||
5 | Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова?». Разбор слова по составу. | Урок закрепления умений и навыков. | Повторяют памятку «Как узнать строение слова?». Разбирают слова по составу. Решают известные орфографические задачи. Выполняют лексическую работу. | Правильно употреблять слова в речи, ставить ударения в них; находить основу в словах. Решать орфографические задачи, выделять «окошками» трудные написания. | Получать информацию из учебника. Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию. | Фронтальная работа. | ||||||||
6-7 | Будем решать орфографические задачи - известные и новые. Повторение изученного по орфографии («Сначала повторяем»). | Уроки формирования умений и навыков. | Повторяют основные корневые орфограммы, способы решения известных орфографических задач. Выполняют словарную работу. | Выделять корневые орфограммы. Находить опасные места в словах; объяснять значения слов; подбирать однокоренные слова. | Различать правильные и неверные написания, проверять написанное, а также контролировать ход рассуждения другого ученика, находить и исправлять ошибки. | Текущий контроль. | ||||||||
8 | Стартовая диагностика. Диктант №1. | Урок контроля знаний. | Проверка усвоения материала за 2 класс. | Определять в тексте изученные орфограммы. Соотносить буквы и звуки на слух; видеть «опасное место» в слове; проверять свою работу и корректировать её. | Применять полученные знания, выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах; оценивать свои действия (в ретроспективе) и полученный результат. | Диктант. | ||||||||
9 | Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. Знакомство с сочетаниями -оро- -ра-, -оло-.-ла-, -ере- -ре- («Как быть, если в корне не одна орфограмма?»). | Урок изучения нового материала | Знакомятся со словами, в которых встречаются сочетания -оро- -ра-, -оло-, -ла-, -ере-, -ре. Решают орфографические задачи, где в одном слове более одной орфограммы. | Распознавать слова, которые нужно проверять, обосновывать написание проверяемой орфограммы, делать выводы. Знать способы подбора проверочных слов. | Формулировать способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия, Планировать решение задачи письма. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения. | Фронтальный опрос. | ||||||||
10 | Правописание суффиксов -ек- и -ик- (общее знакомство) («Открываем ещё два секрета письма»). | Урок изучения нового материала | Знакомятся с правописанием суффиксов -ек- и -ик-. Работают над совершенствованием навыков письма суффиксов -ек, -ик-. | Иметь представление о роли суффиксов в речи. Решать орфографическую задачу в правописании суффиксов -ик- -ек-. | Слушать (читать) информацию для поиска способа разрешения поставленной задачи; осознавать приобретённую информацию как способ решения задачи. | Самостоятельная работа, фронтальная беседа. | ||||||||
11- 12 | Правописание ударных и безударных сочетаний -цы- - -ци- (общее знакомство). | Уроки изучения нового материала. | Знакомятся с правописанием ударных и безударных сочетаний -цы- - -ци-. Упражняются в правильном написании слов со слогами цы и ци. | Решать задачу написания сочетаний -цы- или -ци-. Предупреждать ошибки в написании таких слов. Работать над повышением общей культуры речи и грамотности. | Планировать решение задачи письма. Замечать слова, требующие уточнения значения; выполнять действия для выяснения значения (задавать вопрос, обращаться к словарю, стараться понять из контекста, высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его; понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию). | Выборочный диктант. Текущий контроль. Словарная работа. | ||||||||
13 | Общее знакомство со сложными словами («Бывает ли в слове два корня?»). | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с понятием «сложные слова» (состоящими из двух корней) и правилами их написания. Упражняются в развитии орфографической зоркости. | Решать орфографические задачи, писать слова под диктовку, подчеркивая «общую» для всех орфограмму. Определять способы образования слов. Составлять и записывать сложные слова, выделять корни. | Получать информацию из учебника. Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию. | Словарный диктант. Текущий контроль. | ||||||||
14- 15 | Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении («Подводим первые итоги»). | Уроки формирования умений и навыков. | Упражняются в правописании сложных слов. Закрепляют известные правила письма, тренируются в их применении. ! | Находить в тексте опасные места и решать орфографические задачи на изученные правила. | Конструировать слова из заданных частей, обосновывать свой выбор. Оценивать свои достижения и трудности. Участвовать в совместной деятельности (в паре, в группе), договариваясь об организации работы. | Самостоятельная работа. | ||||||||
16 | Контрольный диктант по итогам повторения №2. | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Работают над совершенствованием умений находить орфограммы и объяснять их. | Записывать текст с «окошками»; правильно писать слова в предложении. | Применять полученные знания. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. | Диктант. | ||||||||
17 | Работа над ошибками. | Комбинированный урок. | Корректируют работу, определяют виды орфограмм. | Соблюдать правила выполнения работы над ошибками. Определять виды орфограмм, подбирать проверочные слова. | Анализировать и оценивать свои достижения и трудности. | Текущий контроль | ||||||||
18 | «Учимся рассказывать о словах». | Урок закрепления умений и навыков. | Работают над развитием умений находить орфограммы и объяснять их. Знакомятся с историей происхождения слов. | Находить орфограммы и объяснять их, проявлять интерес к историческому происхождению слов. Объяснять понятия «этимология слова» и «лексическое значение слова»; лексическое значение слова как способ проверки. Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | Формулировать способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия. Планировать решение задачи письма. Строить небольшие устные монологические высказывания с учётом ситуации общения (партнёра и решаемых речевых задач), стараясь соблюдать нормы литературного языка и заботиться о точности и ясности выражения мысли, выбирать для этого языковые средства. | Словарная работа. | ||||||||
19 | Изложение №1. | Урок применения умений и навыков. | Работают над передачей текста свободно в устной и письменной Форме. | Делить текст на части, составлять план. Устно пересказывать текст. Передавать содержание текста своими словами. | Читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём определённые сведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других, создавать письменные тексты, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. | Изложение. | ||||||||
Раздел 2. Морфология. Каждое слово - часть речи (24 ч) | ||||||||||||||
20 | Общее знакомство с частями речи. Представление понятия «части речи». (В какие группы объединили слова?) | Урок изучения нового материала | Знакомятся с понятием «части речи», историческим происхождением слов, со словами, объединенными в группы по определенным признакам. | Осознавать понятие «части речи». Разграничивать слова не только по вопросам и значению, но и по особенностям изменения. Решать орфографические задачи письма. | Понимать, принимать и сохранять учебную задачу целенаправленно. Слушать учителя и одноклассников, принимать информацию, определять своё отношение к высказываниям одноклассников. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения. | Текущий контроль. Словарная работа. | ||||||||
21- 23 | Знакомство с названиями знаменательных частей речи («Всему название дано!»). | Уроки изучения нового материала. | Знакомятся с частями речи, узнают о словах, объединенных в группы по определенным признакам. Тренируются в письме по памяти. | Объяснять, что такое части речи, чем они отличаются друг от друга. Различать части речи: существительное, местоимение, глагол. | Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём определённые сведения. Применять разные способы фиксации информации (словесный, схематический). Задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников. | Фронтальный опрос. | ||||||||
24- 25 | Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные («И у слов помощников есть названия»). | Уроки изучения нового материала. | Знакомятся с названиями слов-помощников. Тренируются в употреблении и написании служебных слов». | Выделять в тексте предлоги, союзы, частицы. Делить все части речи на самостоятельные и служебные. Решать орфографические задачи письма. | Действовать по намеченному плану, по инструкции. Осуществлять действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, группировки, классификации по указанным или коллективно установленным параметрам. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения. | Выборочный диктант. | ||||||||
