Методические особенности работы с текстом- повествованием в начальной школе
учебно-методический материал по русскому языку

Ирина Александровна Верас

Повествование — смысловой тип текста, в котором перечисляются действия или события во временной последовательности (говорится о следующих друг за другом действиях или событиях). В повествовании говорится о последовательных действиях, мир представлен в динамике, то есть воспринимается в движении, во времени. Объектом повествования является лицо, совершающее действия, сменяющие друг друга во времени. Повествование, как и другие типы речи, имеет свои композиционные, логико-смысловые и языковые особенности.

В повествовании излагается последовательность событий, текст имеет сюжет и, как правило, действующих персонажей, в этом смысле оно близко к рассказу как литературному жанру. Последовательность событий в повествовании обычно определяется их естественным ходом. Но нередко автор в композиционных целях изменяет этот порядок. В повествовании имеют место диалоги, бывают описательные вставки, зарисовки пейзажа, рассуждения. Повествование – самый подвижный, динамичный тип речи, считается, что он наиболее доступен детям .

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «БОЛЬШЕМОКРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«БОЛЬШЕМОКРИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ» -

ВЯЗОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Моя маленькая Родина»

Возраст участников:  10-12 лет

                                                                      Срок реализации: 1 год   

                                                                                    Автор: учитель начальных классов

Верас И.А.

                                                                 

                                             

с.Вязовка

2018-2019 г.

Паспорт проекта

1.

Общая информация о представляемом проекте

Проект  разработан  и реализуется  на базе  школы с.Вязовка

2.

Полное название образовательного учреждения

Филиал МБОУ Большемокринской СШ- Вязовская ОШ

3.

Адрес, место реализации проекта

607689,  с.Вязовка,  Кстовский район, Нижегородская область,ул.Широкая,  д.213,  

4.

Фамилия, имя, отчество, должность, место работы руководителя проекта

Верас Ирина Александровна,

Учитель начальных классов

Филиал МБОУ Большемокринской СШ-Вязовская ОШ

5.

Телефон, факс, e-mail для связи с руководителем проекта

т./ф. 8(83145)58-3-27, E-mail: Vyaz@mail.ru,

6.

Фамилия, имя, отчество, должность, место работы членов проектной группы

Верас И.А.,учитель начальных классов, Дорогова О.В., учитель историии

7.

Актуальность социальной проблемы, анализ потребности в проекте

    Тема «Родины» актуальна во все времена. Очень часто мы ипользуем это понятия не задумываясь о том, что за ним скрывается. На одном из уроков окружающего мира возник вопрос «С чего начинается Родина?», почему слово «Родина» пишется с большой буквы,с маленькой?, Что можно назвать малой родиной?

Хорошо ли мы знаем свою малую родину- с. Вязовка?

Почему именно такое название она носит?

Какие известные люди живут рядом с нами?

Какой растительный и природный мир насокружает?

Мы приходим к выводу, что любить свою Родину- значит знать ее истоки, историю.Мы выяснили, что очень мало знаем о своей малой родине.

9.

Цели и задачи проекта

Цель: 

Становление своей гражданской индентичности, понятия «малая родина»

Задачи: 

  1. Воспитание чувства любви к месту, где родился и растешь
  2. Обогащение разносторонних знаний учащихся о своем селе, о его истории, известных людях, архитектуре, растительном мире и т.д.
  3. Сплочение детско- родительской группы в процессе совместной работы над проектом

10.

Этапы деятельности по проекту

Этап погружения в проект.

Основные задачи данного этапа реализовывались на одном из уроков литературного чтения.

Так как тема очень широка, учитель помог детям выбрать отдельные микротемы:

архитектура села;

история села;

растительный мир села;

будущее села.

Этап организации  деятельности.

Обсуждение следующих вопросов:

Как лучше работать над проектом: индивидуально или в группах;

Изучать все вопросы или погрузиться в один из них.

Дети выбрали групповую форму работы. Также было решено, что оптимальным будет погрузиться в одну из проблем.

Дети разбились на микрогруппы.

На данном этапе были привлечены родители, которые оказывали помощь в видео и фотосъемках, сборе информации.

Этап осуществления деятельности.

Каждая группа работала совместнос родителем- координатором.

Этап Презентации.

Каждая группа приготовила презентацию. Группа, которая занималась историей, составила карту села.

11

Полученные результаты (количественные и качественные показатели реализации проекта) и социальные эффекты

       Группа, изучавшая растения. Предоставила фотоотчет деревьев,произрастающих в с. Вязовка, деревьев- старожил, опасные деревья;

Группа, изучающая архитектуру, предоставила фотоотчет построек разного времени.

