Урок русского языка по теме "Двойные согласные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Урок русского языка во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_otk.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Потыльцына Н.М., учитель начальных классов

Предмет: Русский язык.

Класс: 2 класс

          Тип урока: изучение нового материала.

Технологическая карта изучения темы «Слова с двойными согласными»

Тема

Слова с двойными согласными.

Цели деятельности учителя:

- Познакомить с фактом наличия в словах русского языка двойных согласных, рассмотреть слова с двойными согласными; учить проводить наблюдение:

  1. над произношением долгого звука («ванна») в русских словах;
  2. над смыслоразличительной ролью двойных согласных («бал» - «балл», «дрожжи» - «дрожи»);
  3. совершенствовать умение записывать текст со словами с двойными согласными.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

  • осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи;
  • уважение мнения сверстников по обсуждаемой проблеме;
  • уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные  УУД:

        Регулятивные:

  • научатся формулировать, принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока; планировать свою деятельность (вначале урока);
  • получат возможность научиться объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
  •  оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте (на этапах урока);
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока).

         Познавательные:

  • научатся строить модели слова (звуковые и буквенные);
  •  владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова;

  Коммуникативные:

  • научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • получат возможность научиться  задавать вопросы, уточняя  непонятное  в тексте;

Предметные  УУД:

  • научатся записывать  слова с двойными согласными;
  • получат возможность осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

Основные понятия

Двойные согласные; особенность написания и произношения двойных согласных;

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Репкин  «Русский язык

- флипчарт

- слайд-презентация.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая. парная

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(1 мин)

Цели: 

- мотивировать учащихся к учебной деятельности;

- определить содержательные рамки урока: двойные согласные.

Отвечают на вопросы учителя.

-проверяет готовность к уроку

-создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Добрый день! Мы начинаем наш урок. У нас сегодня много гостей, подарим им свои улыбки, улыбнёмся друг другу. Мысленно пожелаем друг другу хорошего настроения, успехов. А я вам пожелаю быть активными, любознательными и хороших результатов в работе на уроке. -А  чтобы урок прошел плодотворно и интересно,

что мы обычно делаем на уроке?

  • замечаем
  •  размышляем
  • наблюдаем
  • делаем выводы   1 флипчарт

 (дети проговаривают хором)

 

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке.

II.Актуализация знаний.

(3 мин)

Цели: 

-обеспечить в начале урока высокий уровень вовлеченности учеников в учебную деятельность;

-активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение.

-объясняют лексическое значение слов.

-записывают в тетрадь число,  двойные согласные;

-анализируют сочетания букв.

-выявляют значение пословицы;

-

-уточняет тематические рамки.

Вот доска и парта есть

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть у нас

Это наш  просторный…

- А объясните значение слова класс?

-Класс – комната для занятий в школе (1 значение)

-Класс – группа учеников, обучающихся совместно в школе (2 значение)

-А группа – это совокупность людей, объединённых общими интересами.

Слайд 2.

- Запишите в тетради число

Минутка чистописания

1) запишите слово класс, а затем,  удвоенные согласные из этого слова;

-вспомним написание строчных букв сс,

- напишите слова группа, затем удв. Согласные ПП

 -на доске начала писать пословицу, но не закончила. Помогите мне её дописать.

(Что одному не под силу, то легко…. (коллективу))

-Объясните значение пословицы.

(Пословица говорит о том, что нужно друг другу помогать, поддерживать в трудную минуту).

-Запишите  слово Коллектив.

 

-давать характеристику словам

-делать выбор оснований и критериев для классификации объектов

-выполнять построение логической цепи рассуждений

Личностные:

- расширять познавательный интерес к обучению.

Коммуникативные:

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-научиться быть терпимыми к другим мнениям;

-участие в жизненных ситуациях (пословица);

 -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

III.Постановка учебной задачи.

(6  мин)

Цели:

-выявить и зафиксировать место и причину затруднения;

-согласовать тему и цель урока.

-с помощью учителя формулируют тему урока и учебные задачи для себя

-выделяют в словах двойные согласные  

-записывают слова:

-делают вывод

об орфограмме

   

-сравнивают свою работу с образцом

-вспоминают ранее изученные орфограммы, проговаривают

-организует диалог с учениками, в ходе которого конкретизируется орфограмма «Двойные согласные в корне слова»

-помогает ученикам озвучить тему урока, постановку учебной задачи

-организует подводящий диалог;

- побуждает к высказыванию своего мнения каждого ученика;

-подводит учащихся к выводу о правописании удвоенных согласных;

-проводит  параллель с ранее изученным материалом

- Как вы думаете, что общего в словах:

 коллектив, класс и группа?

( двойная  согласная, являются именами  существительными).

-С каким определением вы ещё не знакомы?

(двойная согласная)

-Вы догадались, как будет звучать тема нашего урока? (Слова с двойными согласными)

-Тема урока на доске. . (Слайд  )

- Как вы думаете, какой это урок: повторение  изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему?

(Урок «открытия» новых знаний, потому, что это новая для нас орфограмма).

- Сформулируйте  учебные задачи, которые будем

 решать на уроке: Слайд5

  • познакомиться  с  …;
  • учиться отличать от ……..;
  • учиться правильно ……...

(Познакомиться с новой орфограммой)

(Учиться отличать слова с этой орфограммой от других)

(Учиться правильно, записывать слова)

-  Итак, работаем над первой задачей. Давайте познакомимся с новой орфограммой.

Словарная работа.

Слайд от презентации!!!

Назовите одним словом!

  1. День недели после пятницы – суббота
  2. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу – хоккей
  3. Результат сложения сумма
  4. Место, где продают билеты – касса
  5. Искусственный водоем – бассейн.

Запишите эти слова в тетрадь, родчеркните эту орфограмму!

-Какую орфограмму вы выделили?

(Двойную согласную)

- - С какими ещё орфограммами мы  знакомы?

(Жи – ши; ча – ща, чу – щу;чк – чн; безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная и приводят примеры таких слов). .

- Какие правила правописания корней вы знаете?

-жи – ши – пиши с буквой И.

- ча – ща пиши с буквой А, чу – щу пиши с буквой У;

-чк – чн пишется без мягкого знака.

- О новой орфограмме, нам пока ничего неизвестно, давайте её исследуем.

Эти буквы близнецы

Удалые молодцы!

Проблемная ситуация

-Подумайте, что нам нужно узнать об этих близнецах?

-Какой опознавательный признак у орфограммы?

-- Можно ли подобрать проверочное слово?

  - Вот это и предстоит нам сегодня узнать.

   

-научатся осознавать критерии (общее значение) объединяя слова в группы

 -умение находить орфограммы в словах.

 -построение логической цепи рассуждений

Регулятивные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке.

Коммуникативные:

-уметь выражать свои мысли в устной и письменной речи с полнотой и точностью;

- слушать и понимать речь других;

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

IV.  Поиск решения учебной задачи  - открытие нового знания.

(6 мин)

Цель:

-создать условия для знакомства с новой орфограммой «двойной согласной»; .

-планируют свои действия по выполнению задания

-делают выводы;

-выдвигают версии;

-делают записи в тетради

-создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

-настраивает на работу, используя грамматическую сказку о двойных согласных

-знакомит с опознавательными признаками двойных согласных

-Сравните звучание и написание слов в упражнении.

-Алла – Аля, Анна – Аня, Васса – Вася.

-Как произносятся  слова с удвоенной согласной?

(Звучат долго).

-Действительно при произношении,  мы слышим долгий звук.

Когда – то, эти слова решили, что им нужно вы-делиться, только вот как не знали. Ну, вот и придумали, раз все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго. Решили и сделали! Только не все звуки согласились быть долгими, поэтому этих слов в русском языке не так уж много. А то, что есть, мы с вами научимся хорошо слышать и правильно писать.

- А можно ли подобрать проверку к словам?

-Нет, эти слова нужно запомнить.

-Как ещё можно назвать эти слова?

(Непроверяемые согласные).

- Подведём итог нашего микроисследования.  

(Двойные согласные в слове пиши,  когда при произношении согласных  произносится звук долго. Эти  слова мы  не можем проверить,  поэтому их нужно запомнить)

СЛАЙД !!!

йнысогласные в слове пиши, когда при  произношении согласных произносятся долго.

Сравнивать слова по звучанию; составлять группы слов с одинаковым звуком в начале. Подбирать слова с искомым звуком.

Коммуникативные:  задавать вопросы, необходимые для организации совместной работы в группе;

-уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других .

- Регулятивные:

-уметь высказывать своё предположение (версию)

- осуществлять самоконтроль;

-работать по предложенному плану.

Познавательные:

- уметь сравнивать , анализировать, делать выводы по предложенному плану.

-уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

 V. Первичное закрепление. (12 мин)

Цель:

-зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

- восстанавливают слова

-обсуждают нахождение орфограммы в словах

-анализируют и формулируют выводы наблюдений

-находят общее в правописании удвоенных согласных

-учатся образовывать новую форму слова

-составляют транскрипции

-вспоминают состав слова

-учатся:

- работать в парах

-выполнять задание по плану

-осуществляют взаимопроверку сверяя результат работы с эталоном

-дают самооценку своей работе и работе соседа

(смайлики)

-делают выводы

-выясняют значение слов

-знакомятся с новым понятием «лексическое значение»

-организует закрепление знаний по теме и учит творчески работать

-подводит учеников к выводу, что при образовании новой формы двойные согласные сохраняются

-организует работу в парах, проводит инструктаж

- осуществляет проверку выполнения задания

- Наше исследование продолжается.

Игра «Найди долгий звук».

-Вспомните  вторую задачу урока. (Научиться отличать удвоенные согласные от других слов). 

-Если вы услышите, в слове удвоенную согласную, то дважды хлопнете в ладоши.

- Спросите, не повысив тона:

Что больше: центнер или тонна?

- Кто получит низкий балл,

Тот не придет на школьный бал.

- Если в доме много сора,

Может в доме вспыхнуть ссора.

- Приятней найти под ёлкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.

-Что помогает различить эти пары слов?

(произношение)

Песня Алфавит!

Что мы повторили?

Работа с учебником! Стр. 98 Прочитайте слова!

Задание_ Запишите слова в алфавитном порядке. Работать булем в парах!

 - Вспомните правила, которые нужно соблюдать  при работе в парах?

  • говори  спокойно и ясно;
  • говори  только по делу;
  •  говори   по очереди;

Регулятивные:

 - работать по предложенному плану;

 - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

 - отличать верно, выполненное задание от неверного;

 - осуществлять самоконтроль.

Познавательные:

 -ориентироваться в учебнике.

 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - уметь находить и выделять необходимую информацию;

-уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные:

 - слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 - владеть диалогической формой речи .

VI.Применение знаний. (13 мин)

Цель:

тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным.

проводит игру для усвоения нового материала

организует работу в парах, проводит инструктаж

Совершенствуют навык правильного чтения;

совершенствует устную речь в ходе дискуссии по теме урока и подборе примеров слов.

Регулятивные:

-уметь оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные:

 - ориентироваться в учебнике;

  - уметь находить и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные:

 - слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 - владеть диалогической формой речи .

Личностные:

-участие в жизненных ситуациях; смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - тексты, в которых обсуждаются нравственные проблемы (пословица – проблема злорадства).

VII.   Итог урока.

Рефлексия.

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цели и результаты

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Дают самооценку.

-организует фиксирование нового содержания.

-организует рефлексию.

-организует самооценку учебной деятельности.

- К завершению подходит урок, давайте вспомним тему урока.

-Смогли мы решить те проблемы, которые возникли перед нами? Докажите.

- Как определить, что в этом слове пишется удвоенная согласная?

(в этом слове слышится долгий звук)

- Можно ли проверить написание данных слов?

( Слов с удвоенной согласной  в русском языке не так уж много, написания этих слов нужно запомнить)

- Оцените ваш вклад в общую

 Домашнее задание.

- Сделайте вывод о том, зачем нужно домашнее задание?

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

-уметь оценивать правильность выполнения действия.

Личностные:

-уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Правописание парных согласных.

Данный урок посвящён открытию нового материала по русскому языку по программе "Школа 2100" 2 класс по теме "Правописание парных согласных"....

Урок русского языка «Правописание парных согласных»

Урок русского языка «Правописание парных согласных» (2 класс, программа УМК «Школа России», автор Л.М.Зеленина)Тип урока: совершенствование знаний и умений. В процессе урока учебно-познава...

Презентация к уроку русского языка «Правописание парных согласных в корне слова. Закрепление» 2 класс

Итегрированный урок русского языка и окружающего мира, куда входит материал о зоопарке....

Конспект урока русского языка «Правописание парных согласных в корне слова». ОС "Школа России"

Урок проведен по учебнику «Русский язык. 2 класс» Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  Используется ИКТ: слайдовая презентация. Урок разработан на основе деятельностного метода. На учебном материале фо...

урок русского языка "Правописание парных согласных на конце слова" 2 класс

Тема урока: "Правописание парных согласных на конце слова". УМК "Россия"...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...