26- 27 | Использование слов разных групп в речи. Обобщение изуценного о частях речи («Части речи все нужны. Части речи все важны!») | Уроки закрепления умений и навыков. | Работают над закреплением изученного. Знакомятся с признаками, по которым определяются части речи. Упражняются в использовании слов разных групп в речи. | Использовать слова разных частей речи, определять части речи по их признакам, составлять предложения по картине «Осень». | Выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой форме. Осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач. Строить небольшие устные монологические высказывания. Высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его; понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию. | Письмо с комментированием. Текущий контроль. | ||||||||
28 | Изложение N82 (обучение рассказу о словах). | Урок применения умений навыков. | Готовятся к письменному пересказу. Работают самостоятельно. Исправляют ошибки в предложениях и записывают их. | Применять в изложении разные части речи. Выделять части текста; подбирать синонимы к словам. Решать орфографические задачи письма. | Читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём определённые сведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других, создавать письменные тексты, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. | Изложение. | ||||||||
29 | Слово и его формы. Представление понятия «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с понятием «форма слова», с Изменением формы слова; подбирают однокоренные слова. Упражняются в постановке вопросов к начальной форме имени прилагательного. Выполняют тренировочные упражнения в нахождении начальной формы прилагательного. | Задавать вопросы начальной формы имени прилагательного. Распознавать различные части речи; работать с понятиями «начальная форма» и «изменение слова»; находить начальную форму прилагательного. | Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника необходимую информацию, использовать её для решения практических задач. Понимать информацию, представленную в модельном, табличном виде. Участвовать в совместной деятельности (в паре, в группе), договариваясь об организации работы; стремиться к достижению согласия при столкновении интересов, к проявлению доброжелательных отношений с партнёрами; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль. | Текущий контроль. | ||||||||
30- 31 | Знакомство с начальной формой глагола, имени существительного и прилагательного. | Уроки изучения нового материала. | Знакомятся с начальной формой глагола, имени существительного и прилагательного. Подбирают однокоренные слова. Упражняются в постановке вопросов к начальной форме имени прилагательного. Выполняют тренировочные упражнения в нахождении начальной формы | Определять начальную форму глагола и существительного, решать орфографические задачи известными Способами. Задавать вопросы начальной формы имени прилагательного. Распознавать различные части речи; работать с понятиями «начальная форма» и «изменение слова»; находить начальную форму прилагательного. | Получать информацию из учебника. Применять полученные знания,выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию. | Словарная работа. | ||||||||
32- 33 | Род имён существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного. Способ выяснения окончаний в именах прилагательных («Имя существительное и имя прилагательное»). | Уроки изучения нового материала. | Знакомятся с родом имен существительных и прилагательных; со способом определения родовых окончаний имен прилагательных. Работают над совершенствованием навыков сравнения двух частей речи. | Определять род существительного. Владеть способами определения родовых окончаний. Определять родовые окончания у имен прилагательных, находить ошибкоопасные места в словах. | Планировать свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач. Замечать слова, выражения, требующие уточнения значения; выполнять действия для выяснения значения (задавать вопрос, обращаться к словарю, стараться понять из контекста). Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения. | Выборочный диктант. Текущий контроль. | ||||||||
34 | Изменение имён существительных по числам, имён прилагательных по числам и родам; выбор окончаний в именах прилагательных. | Урок формирования умений и навыков. | Продолжают знакомиться с родом имени существительного и зависимостью от него рода имени прилагательного. Упражняются в изменении существительных по числам, имён прилагательных по числам и родам. Выбирают окончания в именах прилагательных. | Понимать зависимость рода имени прилагательного от рода имени существительного. Определять родовые окончания у имен прилагательных. | Действовать по намеченному плану, по инструкции. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы. Находить в материалах учебника (во всей книге, в читаемом тексте, в словарях, справочниках и т.п.) необходимую информацию, использовать её для решения практических задач. Применять разные способы фиксации информации. | Самостоятельная работа. | ||||||||
35 | Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени (без упоминания о времени - «в одной из своих форм»). | Урок закрепления умений и навыков. | Работают над распознаванием различных частей речи. Знакомятся с изменением частей речи по падежам, с единым способом действия для правильного выбора рода у одной из форм глаголов. | Рассказывать о едином способе действий для правильного выбора рода у одной из форм глагола. Изменять глагол по родам и числам. | Осуществлять действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, группировки, классификации по указанным или коллективно установленным параметрам. Коллективно устанавливать причинно следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения. Задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников. Выполнять учебные действия. | Фронтальный опрос. | ||||||||
36 | Знакомство с изменением по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений («Как еще могут изменяться слова?»). | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с изменением имен существительных по падежам, с падежными вопросами. Выполняют тренировочные упражнения по изменению имен существительных по падёжным вопросам. Определяют личные местоимения, их значение и употребление вместо имени существительного. | Перечислять названия падежей и их вопросы. Изменять слова по вопросам, определять, где родственные слова, а где формы одного и того же слова, записывать слова, связывая их по смыслу. Объяснять понятие «местоимение». Находить местоимения в тексте и заменять ими существительные. | Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Осознавать возможность решения ряда лингвистических задач разными способами. Подводить конкретные факты языка подпонятия на основе выделения известных существенных признаков. Задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников. | Текущий контроль. Словарная работа. | ||||||||
37 | Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа. | Урок формирования умений и навыков. | Вспоминают названия падежей и их вопросы. Выявляют способ определения падежа. Работают над разграничением частей речи на самостоятельные и служебные. Знакомятся с местоимениями 1, 2, 3-го лица, с изменением их по числам и падежам: | Перечислять названия падежей и их вопросы. Изменять слова по вопросам, определять, где родственные слова, а где форма одного и того же слова, записывать слова, связывая их по смыслу. Пояснять, что такое местоимение, каков состав личных местоимений, как изменяются местоимения. Находить местоимения в тексте, определять лицо и число местоимений. | Планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками, а также самостоятельно) свои действия для решения конфетных языковых и речевых задач; коллективно отражать план действий в моделях, схемах, памятках. Участвовать в совместной деятельности (в паре, в группе), договариваясь (под руководством учителя) об организации работы; стремиться к достижению согласия при столкновении интересов, к проявлению доброжелательных отношений с партнёрами; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль. | Проверочная работа. | ||||||||
38 | Освоение способа действия для определения падежей. | Урок Закрепления умений и навыков. | Тренируются в определении падежей имён существительных в стирках-небылицах. | Распознавать части речи, определять род, число и падеж существительных. Работать над усвоением названий и вопросов падежей. | Оценивать свои действия (в ретроспективе) и полученный результат; сравнивать оценку, данную учителем, со своей; адекватно воспринимать оценку учителя. Коллективно устанавливать причинно следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения; отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. | Словарный диктант. | ||||||||
39- 40 | Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. Уточнение общего признака всех имён: изменяться по падежам («Продолжаем сравнивать части речи и обобщаем»). | Уроки применения умений и навыков. | Выявляют сходство и различие имен (существительных, прилагательных, числительных), личных местоимений и глаголов. Определяют род имени существительного и имени прилагательного, сходство и различие. Знакомятся с изменением имен числительных по падежам. | Сравнивать части речи; определять падежи; сопоставлять имена существительные и местоимения. Рассказывать об имени существительном и имени прилагательном, об изменении прилагательных по падежам; записывать прилагательные с существительными, с которыми они могут быть связаны по смыслу. | Планировать свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач. Коллективно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения. Задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников. | Самостоятельная работа. | ||||||||
41 | Диктант № 93. | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Распознают части речи в тексте, их отличительные особенности. Пишут диктант. Выполняют грамматические задания. | Записывать текст под диктовку, предварительно объяснять написание слов, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку. | Применять полученные знания. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. | Диктант. | ||||||||
42 | Работа над ошибками. | Комбинированный урок | Работают над закреплением изученного материала; над совершенствованием навыков правильного письма. | Находить, исправлять ошибки, приводить примеры на то же правило, на которое допущена ошибка. | Анализировать и оценивать свои достижения и трудности. | Текущий контроль. | ||||||||
43 | Играем со словами разных частей речи. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с понятием «фразеологический оборот». Упражняются в письменной передаче содержания текста. | Определять части речи и правильно писать служебные слова, выделять части слова, которыми различаются слова. | Действовать по намеченному плану. Осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач. Участвовать в совместной деятельности. | Фронтальный опрос. | ||||||||
Раздал 3. Глагол как часть речи (30 ч) |
44 | Повторение изученного о частях речи. | Урок- викторина. | Повторяют введения об изученных частях речи. | Анализировать и характеризовать самостоятельные и служебные части речи. Решать орфографические задачи письма. | Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию. | Словарный диктант. Текущий контроль. | ||||
45 | Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображённых действий («Когда глаголы особенно важны?»). | Урок повторения и систематизации. | Повторяют изученные сведения о глаголе, написание словарных слов. Наблюдают за ролью глаголов в речи. Знакомятся с детализации действий в рассказах и событиях. | Рассказывать изученное о глаголе; определять повествование как тип речи. Употреблять в своей речи глаголы. | Выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий. Применять разные способы фиксации информации. Строить небольшие устные монологические высказывания с учётом ситуации общения. | Выборочный диктант. Текущий контроль. | ||||
46 | Наблюдения за изменениями глаголов: по числам и родам или по числам и лицам («Как изменяются глаголы»). | Урок закрепления умений и навыков. | Выполняют тренировочные упражнения в употреблении в устной и письменной речи глаголов. Упражняются в изменении глаголов прошедшего времени по родам и числам. Выполнение тренировочных упражнений (вставить подходящие по смыслу глаголы). | Распознавать части речи, выделяя глагол среди всех остальных. Объяснять значимость части речи - глагола. Выделять глагол среди остальных частей речи. Следить за особенностями изменений глагола в речи. | Планировать в сотрудничестве с одноклассниками свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач. Осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач. Участвовать в совместной деятельности, договариваясь об организации работы. | Текущий контроль. | ||||
47- 48 | Знакомство с системой времён глагола. | Уроки изучения нового материала. | Наблюдают за тем, как применяются глаголы. Знакомятся с изменением глаголов по временам. Уточняют и обобщают сведения об изменении глаголов. | Отличать одну временную форму от другой по вопросу; соединить в пару начальную форму с различными временными формами глагола. | Делать вывод о наличии в языке групп слов, обобщать сведения. Наблюдать за изменением слов, анализировать их значения, ставить вопросы к словам, классифицировать их. | Фронтальный опрос. | ||||
49 | Как отличить глагол от других частей речи? («Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег, ходьба?»). | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с понятием «принадлежность слова к той или иной части речи». Выявляют отличительные признаки каждой части речи. Расширяют свои представления о значении глагола. | Выделять комплекс признаков, руководствуясь которыми можно определять принадлежность слов к той или иной части речи. | Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений. Оценивать свои действия. | Словарная работа. Текущий контроль. | ||||
50- 52 | Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. Способ нахождения неопределённой формы глагола. Строение и написание глаголов в неопределённой форме («Поговорим о начальной форме глагола»). | Уроки формирования умений и навыков. | Знакомятся с понятиями «неопределенная форма глагола», «начальная форма»; способами ее нахождения. Работают над развитием орфографической зоркости. Упражняются в способах нахождения неопределенной формы глагола. | Фиксировать способы действия для нахождения неопределенной формы глагола от заданной. Определять время глагола. Задавать вопросы. Распознавать неопределенную форму глагола | Действовать по намеченному плану, по инструкции. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы. Находить в материалах учебника (во всей книге, в читаемом тексте, в словарях, справочниках и т.п.) необходимую информацию, использовать её для решения практических задач. Применять разные способы фиксации информации. | Письмо с комментированием. | ||||
53- 56 | Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения; понятие о родовых окончаниях. Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над их написанием («Размышляем о прошедшем времени»). | Уроки формирования умений и навыков. | Знакомятся с изменением глаголов прошедшего времени по родам и числам. Редактируют текст. Наблюдают за изменением родовых окончаний и суффиксов у глаголов прошедшего времени. Упражняются в распознавании принадлежности слова к той или иной части речи. Разбирают слова по составу. Составляют таблицы изменений родовых окончаний у глаголов прошедшего времени. Знакомятся с правописанием родовых окончаний, правильным ударением в словах (послала, начала). Выполняют тренировочные упражнения в написании глаголов прошедшего времени. | Рассказывать об изменении глаголов прошедшего времени по родам, указывать на родовые окончания. Выделять глаголы прошедшего времени, разбирать их по составу. Различать глаголы прошедшего времени; правильно находить суффикс глаголов этой формы; работать над родовыми окончаниями глаголов прошедшего времени. Правильно писать суффиксы глаголов прошедшего времени и родовые окончания. | Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Выполнять учебные действия. Оценивать свои действия. Читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём определённые сведения. Применять разные способы фиксации информации. Понимать информацию, представленную в модельном, табличном виде. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения. Задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников. | Словарный диктант. Текущий контроль. | ||||
57 | Контрольное списывание№1. | Урок применения умений и навыков. | Упражняются в правильном образовании временных форм глаголов. Выполняют работу по контрольному списыванию. | Применять орфографические правила при написании контрольной работы. | Применять полученные знания. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. | Контрольное списывание. | ||||
58- 59 | Особенности глаголов настоящего времени: понятие о личных окончаниях («Из прошлого — в настоящее»). Определение и образование форм глагола; наблюдения за употреблением в речи глаголов настоящего времени. | Уроки повторения и обобщения. | Наблюдают за употреблением в речи глаголов настоящего времени, за изменением глаголов настоящего времени по лицам; за окончаниями глаголов настоящего времени; обсуждают сущности названий этих окончаний - личные. | Выделять глаголы настоящего времени, изменять их по лицам и числам. Определять лицо глагола. Писать мягкий знак в окончаниях 2-го лица ед.ч. | Действовать по намеченному плану. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности. Находить в предложенных материалах или указанных источниках примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей. Коллективно устанавливать причинно следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения. Строить небольшие устные монологические высказывания с учётом ситуации общения, стараясь соблюдать нормы литературного языка и заботиться о точности и ясности выражения мысли, выбирать для этого языковые средства. | Текущий контроль. Выборочный диктант. | ||||
60- 61 | Знакомство с двумя формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению («Из настоящего - в будущее»). | Уроки закрепления умений и навыков. | Тренируются в написании личных окончаний глаголов настоящего времени. Работают над совершенствованием умения пользоваться приемом письма с «окошками». Упражняются в правильном написании личных окончаний глаголов. В ходе наблюдений выявляют значения глаголов будущего времени. | Рассказывать о двух формах будущего времени: простой и сложной. Образовывать от начальной формы глагола будущее время, отличать их в тексте. | Различать правильные и неверные написания, проверять написанное, а также контролировать ход рассуждения другого ученика, находить и исправлять ошибки. | Фронтальный опрос. | ||||
62 | Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам («Проверь свои умения»). | Урок повторения и обобщения. | Тренируются в постановке глагола в начальную форму и образовании глагольных форм времени. Повторяют изученное о глаголе. Уточняют значения форм единственного и множественного числа у разных форм глагола. | Ставить глагол в начальную форму и в указанные формы времени. Определять известные признаки глагола (время, число, лицо или род). Диктовать друг другу «Словарики». | Сравнивать естественное звучание слова и его звучание при графической ошибке вычленять неверно обозначенный звук, объяснять ошибку. Планировать решение задачи письма. | Словарная работа. Текущий контроль. | ||||
63 | Диктант №4. | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Работают над совершенствованием умений находить орфограммы и объяснять их. | Записывать текст с «окошками»; правильно писать слова в предложении. | Применять полученные знания. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. | Диктант. | ||||
64 | Работа над ошибками. | Комбинированный урок. | Корректируют работу, определяют виды орфограмм. | Соблюдать правила выполнения работы над ошибками. Определять виды орфограмм, подбирать проверочные слова. | Анализировать и оценивать свои достижения и трудности. | Текущий контроль. | ||||
65 | Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. Повторение различных вопросов орфографии. | Урок повторения и систематизации. | Вспоминают способы действия при решении орфографических задач. | Распознавать части речи. Находить способы действия при решении орфографических задач. | Участвовать в обсуждении, высказывать свою точку зрения. Находить на слух и зрительно места на изученные правила, применять их. | Словарная работа. Текущий контроль. | ||||
66 | Учимся рассказывать о действиях. Изложение с изменением лица: пересказ текста от 1-го лица. | Урок контроля знаний, умений и наеыков. | Работают над развитием устной и письменной речи. Пересказывают текст от другого лица. | Закрепить и обобщить знания о глаголе как части речи, неопределенной форме глагола, временах глагола. | Применять полученные знания. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. | Изложение. | ||||
67 | Корректировка изложений. | Комбинированный урок. | Работают над совершенствованием навыков правильного письма. | Находить и исправлять орфографические, речевые ошибки. Приводить свои примеры на изученные правила. | Анализировать и оценивать свои достижения и трудности. | Текущий контроль. | ||||
68 | Изложение №4 текста- воспоминания. | Урок,кон- троля знаний, умений и навыков. | Обучаются пересказу от первого лица. Работают над формированием умения выделять главную мысль в тексте и излагать свои действия на бумаге. Выполняют упражнения по предупреждению повтора в предложениях. | Работать над развитием своей речи. Пересказывать от другого лица (1-го лица множественного числа). Передавать содержание рассказа, точно употреблять глаголы в речи! | Читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём определённые сведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других, создавать письменные тексты, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. | Изложение. | ||||
69 | Корректировка изложений. | Комбинированный урок. | Работают над совершенствованием навыков правильного письма. | Находить и исправлять орфографические, речевые ошибки. Приводить свои примеры на изученные правила. | Анализировать и оценивать свои достижения и трудности. | Текущий контроль. | ||||
70- 71 | Знакомство с особенностями текстов инструктивного характера. Написание инструкций об изготовлении ёлочной гирлянды. | Уроки изучения нового материала. | Знакомятся с понятием «инструкция», частями, из которых состоит текст-инструкция, лексикой (специальными словами), которые употребляются в инструкции,с правилами составления инструкции. | Пояснять, что такое инструкция. Чётко и правильно составлять инструкции. Работать над текстами инструктивного характера. | Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Оценивать свои действия и полученный результат. Читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём определённые сведения. Высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его; понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию. | Фронтальный опрос. | ||||
72 | Создание текста «Как я сделаю...» | Урок формирования умений и навыков. | Работают над формированием умения выделять главную мысль в тексте и излагать свои действия на бумаге. Выполняют упражнения по предупреждению повтора в предложениях. | Составлять инструкции, поздравительные открытки и письма. | Читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём определённые сведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других, создавать письменные тексты, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. Создавать письменные тексты освоенных жанров, учитывая как особенности жанра, так и. характер адресата. | Творческая работа. | ||||
73 | Написание новогодних поздравлений. | Урок применения умений и навыков. | Тренируются в составлении поздравлений, текстов-приглашений, написании поздравительных открыток и писем. Закрепляют знания о глаголе. | Писать поздравительные письма и открытки, составлять тексты- приглашения. Правильно писать слова с ударными и безударными гласными. Различать части речи. | Выполнять учебные действия (операции) в материализованной; речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, группировки, классификации по указанным или коллективно установленным параметрам. Создавать письменные тексты освоенных жанров, учитывая как особенности жанра, так и характер адресата. | Творческая работа. | ||||
Раздел 4. Что мы знаем о частях речи? (15 ч) | ||||||||||
74 | Повторение изученного о частях речи («Какие части речи тебе знакомы?»). | Урок формирования умений и навыков. | Вспоминают об изученных частях речи, об изменении различных частей речи. Заполняют опорную таблицу «Как изменяются части речи». Дают словам характеристику. | Находить ошибки и исправлять их. Обнаруживать орфограммы, подбирать проверочные слова, объяснять правила написания слов. | Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём определённые сведения. Строить небольшие устные монологические высказывания. | Фронтальный опрос. | ||||
75 | Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных («Чем похожи и чем различаются два имени: имя существительное и имя прилагательное?»). | Урок- викторина. | Упражняются в использовании терминов «форма слова», «начальная форма». Продолжают работать над изучением начальной формы и изменением слов. Упражняются в определении начальной формы глагола и существительного. | Иметь представление об отличии формы слова от родственных слов. Образовывать от начальной формы существительного начальную форму прилагательного. | Планировать свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач. Замечать слова, выражения, требующие уточнения значения; выполнять действия для выяснения значения (задавать вопрос, обращаться к словарю, стараться понять из контекста). Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения. | Словарная работа. | ||||
76 | Диктант №5. | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Повторяют и обобщают изученное о частях речи. | Определять различные части речи. Решать орфографические задачи письма. | Применять полученные знания. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. | Диктант. | ||||
77 | Работа над ошибками. | Комбинированный урок. | Заполняют опорную таблицу «Как изменяются части речи». Дают характеристику словам. | Находить ошибки и исправлять их. Обнаруживать орфограммы, подбирать проверочные слова, объяснять правила написания слов. | Анализировать и оценивать свои достижения и трудности. | Текущий контроль. | ||||
78 | Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед -ть («Как отличить глагол от других частей речи? Что известно о неопределённой форме глагола?»). | Урок формирования умений и навыков. | Выявляют отличия глаголов от других частей речи. Тренируются в постановке глагола в неопределенную форму. Работают над развитием умения отличать глаголы от других частей речи, употреблять в речи глаголы, близкие и противоположные по смыслу. | Определять время глагола; знать способ нахождения неопределённой формы глагола. Осмыслить особенности временных значений, выделять внешние приметы каждого из времени. | Выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой форме. Осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач. Строить небольшие устные монологические высказывания. Высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его; понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию. | Самостоятельная работа. | ||||
79 | Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени («Как определить время глагола? Когда глаголы изменяются по лицам?»). | Урок формирования умений и навыков. | Упражняются в определении времени глагола, лица; в написании мягкого знака в окончаниях 2-го лица единственного числа, соотнесении начальной и личной форм глагола. | Образовывать глаголы начальной формы. Отличать глаголы, отвечающие на вопрос «что делать?», от глаголов, отвечающих на вопрос «что сделать?»; определять лицо глагола. | Оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку учителя. Осуществлять действия анализа, синтеза. Подводить конкретные факты языка под понятия на основе выделения известных существенных признаков. Понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения. Высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам. | Словарный диктант. | ||||
80- 81 | Анализ глагола как части речи. Повторение способов решения различных орфографических задач; правописание глаголов в неопределённой форме. | Уроки изучения нового материала. | Знакомятся с морфологическим разбором глагола. Работают над формированием грамотного письма. Отрабатывают умение пользоваться приемами письма с «окошками». Упражняются в изменении форм глагола (неопределенной формы на будущее время, настоящее время, прошедшее время). Осваивают создание повествовательных текстов, составление плана текста, выделение главной мысли в тексте и изложение своих действий на бумаге. | Производить морфологический разбор глагола. Помнить о значении форм единственного и множественного числа у разных форм глагола. Распознавать форму глагола. В ходе наблюдений выявлять значение глаголов будущего времени. | Действовать по Намеченной плану. Оценивать свои действия. Осознавать возможность решения ряда лингвистических задач разными способами. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения. | Письмо с комментированием. Выборочный диктант. | ||||
82-83 | Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах. («Еще об одной опасности письма»). | Уроки формирования умений и навыков. | Знакомятся со способом выбора между –тся и ться в глаголах. Работают над формированием грамотного письма. Отрабатывают умение пользоваться приемами письма с «окошками». Упражняются в изменении форм глагола (неопределенной формы на будущее время, настоящее время, прошедшее время). | Помнить о написании -тся и -ться в глаголах; о значении форм единственного и множественного числа у разных форм глагола. Распознавать форму глагола. В ходе наблюдений выявлять значение глаголов будущего времени. | Выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой форме. Осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач. Строить небольшие устные монологические высказывания. | |||||
84- 86 | Снова пересказываем и рассказываем. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени. | Уроки закрепления умений и навыков | Работают над формированием умения выделять главную мысль в тексте и излагать свои действия на бумаге. Выполняют упражнения по составлению плана, по предупреждению повтора в предложениях. | Составлять план действий. Пересказывать, рассказывать с использованием глаголов настоящего времени. | Читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём определённые сведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других, создавать письменные тексты, отбирать содержание и выбирать. языковые средства с учётом ситуации общения. Создавать письменные тексты освоенных жанров, учитывая как особенности жанра, так и характер адресата. | Словарная работа. | ||||
87 | Изложение №5. | Урок применения умений и навыков. | Обучаются созданию повествовательных текстов, составлению плана текста, выделению главной мысли в тексте и изложению своих действий на бумаге. | Осознавать понятие «план текста». Воспроизводить и создавать повествовательные тексты, передавать содержание рассказа по плану. | Читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём определённые сведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других, создавать письменные тексты, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. | Изложение. | ||||
88 | Сочинение №1. | Урок применения умений и навыков. | Обучаются построению текста. Накапливают опыт построения текстов. | Пользоваться разными формами глагола. Передавать содержание зрительно воспринятого текста. Точно употреблять глаголы в речи. | Применять полученные знания. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. | Самостоятельная работа: | ||||
Раздел 5. Возвращаемся к разговору о предложении (17 ч) | ||||||||||
89 | Повторение изученного о предложении («Что ты знаешь о предложении?»). | Урок повторения и обобщения. | Учатся употреблять в речи простые и сложные предложения. Рассматривают предложение как целостную единицу речи. | Правильно строить предложения и последовательно употреблять их в тексте, устанавливая между ними связь. Правильно оформлять предложения на письме. | Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. осуществлять действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, группировки, классификации по указанным или коллективно . установленным параметрам. Создавать письменные тексты. Отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. | Словарный диктант. | ||||
90 | Знакомство с понятием «член предложения» («Как слова - части речи становятся членами предложения?»). | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с понятием «главные и второстепенные члены предложения». Составляют текст по теме «Зимний денёк». | Понимать значение нового понятия «член предложения». Отличать части речи от членов предложения. | Регулировать свои действия при списывании, письме под диктовку и проверке написанного. Оценивать свои действия. Действовать по инструкции. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения. Находить в предложенных материалах или указанных источниках примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей. Задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников. | Фронтальный опрос. Текущий контроль. | ||||
91 | Контрольное списывание Ns2. | Урок применения умений и навыков. | Работают самостоятельно, соблюдают орфографические нормы и каллиграфию письма. | Применять правила списывания печатного текста. Списывать без ошибок несложный текст каллиграфически правильным почерком. | Применять полученные знания. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. | Контрольное списывание. | ||||
92- 93 | Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления. | Уроки изучения нового материала. | Знакомятся с понятием «главные члены» предложения и способом их выявления. Находят в предложениях главные члены (грамматическую основу). Выявляют связь между главными членами предложения. | Пояснять значение понятий «подлежащее» и «сказуемое». Распознавать в предложении главные члены предложения. | Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Находить в предложенных Материалах или указанных источниках примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей. Высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его; понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию. | Словарная работа. Фронтальный опрос. | ||||
94- 95 | Общее представление о второстепенных членах; предложения распространённые и нераспространённые. Характеристика предложения («Зачем нужны другие члены предложения?»). | Уроки изучения нового материала. | Знакомятся с главными и второстепенными членами предложения. Находят доказательство необходимости употребления второстепенных членов в предложении. | Правильно строить предложения, находить в них главные члены (грамматическую основу). Различать главные и второстепенные члены предложения. | Планировать свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач. Действовать по намеченному плану. Осуществлять действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, группировки, классификации по указанным или коллективно установленным параметрам. Участвовать в совместной деятельности, договариваясь (под руководством учителя) об организации работы; стремиться к достижению согласия при столкновении интересов, к проявлению доброжелательных отношений с партнёрами; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль. | Текущий контроль. | ||||