Группа, изучающая историю, предоставила карту села.

Количественные показатели:

- увеличение количества обучающихся их родителей, жителей села, вовлечённых  в  изучение истории села;

- увеличение количества обучающихся, учителей, родителей, жителей села, принимающих участие в организации и проведении  историко- краеведческой работы

Качественные показателями проекта:

- озеленение пришкольной территории;

- повышение  уровня знаний о родном крае;

- осознание  своей гражданской идентичности.  

13.

Перспектива развития проекта:

По завершению проекта у участников появятся знания о родном крае,малой родине,  здоровом образе жизни, усилится позитивная система жизненных ценностей.   Социальная адаптация обучающихся, позволит им осознать себя сопричастными  к истории своего края.

14.

Организации, поддерживающие представленный проект

МБОУ ООШ с. Вязовка

План мероприятий по реализации проекта

Этапы

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Примечание

Основной этап:

Сентябрь-апрель

1.Создание инициативной группы

Сентябрь

Верас И.А.

2. Выбор микротем

Верас И.А. инициативная группа

3. Планирование работы и привлечение родителей.

4. Работа с литературой

Октябрь-февраль

Верас И.А. + инициативная группа родителей

5.Экскурсия по селу микрогрупп, сбор информации по своему направлению

6Подготовка презентаций- фотоотчетов по проделанной работе

Апрель 2018 г.

Верас И.А. + инициативная группа+ родитель

Заключительный этап:

Сентябрь  2019г.

7.Презентация достижений

Май

Верас И.А

8.Подведение итогов.

Самооценка

Верас И.А.

           Заведующий филиала                                                   Н.В. Бурдеева



Предварительный просмотр:

Методические особенности работы с текстом-повествованием в начальной школе

Текст-повествование как функционально-смысловой тип речи

В Федеральных государственных образовательных стандартах особое внимание уделяется работе с функционально-смысловыми типами речи.

В нашем исследовании мы опирались на понятие «текст - повествование».

Повествование — смысловой тип текста, в котором перечисляются действия или события во временной последовательности (говорится о следующих друг за другом действиях или событиях). В повествовании говорится о последовательных действиях, мир представлен в динамике, то есть воспринимается в движении, во времени. Объектом повествования является лицо, совершающее действия, сменяющие друг друга во времени. Повествование, как и другие типы речи, имеет свои композиционные, логико-смысловые и языковые особенности.

В повествовании излагается последовательность событий, текст имеет сюжет и, как правило, действующих персонажей, в этом смысле оно близко к рассказу как литературному жанру. Последовательность событий в повествовании обычно определяется их естественным ходом. Но нередко автор в композиционных целях изменяет этот порядок. В повествовании имеют место диалоги, бывают описательные вставки, зарисовки пейзажа, рассуждения. Повествование – самый подвижный, динамичный тип речи, считается, что он наиболее доступен детям .

Как считает, Т.А.Ладыженская ребенок уже в 3–4 года  пытается пересказывать тексты повествовательного характера (рассказы, сказки, прослушанные или прочитанные), содержание мультфильмов и фильмов. Многие дети сочиняют и рассказывают сказки, в которых иногда присутствует нравоучительная цель. Это говорит о наличии определенного замысла высказывания, о стремлении его реализовать. Для связи самостоятельных предложений в устном повествовании (по сюжетным картинкам) используется порядок предложений, обусловленный

видовременной соотнесенностью глагольных форм; лексический повтор (что особенно характерно для детской речи); пространственные временные наречия (там, потом); союзы; местоимения и синонимы (гораздо реже предыдущих).

Обычно для повествования характерна трехчастная композиция: начало, основная часть, которая может состоять из нескольких микротем, и концовка .

 Структура текста-повествования                          

  Развитие действия

Начало действия (завязка)        Завершение действия (развязка)

Логико-смысловая (типологическая) структура любого типа речи опирается на: 1) логическую основу; 2) функцию повествования, описания или рассуждения как типа речи; 3) характер объекта мысли и речи.

Итак, логико-смысловая природа данного типа речи следующая:

  1. логическая основа – «диахронность» (последовательность) явлений в форме предложений повествования, то есть последовательное изменение действий, движение во времени;
  2. функция в речи – сообщение о развивающихся, изменяющихся, последовательно сменяющих друг друга действиях (явлениях, событиях и т. д.);
  3. характер объекта мысли и речи – субъектно-объектная речь: объект речи – рассказ о развивающихся действиях, производимых 1, 2, 3 лицом, т.е. субъектом.

