Тема: «Правописание безударных окончаний имён прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка в 4 классе по системе РО Занкова
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе.
Тема: «Правописание безударных окончаний имён прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы».
Цель: формирование умения писать безударные окончания имён прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы.
Задачи:
- Образовательные: учить правильно писать безударные падежные окончаний имён прилагательных в единственном числе с твёрдым согласным на конце основы, упражнять в определении рода и падежа имён прилагательных .
- Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы; развивать интерес к предмету.
- Воспитательные: воспитание любознательности и пытливости в процессе учения; воспитание умения работать в коллективе; воспитание чувства любви, благодарности и бережного отношения к матери.
Ход урока:
1. Создание эмоционального настроя. Введение в работу.
Чудесный день!
И настроение чудесное – подстать.
Так разрешите мне урок с улыбочки начать.
(Учитель предлагает детям улыбнуться друг другу, пожелать успеха, удачи на уроке.)
2. Актуализация знаний.
а) Чистописание.
-Выделите первый звук в слове «улыбка». ([ у ])
- Дайте характеристику этому звуку. (гласный, безударный)
- Какой буквой обозначается звук [ у ] на письме? ( буквой У)
- Запишите эту букву, соблюдая закономерность. Пишите красиво, аккуратно.
(Дети задолго до урока записали в тетради дату, чтобы не тратить время на уроке.)
- Подберите имена прилагательные к слову «улыбка», в которых первый звук тоже [ у ].
(Дети называют: удивительная, уникальная, умопомрачительная.)
- Запишите эти имена прилагательные на следующей строке.
(Учитель здесь может спросить:
-Какие слова называются именами прилагательными?
- Для чего нужны имена прилагательные в речи? и подводя итог, может сказать следующее: «Имена существительные только называют предметы, но описать его особенности, «озарить предмет» - это задача имён прилагательных.)
Теперь учитель задаёт вопросы, которые по сути ближе к теме урока.
- Имена прилагательные, какого рода и падежа вы записали? Почему?
(Имена прилагательные «удивительная, уникальная» относятся к имени существительному «улыбка» женского рода, к тому же окончание –ая указывает на то, что эти имена прилагательные женского рода именительного падежа.)
- Какой падеж имён прилагательных женского рода также легко определить по окончанию?
(Имена прилагательные женского рода только в винительном падеже имеют окончание –ую.)
(Учитель говорит детям о том, что они хорошо ответили на его вопросы, значит и с домашним заданием, в котором нужно было определить род и падеж имён прилагательных, они справились наверняка правильно.)
б) Проверка домашнего задания.
Дети «по цепочке» или как-то иначе читают выписанные словосочетания сущ.+прил., называя род и падеж имён прилагательных. Ошибки, если таковые встрется, исправляются, причём всякий раз необходимо доказать правильность ответа.
После проверки учитель задаёт вопрос:
- Как определить род и падеж имён прилагательных?
Дети отвечают, что имя прилагательное неотделимо от имени существительного, что только от существительного зависят род, число и падеж прилагательного. Или так: имена прилагательные ставятся в том же числе, роде и падеже, что и существительное, к которому оно относится.
(Далее учитель говорит, что это очень хорошо, что дети умеют находить существительное, от которого зависит прилагательное, и знают, что прилагательное употребляется в том же числе, роде и падеже, в котором употреблено имя существительное, потому что эти знания им понадобятся сегодня на уроке.)
3. Создание проблемной ситуации. Целеполагание.
- Определить тему урока, над которой мы будем работать, поможет задание, записанное на доске.
Молод□ ветку, с больш□ машиной, по широк□ долине, в нов□ квартире, на зелён□ ветке.
- Определите род и падеж имён прилагательных. Вставьте пропущенные окончания.
Дети несколько минут работают самостоятельно.
- Какого рода прилагательные во всех словосочетаниях? Почему?
( Прилагательные женского рода, потому что все существительные, к которым они относятся женского рода.)
- Выполняя это задание, что вызвало у вас сомнение, затруднение.
(Было бы очень хорошо, если бы дети сразу сказали, что в третьем, четвёртом и пятом словосочетаниях у прилагательных безударные окончания, поэтому были сомнения что писать –ой или –ай. В противном случае, предложить детям в именах прилагательных поставить ударение, обратив особое внимание на окончания. Первые два прилагательных имеют ударные окончания, следовательно, гласные в них пишутся так как слышатся, у остальных прилагательных окончания безударные и значит требуют проверки.)
Учитель спрашивает:
- Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока?
(Например, ребёнок ответит, что тема нашего урока, это безударные окончания имён прилагательных женского рода.)
- Дети, а какую учебную задачу мы должны решить на уроке?
( Узнать, как правильно писать безударные окончания имён прилагательных женского рода.)
4. Поиск решения проблемы.
- Задача непростая, необходимо немного отдохнуть. Поиграем.
