Организация современного урока в рамках системно - деятельностного подхода
статья по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok.doc | 179.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Яценко А.Ю.
учитель русского языка и литературы
АНО общеобразовательная «Санкт-Петербургская
международная школа»
Формирование универсальных учебных действий
в личностно- ориентированном обучении
Аннотация: в данной статье описываются особенности организации урока в условиях системно – деятельностного подхода. Даётся характеристика универсальных учебных действий, перечисляются их группы. Описываются принципы, лежащие в основе технологии и структура урока, на которой она может быть реализована. Представлен опыт применения технологии формирования УУД 5 классе с помощью опорных карточек.
Ключевые слова: формирование универсальных учебных действий, личностно – ориентированный урок, технология, эффективность применения, структура урока.
Основным направлением современной системы образования в целом, и личностно – ориентированного урока в частности, является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В этом случае ученик выступает как активный участник процесса обучения, субъект учебной деятельности.
Уже ни для кого не секрет, что для успешного результата в любой деятельности важно не только обладать определёнными знаниями, умениями и навыками, но и инструментом для их добывания. То есть, выражаясь языком психологов, необходимо обеспечить наших учеников не только «рыбкой», но и «удочкой» для её добывания.
В связи со всем вышесказанным перед учителем ставится первостепенная задача: овладеть такими технологиями и методами обучения, при применении которых любой ученик поймёт, как и с помощью чего он может добывать знания, проще говоря, научится пользоваться предложенной «удочкой».
Концепция развития УУД разработана на основе системно – деятельностного подхода, а формирование способности и готовности учащихся реализовать универсальные учебные действия позволяет повысить эффективность образовательно – воспитательного процесса в школе.
В составе основных видов формируемых универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный;
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных универсальных учебных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Видами коммуникативных действий являются: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. [Стандарты второго поколения. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М., «Просвещение», 2017]
Предлагаемая ниже технология формирования УУД является универсальной и надпредметной, может применяться на уроках разных предметных областей по любой современной образовательной программе.
В основе технологии лежат следующие принципы:
- деятельности;
- непрерывности;
- целостного представления о мире;
- минимакса;
- психологической комфортности;
- вариативности;
- творчества.
Структура урока при использовании данной технологии выглядит следующим образом:
- Мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Выявление места и причины затруднения.
- Осознание и принятие учебной задачи.
- Реализация построенного проекта.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учебной деятельности.
[Л. Г. Петерсон. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. М.: УМЦ «Школа 2000...», 2008.]
Для более успешного формирования УУД в данной структуре
УД применяемая технология включает в себя обозначение этапов урока карточками с определёнными символами:
• Тема урока, изучаемый объект, проблемная ситуация может
обозначаться карточкой №1 «Лупа».
Сталкиваясь на этапе актуализации знаний с проблемной ситуацией или анализируя предложенный учителем материал, учащиеся могут самостоятельно сформулировать тему урока, определить причину, по которой они будут изучать именно эту тему. Здесь же формируется мотивация к деятельности, осознанность её выполнения.
Таким образом ученик представляет с чем именно он будет работать на уроке, и для чего ему необходимы новые знания.
• Задачи урока, возникающие в результате работы с темой или на других этапах – карточкой №2 «Восклицательный знак».
При формулировании задач урока разрабатывается план их решения, определяются учебные действия, необходимые для его реализации.
Если какую-либо задачу решить не удаётся-она переносится на следующий урок, а на этапе рефлексии делается вывод о том, почему не получилось выполнить всё намеченное и что необходимо сделать для успешного решения задачи в дальнейшем.
- Успешное решение задач – карточкой №3 «Флаг на вершине горы».
На этапе подведения итогов анализируется весь урок: тема, поставленные задачи, результат их решения.
При выполнении всего намеченного, правильном применении необходимых действий, получении желаемого результата можно говорить и об успешном усвоении темы.
- Отличное усвоение темы, верный вывод, выход из проблемной ситуации – карточкой №4 «Грамота».
Ученики, особенно активно проявившие себя на уроке, самостоятельно выполнившие необходимые задания, подготовившие сообщение, презентацию или сумевшие найти выход из конфликтной ситуации могут быть отмечены отдельно.
- Возникающие затруднения, нерешённые задачи, ошибки – карточкой №5 «Капкан».
На этапе рефлексии ученики анализируют и оценивают по предложенным критериям свою деятельность или деятельность товарищей, называют трудности, с которыми столкнулись, количество ошибок, сложные задания, ещё раз уточняют, какие действия им будут необходимы при выполнении домашнего задания.
В течение урока карточки с условными обозначениями вывешиваются на доске, около них можно выставлять количество задач, записывать фамилии отличившихся учеников, отмечать шаги выхода из затруднения, алгоритмы действий и т.д.
Карточка №1 «Лупа» не меняется на уроках обобщения и закрепления материала по изучаемой теме. Однако, на уроках одного раздела, но разных тем, каждый раз появляется рядом с записанной темой.
Карточка №3 «Флаг не вершине горы» может быть вывешена только на последнем уроке по теме, если задачи на первом уроке по теме были сформулированы таким образом, что полное их решение осуществилось на завершающем этапе.
Система использования этих карточек позволяет учащимся лучше воспринимать структуру, форму и содержание урока, осознавать и оценивать деятельность и работу других учащихся, вырабатывать внутренний контроль, саморегуляцию и самостоятельность. Если на первых этапах технологии формирования УУД работа осуществляется под руководством учителя, то постепенно учащиеся переходят к самостоятельной формулировке задач урока, характеристике своей деятельности и результатов по предложенным критериям, определении затруднений и путей из решения.
Как показывает практика, ученики, обучающиеся с применением вышеописанной технологии, испытывают меньше затруднений при переходе из начального звена в среднее, у них сохраняется устойчивый интерес к учебной деятельности, они умеют организовывать свою деятельность не только в учебное, но и внеурочное время.
Все перечислено позволяет говорить об эффективности применения технологии формирования УУД и её актуальности в настоящее время.
Список используемой литературы:
- Брейтигам Э.К., Кисельников И.В. Достижение понимания, проектирование и реализация процессного подхода к обеспечению качества личностно развивающего обучения. – Баранаул: АлтГПА, 2011.
- Сериков В.В. Личностно развивающее образование: мифы и реальность // Педагогика. – 2007. – № 10.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на ф...
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование граждан...
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса...
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Представляю презентацию по методическим рекомндациям по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода в начальной школе...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода...
Психолого-педагогические принципы организации уроков в начальной школе, реализующих системно-деятельностный подход к обучению. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Выступление на Фестивале педагогических идей учителя начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовниковой Ольги Викторовны.2013-2014 уч.г....
Самоанализ урока с учетом современных требований к построению урока в рамках системно- деятельностного подхода и ФГОС
Самоанализ урока с учетом современных требований к построению урока в рамках системно- деятельностного подхода и ФГОС...