96- 97 | Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме. Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложения. | Уроки формирования умений и навыков. | Знакомятся с ролью второстепенных членов в предложении. Обучаются установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложения. | Выделять в предложении второстепенные члены. Характеризовать предложения. Устанавливать связи слов в предложении. | Выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий. Находить в материалах учебника (во всей книге, в читаемом тексте, в словарях, справочниках и т.п.) необходимую информацию, использовать её для решения практических задач. Задавать вопросы, отвечать на вопросы Других; слушать высказывания собеседников. | Фронтальный опрос. Словарный диктант. | ||||
98- 99 | Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. Наблюдение за использованием частей речи. | Уроки закрепления умений и навыков. | Работают над распознаванием различных частей речи. Знакомятся с изменением частей речи по падежам, с единым способом действия для правильного выбора рода. | Пользоваться единым способом действия для правильного выбора рода у одной из форм глагола. Изменять глагол по родам и числам. Грамотно и правильно составлять предложения, выделять в них главные и второстепенные члены. Выделять пары второстепенных членов предложения. | Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. Оценивать свои действия. Коллективно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения. Строить небольшие устные монологические высказывания. | Письмо с комментированием. Фронтальный опрос. | ||||
100 | Совершенствование грамматических и орфографических умений. Подготовка к контрольной работе. | Урок-игра. | Знакомятся со связью между главными членами предложения. Упражняются в согласовании глаголов прошедшего времени с существительными. Устанавливают связи слов в предложении. Работают над совершенствованием знаний, приобретенных в рамках изучения темы. Выделяют пары второстепенных членов предложения. | Грамматически правильно связывать сказуемое с подлежащим и грамотно оформлять эту связь при письме. Составлять предложения и находить в них главные и второстепенные члены, решать орфографические задачи. | Целенаправленно (понимая конкретную задачу), слушать учителя и одноклассников, принимать информацию, определять своё отношение к высказываниям одноклассников. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения. Высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его; понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию. | Словарная работа. Фронтальный опрос. | ||||
101 | Диктант №6. | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Работают самостоятельно, проявляя уровень сформированных представлений о главных членах предложения как грамматической основе и умений. | Записывать текст под диктовку, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку. | Применять полученные знания. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. | Диктант. | ||||
102 | Работа над ошибками. | Комбинированный урок. | Работают над развитием внимания, орфографической зоркости и памяти. Выполняют работу над ошибками. | Находить и исправлять ошибки. Восстанавливать текст по основам предложений. Проверять ошибкоопасные места. | Анализировать и оценивать свои достижения и трудности. | Текущий контроль. | ||||
103 | Рисуем словесные картины и учим друга. Создание текстов изобразительного характера. | Урок развития речи. | Работают над развитием умения передавать личностный опыт наблюдений за природой в своих словесных зарисовках, изобразительной речи. | Составлять устные и письменные рассказы. Осуществлять поиск собственных сравнений. Передавать личностный опыт наблюдений за природой в своих словесных зарисовках. | Создавать письменные тексты освоенных жанров, учитывая как особенности жанра, так и характер адресата и решаемых коммуникативных задач; отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. | Творческая работа. | ||||
104 | Сочинение N92. | Урок применения умений и навыков. | Выявляют типы текста. Оформляют письменно текст. Работают над обогащением словарного запаса, развитием речи, творческих способностей. | Правильно употреблять и строить предложения. Создавать грамотно построенные тексты. Выражать свои мысли при помощи слов. | Создавать письменные feкеты освоенных жанров. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. | Сочинение. | ||||
105 | Создание текста- инструкции. | Урок обобщения и повторения. | Работают над развитием умения употреблять в речи официально- деловую лексику. | Выявлять особенности деловой речи. Составлять устные и письменные рассказы. | Создавать письменные тексты освоенных жанров. Выполнять действия самоконтроля. Оценивать свои действия. | Творческая работа. | ||||
Раздел 6. И вновь о частях речи (19 ч) | ||||||||||
106- 107 | Повторение изученного об именах («Вспоминаем об именах»). | Уроки изучения нового материала. | Выявляют сходство и различие слов разных частей речи. Работают над повторением и сопоставлением частей речи. | Находить в предложении слова разных частей речи, сопоставлять их. | Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Читать и понимать указанный учебный текст, находить в нем определённые сведения. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения. | Фронтальный опрос. | ||||
108- 110 | Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. Знакомство со «Словарём трудностей». Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных («Поговорим подробнее о роде и числе имён существительных и прилагательных»). | Уроки формирования умений и навыков. | Составляют опорную схему разных частей речи. Наблюдают за связью имен существительных и прилагательных. Работают над развитием умения находить имена существительные и имена прилагательные, находить командующее слово, связывать имена прилагательные с именами существительными. Знакомятся с притяжательными именами прилагательными и вопросами к ним, со «Словарём трудностей». Осваивают способ решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных. | Находить в предложении слова разных частей речи. Составлять ряды родственных слов. Отличать имена существительные со значением действия или признака от других частей речи. Составлять опорную схему о частях речи. Подбирать родственные слова, относящиеся к разным частям речи. Правильно определять окончания имен прилагательных. | Читать и понимать указанный учебный текст, наводить в нём определённые сведения. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения. Применять разные способы фиксации информации: Планировать свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач. Находить в материалах учебника (во всей книге, в читаемом тексте, в словарях, справочниках и т.п.) необходимую информацию, использовать её для решения практических задач. Задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников. | Выборочный диктант. Текущий контроль. Фронтальный опрос. | ||||
111 | Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи. | Урок формирования умений и навыков. | Изучают памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи. Упражняются в выборе букв в окончаниях прилагательных по подсказке вопросов. | Находить в тексте различные части речи. Анализировать имена существительные и прилагательные как части речи. Выполнять по плану морфологический разбор имен существительных и имен прилагательных. | Планировать свои действия, отражать план действий в моделях, схемах, памятках. Действовать по намеченному плану. Понимать информацию, представленную в модельном, табличном виде, переводить её в словесную форму и использовать для решения практических задач. | Словарная работа. | ||||
112- 114 | Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение («Снова о ь»). | Уроки изучения нового материала. | Знакомят») с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих. Упражняются в грамотном написании слов с буквами шипящих на конце, активно используют словарь трудностей. | Рассказывать о трех функциях ь; правило правописания ь на конце имен существительных после шипящих букв. Распознавать существительные мужского и женского рода. Писать ь на конце имен существительных (в начальной форме) после букв шипящих. Активно использовать словарь трудностей. | Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Целенаправленно (понимая конкретную задачу) слушать учителя и одноклассников, принимать информацию, определять своё отношение к высказываниям одноклассников. Задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников. | Текущий контроль. Письмо с комментированием. | ||||