( Учитель просит всех детей выйти вперёд. Используя игру «Колечки», делит детей на группы. Учитель хлопает в ладоши: два раза- дети, взявшись за руки образуют «колечко» из двух человек, три раза – «колечко» из трёх человек и т. д. Играют до тех пор, пока не образуется нужное учителю количество групп. Учитель говорит, что каждая команда или группа, должны приготовить себе «гнёздышко», т. е. рабочее место. Тут же на уроке дети сдвигают парты где угодно и так, как им удобно.)
- Сейчас каждая группа получит задание, выполнив которое мы сможем ответить, как же правильно писать безударные окончания имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.
- Первой группе нужно расположить указанные знания и умения в определённой последовательности, составив алгоритм правописания имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.
- Вторая и третья группы будут находить дополнительные вспомогательные приёмы правописания безударных окончаний имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.
Когда работа в группах будет закончена, на доске центральное место займёт алгоритм правописания окончаний имён прилагательных женского рода. Выводы двух других групп будут выступать в качестве вспомогательного приема при формировании навыка.
5. Первичное закрепление знаний с проговариванием алгоритма вслух.
(Учитель говорит, что группам удалось составить правило правописания безударных окончаний имён прилагательных, теперь стоит его проверить, выполнив упражнение 276 на странице 45. Учитель уточняет, что это задание на «дружбу», что выполнять упражнение нужно вместе, чтобы у всех членов группы задание было выполнено одинаково и желательно правильно.)
- Выпишите из текста имена прилагательные женского рода, в которых пропущены окончания, вместе с существительными. Вставьте пропущенные окончания. Объясните.
(После того, как упражнение выполнили, дети меняются местами и проверяют чужие тетради. Ставят оценки зелёным карандашом. Затем еще раз меняются местами, проверяя ещё раз. Ставят оценки синим карандашом. В третий раз дети садятся на свои места. Подсчитывают количество «5», «4», «3». Если оценки разнятся, значит группа работала не достаточно дружно. Стоит похвалить тех ребят, которые получили одинаковые оценки, т. к. они работали дружно.)
- Что нужно делать, чтобы правильно писать окончания имён прилагательных?
( Дети называют шаги алгоритма проверки.)
- Если вы забыли окончание, как проверить безударное окончание имён прилагательных?
(по ударному окончанию вопроса)
6. Закрепление знаний.
- Проверим дети, как вы самостоятельно справитесь с заданием. Подойдите, возьмите тесты.
- Выполните задания.
I тест.
1)Имена прилагательные женского рода с твёрдой основой имеют окончания:
А) – ее Б) -ая В) -ый
2) Определите падеж прилагательного к берёзов… роще
А) Д. п б) П. п. в) Т. п.
3)Подчеркнуть имена прилагательные женского рода.
Дорожка вывела нас из липовой рощи. Повеяло тёплым ветерком. Зазеленела молодая травка.
II тест.
1) Вставьте окончание прилагательного весёл … песенкой
А) –ый б) –ой в) -ай
2) Имена прилагательные связаны с существительными в:
А) в роде Б) в роде и числе В) в роде, числе, падеже.
3) Подчеркнуть имена прилагательные женского рода.
Наступила долгожданная весна. Вся земля в цветном наряде. Весной мы ходим в берёзовую рощу.
- Проверьте по ключу.
( 1 тест: 1б, 2а, 3 липовой, молодая. 2 тест: 1б, 2в, 3 долгожданная, берёзовую.)
- Поставьте себе оценку, используя критерии оценивания.
«5»- без ошибок, «4»- 1 ошибка, «3»- 2 ошибки.
7. Итог урока.
- Какие окончания имеют имена прилагательные женского рода с твёрдой основой И. п., В. п.?
- Какие окончания имеют имена прилагательные женского рода с твёрдой основой Р. п., Д. п., Т. п., П. п.?
- Что нужно сделать, чтобы узнать безударное окончание имени прилагательного?
- Где могут пригодиться знания, полученные на уроке? ( в речи и на письме)
8. Домашнее задание.
- Напишите поздравительное письмо маме на 8 Марта. В нём вам придётся употребить немало прилагательных женского рода, чтобы выразить всю любовь, нежность, благодарность к маме. Важно, чтобы прилагательные были написаны грамотно.
9. Рефлексия.
«Лестница».
10. Прекрасный день!
Урока подошел конец.
Пусть каждый скажет про себя:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка по русскому языку по теме: Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода. 4 класс.
Поурочная разработка по русскому языку. На этом уроке обучающиеся учатся различать окончания имён прилагательных женского и среднего рода. Развивают орфографическую зоркость. Работают в паре и по груп...
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода
Представленный урок проводится при изучении темы « Имя прилагательное» и является для учащихся 4 класса новым в системе уроков «Склонение прилагательных и правописание и...
Открытый урок по русскому языку на тему: "Склонение прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы"
Наблюдение за изменениями формами слов. Выделение существенных признаков....
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода
Урок русского языка в 4 классе«правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода»...
Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока: Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа
Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...
Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода
Презентация к уроку русского языка 4 класс "Школа России" по теме "Упражненияф в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода" стр. 36 - 37...
Технологическая карта урока русского языка по теме"Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдым согласным на конце основы" (4 класс)
Конспект урока составлен и проведён в 4 классе по системе Занкова....