ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Сухорукова Элеонора Юрьевна

Урок русского языка в 4 классе. Цель: Формировать представления о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении).

Задачи урока: 

Образовательная:

-обогащение словарного запаса учащихся;

-формирование умения употреблять слова в соответствии с их лексическим значением,

-развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.

Воспитательная:

- воспитание коммуникативных качеств;

- создание комфортного микроклимата, ситуации успеха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Предложный падеж.

Ход урока:

  1. Организационный момент. (Слайд 1)

– Посмотрите, какой сегодня солнечный день. Солнце освещает всю землю, оно всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

– В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта.  Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.

Я очень хочу, чтобы урок был для вас действительно добрым и тёплым, принёс много нового и интересного.

– Покажите карточкой своё настроение.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Эпиграф урока.

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

(М. В. Ломоносов)

     - С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

     - Как вы понимаете значение слова «награда»?

     - Вам было задание посмотреть значение этого слова в толковом словаре Ожегова

      (Награда – новые открытия, знания о языке.)

     - Сегодня на уроке мы с вами тоже сделаем новые открытия, узнаем что- то новое.

   

3. Орфографическая разминка.

- Мороз сковал лужи на лесных дорожках.

- Синтаксический разбор предложения.

4. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, о чём мы говорили на последних уроках? А поможет нам стихотворение.

- А что заметили?

- О том, - сказал Предложный,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.

5. Постановка проблемы.

- Какой приближается праздник?

- О чём вы мечтаете? Составьте предложение.

- В каком падеже стоят существительные?

- Сформулируйте тему урока.

Тема урока: Предложный падеж имён существительных.

Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении);

Задачи урока:

 способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;

 развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.

 воспитание коммуникативных качеств;

 создание комфортного микроклимата, ситуации успеха.

6. Изучение нового материала.

Маршрут движения к новым знаниям.

Название падежа.

Вспомогательное слово.

Вопросы падежа.

Предлоги падежа.

Член предложения.

А) - Работаем по 1 пункту маршрутного листа. Заполнение таблицы.

- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?

- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?

Б) Работа по учебнику.

- Стр. 131, упр. 153.

Я люблю книги о детях (о животных, о космосе).
                                                                                                             
П.п. 
Телепередача называлась «
 Мы и школа» и рассказывала об учебниках… (об учителях, об учениках, о школе).

                                                                      П.п. 

Летом я люблю гулять и на лугу и в… (парке, в лесу).

- Стр. 132, упр. 154

1 группа:

Слова: письмо, дождь, весна.
Составь сложные предложения так, чтобы данные существительные оказались в П.п.

Например: В письме было написано поздравление, а рядом лежала открытка.
                                 
П.п.
Я думаю о летнем дожде, как он стучал по крышам.
                                         
П.п.
Петя и Маша говорят о весне, как весной было очень весело.


2 группа:  
Слова: молоко, роса, падеж.

- Составь простые предложения так, чтобы данные существительные стояли в П.п.
                                                                       
П.п.
Например: Я написала текст о утренней росе.
                                                     
П.п.
В школе мы изучаем темы о падежах.
       
П.п.
В молоке много полезных витаминов.

7. Развитие умений.

а)- Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и подчеркнуть предлоги.

I вариант

Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу.

II вариант

Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.

б) - Перед вами девочка. Как вы думаете, о чём она мечтает?

- Восстановим предложения и узнаем, о чём она думает.

«Я скучаю».

Что ж, я лучше помечтаю,

Очень я люблю мечтать,

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о (корона).

Буду в ней сидеть на (трон).

Я мечтаю о (слон),

Чтоб кататься при (луна).

Я мечтаю о (серёжки)

Вечерами в (полутьма).

Я мечтаю об (орёл).

Буду с ним летать на (воля),

Буду я учиться в (школа).

Ой, мечтаю я уже

О предложном падеже!

в)

- Оцените свои успехи в оценочных листах, нужно выполнить ещё одно задание.-тест . Надо определить, в каких словосочетаниях существительное употреблено в предложном падеже?

 Если слово в Предложном падеже  – обводите букву в столбике «да» – если другие, то «нет».

                                           Да                 Нет

1. нырнул в воду                о                  м

2. играют в воде                 о                  к

3. на морском берегу         л                  п

4. отъехал  от берега          и                  о

5. скользят по воде            ч                   д

6. в морской пучине           е                  н

7. жить на острове              ц                  й

8. Итог урока.

- Оцените свои успехи в оценочных листах.

Оценочный лист

Мне понравилось работать на уроке.

Мне было трудно.

У меня остались пробелы в знаниях.

Слово учителя.

- Жизнь общества, вся история человечества, история науки, техники и культуры отражаются в словах, которые фиксируются в словарях.

- Постоянно пользуйтесь словарями и справочниками. Они должны быть в каждой домашней библиотеке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах

Правописаниеокончаний мужского и среднего рода в предложном и творительном падежах....

Имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падеже.

Работа над правописанием окончаний имёнприлагательных втворительном и предложном падежах....

Конспект урока русского языка по теме "Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе " для 1 класса

Тема:  « Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе».Цели и задачи урока:  1.Образовательная: учащиеся сопоставляют родительный и предложный падежи имён при...