Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
учебно-методический материал на тему

МУЗАФАРОВА КУЛЯШ МОЛДАБАЕВНА

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Система дидактических принципов.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Типология уроков А.К. Дусавицкого.

Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

  1. Урок постановки учебной задачи.
  2. Урок решения учебной задачи.
  3. Урок моделирования и преобразования модели.
  4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.
  5. Урок контроля и оценки.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…»

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  1. уроки «открытия» нового знания;
  2. уроки рефлексии;
  3. уроки общеметодологической направленности;
  4. уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

  1. предъявление контролируемого варианта;
  2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
  3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
  4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  1. написание учащимися варианта контрольной работы;
  2. сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
  3. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

      Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

     Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Все эти направления отражены в содержании «Технологических карт».  Технологическая  карта  позволяет:

  1. реализовать  стандарт  образования;
  2. понять  и  в  системе  применить  предложенную технологию по формированию  у  учащихся  универсальных  учебных  действий;
  3. сформировать  целостную  картину  мира  за  счет  реального использования  «межпредметных  связей»;
  4. полностью   использовать  воспитательный  потенциал  УМК ;
  5. определить  уровень  раскрытия  материала  и  соотнести  его  с изучаемым  материалом  в  последующих  классах;
  6. реализовывать  региональный  и   школьный  материал,  основываясь на  материале  УМК  
  7. реализовать  свой  творческий  потенциал (в  технологической  карте даются  готовые  разработки  всех  тем  предметов    учебного  плана,
  8. педагог  освобождается  от  рутинной  непродуктивной  работы    по подготовке  к  урокам);
  9. индивидуализировать  и  дифференцировать  учебный процесс.

Для  полноценного  и  эффективного  использования  технологических  карт  необходимо  знать  ряд  принципов  и  положений,  обязательных  для  работы  с   ней. «Технологическая карта» – новый вид методической продукции, обеспечивающей учителю эффективное и качественное освоение нового учебного курса путем перехода от  планирования  урока  к  проектированию  учебного  процесса  по  темам. В  технологической  карте  дается описание процесса обучения в определенной структуре и в заданной последовательности.

Конструирование универсального инструментария (технологической карты) направлено на  достижение результатов, заявленных в  стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.

По сравнению с традиционными «методичками» в технологической карте раскрывается тема изучения материала, а не один урок, что дает возможность системно освоить содержание от цели до результата, поставить и решить задачи достижения не только предметных результатов, но и личностных, и  метапредметных результатов.

Технологическая карта включает в себя:

  1. название темы;
  2. число часов, отведенное на ее изучение;
  3. цель освоения учебного содержания;
  4. планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные);
  5. основные понятия темы;
  6. межпредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
  7. технологию изучения указанной темы;
  8. систему диагностических заданий, определяющих уровень усвоения материала на каждом этапе его изучения;
  9. контрольные задания по теме, определяющие достижение планируемых результатов в рамах изучения заявленной темы

Раздел «Технология изучения» разбит на этапы обучения. На каждом  этапе  работы  определяется    цель     и  прогнозируемый  результат,  даются практические  задания  по  отработке  материала  и диагностические задания на  проверку  его  понимания  и  усвоения, в конце темы - контрольное задание, проверяющее достижение планируемых результатов.  В описании каждого этапа указываются цель учебной деятельности и учебные задания.

На первом  этапе обучения «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством  ситуативного задания. Этап предполагает следующие шаги:

— мотивацию как стимулирование интереса;

— определение потребностей как личностно значимого компонента изучения данной темы;

— выявление того, что отсутствует в знании и умении для решения ситуативного задания и определение цели учебной деятельности на следующем этапе.

  На  этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержательных блоков темы. Для освоения учебного содержания предлагаются учебные задания на «знание», «понимание», «умение».

На этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» учащимся предлагается выполнить практические задания:

  1. информативное, где учащиеся работают, используя образец на доске;
  2. импровизационное, где учащиеся используют задание, которые отличаются от образца по содержанию или форме;
  3. эвристическое, где учащиеся выполняют свой вариант задания.

Выполнение задания предполагает самоорганизацию школьников, которая содержит: подготовку  к выполнению (планирование) деятельности, выполнение и представление работы.

Результатом этого этапа является:

— ориентация школьника в разных видах задания (познавательное действие);

— самоорганизация учащегося при выполнении  задания (регулятивное действие);

— использование учеником адекватных речевых высказываний для представления результата (познавательное,    коммуникативное действие);

— проявление своего отношения (благодарности) к героям учебника и учителю (личностное действие);

— умение школьника решать поставленную задачу (познавательное, регулятивное действие), т.е. использовать приобретенные знания и  умения в конкретной практической деятельности.

На этапе рефлексивной деятельности учащихся соотносят полученный результат с поставленной целью (самоанализ – регулятивное действие) и оценивают  деятельность (самооценка – личностное действие) по освоению темы.

