Падежи имен существительных. Урок закрепления в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Волкова Ольга Николаевна

Тема урока: «Падежи имён существительных».

УМК: «Начальная школа 21 века» 3 класс

Тип урока: систематизация и обобщения знаний и умений.

Цель: обобщить знания о системе падежей русского языка, закрепить умения и навыки, повторить падежи имен существительных.

Формируемые УУД:

Личностные результаты: формируют мотивацию и желание к обучению и познавательной деятельности, понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, оценивают жизненные ситуации.

Предметные результаты: закрепляют знания о системе падежей русского языка, отрабатывают алгоритм определения падежа имен существительных в предложении, отрабатывают навык определения падежа имен существительных с помощью предлогов, по вопросу и роли в предложении.

Метапредметные результаты: делают выводы в результате совместной деятельности класса,  развивают навыки грамотного письма, развивают мышление и память (познавательные); планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оказывают взаимную помощь (регулятивные); умеют слушать и понимать речь других, излагают свое мнение и аргументируют его, работают в паре, участвуют в коллективном обсуждении (коммуникативные).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zakrepleniya._padezhi_imen_sushchestvitelnykh.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Падежи имён существительных».

УМК: «Начальная школа 21 века» 3 класс

Тип урока: систематизация и обобщения знаний и умений.

Цель: обобщить знания о системе падежей русского языка, закрепить умения и навыки, повторить падежи имен существительных.

Формируемые УУД:

Личностные результаты: формируют мотивацию и желание к обучению и познавательной деятельности, понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, оценивают жизненные ситуации.

Предметные результаты: закрепляют знания о системе падежей русского языка, отрабатывают алгоритм определения падежа имен существительных в предложении, отрабатывают навык определения падежа имен существительных с помощью предлогов, по вопросу и роли в предложении.

Метапредметные результаты: делают выводы в результате совместной деятельности класса,  развивают навыки грамотного письма, развивают мышление и память (познавательные); планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оказывают взаимную помощь (регулятивные); умеют слушать и понимать речь других, излагают свое мнение и аргументируют его, работают в паре, участвуют в коллективном обсуждении (коммуникативные).

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности

Встало солнышко – ура!
Заниматься нам пора!
Учимся старательно,
Слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем,
Дружно руки поднимаем!

-С каким настроением вы пришли на урок?

-У вас на столе лежат солнышко и тучка. Выберите, какая из карточек отражает ваше настроение. (Всё наше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучкой).

- Позволит ли наше настроение преодолеть все трудности? (Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить).

- Ребята, мы сегодня отправимся с вами в страну знаний. Страна эта волшебная, и не каждый может туда попасть. Незнайкам и невеждам там не место. Дверь в эту  волшебную страну поможет открыть нам ключик. От вас зависит, насколько удачным будет сегодня наше путешествие. Отправляемся в путь!

  1. Актуализация

- Внимательно послушайте «грамматические» загадки, найдите на них ответ.

1) В китайском – их нет, английском языке их – 2, в марийском - 9, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. (Падежи)

2)Что вы знаете о падежах имён существительных?  (имена существительные изменяются по падежам, у каждого падежа есть свои вопросы, вспомогательные слова, предлоги; все падежи, кроме именительного – косвенные)

  1. Постановка целей и задач урока

- Какую тему мы изучили? (Падежи имен существительных)
– Как вы думаете, чем же мы будем заниматься?
(Закреплять, повторять, отрабатывать) 

Артемон:

Что такое падежи?

Ты об этом расскажи,

О вопросах и названиях…

Приложи старание.

Кто? Что? - это именительный,

Школа, парта, ученица.

Кого? Чего? – родительный,

Нет сверчка, стола, синицы.

Кому? Чему? – дательный,

Дать солнышку, собаке,

Радоваться детям и цветам,

Кем? Чем? – творительный,

Гордиться тайной, ростом, знаками.

О ком сложить стих?

Песенку о чем? – предложный.

Сценка: Выбегает Буратино. Задорно. (Под музыку «Бу-ра-ти-но»)        

Буратино: Всем! Всем! Всем! Дорогие друзья, я нашел дверцу, которая ведет в страну знаний!

Мальвина (и Артемон): Буратино, ты куда пропал? Что случилось?