Основная функция повествования – информативная (целевая установка – сообщить, рассказать). В соответствии с этой функцией тексты типа повествования строятся как рассказы о событиях, действиях.

Языковые особенности повествования. Основная специфическая черта повествования – динамизм, который реализуется за счет использования глаголов. По словам Т.В. Бронской, «… глаголы-предикаты, называющие действия, и акциональная рематическая доминанта как главный фактор, образующий смысловую структуру повествования» ,составляют основу данного типа речи. Для передачи действий в их временных связях используются, прежде всего, возможности временных форм глагола, с помощью которых повествование получает основной признак – глагольность. Чаще всего используются глагольные формы прошедшего времени совершенного вида.

Однако могут быть использованы и другие формы глагола. В основном эти формы применяются с целью придания тексту выразительности, так как необычность употребления одной формы вместо другой, привычной, порождает различные экспрессивно-смысловые оттенки, обогащающие высказывание. Например, глаголы прошедшего времени несовершенного вида дают возможность выделить одно действие, подчеркнув его длительность. Иногда эта временная форма усиливается, словом долго. Глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя. Формы будущего совершенного с частицей как, а также формы типа хлоп, прыг помогают подчеркнуть стремительность, неожиданность того или иного действия.

К лексическим средствам относятся семантические ряды глаголов с различным значением характера протекания действия во времени (начала, конца, внезапности, повторяемости и т. Д.). Для того чтобы обеспечить соединительное перечисление событий, используются, во-первых, глаголы со значением начала действия (начали, стали); во-вторых, слова и выражения, обозначающие время (сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, позднее, дальше, тут, тогда, наконец и др.).

В речевой практике младших школьников часто возникают ситуации, требующие создания не только непринужденных, эмоциональных, красочных повествований, но и сугубо делового типа: «Как убирать класс…», «Как решить задачу», «Как играть в …», «Как сделать …». Учителю необходимо знать правила построения подобны высказываний.

Одной из форм, используемых для обозначения действий в деловом повествовании, является форма настоящего времени 3-го лица со значением «так делают, так принято делать» (берут, кладут, отрезают). Могут использоваться и другие формы, например слова «надо, нужно, необходимо, следует» + неопределенная форма глагола (надо взять, нужно положить); форма 1-го лица множественного числа (берем, отрезаем) и т.д.

При создании деловых повествований большие трудности у детей вызывает не только выбор глаголов, но и использование слов для подчеркивания последовательности действий. Важно следить, чтобы младшие школьники пользовались для этих целей всем возможным арсеналом средств: потом, затем, после этого, во-первых, во-вторых, прежде всего, наконец и др.

Методика работы с текстом-повествованием в начальной школе

Обучение младших школьников работе с текстами-повествованиями носит системный характер и включает три этапа.

Этапы создания текста - повествование

Подготовительный:               Теоретико-                    Практический :

- знакомство с понятием        практический:                  - создание детьми

«текст»,                                - знакомство с типом            текстов-

- «признаки текста»,              текста-повествования         повествований на

- «тема текста»,                    - особенности     и                   основе взаимосвязи

- «заголовок»,                      механизмы создания          его содержания,

- «основная мысль»,              текстов-повествования       структуры и речевого

- «план текста»,                      разных жанров                    оформления

- «опорные» и

 «ключевые» слова

Рассмотрим каждый из этапов более подробно.

Подготовительный этап

Знакомя учащихся начальной школы с понятием “текст”, следует исходить из его признаков:

  1. Наличие предложений.
  2. Смысловая связность:
  1.  единство темы и предмета речи;
  2.  наличие основной мысли и её развитие.
  1. Структурная связность.

На подготовительном этапе обучения детей созданию текстов очень важно познакомить учащихся с понятиями «опорные» и «ключевые» слова текста, так как в дальнейшем школьникам будут предлагаться задания на составление текстов по опорным словам.

На подготовительном этапе для закрепления пройденной теории следует больше работать с готовыми текстами. Учитель может сам подбирать тексты и предлагать задания на определение темы, основной мысли текста, подбор заголовков к текстам, восстановление деформированного текста, деление текста на части, составление плана, нахождение опорных и ключевых слов в тексте, составление текста по опорным словам.

Такая аналитическая работа с готовыми текстами, проводимая обязательно в системе, поможет в дальнейшем эффективнее работать над составлением собственных письменных текстов детьми. Длительность подготовительного этапа зависит от подготовленности учащихся.

Теоретико-практический этап

Первичное знакомство с повествованием как типом речи (текста) происходит на уроке знакомства сразу с тремя типами текста. Методисты не едины в своём мнении не только в вопросе, в каком порядке изучать типы текста: сначала описание, а потом повествование или наоборот (они считают, что наиболее простым для учащихся является повествовательный текст, поэтому данный тип текста при изучении стоит на первом месте), но и в вопросе, каким образом знакомить с текстом-повествованием. Одни считают, что нужно сразу на одном уроке познакомить с тремя типами текстов, другие - знакомить поочерёдно с каждым в отдельности.

Следовательно, работа по обучению созданию письменных текстов - повествований, в свою очередь, складывается из следующих направлений:

  1. знакомство с тремя типами текста (особенности);
  2. теоретико-практическое изучение текста-повествования без учёта жанровой особенности;
  3. теоретико-практическое изучение устройства текстов-повествований различных, жанров (в разных стилях),
  4. написание изложений повествовательного текста и сочинений-повествований.

Практический этап

Изучив теоретические основы создания текстов-повествований, учащиеся на протяжении обучения в начальной школе практикуются (но уже с опорой на теорию) в создании текстов-повествований на основе взаимосвязи их содержания, структуры и речевого оформления .

Обучая детей тексту повествования, важно учитывать те трудности, которые испытывают школьники. В большинстве случаев эти трудности объективно обусловлены – они скрыты в самой структуре повествования. Так, тот факт, что в «данном» называется один и тот же предмет, совершающий действия, уже предрасполагает к появлению повтора-недочета. Вероятен повтор и при использовании в «данном» слов, подчеркивающих последовательность действий (потом, затем), а также глаголов со значением начала действия (начали, стали).

Качество повествований во многом зависит от умения выбирать языковые средства для называния действий. А это достаточно трудная задача. В повествовании чаще всего используется форма глаголов прошедшего времени совершенного вида, как уже отмечалось ранее. Именно эти глаголы позволяют передавать последовательность действий.

Чтобы придать тексту большую выразительность, в ряду с глагольными формами прошедшего времени совершенного вида могут употребляться и другие. Так, глаголы прошедшего времени несовершенного вида дают возможность выделить одно из действий, подчеркнув его длительность. Обычно при этом значение длительности усиливается словом «долго». Глаголы настоящего времени позволят представить действие как бы происходящим на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени совершенного вида с частицей «как», а также формы типа «хлоп!» «прыг!» помогают подчеркнуть стремительность, неожиданность того или иного действия.

Проведение наблюдений за построением повествований (за отбором сведений, конкретизацией действия, использованием глагольных форм, построением предложений с опущенным названием действующего лица, другими способами предотвращения повторов-недочетов) полезно и возможно проводить как на уроках русского языка, так и чтения. Такая работа важна не только для обучения созданию повествовательных текстов, но и для развития у детей чувства языка, воспитания внимания к слову, совершенствование способности осознанно воспринимать текст.

Повествование – это, пожалуй, тот тип речи, который в силу возрастной активности, деятельностного характера младших школьников привлекает их больше других, чаще других создается ими в живой речевой практике.

Работа на уроках  русского языка по развитию речи  предполагает создание условий для становления личности младшего школьника, способного коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать свои мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией.  Работа по развитию речи определяется необходимостью сформировать коммуникативно – речевые умения, обеспечить возможность полноценной речевой коммуникации, используя новейшие технологии и методы работы. Соблюдение данных условий позволяет добиваться высокой эффективности работы по развитию связной речи, и подготовить детей к дальнейшему освоению родного языка в последующие годы обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе"

В данной статье раскрываются особенности работы с одаренными детьми в начальной школе....

Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе"

Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе" содержит информацию о видах одарённости, о формах и методах работы с детьми....

Особенности работы учителя с родителями в начальной школе.

В статье говорится о взаимоотношениях семьи и школы....

Особенности работы со слабоуспевающими детьми в начальной школе

В статье описаны медоды работы со слабоуспевающими детьми. Разработаны упражнения...

Особенности работы с детьми-инофонами в начальной школе

В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей-инофонов становится все более важной и значимой. Трудности возникают у учителя, так как уче...

Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе.

Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать п...

Технологическая карта урока русского языка «Текст-повествование» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представления у обучающихся о тексте-повествования.Задачи урока:Дидактические:актуализировать знания о тексте-описание и его признаках;формировать знания ...