Занятие с одаренными детьми
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
- МБОУ гимназия №1
- Древко Елена Вячеславовна
- Русский язык
- 5 класс
- Русский язык: Практика. 5 класс. /Под редакцией А.Ю.Купаловой. - М: Дрофа, 2009; Русский язык: Теория. 5-9 классы. /Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. - М: Дрофа, 2008
- Фразеологизм как единица языка
- Цели:
- Ознакомление с понятием «фразеологизм», с лексическим и грамматическим строением фразеологизмов, со способом обозначения фразеологизмов в толковых словарях.
- Формирование умений отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, находить фразеологизмы в тексте.
- Развитие творческих, лингвистических, языковых и коммуникативных умения учащихся.
- Воспитание интереса к изучению русского языка, развитие языковой интуиции.
8. Оборудование: интерактивная доска, словари, учебник, раздаточный материал.
9. Ход урока
Ход урока
- Организационный момент
/Настрой ребят на работу, создание атмосферы комфорта/
- II. Грамматическая «пятиминутка»
- Орфографический диктант
Ра_спол_жение, бе_жалос_ный, заг_рать, пр_к_сается, уд_рать, пр_милый, пр_усадебный, пр_лечь, гиган_ский, оз_рение.
- Орфоэпическая работа
Задание: расставить ударение в словах:
Занят, занята, занято; начал, начала, начали.
Скворечник, скучно, конечно, помощник.
- Проверка домашнего задания
/Ребята подбирали пословицы/
- Беседа
- Для чего служат слова в языке?
- Что называют лексическим значением слова?
- Что называется словосочетанием?
- Объяснение нового материала
Петя на уроке труда работал плохо.
Петя на уроке труда работал спустя рукава.
Плохо = спустя рукава
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову.
Слово
- близки по значению одному слову;
- являются одним членом предложения.
Словосочетание
- состоят из двух и более слов;
- являются устойчивыми, несвободными сочетаниями.
- Выполнение тренировочных упражнений
- Работа со словарями:
- Словарная работа:
Рукой подать
Бить баклуши
В рот воды набрать
Валять дурака
В мгновение ока
Ни свет ни заря
Черепашьими шагами
- Какие из фразеологизмов имеют одинаковое значение?
- Какие из фразеологизмов имеют противоположное значение?
- «Найдите лишнее»
Хоть пруд пруди
Кот наплакал
Тьма-тьмущая
Яблоку негде упасть
Во все лопатки
Сломя голову
Черепашьим шагом
В мгновение ока
3. Из истории слов /Индивидуальное задание/
Мы часто говорим: «остаться с носом», то есть потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным. Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил невесте нос, то есть приношение, подарок, выкуп. Если жениху отказывали, он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании, и появилось выражение «водить за нос».
Иного происхождения фразеологизм «зарубить на носу» (хорошенько запомнить). Носом в старину называли памятную доску, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки.
4. Творческая работа
/Замените выделенные слова фразеологизмами
Змей Горыныч унёс царевну далеко.
Народу на площади было много.
После работы на участке мы сильно устали.
Завтра надо вставать очень рано.
5. Возьмите на заметку! /Придают выразительность речи/
Отставку Мишке дали
И приказали,
Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут…
А Мишка и ухом не ведет.
И.А.Крылов
Вот за ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает.
И.А.Крылов
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась».
А.С.Пушкин
- Закрепление
Тестовая работа и её проверка.
1. Какое из приведённых сочетаний слов является фразеологизмом:
1) сварить кашу;
2) заварить кашу;
3) посолить кашу.
2. Укажите синоним к фразеологизму «тютелька в тютельку»:
1) попасть впросак;
2) хоть пруд пруди;
3) слово в слово.
3. Укажите антоним к фразеологизму «тьма-тьмущая»:
1) сесть в калошу;
2) кот наплакал;
3) вешать нос.
4. Какое толкование фразеологизма «задирать нос» является неверным?
1) зазнаваться;
2) задаваться;
3) бездельничать.
5. Каким фразеологизмом можно заменить словосочетание «встал рано»?
1) во весь дух;
2) изо дня в день;
3) ни свет ни заря.
- Итоги урока
- Какая единица языка называется фразеологизмом?
- Что общего у фразеологизмов со словами и словосочетаниями?
- С какой целью фразеологизмы используют в речи?
- Выставление оценок
- Домашнее задание
1. Подготовьте сообщение «История одного фразеологизма»:
- Со щитом или на щите;
- Вавилонское столпотворение;
- Лебединая песня;
- Кричать во всю ивановскую.
2. Придумайте и запишите предложения с этими фразеологическими оборотами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
индивидуальное занятие с одаренными детьми
Данное занятие учит ребят писать исследовательские работы. А конкретно выдвигать гипотезу, думать и рассуждать...
Внеклассное занятие на развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. 1 класс(работа с одаренными детьми)
Принципиальной задачей этого занятия является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний....
Конспект занятия по внеурочной деятельности с одаренными детьми "В мире математики"
Тема занятия: Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операцийЦель: развивать познавательные способности учащихся на основе системы развивающих занятий.Задачи:...
Работа с одаренными детьми на занятиях в вокальном кружке.
Три критерия оценки музыкальных способностей и одаренности.Понятие «одаренность».Подбор репертуара. Задачи вокальной группы....
Работа с одаренными детьми на занятиях английским языком.
Деятельность педагога, направленная на выявление и развитие одаренных обучающихся в объединении "Веселый английский" Дом детского творчества....
Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".
Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....
для подготовки к занятиям с одаренными детьми
для подготовки к занятиям с одаренными детьми...