115- 117 | Повторение изученного, обобщение. | Уроки повторения и обобщения. | Работают над развитием умений обнаруживать орфогр;аммы, определять их разновидность и применять соответствующее правило. | Производить морфологический разбор частей речи. Осуществлять самостоятельный контроль грамотного письма. | Оценивать свои действия и полученный результат; сравнивать оценку, данную учителем, и свою; адекватно воспринимать оценку учителя. Подводить конкретные факты языка под понятия на основе выделения известных существенных признаков. Строить небольшие устные монологические высказывания. | Самостоятельная работа. | ||||
118 | Диктант N97. | Урок контроля знании умений и навыков. | Работают самостоятельно. • | Записывать текст под диктовку; самостоятельно объяснять и проверять написание слов. | Применять полученные знания. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. | Диктант. | ||||
119 | Работа над ошибками. | Комбинированный урок. | Рассматривают проблемы: чем похожи имена прилагательные и некоторые глаголы. | Находить ошибки и исправлять их. | Анализировать и оценивать свои достижения и трудности. | Текущий контроль. | ||||
120- 121 | Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарём трудностей». | Уроки формирования умений и навыков. | Работают над развитием умений осваивать слова «трудного» рода и числа. Упражняются в правилах согласования слов в предложении. Работают со «Словарём трудностей». | Правильно строить предложения и грамотно употреблять слова. Осваивать слова «трудного» рода и числа. Следовать правилу согласования слов в предложении. | Выполнять учебные действия. Находить в материалах учебника (во всей книге, в читаемом тексте, в словарях, справочниках и т.п.) необходимую инфор-мацию, использовать её для решения практических задач. Участвовать в совместной деятельности. | Словарный диктант. | ||||
122 | Изложение №6: обучение правильности и точности речи («Расскажи другим весеннюю сказку»). | Урок применения умений и навыков. | Тренируются в оформлении письменного текста. Классифицируют типы текста. Работают над обогащением словарного запаса, развитием речи и Творческих способностей. Выявляют особенности построения текстов разных типов. | Правильно употреблять слова и строить предложения. Создавать грамотно построенные тексты. | Читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём определённые сведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других, создавать письменные тексты, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. Выполнять действия самоконтроля по роду деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. | Изложение | ||||
123 | Создание словесных зарисовок «Наблюдаем за облаками». | Урок развития речи. | Работают над созданием словесных зарисовок. | Правильно употреблять и строить предложения. Создавать грамотно построенные тексты. Выражать свои мысли при помощи слов. Решать орфографические задачи письма. | Создавать письменные тексты освоенных жанров, учитывая как особенности жанра, так и характер адресата и решаемых коммуникативных задач. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. | Творческая работа. | ||||
124 | Сочинение N93. | Урок применения умений и навыков. | Выявляют типы текста. Оформляют письменно текст. Работают над обогащением словарного запаса, развитием речи, творческих способностей. | Правильно употреблять и строить предложения. Создавать грамотно построенные тексты. Выражать свои мысли при помощи слов. | Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. | Сочинение | ||||
Раздел 7. Обо всём, что мы теперь знаем (18 ч) | ||||||||||
125 | Повторение общих сведений о частях речи и предложении («Весна, весною, о весне...»). | Урок повторения и систематизации. | Работают над совершенствованием знаний о частях речи и членах предложения. | Рассказывать о частях речи и членах предложения. Выполнять освоенные виды разбора слов и предложений. | Выполнять учебные действия. Осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения. | Словарный диктант. | ||||
126 | Изложение №7 с элементами сочинения на основе картины. | Урок применения умений и навыков. | Пересказывают текст, решают грамматико-орфографические задачи. Пополняют свои знания о возникновении слов. | Показывать строение слов, пояснять их лексическое значение, обосновывать правильное использование и написание. Сопоставлять части речи, их грамматические признаки. | Читать и понимать указанный учебный текст, находить в 'нём определённые сведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других, создавать письменные тексты, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. | Изложение. | ||||
127 | Повторение различных видов разбора на материале словесной модели («Загадочное предложение о глокой куэдре»). | Урок повторения и обобщения. | Повторяют различные виды разбора. Выполняют упражнения для развития речи, воображения. | Правильно употреблять слова и строить предложения. Решать лексические и орфографические задачи письма. Выполнять различные виды разбора. | Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, группировки, классификации по указанным или коллективно установленным параметрам. Коллективно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения. Понимать зависимость характера речи от задач и ситуации. Создавать письменные тексты освоенных жанров. | Текущий контроль. Самостоятельная работа. | ||||
128- 130 | Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь. Работа над правильностью речи. Повторение способов решения орфографических задач («Что ты знаешь о словах?»). | Уроки закрепления умений и навыков. | Тренируются письменно пересказывать познавательный текст. Знакомятся с устаревшими и образованными словами, появляющимися в языке, объясняют их значения. | Различать части речи, сопоставлять их. Определять главные и второстепенные члены предложения. Разбирать слова по составу. Решать разные орфографические задачи. | Действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесном или схематичном, в том числе алгоритмичном, виде. Подводить конкретные факты языка под понятия на основе выделения известных существенных признаков. Задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников. Высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам. | Выполнение грамматических заданий. Самостоятельная работа. Выборочный диктант. | ||||
131 | Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов («Ещё немного из истории слов»). | Урок применения умений и навыков. | Решают орфографические задачи. Выполняют упражнения в применении знаний на письме. | Разбирать слова по составу. Решать разные орфографические задачи. | Выполнять учебные действия. Замечать слово. выражения, требующие уточнения значения; выполнять действия для выяснения значения (задавать вопрос, обращаться к словарю, стараться понять из контекста): Высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам. | Фронтальный опрос. Выборочный диктант. | ||||
132 | Изложение Na8. | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Самостоятельно пересказывают текст. | Письменно передавать содержание текста. Совершенствовать навыки грамотного письма. | Читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём определённые сведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других, создавать письменные тексты, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. | Изложение. | ||||
133 | Корректировка изложений. | Комбинированный урок. | Работают над совершенствованием навыков правильного письма. | Находить и исправлять орфографические, речевые ошибки. Приводить свои примеры на изученные правила. | Анализировать и оценивать свои достижения и трудности. | Текущий контроль. | ||||
134- 136 | Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач («Снова проверяем свои умения»). | Уроки применения умений и навыков. | Упражняются в применении полученных знаний при решении разнообразных практических задач. | Работать в группах. Совершенствовать приобретенные навыки. Решать орфографические задачи. | Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. Оценивать свои действия. Осознавать возможность решения ряда лингвистических задач разными способами. Участвовать в совместной деятельности (в паре, в группе), договариваясь об организации работы; стремиться к достижению согласия при столкновении интересов, к проявлению доброжелательных отношений с партнёрами; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль. | Текущий контроль. Письмо с комментированием. Словарный диктант. | ||||
137 | Совершенствование орфографических умений, подготовка к контрольной работе. | Урок закрепления умений и навыков. | Работают над развитием внимания, орфографической зоркости, над правописанием орфограмм. | Работать в группах. Совершенствовать приобретенные навыки. Выписывать из текста слова с орфограммами. | Участвовать в совместной деятельности (в паре, в группе), договариваясь об организации работы; стремиться к достижению согласия при столкновении интересов, к проявлению доброжелательных отношений с партнёрами; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль. Оценивать свои действия. | Самостоятельная работа. | ||||
