План-конспект урока русского языка.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
тема урока: "Орфограммы в корне слова". 2015 г. УМК "Перспективная начальная школа". Ростов-на-Дону
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.25 КБ |
![]() | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку для 4 класса
Автор учебника: Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А.
Тема: «Орфограммы в корне слова»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цели урока:
Продолжить формировать умение видеть орфограммы в корнях слов, подбирать проверочные слова и формы слов, доказывающих наличие орфограммы;
Развивать коммуникативные способности, умения сверять действия с результатом и исправлять ошибки; оценивать личный вклад в совместную учебную деятельность;
Прививать позитивное отношение к предмету;
Задачи:
Образовательные: путем наблюдения, сравнения ввести понятие о орфограммах в корне слова.
Развивающие: развивать речь учащихся, отрабатывать орфографический навык, развивать умение работать с различными источниками информации на уроке, совершенствовать умение наблюдать и сравнивать, учить обосновывать свой ответ, учить выделять главное, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать уважение к одноклассникам и педагогу, воспитывать культуру устной и письменной речи.
УУД, формируемые на уроке:
- личностные: понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека.
- коммуникативные: высказывать свое мнение в устной форме и обосновывать его.
- познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы;
- регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность.
Оборудования и технические средства обучения: компьютер, мяч, интернет с телефона.
Наглядные пособия: карточки со словами, «Школьный словарь строения слов русского языка», «Краткий этимологический словарь русского языка»(Иванов В.В.,Шанский Н.М.)
Ключевые слова: «учитель», «орфограммы в корне слова».
Планируемые результаты: находить орфограммы в словах, определять место орфограммы в слове, подбирать разные способы проверки.
Ход урока
Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный момент | ||
Эмоциональный настрой «Прозвенел звонок. Мы начинаем наш урок с того, что подарим друг другу хорошее настроение, улыбнемся друг другу» Садимся. Руки? На месте. Ноги? На месте. Локти? У края. Спина? Прямая. | На урок нужен учебник,дневник, тетрадь ,пенал. | Создание атмосферы дружелюбия и симпатии,условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. |
Актуализация новых знаний | ||
«Откроем наши тетради, запишем число и классная работа. Только вспомним о положении тетради и о посадке при письме» Начнем урок с орфографической разминки, которая поможет узнать, что же ждёт нас сегодня на уроке. На экране представлены слова: ущелье, мощь, праздник, побежал, пробежка, гореть, учитель. По цепочке, первый ряд прочитает по одному слову со слайда. Теперь в своих тетрадях вы пишите – слово с - безударной гласной в корне слова проверяемой ударением; - с непроизносимой согласной в корне слова; - с непроизносимой согласной в корне слова; - с парным согласным в корне слова; - с мягким разделительным знаком в корне слова; Ребята, вы все слова написали? А какое слово мы не записали? А что это такое за слово – «учитель»? В нашей жизни какое оно? Сегодня вы все побываете в роли учителя. Будете оценивать не только свою деятельность, но и работу своих одноклассников. Наша разминка была связана с темой нашего урока. В какой части слова мы находили орфограммы? -Что нужно знать, чтобы правильно писать? Правильно, орфограммы! Предлагаю произнести девиз урока русского языка – «Чтобы правильно писать, орфограммы нужно знать». | Открывают тетради и пишут. Выполняют самостоятельно задание в своих тетрадях Ответы детей. «Учитель» Отвечают.»Орфограммы в корне слова» Проговаривают девиз урока русского языка. | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности(понять свои интересы,увидеть проблему,задачу,выразить ее словесно),умение работать по алгоритму. Познавательные: Умение сравнивать,анализировать. Самоанализ и самооценка Своей деятельности. Целеполагание.Способность прогнозировать деятельность на уроке. |
Открытие новых знаний | ||
