Словарная работа на уроке русского языка
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
В работе показаны приемы работы на уроке русского языка со словарными словами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Словарная работа на уроке русского языка | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Словарная работа
на уроках русского языка
с младшими школьниками
1.Вступление.
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаётся словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса.
Слова с непроверяемым написанием называют словарными словами.
Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе.
Работая по «Русской азбуке» и «Прописям», первоклассники
- наблюдают за написанием таких слов, как воробей, ворона, сорока, пенал, карандаш;
- запоминают правописание слов Москва, учитель, ученик, собака, корова.
В каждом из последующих классов количество словарных слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается.
Традиционно словарные слова усваиваются младшими школьниками путём механического запоминания их графического облика. Это объясняется прежде всего тем, что правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного произношения нельзя, и поэтому их написание рекомендуется запомнить. Но методика, которая ориентирует учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чём свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые учениками.
Для повышения эффективности усвоения словарных слов необходимо изменить характер запоминания: запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим.
Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе:
- понимания учеником значения изучаемого слова,
- сущности и характера содержащейся в ней трудности,
- установления связи данного слова с ранее изученными словами,
- использование различных приёмов запоминания,
- активного включения словарных слов в речевую практику ребёнка.
2.
Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ.
-1-
Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.
Например:
Картина – слово образовалось от итальянского «карта» – бумага изукрашенная.
Малина – образовано от слова «малый». Действительно ягода состоит из маленьких частей.
Тетрадь – от греческого «тетра», что значит «четыре». Вначале тетрадью называли сложенные вчетверо и сшитые листы бумаги. «Тетра» - четвёртая часть листа.
Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. Поэтому целесообразно использовать этимологические справки в работе лишь с теми словами, обращение к истории которых позволяет выделить опорное написание. Этимологическую справку следует сообщать детям на уроке знакомства с новым словом.
3.
В ряде случаев, когда не может помочь этимологическая справка, запоминанию правильного написания способствует и привлечение мнемонических приёмов. К мнемотехнике можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, которые, вызывая определённые ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.
Петуха назвали «Петя»,
Петь он будет на рассвете.
Лиса – лисица, посмотри,
Очень любит букву «и».
Также вниманию детей можно предложить рисунки такого типа: яг да, ябл ко.
4.
Для того, чтобы словарная работа была более успешной, важно правильно её спланировать.
Целесообразно слова, предназначенные для усвоения, распределить по дням недели и организовать их систематическое повторение. Как известно, навыки грамотного письма формируются в процессе упражнений, причём прочность этих навыков находится в прямой зависимости от числа «встреч» учащихся с трудными орфограммами. И так:
1-ый день. Знакомство со словом.
1.Предъявление слова.
Можно предложить ряд приёмов:
- карточка – картинка с изображением предмета;
- чтение загадки. Отгадка – словарное слово.
- изучаемое слово выделяется из текста, написанного на доске или воспринятого на слух.
-2-
2.Звуко-буквенный анализ слова с целью выделения орфограммы.
3.Орфографическое проговаривание.
4.Запись слова, выделение орфограммы в записанном слове.
5.Сообщение этимологической справки.
6.Подбор однокоренных слов.
7.Составление словосочетаний или предложений с изученным словом.
8.Знакомство с фразеологизмами, устойчивыми сочетаниями слов.
На этом этапе можно использовать карточки типа: «Огурец», «Капуста», «Морковь».
Напечатанное слово вставляется в кармашек подвижного словарика «Домик совы» или «Витрина словарных слов».
2-ой день. Письмо с комментированием.
3 -ий день. Списать с доски с пропущенными безударными гласными.
Проверить правильность написания слова можно используя орфографические «часики».
4 -ый день. Письмо под диктовку.
5 -ый день. Работа с перфокартами.
Из опыта моей работы:
- перфокарты с «окошком»
- перфокарты с прозрачной плёнкой. Буквы записываются фломастером и после проверки легко стираются.
- предметные перфокарты.
- картинные перфокарты: Кто это? Что это?
5.
Слова с непроверяемыми орфограммами для лучшего усвоения их правописания следует распределять и изучать либо по темам, либо по графическому сходству. Сгруппированные по тому или иному признаку слова, полезно повторять в таком же сочетании неоднократно.
- Можно предложить следующие темы: «Школа», «Посуда», «Птицы», «Овощи» , «Транспорт», «Профессии людей» и т.д.
- Группировка слов по графическому сходству. Например, слова, сходные начальной гласной: на «о» - орехи, осина, огурец, однажды.
Слова на –оро- ( ворона, сорока), -оло- (молоко, молоток, солома), -ара- (барабан, карандаш).
6.
Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке. Как известно, прочное усвоение написания словарных слов достигается путём частого употребления
-3-
в различных заданиях и упражнениях. К числу словарно – орфографических упражнений можно отнести различные виды диктантов. Это могут быть простые и творческие по форме работы; слуховые и зрительные по виду восприятия.
7.
Одним из приёмов обучения письму непроверяемых слов являются занимательные формы работы:
- включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы;
- отгадывание загадок;
- составление стихов, загадок со словарными словами;
- проведение викторин, конкурсов.
С этой целью можно использовать игры, собранные в книге Волиной «Весёлая грамматика».
8.