Буратино: Мальвина, Артемон, я нашел  заветную дверцу, которая ведет в страну знаний. Но что же нам делать, чем открыть волшебную дверцу?

Артемон: Надо отыскать золотой ключик.

Буратино: Ой, а я уже что–то нашел. Записка. Мне?  «Если вы пройдете мои испытания, тогда золотой ключик будет ваш!» Карабас Барабас.

- На доске записаны слова: Подъехать (дом), найти (книга), выйти (школа), дорожить (дружба), подарить (мама), избежать (беда).

- Ребята, сформулируйте задание. (Составить и записать словосочетания с данными словами и подходящими по смыслу, предлогами. Определить падеж имён существительных).

Мальвина: Ребята,  помогите, пожалуйста, Буратино! Как определить падеж имен существительных? (Вспомнить алгоритм определения падежей; памятка на партах).

1) найти главное слово в предложении (если это слово в предложении), к которому относится имя существительное, 2) задать падежный вопрос от этого слова к имени существительному,3) по падежному вопросу (если есть, и по предлогу) определить падеж. Для проверки подобрать вспомогательное слово.

- Ребята, запишите словосочетания в тетрадь, ставя слова в нужную форму, определите их падеж. Буратино к доске (объяснение, самооценка).

(Буратино у доски). Подъехать к дому (кому? чему? Д.п.), найти книгу (кого? что? В.п.), выйти из школы (кого? чего? Р.п), дорожить дружбой (кем? чем? Т.п), подарить сестре (кому? чему? Д.п), избежать беды (кого?чего? Р.п)

- Буратино, оцени свою работу.

- Ребята, какой вывод мы можем сделать в результате выполненного задания? (Является ли обязательным условием наличие предлога у всех падежей?)

(Имена существительные в именительном падеже всегда употребляются без предлога, а в предложном падеже только с предлогом. В остальных падежах имена существительные могут употребляться и с предлогами, и без предлогов.)

4. Определение падежных форм имен существительных.

Мальвина:  Ключик мы получим. Но нам недостаточно наших знаний, чтобы открыть эту заветную дверь. Я знаю одного доброго волшебника. Его имя – Учитель! Он нам поможет.

  1.  Фронтальная работа (по цепочке, устно)

-Прочитайте отрывок из сказки «Золотой ключик».

-Кто является автором этой сказки? (Алексей Толстой) (слайд)

- Определите падежи форм всех имен существительных. (отрывок на слайде)

После завтрака (Р.п) Мальвина (И.п) решила воспитывать Буратино (В.п). Она принесла перо (В.п) и чернила(В.п) и начала учить его писать. Буратино (И.п) увидел в чернильнице (Т.п) муху (В.п), сунул туда нос (В.п) и посадил на бумагу (В.п) кляксу (В.п). Мальвина (И.п) рассердилась и отвела его в тёмный чулан (В.п). 

(Устная словарная работа над словами: перо, чернила, чернильница, чулан - из словаря Ожегова)

Перо - стальная вогнутая пластинка с расщепленным концом для писания чернилами, тушью.

Чернила - красящая жидкость для писания.

Чернильница - небольшой сосуд для чернил.

Клякса - чернильное пятно на бумаге.

Чулан - помещение в доме, служащее кладовой.

  1. Дифференцированная работа. Работа с учебником (Работа у доски, письменно).

1группа (класс) – (в учебнике стр. 28 у.3) (письменно). Шел я как-то по лесу (Д.п). Иду и слышу: застучал где-то впереди меня дятел (И.п).  Вижу, дятел пристроился на дереве (П.п). Уселся на ствол, зацепился на кору острыми коготками, опёрся на жесткий хвостик и колотит по стволу дерева крепким клювом. Раздолбит дятел дерево, найдет под корой вредителя и съест. Так он лечит больные деревья.

- Ребята, мы возьмем с вами первые три предложения с целью экономии времени.

2 группа – (самостоятельное индивидуальное задание на карточках, самооценка, отметка учителя). Прочитай, определи падеж слова «ум». После выполнения работы проверьте правильность выполнения задания, развернув карточку. Оцените свою работу (если нет ошибок  - нарисуйте солнышко, если есть – облако).

1) С умом задумано, да без ума сделано.