Постановка проблемного вопроса -Прочитайте в учебнике на стр.66 вопрос Евдокии Васильевны. Мы попали в проблемную ситуацию. Какие цели мы ставим, чтобы решить нашу проблему? -Могут ли родственные слова быть разных частей речи? А чтобы верно ответить на этот вопрос, мы поработаем с упражнением № 59. Что мы тут видим? У нас создалась проблемная ситуация. Эту проблему мы будем решать в группах. Чтобы решить проблему, я предлагаю вам повернуться лицом к лицу и вместе сделать задания. Каждая группа будет работать с группой родственных слов. По цепочке читаем слова. Первая группа работает по схеме с первой группой родственных слов. Вторая группа работает со второй группой родственных слов. И т.д. 5 групп. Вы совещаетесь и советуетесь. Представитель группы, выходит к доске и как учитель, доказывает, могут ли родственные слова быть разных частей речи. Схема и ответ. И так каждая группа. Если представитель что-то подзабыл, группа помогает и дополняет, за правильный ответ группа получает фишки. 1-я,2-я,3-я,4-я,5-я группы. Задаю вопросы.(Что такое корень, что такое им.сущ,им.прил,глагол?) -В какой части слова мы искали орфограммы? Исследовав это упражнение, теперь мы можем ответить на вопрос Евдокии Васильевны? Прочитаем еще раз ее вопрос. -Какой мы можем сделать вывод? Могут ли родственные слова быть разных частей речи? | Один ученик читает вопрос.Остальные следят в учебник. Участие в диалоге. Устанавливают цели урока,которые помогут ответить на проблемный вопрос. Читают задание в учебнике. Класс делится на 5 групп.Каждая группа работает со своей группой родственных слов. Представитель группы у доски рисует схему группы родственных слов и отвечает на вопросы в задании. Ученик еще раз читает проблемный вопрос Евдокии Васильевны. Отвечают участники групп и получают баллы за правильные ответы. | Работа с информацией учебника. Умение работать с учебником Уметь работать в группах. Уметь использовать полученные знания Оценка деятельности одноклассника Целеполагание.Способность прогнозировать деятельность на уроке. Оценка деятельности на уроке |
Физкультминутка | ||
Сделаем физминутку и совместим ее с темой нашего урока. Я кидаю мяч, кто поймает, говорит мне проверочное слово, которое называю я. ветер, ветерок, ветрило, ветрище;вода, глаз, гора, горе, гусь, двор, дождь, дом, ёж, звезда, зверь, звон, зима, класс. -А теперь, «Мы проверили осанку и свели лопатки.Мы походим на носочках,а потом на пятках.Мы походим как лисята и как медвежата.Мы поскочим как зайчата…» | Ловят мяч и называют проверочное слово.Сидя с места. Выполняют упражнения. | |
Первичное закрепление | ||
-Ваши знания пригодятся вам в игре, которую я приготовила для вас. Игра называется – «Здесь ошибки отыщите, в чем причина их скажите» Каждая группа получает карточку с отрывком из стихотворения. Вы должны отыскать ошибки, исправить их и рассказать, какую орфограмму вам надо было вспомнить. Вам дается на это две минуты. И один ученик от группы(другой), будет в роли учителя, подходит к нашему аппарату и исправляет ошибки, комментирует. 1.«Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите?» (безударная гласная, непроверяемая ударением в корне слова) Как называется орфограмма? Ай, бай, бай, 2.Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите? (парные звонкие и глухие согласные в корне слова) Код ловил мышей и крыз, 3.Здесь ошибки отыщите, в чем причина их, скажите? (безударная гласная, проверяемая ударением) Я в тетрадь слава писала, 4. Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите? (парные звонкие и глухие согласные в корне слова)Деревянная дорога, 5. Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите? (непроизносимые согласные в корне слова)День рожденья - день чудестный, - Подведем итог. Кто мне скажет – что нужно знать, чтобы правильно писать? Верно. Орфограммы! Повторим девиз нашего урока. Чтобы правильно писать, орфограммы нужно знать. - А теперь поработаем с тестами. Такой вид работы вам уже знаком. Я раздаю каждому ученику тесты. На выполнение задания вам дается минута. В тесте 8 заданий. Но мы не просто выполняем тест, вы каждый, как учитель оцените свою работу. Внизу у вас есть критерии для самостоятельной проверки. А я проверю ваши тесты, и поставлю вам отметки за то, как вы оценили себя. - А теперь поднимают руки те, кто оценил себя на 10 баллов(отметка 5), кто оценил себя на 8 баллов(отметка 4), и те, кто выполнил работу на 6 баллов(отметка 3). Сравниваем по образцу. Сверяем свои работы по слайдам.(слайды на электронной доске с правильными ответами теста | Выполняют задание в группах Представитель группы подходит к ноутбуку(на слайде стихотворение группы.В стихотворении допущены ошибки по орфограммам.)Ученик исправляет ошибку и называет орфограмму.За правильный ответ группа получает баллы-фишки. Ответы учеников Произносят девиз урока Получают листы с тестами.Подписывают свой листочек,выполняют Выполняют задания. Сверяют ответы со слайдами.Ставят себе отметки на листочках с тестами и сдают их учителю. | Умение использовать полученные знания на практике