Приведу примеры некоторых видов и форм работы со словами из словаря, которые я провожу на своих уроках русского языка. Ряд упражнений способствует осознанному усвоению значений трудных слов и правильному их использованию в речевой практике. Есть упражнения, которые позволяют наблюдать над многозначностью слов, прямым и переносным значением слов:
- Сапоги, ботинки – это обувь, а …., …. – это одежда.
- Кого так называют: библиотекарь, телефонист.
- Выборочный диктант: Весело сияет месяц за окном. Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот.
- Подбери подходящие по смыслу слова из словаря:
жареный - …
школьный - …
солёный - ….
- Составь предложение, где можно употребить выражение «медведь на ухо наступил».
- Дан ряд слов. Записать слова в два столбика: в первый словарные слова, во второй слова с проверяемыми безударными гласными.
- Дописать предложения:
Весело чирикал ….
На грядке растут …, …., … .
- Составить рассказ по опорным словам: зима, мороз, коньки, каток.
- Подобрать синоним :
Школьник - … (ученик)
Прощай - … ( до свидания )
Отечество -… (Родина)
- Игра «Кто больше?». Вспомни и запиши слова с удвоенными согласными: кк, сс.
-4-
9. Заключение.
Приведённые упражнения помогают разнообразить работу на уроке, учащиеся не только усваивают написание слов, но и заметно пополняют свой лексический запас слов.
Каждый учитель знает, чем больше слов усвоит ученик, тем богаче станет его речь, тем легче ему будет учиться, тем глубже и прочнее будут его знания по всем предметам.
Итак, очевидно, что успех словарно – орфографической работы зависит от соблюдения целого ряда условий, главными из которых являются следующие:
- Запоминание слов должно быть осмысленным. Одним из средств, обеспечивающих осмысленность является этимологический анализ.
- Изучение слов должно быть правильно спланировано: по дням недели, по темам или по графическому сходству.
- Применять тренировочные упражнения.
- Необходимы систематичность и постоянный контроль за усвоением правописания трудных слов.
Приложение
Тематическая классификация словарных слов.
1 – 2 класс.
тема | слова |
| арбуз берёза горох капуста морковь |
| Воробей Ворона Сорока Петух |
| Заяц Корова Лисица Медведь Собака |
| Валенки Пальто Платок Сапоги Одежда |
| Молоко Сахар |
| Девочка Дежурный Класс Мальчик Ребята Ученик Учитель Ученица |
| Карандаш Пенал тетрадь |
| Стакан Тарелка Посуда |
| Машина Работа Завод |
пункты | Город Деревня Москва |
| Коньки мороз |
| Лопата |
| Мебель |
3класс.
тема | слова |
| Земляника Ягода Яблоко Огурец Картофель Капуста Урожай Малина Пшеница Осина Огород Арбуз Берёза Овёс Орех Помидор Овощи Растение |
| Понедельник Четверг Пятница Суббота |
| Топор молоток |
| Ракета Трамвай Трактор Метро |
| Квартира Комната |
горизонта | Восток север |
| Завтрак Обед Ужин |
| Вдруг Однажды Вместе Потом |
| Жаворонок |
| Картина Рисунок |
| Отец |
| Красная площадь Столица Улица Магазин |
13.Родина - люди | Герой Народ Солдат Товарищ Родина |
| Лагерь Ворота Месяц Лестница Погода песок |
4класс
тема | слова |
| Сирень Солома |
| Лисица Медведь Овца |
| Агроном Инженер Космонавт Хлебороб Шофёр Рабочий |
| Директор Класс Коллектив Русский язык Библиотека Экскурсия |
| Портрет |
| Молоко Сахар |
| Посуда |
| Месяц Суббота Субботник |
| Восемь Двенадцать Одиннадцать Шестнадцать Двадцать |
10.Горизонт | Горизонт |
11.Время, место | Везде Теперь Здесь Завтра Издалека Медленно Сегодня Сейчас Впереди Около |
12.Город, деревня | Россия Район Колхоз Хозяйство Дорога Шоссе Адрес Правительство |
13.Слова приветствия- прощания | До свидания Здравствуй (те) |
14.Транспорт | Тепловоз Автомобиль Комбайн Самолёт Машина Электровоз электростанция |
15.Цвета | Жёлтый Чёрный |
16.Прилагательные | Прекрасный Интересный |
17.Пассажиры | Билет Вагон Вокзал Пассажир |
18.Глаголы | Сверкать Желать |
19.Война - мир | Оборона Свобода Салют Командир Победа |
20.Лагерь | Лагерь Костёр |
21.Средства информации | Газета Телефон |
22.Разное | Берег Беседа Килограмм Фамилия Приветливо Путешествие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Словарная работа на уроках русского языка"
Творческий отчет...
презентация словарной работы на уроках русского языка в 1 классе
Данная презентация может быть использована на уроке русского языка на на этапе знакомства с новыми словарными словами. Для повышения интереса к изучаемому материалу, развития в...
Виды упражнений для проведения словарной работы на уроках русского языка
Данный материал направлен на то, чтобы при изучении новых слов видное место занимали упражнения направленные на ознакомление обучающимися лексического значения, усвоение грамматических форм, на обучен...
Словарная работа на уроке русского языка 2 класс
Написание словарных слов по картинкам, самопроверка с доски...
Словарная работа на уроках русского языка в коррекционной школе
Данный материал представляет разные формы работы со словарными словами, помогает сделать урок более интересным и увлекательным....
НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...
Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»
В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...