2) Сила уму уступает.

3) Что на уме, то на языке.

4) Ум да разум надоумят сразу.

- Ребята, кто выполняли задания на карточке, оцените себя. Поднимите руки те, кто считает, что он справился с работой. (Остальные не огорчайтесь, в следующий раз у вас все получится.)

- А теперь пришло время немного отдохнуть.

Физкультминутка (проводит Артемон)

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

  1. Работа в парах. (На слайде и на подписанных карточках)

- Та пара, которая выполнит задание, берется за руки и поднимает их.

…Над водой показалась страшная змеиная голова. Но это была старая добрая черепаха Тортила. В лапе у нее был золотой ключик. «Я дарю тебе этот золотой ключик», - сказала она Буратино.- «Его обронил в пруд Карабас Барабас. Этим ключиком открывается волшебная дверца». Буратино взял ключик, вылез на берег и побежал домой к папе Карло.

…Буратино сунул в замочную скважину золотой ключик, заиграла музыка, дверь открылась. Золотым ключиком он завёл часы. Занавес поднялся. Буратино сказал: «Мы напишем пьесу о наших приключениях и о золотом ключике…»

- Ребята, давайте проверим правильность выполнения задания. (результаты на слайде)

  1. Анализ и обобщение полученных результатов

- Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам, изменить форму слова)

-Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевленных и неодушевленных существительных)

- В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим? (именительный)

  1. Рефлексия. Итоги урока

- Ребята, какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока? Докажите это

- Что было трудным на уроке?
- Что было особенно интересным?

-Где в жизни нам могут пригодиться падежи? (Для чего они нам нужны?) (Только в нужном падеже имена существительные могут войти в состав предложения, чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях.)

- Я читаю утверждения. Кто согласен – поднимайте руку.

  • Я знаю падежи
  • Я умею определять падеж имени существительного
  • Я умею ставить существительное в нужный падеж
  • Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже

- Вы довольны уроком?

- Отметки за урок.

- Мы затронули с вами часть сказки А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», а продолжим знакомство с ее героями на уроках внеклассного чтения. Возьмите книгу в библиотеке.

Домашнее задание: (творческое) Выписать из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино» 3 любых предложения и определить в них падежи всех имен существительных. Выполнить в тетради.

 

 Артемон:

Запомни правило простое:

Без падежей мы никуда.

Не будешь в языке героем,

Отличником не станешь никогда.

Они нам в речи помогают,

Слова их слушают всегда.

И все, конечно, их названья знают,

Скажите хором: «Верно?» - «Да».

- Ребята, вот и открыли мы с вами дверцу в волшебную страну знаний! Вы помогли Буратино справиться со всеми трудностями и испытаниями.

- Мальвина, передай ключик Буратино.

Мальвина:

Дорогие ребятишки!

Мы пришли сюда из книжки,

Помогали вам в уроке,

И сейчас уж вышли сроки

В сказку снова возвращаться,

Вам с падежами оставаться.

Были вы упорными, азартными, задорными,

Шли прямой дорожкой к цели,

Очень многое успели,

Вы учились здесь учиться,

Нужно только не лениться

Самим знания добывать,

Их, где нужно. Применять.

Говорим вам: «До свиданья!

Всем спасибо за вниманье!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Падежи имени существительного русский язык 3 класс

Данная таблица позволяет систематизировать знания о падежах имён существительных ( вопросы, предлоги)....

Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии. Творительный падеж имени существительного. Предлог С; 4 класс

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7474223","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

Предложный падеж имен существительных единственного числа. 4 класс

Данная презентация способствует лучшему усвоению темы об окончаниях существительных 1-го, 2-го и 3-тьего склонения  единственного числа...

Окончания в дательном падеже имен существительных единственного числа. 4 класс

Данный материал помогает детям лучше усвоить тему об окончаниях существительных 1 -го и 3 -тьего склонения в дательном падеже...

Родительный падеж имен существительных (Методическая разработка. 3 класс)

Цели урока:Научиться определять падеж имен существительных (родительный)Усвоить алгоритм определения падежа...

Закрепление знаний о падежах имен существительных. урок русского языка для 3 класса

Урок русского языка в 3 классе с целью совершенствования определять падежи...