В  отличие   от  других  методических  пособий, при использовании карты  на  каждом этапе обучения учитель  может  уверенно  сказать,  достиг  он  результата  или  нет.  И  если в соответствии с  прогнозируемым  учителем  результатом диагностическую работу  на  конкретном  этапе  выполнили  более 60%  учащихся  класса,  то  можно  с  уверенностью  сказать,  что  материал  понят,  освоен,  и  можно  переходить  дальше.  Если  задание  правильно    выполнено  менее  чем  60%  учащихся,  то учителю  необходимо  еще  раз  вернуться  к  пройденному  материалу  и  завершить его  полноценное  освоение.  Только  после  этого  можно перейти к   следующему  этапу.

Несколько  простых правил  работы  с  технологической  картой.

1. Используйте  технологические  карты  для  работы  по  теме  или  разделу  курса.

2. Внимательно  ознакомьтесь  с  темой,  по  которой  будете  работать.

3. Найдите  ее  в  учебнике  того  предмета,  который  изучаете,  и  подготовьте    учебники,  которые отмечены в  разделе  «межпредметные  связи».

4. Познакомьтесь  с  целями  изучения  темы,  соотнесите с  планируемыми  результатами,  определите  задачи,  которые  помогут  добиться  поставленной  цели,  (Соотнесите цели с пройденным ранее материалом).

5. Прочитайте  выделенные  основные  понятия  изучаемой  темы,  посмотрите,  в  каких  предметах    они  еще  изучаются  (межпредметные  связи).

6. Проанализируйте  смысл     планируемых  результатов,  особенно  в  части  универсальных  учебных  действий

7. Подберите «свои» формы  работы  в соответствии с целями и условиями обучения:  для  подвижной  работы  или  спокойных  занятий,  для  поиска информации  или  демонстрации  достижений  и т.д.  Это  поможет  расширить  границы  использования  ресурсов,  к  которым  относятся    УМК  «Перспектива»,  имеющиеся  в  школе наглядные  пособия, интерактивные  или  просто  дополнительные  рабочие  доски,  выставки,  стенды  и  так  далее.

8. В  разделе «Технология  обучения»  придерживайтесь  алгоритма, предложенного в    карте. Это  поможет  не  пропустить  ни  один  элемент   в   достижении  поставленной  на  этапе  цели,  а  главное,  добиться  эффективного  и  качественного  освоения  темы

9. На  первом  этапе,  мотивируя  учащихся  на  изучение  темы,  можете  использовать  задание,  данное  в  карте,  взять  из  учебника,  или  предложить  свое.

       10.  Фиксируйте в карте изменения, которые вы вносите и соотносите с дальнейшим алгоритмом прохождения темы.

       11. Убедитесь,  что  именно  ученик  знает,  понимает,  умеет  в  изучаемом  материале, каким способом выполняет, т.  е.  выполните  задание,  предложенное  в  одноименной  графе,  и  только  после  этого  переходите  к  следующему  этапу.

       12.  Постарайтесь  выполнить  все  предложенные диагностические и контрольное задание.  Тогда  с  уверенностью  можете  сказать:  «Эта  тема  пройдена,  планируемые  результаты  достигнуты.  Двигаемся  дальше».

Сопоставьте  этапы,  шаги  технологической  карты  с  поурочным  планом,  которым  вы  пользуетесь,  и  выберите  для  себя  оптимальный  способ организации  работы.  

При  использовании  технологической  карты  поурочное  планирование  может и не понадобиться.

Структура «Технологической карты»:

Технологическая карта изучения темы  (название темы)

Тема

Цель темы

Основное содержание темы, термины и понятия

Планируемый результат:

Предметные умения, УУД

Личностные УУД:

Познавательные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

I этап. Мотивация к деятельности

Цель –

Проблемная ситуация.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Последовательность  изучения

Диагностическое задание

Цель –

 

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель –

Репродуктивное задание

Импровизационное задание

Эвристическое задание

Самоорганизация в деятельности

IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности.

Формы контроля; контрольное задание.

Оценка результатов деятельности

Самооценка

Оценка присутствующего

Если  сложно или  непривычно проектировать тему, то можно ограничиться проектированием  одним урока.  В данную структуру могут быть внесены изменения  или дополнения.  

Литература:

Л. Г. Петерсон: «Интегративная технология развивающего обучения», Москва: НИИ школьных технологий, 2006.

Л. Г. Петерсон:      Программа для апробации надпредметного курса «Мир деятельности», М.; «Просвещение», 2010.

Методическое пособие «Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами УМК «Перспектива» ( в помощь учителю).ОАО «Издательство «Просвещение», 2010

Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА

Классификация типовых задач

Типы задач (заданий)

Виды задач (заданий)

Личностные

Самоопределения; смыслообразования; нравственно-этической ориентации

Регулятивные

Целеполагания; планирования; осуществления учебных действий; прогнозирования; контроля; коррекции; оценки; саморегуляции

Познавательные

Общеучебные; знаково-символические; информационные; логические

Коммуникативные

Инициативного сотрудничества; планирования учебного сотрудничества; взаимодействия; управление коммуникацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

  Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на ф...

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса...

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

Представляю презентацию по методическим рекомндациям по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода в начальной школе...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода...

Буклет Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:1.      уроки «открытия» нового знания;2.      ур...

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно - деятельностного подхода

Деятельностный подход в обучении – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются....