индивидуальное занятие с одаренными детьми
методическая разработка (3 класс) по теме

Стрежнева Марина Викторовна

Данное занятие учит ребят писать исследовательские работы. А конкретно выдвигать гипотезу, думать и рассуждать

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sam_tekst.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие – исследование с одаренными детьми

Тема: «Что такое слово?»

3 класс

Учитель: Стрежнева М.В.

г.о. Саранск, 2012 год

Цель: организация исследовательской деятельности учащихся, формирование у них познавательной активности.

Задачи: 1. Развитие логического мышления; творческих способностей, устной и письменной речи, умения обобщать и систематизировать.

2. Формирование наблюдательности и внимания.

3. Расширение кругозора и умение работать со справочной и художественной литературой.

Оборудование: словари, презентация, проектор.

Ход занятия:

Слайд 1.

1. Организационный момент

Уч.: Добрый день ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас очередное занятие по исследованиям и проектам. Мы снова будем исследователями. Мы многое уже знаем по выполнению и написанию проектов и исследований. Перед вами памятки по написанию исследовательской работы. Давайте посмотрим, какие пункты мы с вами уже разобрали.

1. Как выбрать тему.

2. Как определить объект и предмет исследования.

3. Как правильно поставить цель и задачи исследования.

4. Методы исследования.

5. Предмет и объект исследования.

Сегодня мы продолжим разбор написания ваших исследовательских работ.

2. Вступление.

Уч.: Не похож на человечка,

                 Но имеет он сердечко,

                 И работе круглый год

                 Он сердечко отдает.

                 Что это?  (карандаш)

Слайд 2.

Что общего у карандаша и человека? (сердце – сердцевина)

Слайд 3.

Что вы представляете, когда идёт речь о сердце? (высказывания детей)

Уч.: Одни мне скажут:

                «Орган знаете?

                 Он помогает крови течь!»

                Другие скажут: «Сердце – это

                То, что способно полюбить

                Символ любви, добра и света,

                Что может льдинку растопить!»

                А третьи мне секрет откроют:

                «Сердечко как насос у нас.

                 О нем нам забывать не стоит.

                 Беречь его – людской наказ!»

Уч.: Так как сегодня мы с вами исследователи, поэтому мы будем исследовать слово. Слово – СЕРДЦЕ. Ведь слово – существо живое, способное, как и человек, радоваться и грустить, оно может быть добрым и злым. Мы понаблюдаем, как слово живет и развивается, будем развивать творческую фантазию и воображение, расширять жизненные познания. А еще мы поучимся выдвигать гипотезы: что такое сердце, какие родственники и друзья есть у этого слова. Это поможет вам в дальнейшем написании исследовательской деятельности.

4. Исследования и выдвижения гипотез.

Уч.: Нам предстоит большая работа, недаром говорил мудрец: «Большая работа – требует большой заботы». Итак, приступаем к исследованию и выдвижению гипотез!

Слайд 4.

Задание № 1.

У каждого человека своя жизнь, своя миссия на Земле, своё предназначение. И для слова тоже. Каково же лексическое значение слова СЕРДЦЕ? По вашему мнению, это слово является однозначным или многозначным? Предположите, т. е. выдвините гипотезу (ответы детей) Давайте поработаем со словарем. Найдите определение слова «Сердце».

1. Центральный орган кровообращения в виде мускульного мешка.

2. Символ чувств, настроений, переживаний человека.

3. Важнейшее место чего – нибудь: средоточие.

Чья подтвердилась гипотеза?

Уч.: Сердце (общеслав.) – от сьрдь – “сердце”, имеющего соответствия в других индоевр. яз. (лит. sipdis, арм. sirf, лат. cor и т.д.). Корень тот же, что и в “середина”. Так, какой же вывод мы сделаем, совпадает ли первоначальное значение данного слова с современным? (ответы детей)

Слайд 5.

Задание № 2.

У любого человека есть своя семья и родственники, и у слов тоже есть родственные слова. Назовите, как можно больше родственников слова «сердце». (ответы детей)

Родственные слова: сердечно, предсердие, сердечный, сердечность.

Слайд 6.

Задание № 3.

У каждого человека есть и друзья. А какие друзья у слова «сердце»: антонимы и синонимы. Я просила вас это сделать дома. Какие слова вы нашли? (ответы детей)

Синонимы: милосердие, доброта, отзывчивость, душевность.

Антонимы: бессердечие, бесчувствие, бездушие, черствость.

Задание №4.

Как вы думаете, как русскому народу удалось передать свою мудрость, свой опыт через слово? (ответы детей)

Давайте понаблюдаем, как слово «сердце» живет в русском фольклоре, а конкретно в пословицах и поговорках. Соедините части пословиц:

Слайд 7.

1. Сердце не                                                    камень.

2. Сердце сердцу весть                                  подает.

3. Сердцу не                                                    прикажешь.  

4. С глаз долой – из                                        сердца вон.

5. Думай умом – поступай,                           как подскажет сердце.

6. Сердце матери                                           лучше солнца греет.

Слайд 8.  

Проверим, что у нас получилось.

Задание № 5.

Слово «сердце» очень трудолюбивое, оно помогает сделать язык ярче, красивее, выразительнее. А как? Да, очень просто, оно входит в состав фразеологизмов. А что такое фразеологизм? (ответы детей)

Слайд 9.

«Золотое сердце» - добрый, отзывчивый человек. 

Слайд 10.

«Открывать сердце» - признаваться в любви.

Слайд 11.  

«Камень на сердце» - кто-либо испытывает тяжёлое, гнетущее чувство.

Слайд 12.

«Кошки скребут на сердце» - неспокойно, тревожно, тоскливо, грустно.

Слайд 13.

Задание № 6.

Следующее задание такое: назовите прилагательные относительно цвета сердца: красное и черное.

Красное: отзывчивое, доброе, щедрое, горячее, открытое.

Слайд 14.

Черное: холодное, слепое, черствое, ледяное, железное.

У каких людей бывает сердце красного цвета? (ответы детей) А черного цвета? (ответы детей)

Слайд 15.

А теперь вспомните и назовите литературные произведения, герои которых имеют такие сердца: «доброе сердце», «злое сердце». («Снежная королева», «Золушка», «Волшебник изумрудного города»)

Слайд 16.

Вывод. В повседневной жизни мы встречаем множество различных людей. Среди них есть добрые отзывчивые люди, с прекрасным сердцем, а также люди с жестоким сердцем, бездушные, заботящиеся только о личном благополучии. Но добрых людей всё же больше. Хорошие ножки рано или поздно станут спотыкаться, гордая спинка согнётся, чёрная бородка поседеет, прекрасное лицо покроется морщинками, но доброе сердце подобно солнцу и луне никогда не изменяется и всегда следует верным путём.

5. Итог работы.

Уч.: Вот, сколько мы собрали информации о слове сердце. Мы исследовали его с различных сторон, выдвигали свои предположения относительно этого слова и приходили к выводам. Это и есть гипотеза в исследовании.

Мы проводили исследование лишь 30 минут, но ведь исследование - это длительный процесс. Вы начали свои исследовательские работы еще в мае месяце с выбора темы. Сейчас у вас они практически готовы. Назовите свои темы. У смог выдвинуть гипотезу, поделитесь с нами. (дети читают название и гипотезу своих работ)

Я желаю вам успехов на следующем этапе написания работы, а сегодняшнее занятие закончу словами:

Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках

Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!

Ищите, творите и фантазируйте самостоятельно и с помощью взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуальной работы с одаренными детьми.

Одаренные дети-это наше достояние. Выявление спообных детей и работа с нимим являеятся актуальной задачей школы и каждого учителя.Судить о одаренности ребенка следует не только по его школьным или вне...

Занятие с одаренными детьми

Занятие с одарёнными детьми на тему "Фразеологизмы"...

Программа индивидуальной работы с одаренными детьми

Программа индивидуальной работы с одаренными детьми....

Индивидуальная работа с одаренными детьми

План работы с одаренными детьми...

План по индивидуальной работе с одаренными детьми в 4 а классе.

    В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей,...

План по индивидуальной работе с одаренными детьми в 3 а классе.

В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем...

План индивидуальной работы с одаренными детьми с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

Актуальность программы по работе с одарёнными детьми. В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально- экономического потенциала общества. Это возможно в случае рос...