Словарная работа на уроках русского языка в коррекционной школе
статья по русскому языку (3 класс) по теме
Данный материал представляет разные формы работы со словарными словами, помогает сделать урок более интересным и увлекательным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarnye_slova.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №11 VIII вида».
Составитель Волкова Е. А.
Словарная работа
на уроках русского языка в начальных классах коррекционной школы.
Формирование навыка письма в коррекционной школе - одна из основных задач при обучении русскому языку. Для школьников овладение грамотным письмом, несомненно, представляет большие трудности. Поэтому от учителя требуется выявление причин этих трудностей и проведение эффективной работы по их преодолению.
Процесс письма включает в себя ряд психофизических компонентов, таких как акустический, позволяющий выделить звуки из речевого потока; артикуляционный, направленный на уточнение звукового состава слова и установление последовательности входящих в него звуков; зрительные представления и точные двигательные навыки, которые обеспечивают перевод звуковой структуры слова в графические знаки; удерживание в памяти и правильную пространственную организацию графических символов. Наконец, существенное значение для письма, как и для всякой другой деятельности, имеет достаточно устойчивое внимание.
Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа. Правописание слов с непроверяемой безударной гласной нельзя подвести под какое-либо правило. Фактически следует изучать каждое из них в отдельности. Поэтому усвоение их написания распределено по всем годам обучения. Программой определяется количество и последовательность изучения трудных или, как принято говорить, «словарных» слов.
Трудности усвоения их написания связаны с неотчётливым восприятием зрительного образа, недостатками моторного акта, слабостью выработки связей между зрительным восприятием и движением руки во время письма, в результате чего наступает быстрое забывание, потеря полученного навыка.
Лучшему усвоению написания этих слов способствует, прежде всего, значительное количество упражнений, рассчитанных на зрительно – моторное запоминание. Для формирования более точного зрительного образа хорошо выделять орфограмму другим цветом или подчёркиванием.
Методика работы над словарным словом в коррекционной школе следующая.
1. Прочитывание напечатанного на таблице слова. Определение его значения.
2. Прочитывание слова в учебнике (в рамке), уточнение его написания.
3. Проговаривание слова по слогам, запись его в тетради, постановка ударения, выделение орфограммы.
4. Написание строчки данного слова.
5. Составление и запись с данным словом словосочетания и предложения.
6. Запись данного слова в словарик, подбор к слову соответствующего рисунка.
Однако одного знакомства со словами недостаточно для того, чтобы овладеть грамотным их написанием. Овладению написанием слов способствуют «Орфографические пятиминутки», комментированное письмо, требующее чёткого проговаривания того, что подлежит написанию.
В «Орфографические пятиминутки» можно включить следующие задания.
1. Чтение загадки, отгадывание её учащимися.
2. Игры «Собери слово из букв», «Собери слово из слогов», «Расшифруй слово», «Угадай слово», «Вставь пропущенное слово». Примеры заданий даны в рабочих тетрадях по русскому языку, которые входят в учебный комплект.
3. Рассматривание предметных картинок (из набора «Картинный словарь») с последующей их записью и с проговариванием.
4. Картинный диктант (Показываются картинки с изображением предметов, ученик записывает названия предметов).
5. Узнавание слова по описанию признаков предмета.
6. Запись слов из словаря с пропуском трудного места (с «окном») – это способ, предлагается детям для фиксации поставленной орфографической задачи.
7. Дописывание предложения, в котором нужно заменить картинки словами.
8. Составление рассказа из группы словарных слов (морковь, капуста, картофель, горох).
9. Восстановление деформированного предложения.
10. Мнемонические приёмы. К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определённые ассоциации, помогают запомнить трудное слово.
11. Запись слова с закрытыми глазами. (Нужно внимательно прочитать слово, затем закрыть глаза и представить это слово так как оно написано в учебнике. Назвать его побуквенно. Заставить «опасную» букву помигать. Повторить слово, так как нужно писать его. Записать слово несколько раз, проговаривая то что пишешь).
12. Отгадывание кроссвордов.
Хороший результат даёт изучение словарных слов по методике С. Н. Лысенковой, который не один год применяют учителя нашей школы. По данной методике работа над трудными словами состоит из нескольких этапов. Сначала учитель группирует слова в блоки. Для 3 класса я составила 7 блоков.
1. Школа 2. Россия 3. Наш огород 4. Неделя.
класс газета корзина неделя
товарищ шёл огород понедельник
рассказ дорога овощи вторник
дневник город картофель среда
ранец Родина яблоко четверг
портфель арбуз пятница
суббота
воскресенье
5. События 5. Рисовать 6. В магазине 7.
вчера рисовать одежда завод
сегодня картина валенки костёр
завтра жёлтый сапоги медведь
месяц чёрный посуда песок
праздник тарелка погода
мебель язык
комната
Каждый блок печатается учителем на отдельном листе бумаги и вывешивается на неделю в классе. Работа над словарными словами ведётся по следующему алгоритму.
1 урок. Ознакомление со словами изучаемого блока. Орфографическое проговаривание, запись слов в индивидуальные словарики с выделением орфограмм, расстановкой ударения, выяснение значения слов и др.
2 урок. Запись слов в тетрадях по слогам, для переноса.
3 урок. Составление словосочетаний, составление предложений, работа с карточками «сорбонками».
4 урок. Закрепление правописания словарных слов блока. Работа с картинным словарём, дописывание предложений, отгадывание кроссвордов и другие виды работ.
5 урок. Проверка уровня обученности. Словарный диктант.
Список используемой литературы.
1. Аксёнова А. К. и др. Читай, думай, пиши. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 3 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. В 2 частях. М.: Просвещение. 2008.
2. Баранников И. В. и др. Картинный словарь русского языка: Для учащихся начальных классов. СПб.: Просвещение. 1993.
3. Воронкова В. В. Уроки русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС. 2003.
4. Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения. М.: 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе»
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка...
НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...
Доклад "Использование мультимедийных пособий в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе"
Доклад "Использование мультимедйных пособий в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе"...
Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»
В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...
Статья "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе с учетом внедрения ФГОС."
В статье изложен опыт работы со словарными словами в начальной школе....
Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
Доклад на районном Мо учителей начальных классов (из опыта работы)...
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
Огромной проблемой в науке методика преподавания русского языка является обучение устной речи учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида с общими речевыми нарушениями. Эта проблема вполне ...