138 | Диктант N98. | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Работают самостоятельно, выполняют грамматические задания. | Писать слова на изученные орфограммы, подчеркивать главные члены предложения, выписывать словосочетания, указывать части речи, анализировать слова как части речи. | Применять полученные знания. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. | Диктант. | ||||
139 | Работа над ошибками. | Комбинированный урок. | Коллективно анализируют, выполняют самоанализ допущенных ошибок, исправляют их. | Анализировать ошибкоопасные места, подбирать способы проверки. | Анализировать и оценивать свои достижения и трудности. | Текущий контроль. | ||||
Раздел 8. Продолжаем учиться хорошей речи (18 ч) | ||||||||||
140- 144 | Знакомство с понятиями «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». Обучение построению фрагментов текста с описанием предмета и повествованием; работа над основной мыслью текста («Оцениваем, описываем, повествуем»). | Уроки изучения нового материала. | Работают над обдумыванием содержания и выбора средств языка, улучшением текста после записи. Упражняются в различении и составлении повествования и описания предмета. Наблюдают за лексическим значением оценочных слов и их функций. Учатся определять тему текста. Продолжают работу с различными типами речи(оценивание, описание, повествование). Работают над развитием умений пользоваться различными типами речи: описывать предметы, повествовать о них, давать им оценку, определять типы речи в текстах. | Правильно употреблять слова и строить предложения. Пользоваться разными типами речи. Письменно пересказывать текст. Строить текст-описание предмета и текст-повествование. Соотносить лексическое значение оценочных слов и их функций с описанием и повествованием. Определять тексты-повествования и тексты-описания. Соотносить оценочные слова с описанием предмета или повествованием. Создавать словесные истории по картинкам. Определять виды текста: описание, повествование, оценка. | Понимать, принимать и охранять учебную задачу. Планировать свои действия. Действовать по намеченному плану. Применять разные способы фиксации информации. Находить в предложенных материалах или указанных источниках примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей. Строить небольшие устные монологические высказывания. Создавать письменные тексты освоенных жанров, учитывая как особенности жанра, так и характер адресата и решаемых коммуникативных задач; отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. | Фронтальная беседа. | ||||
145 | Контрольное списывание N93. | Урок контроля умений и навыков. | Работают самостоятельно, соблюдают орфографические нормы и каллиграфию письма. | Применять правила списывания печатного текста. Списывать без ошибок несложный текст каллиграфически правильным почерком. | Применять полученные знания. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. | Контрольное списывание. | ||||
146- 147 | Создание текстов- повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям («Словами рисуем действия»). | Уроки развития речи. | Тренируются в создании словесных историй, умении употреблять в письменной речи предложения со значением оценки. | Создавать словесные истории по картинкам. Употреблять в письменной речи предложения со значением оценки. | Создавать письменные тексты освоенных жанров, учитывая как особенности жанра, так и характер адресата и решаемых коммуникативных задач. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. | Творческая работа. | ||||
148 | Сочинение №4. | Урок применения умений и навыков. | Выявляют типы текста. Оформляют письменно текст. Работают над обогащением словарного запаса, развитием речи, творческих способностей. | Правильно употреблять и строить предложения. Создавать грамотно построенные тексты. Выражать свои мысли при помощи слов. | Создавать письменные тексты освоенных жанров. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. | Сочинение. | ||||
149- 153 | Знакомство с особенностями словесных этюдов. Рисование словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника и по личным впечатлениям. | Уроки изучения нового материала. | Знакомятся с понятиями «этюд-описание» и «этюд- повествование». Выполняют упражнения по составлению словесных историй по картинкам, точному употреблению глаголов; построению словесных зарисовок. Составляют словесные истории по картинкам, следят за точным употреблением глаголов. | Правильно употреблять слова и строить предложения. Редактировать и записывать исправленный текст. Создавать словесные этюды-описания или этюды- повествования, словесные картины по собственным наблюдениям. | Создавать письменные тексты освоенных жанров, учитывая как особенности жанра, так и характер адресата и решаемых коммуникативных задач. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. | Словарный диктант. Фронтальный опрос. | ||||
154- 157 | Создание текстов разных жанров: загадок, записок, телеграмм, поздравлений, кулинарных рецептов, инструкций, пи-. сем и т.д. («Я умею писать...») | Уроки развития речи. | Работают над развитием умений составлять словесные этюды, употреблять сравнения, предложения восклицательные и вопросительные, грамотно оформлять их на письме, писать словесные картинь! по собственным наблюдениям. | Составлять тексты различных жанров, решая орфографические задачи письма. | Создавать письменные тексты освоенных жанров, учитывая как особенности жанра, так и характер адресата и решаемых коммуникативных задач. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. | Комментированное письмо. Выборочный диктант. | ||||
Раздел 9. Подводим итоги, строим планы (6 ч) | ||||||||||
158 | Перелистывая учебник... | Урок повторения и систематизации. | Выполняют необходимые действия при решении орфографических задач и их правильной записи. Работают с таблицами в учебнике; упражняются в постановке вопросов одноклассникам по таблицам. Работают с разными видами текстов. Обучаются написанию сочинения по воспоминаниям. | Приводить примеры ранее освоенных жанров, разные виды текстов; выделять их особенности. Писать сочинение по воспоминаниям. Работать с текстом (структура, план, требования к письменной речи). Называть отличительные особенности каждого виде текста (телеграмма, записка, письмо, поздравление, загадка и др.) | Оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку учителя. Подводить конкретные факты языка под понятия на основе выделения известных существенных признаков. Участвовать в совместной деятельности, договариваясь об организации работы; стремиться к достижению согласия при столкновении интересов, к доброжелательным отношениям с партнёрами; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль. | Текущий контроль. Словарная работа. Самостоятельная работа. | ||||
159 | Итоговый диктант N99. | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Проявляют свои умения писать грамотно слова с изученными орфограммами. | Записывать текст под диктовку грамотно, в соответствии с изученными орфограммами. Выполнять языковые задания. | Применять полученные знания. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах. | Итоговый диктант. | ||||
160 | Работа над ошибками. | Комбинированный урок. | Выполняют дифференцированную работу (восстановление текста); словарно- орфографическую работу. | Проверять слова на изученные орфографические правила. | Анализировать и оценивать свои достижения и трудности. | Текущий контроль. | ||||
161- 163 | Перелистывая учебник... | Уроки повторения и закрепления. | Выполняют необходимые действия при решении орфографических задач и их правильной записи. Работают с таблицами в учебнике; упражняются в постановке вопросов одноклассникам по таблицам. Работают с разными видами текстов. Обучаются написанию сочинения по воспоминаниям. | Приводить примеры ранее освоенных жанров, разные виды текстов, выделять их особенности. Писать сочинение по воспоминаниям. Работать с текстом (структура, план, требования к письменной речи). Называть отличительные особенности каждого вида текста (телеграмма, записка, письмо, поздравление, загадка и др.) | Планировать свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач. Замечать слова, выражения, требующие уточнения значения; выполнять действия для выяснения значения (задавать вопрос, обращаться к словарю, стараться понять из контекста). Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения. | Творческая работа. Словарная работа. Самостоятельная работа. | ||||
164- 170 | Резерв. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса
Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....