Умение работать в группах Оценка деятельности одноклассников Уметь использовать знания при выполнении практических заданий. Оценка собственной деятельности Умение сравнивать и анализировать |
Рефлексия | ||
Скажите, пожалуйста, мы достигли целей нашего урока? А какими способами мы достигли нашей цели? Вам понравилось быть в роли учителя? Вам понравился урок? В вашей жизни пригодятся знания которые мы получили на уроке? А как именно? Кто доволен своей работой? Поднимите руки. К сожалению наш урок подходит к концу. Я благодарю вас всех за активную работу. Возможно, после этого урока, побывав в роли учителя, у кого-то еще появилось желание стать учителем…Появилось? Домашнее задание № 62-63 в учебнике | Отвечают на вопросы.Оценивают свою деятельность на уроке. Записывают домашнее задание | Зафиксированное учебное действие,оценка собственной деятельности |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русский язык Орфограммы в корне слова
учитель, ущелье, мощь, праздник, побежал, пробежка, гореть
Цели урока Находить орфограммы в словах Определять место орфограммы в слове Подбирать разные способы проверки
Ай, бай, бай, Ты, сабачка , не лай. Ты, карова , не мычи, Ты, питух, не кричи.
Код ловил мышей и крыз , Кролик лист капустный грыс .
Я в тетрадь слава писала, Удореньем проверяла.
Деревянная дорога, Вверх идёт она отлого, Что ни шах — То оврах .
1. Отметь однокоренные слова прудик ; запруда ; запрудить ; прутик; пруд .
2. Отметь слова с проверяемой безударной гласной в корне слова заяц; летать; лесной; багаж; звезда.
3. Отметь слово с ошибкой берега; наваднение ; дожди; морской; катить.
4. Отметь слова, в которых пишется буква Д мё д торт крот мост огоро д
5. Отметь слова, в которых пропущена буква О садовник; подарить; д о ждливый; тр о пинка; страна.
6. Отметь все проверочные слова к слову морской моряк; море; приморье; морс; морячок.
7. Отметь все проверочные слова к слову завязка* вязка; связывать связка завязочки вязать
8. Отметь синоним к слову друг противник; ученик; сосед; приятель ; товарищ.
9. Отметь антоним к слову огромный громадный; горный; маленький; высокий; большой.
Самостоятельное оценивание по баллам: - Работа выполнена без ошибок – 9 баллов; - Работы выполнена с 1-2 ошибками – 7 баллов; - Работа выполнена с 3-4 ошибками – 5 баллов;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/25/picture-102199-1472150926.jpg)
План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"
План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал занятия. Здесь и занимательный, познавательный материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/13/picture-766148-1457895994.jpg)
План-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме:
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непрои...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/12/picture-287121-1457782206.jpg)
План-конспект к уроку английского языка для 2-го класса "Family"
План-конспект урока английского языка к учебнику "Spotlight" для 2-го классаТема: "Family"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-433918-1428179059.jpg)
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных»....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/04/picture-647674-1449239786.jpg)
План-конспект открытого урока русского языка в 3 классе: Проверка безударных гласных в корне слова.
Цель урока: Закрепить умение подбирать проверочное слово для доказательства правильного написания слов с безударной гласной в корне....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/15/picture-1102685-1547549745.jpg)
План-конспект открытого урока английского языка в 3 классе по учебнику Spotlight-3 Тема урока – «A Fun Day».
План-конспект открытого урока английского языкав 3 классе по учебнику Spotlight-3 Тема урока – «A Fun Day»....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/22/picture-1120303-1550827198.jpg)
Технологическая карта + план конспект к уроку русского языка на тему «Строчная и заглавная буква Яя»
Тип урока: открытие новых знанийв соответствии с фгос...