"Части слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок-проект по русскому языку в 3 классе
Предмет: русский язык (3 класс)
Тема: Проект «Занимательные части слова»
Тип урока: комбинированный
Форма проведения урока: урок - проект
Цель: обобщение и систематизация знаний о частях слова, создание учебного плаката о частях слова, презентация готового продукта.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
проявлять позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимать значимость хорошего владения русским языком, проявлять стремление к его грамотному использованию; знать определение частей слова, находить корень, окончание, суффикс, приставку словах, находить однокоренные слова в тексте.
Личностные:
иметь мотивацию к творческому труду (в проектной деятельности), ориентироваться на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; искать и выделять из источников необходимую информацию.
Коммуникативные УУД формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формировать умение планировать свои действия для решения задач, выполнять действия по намеченному плану; оценивать свои достижения, формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Основные понятия: части слова, состав слова, корень, окончание приставка, суффикс.
Ресурсы: «Русский язык» 3 класс 1 часть, Л.ф. Климанова, Т.В.Бабушкина; мультимедийное оборудование, карточки для групповой работы, фломастеры, бумага (формат А 2), мел, доска.
Ход урока
- Орг. момент
Сегодня у нас необычный урок. Урок – проект «Занимательные части слова». И я хочу начать этот необычный урок словами великого мыслителя прошлого Жана Жака Руссо, которые он посвятил своим ученикам. А я хочу посвятить их вам: «Вы талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если постоянно будете работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»
Сегодня у каждого из вас есть возможность проявить себя, выступить в качестве автора и разработчика проекта, над которым вы много работали, и в качестве эксперта, который оценивает работу товарищей. Вы сможете проявить себя в полной мере, быть настоящими знатоками изучаемого вопроса, а также будьте внимательными и доброжелательными слушателями.
- Введение в тему.
-- Чистописание
Итак, начнём наш урок. Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». Немного потренируем руку на минутке чистописания.
--Работа над текстом
Прочитайте стихотворение:
Проплясали по снегам
Снежные метель.
У заснеженной река
Воробьи сидела.
Что заметили? (нет связи некоторых слов в предложении). Что будем делать? (Изменим окончания)
В каких словах? (дети изменяют окончания и читают правильный текст)
Запишите стихотворение в тетрадь и выделите изменённые окончания.
Итак, что мы знаем об окончании. Обобщите изученный материал. (Окончание – изменяемая часть слова. Служит для связи слов в предложении. Не образует новых слов. Может быть нулевым)
Найдите однокоренные слова. Докажите.(Одинаковые по значению, и по написанию) Выделите корень. Что заметили? (чередование согласных)
Обобщим знания о корне. Что вы знаете? (Корень – это главная часть родственных слов, в которой заключено их главное значение. Корень в родственных словах пишется одинаково.)
Какое слово среди однокоренных состоит только из корня и окончания?
Какие слова состоят не только из корня и окончания? Выпишите их. Разберите по составу. ( К доске два ученика для разбора слов, повторяют алгоритм разбора)
Как образовалось слово «снежные» ( с помощью суффикса)
Что вы знаете о суффиксе? (Часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов)
Как образовалось слово «заснеженной» ( с помощью суффикса и приставки)
Обобщите знания о приставке. (часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
- Работа над проектом.
-- Формулирование целей и задач проекта
Повторив материал, мы можем приступить к завершающим этапам проекта – созданию учебного плаката и презентации.
Как называется проект, над которым вы работаете? ( слайд 1)
Какие задачи мы ставили, приступая к работе? (слайд 2)
- Вспомнить и обобщить полученные знания.
- Представить свои творческие разработки
- Создать учебный плакат (зачем?)
-- Настрой на работу в группах
Работать вы будете в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. (на доске)
План работы: Используя материал, который вы собрали сами, а также тот, который приготовила вам я, нужно создать учебный плакат по теме каждой группы(«Корень», «Приставка», «Суффикс», «Окончание»). В помощь вам даётся технологическая карта (план) работы. (Зачитывается)
-- Работа в группах
Дети оформляют учебный плакат(материал, заранее приготовленный, предоставляется каждой группе)
4.Защита продукта
К доске выходят представители каждой группы и защищают свой плакат по плану, данному в технологической карте (представление творческой части обязательно).
Отвечают на вопросы аудитории, представляют источники, которыми пользовались.
Самооценка работы в группе ( слайд 3)
5.Итог урока.
Выполнили ли мы поставленные задачи?
-- Обобщили ли изученный материал по составу слова?
- -Смогли ли применить при создании плаката?
-- Представили свою работу?
6. Рефлексия
Выберите соответствующую карточку:
- Мне было интересно на уроке. Я доволен своей работой.
- Мне было не очень интересно.
- Мне было совсем не интересно на уроке.
А теперь поднимите и покажите всем свои карточки.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Технологическая карта
- Найти определение данной части слова
- Подобрать условное обозначение
- Подобрать примеры и интересные задания
- Выбрать творческие работы
- Оформить плакат по плану:
- Название
- Условное обозначение
- Определение
- Задания
- Творческие работы
- Защитить свой проект
- Оценить свою работу в группе
ПАМЯТКА «Как работать в группе»
Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Состав слова. Приставка-часть слова.
Урок русского языка в 3 классе,система Л.В.Занкова с презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/22/picture-14055.jpg)
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/04/picture-194186-1359949175.png)
Состав слова. Роль каждой части слова.
Урок-закрепление по теме "Состав слова. Роль каждой части слова"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/01/picture-358283-1385844512.jpg)
Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100
Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/06/picture-638630-1659780394.jpg)
Урок по русскому языку "Части слова. Суффикс как часть слова" (ТРКМ). Система РО Занкова Л.В. 2 класс.
Урок в технологии развития критического мышления. Главная цель ТРКМ - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Достоинства данной технологии: ориентирова...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-512781-1414916734.jpg)
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова"
Предмет: русский язык. Класс: 4 УМК: «Школа России» Тема урока: Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова. Тип урока: урок развития умений и навыков.Основн...