ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка в 4 классе. Цель: Формировать представления о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении).
Задачи урока:
Образовательная:
-обогащение словарного запаса учащихся;
-формирование умения употреблять слова в соответствии с их лексическим значением,
-развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.
Воспитательная:
- воспитание коммуникативных качеств;
- создание комфортного микроклимата, ситуации успеха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Предложный падеж существительного. | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Предложный падеж.
Ход урока:
- Организационный момент. (Слайд 1)
– Посмотрите, какой сегодня солнечный день. Солнце освещает всю землю, оно всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
– В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.
Я очень хочу, чтобы урок был для вас действительно добрым и тёплым, принёс много нового и интересного.
– Покажите карточкой своё настроение.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Эпиграф урока.
Учите, дети, русский к ряду.
Учите с душой, с усердием, трудом.
Вас ждёт великая награда
И та награда в нём самом…
(М. В. Ломоносов)
- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?
- Как вы понимаете значение слова «награда»?
- Вам было задание посмотреть значение этого слова в толковом словаре Ожегова
(Награда – новые открытия, знания о языке.)
- Сегодня на уроке мы с вами тоже сделаем новые открытия, узнаем что- то новое.
3. Орфографическая разминка.
- Мороз сковал лужи на лесных дорожках.
- Синтаксический разбор предложения.
4. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, о чём мы говорили на последних уроках? А поможет нам стихотворение.
- А что заметили?
- О том, - сказал Предложный,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
5. Постановка проблемы.
- Какой приближается праздник?
- О чём вы мечтаете? Составьте предложение.
- В каком падеже стоят существительные?
- Сформулируйте тему урока.
Тема урока: Предложный падеж имён существительных.
Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении);
Задачи урока:
∙ способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;
∙ развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.
∙ воспитание коммуникативных качеств;
∙ создание комфортного микроклимата, ситуации успеха.
6. Изучение нового материала.
Маршрут движения к новым знаниям.
Название падежа.
Вспомогательное слово.
Вопросы падежа.
Предлоги падежа.
Член предложения.
А) - Работаем по 1 пункту маршрутного листа. Заполнение таблицы.
- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.
- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?
- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?
Б) Работа по учебнику.
- Стр. 131, упр. 153.
Я люблю книги о детях (о животных, о космосе).
П.п.
Телепередача называлась « Мы и школа» и рассказывала об учебниках… (об учителях, об учениках, о школе).
П.п.
Летом я люблю гулять и на лугу и в… (парке, в лесу).
- Стр. 132, упр. 154
1 группа:
Слова: письмо, дождь, весна.
Составь сложные предложения так, чтобы данные существительные оказались в П.п.
Например: В письме было написано поздравление, а рядом лежала открытка.
П.п.
Я думаю о летнем дожде, как он стучал по крышам.
П.п.
Петя и Маша говорят о весне, как весной было очень весело.
2 группа:
Слова: молоко, роса, падеж.
- Составь простые предложения так, чтобы данные существительные стояли в П.п.
П.п.
Например: Я написала текст о утренней росе.
П.п.
В школе мы изучаем темы о падежах.
П.п.
В молоке много полезных витаминов.
7. Развитие умений.
а)- Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и подчеркнуть предлоги.
I вариант
Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу.
II вариант
Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.
б) - Перед вами девочка. Как вы думаете, о чём она мечтает?
- Восстановим предложения и узнаем, о чём она думает.
«Я скучаю».
Что ж, я лучше помечтаю,
Очень я люблю мечтать,
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о (корона).
Буду в ней сидеть на (трон).
Я мечтаю о (слон),
Чтоб кататься при (луна).
Я мечтаю о (серёжки)
Вечерами в (полутьма).
Я мечтаю об (орёл).
Буду с ним летать на (воля),
Буду я учиться в (школа).
Ой, мечтаю я уже
О предложном падеже!
в)
- Оцените свои успехи в оценочных листах, нужно выполнить ещё одно задание.-тест . Надо определить, в каких словосочетаниях существительное употреблено в предложном падеже?
Если слово в Предложном падеже – обводите букву в столбике «да» – если другие, то «нет».
Да Нет
1. нырнул в воду о м
2. играют в воде о к
3. на морском берегу л п
4. отъехал от берега и о
5. скользят по воде ч д
6. в морской пучине е н
7. жить на острове ц й
8. Итог урока.
- Оцените свои успехи в оценочных листах.
Оценочный лист
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно.
У меня остались пробелы в знаниях.
Слово учителя.
- Жизнь общества, вся история человечества, история науки, техники и культуры отражаются в словах, которые фиксируются в словарях.
- Постоянно пользуйтесь словарями и справочниками. Они должны быть в каждой домашней библиотеке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах
Правописаниеокончаний мужского и среднего рода в предложном и творительном падежах....
Имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падеже.
Работа над правописанием окончаний имёнприлагательных втворительном и предложном падежах....
Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
УУрок по русскому языку в 4 классе....
Конспект урока русского языка по теме "Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе " для 1 класса
Тема: « Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе».Цели и задачи урока: 1.Образовательная: учащиеся сопоставляют родительный и предложный падежи имён при...
Упражнение в различении падежей и написании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
Урок русского языка в 4 классе...