Деление слов на слоги. Характеристика частей слова.
план-конспект по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Деление слов на слоги. Характеристика частей слова.
Цели и задачи: Закрепить знания детей о слогоразделе, о слогообразующей роли гласных;
Учить детей дифференцировать одно, двух, трехсложные слова;
Развивать навыки слогового анализа и синтеза;
Уточнение словаря по темам «Мебель», «Бытовые приборы», «Дикие
животные», «Цветы», «Овощи», «Насекомые»;
Воспитание слухового внимания и логического мышления;
Практическое овладение детьми навыком словообразования при помощи
суффиксов -ОК-, -ИК-.
Оборудование: предметные картинки по лексическим темам «Животные», «Цветы»,
«Овощи», «Насекомые»;
Звуковые линейки; схемы одно, двух, трехсложных слов;
«Домики», «Вазы», «Корзинки»; мяч.
Ход занятия
1.Орг момент.
2.Сообщение темы. «Сегодня мы будем продолжать делить слова на слоги».
3. Основная часть.
А) Игра «Хлопочки». Я вам буду загадывать загадки, вы их отгадаете и слова-отгадки уложите слогами на ладошки.. А потом откроете на звуковой линейке столько окошек, сколько в слове слогов. Это предметы, которые есть у всех нас дома.
* На стене висят, тик-так говорят. (часы). * Есть спина, а не лежит,
* Ходит, бродит по коврам, Четыре ноги, а не ходит,
Водит носом по углам. Но всегда стоит
Где пройдет – там пыли нет. И всем сидеть велит. (стул)
Пыль и сор – его обед. (пылесос)
* По бокам коробки – кругленькие кнопки. Тут же рядом в уголке -
Ручка с трубкой на шнурке. Без языка говорит, Прекрасно слышит без ушей. (телефон)
* Ножек – четыре, шляпка – одна, Нужен, коль станет обедать семья. (стол)
* Днем спит на ней подушка, а по ночам – Андрюшка. (кровать)
Б) Игра «Четвертый лишний» (по количеству слогов)
ПЧЕЛА, БАБОЧКА, КОМАР, ПАУК.
В) Игра «Разложи картинки под схемы» ( «Дикие животные»)
На доске три схемы: одно, 2-х и 3-х сложных слов и предметные картинки. Нужно разложить все картинки под соответствующие схемы.
Г) Игра в парах «Разместить по местам» (по количеству слогов)
I пара «Расставить цветы в вазы»
II пара «Разложить овощи в корзинки»
III пара «Расселить жильцов в дома»
Д) Игра «Волшебники» Превратить короткое слово - в длинное. А чтобы это сделать,
надо назвать мое слово «ласково» (игра с мячом)
Кот - ….(котик) гриб - …. (грибок)
Дом - ….(домик) лес - ….(лесок)
Куст - …(кустик) флаг - ….(флажок)
Стол - ….(столик) дуб - …..(дубок)
Нос - …..(носик) угол - ….(уголок)
Шар - ….(шарик) круг - ….(кружок)
Е) Игра «Закончить слово подходящим слогом» .
Мали…(на), смороди….(на), ряби….(на) Какой слог добавили? (на)
Клубни…(ка), земляни…(ка), Ежеви…(ка) Какой слог добавили? (ка)
Котя…(та), мыша..(та), ежа..(та), лися…(та), зайча..(та). Какой слог добавили? (та)
Ж) Игра «Найди одинаковый слог» из ряда слов.
Во-РО-на, со-РО-ка, пе-РО, РО-за. (РО)
Кол-ба-СА, СА-дик, по-СА-дим, СА-ни (СА)
КИ-ра, жу-КИ, КИ-па, пень-КИ (КИ)
З) Игра «Живые слоги»
НА, СМЕ, ТА КО, МО, ЛО
И) Игра «Придумай сам»
Логопед предлагает детям самим придумать слова из 2-х,3-х слогов.
4. Итог занятия.
- Какое задание было для вас самым легким?
самым трудным?
- Какое задание вам понравилось больше?
Оценка работы детей.
РОЛЬ ТЕСНОГО КОНТАКТА РОДИТЕЛЕЙ С ЛОГОПЕДОМ
Семья и школа, учителя и родители, их тесное взаимодействие и взаимопонимание, органическая взаимосвязь их общих усилий – проблема и старая и вечно новая. Трудно исчерпать всю ее глубину.
Работа логопеда нередко остается малоэффективной, если он не находит активной и постоянной помощи со стороны родителей. Именно в семье создаются большие возможности для закрепления произносительных навыков. Следовательно, чем быстрее и активнее родители включаются в решение задач, над которыми трудится логопед, тем легче и быстрее речь детей станет полноценным средством общения.
Первый раз логопед встречается с родителями учеников, зачисленных на логопункт, в середине сентября – после окончательного комплектования групп и составления расписания занятий он выступает на родительском собрании.
Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с детьми логопеды. Больше того, иные родители негативно относятся к тому, что их дети зачисляются на логопедический пункт.
Для того, чтобы не возникали конфликтные ситуации, логопед на родительском собрании представляется и очень коротко сообщает о целях и задачах своей работы. В частности, логопед говорит о том, что фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушениями звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьезным образом влияют на усвоение ребенком школьной программы, часто являются причиной того, что он стойко не успевает по ряду предметов, а в наиболее тяжелых случаях даже встает вопрос о невозможности его обучения в массовой школе. Подобных осложнений можно избежать, если с ребенком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития. Получив, таким образом, самые общие сведения о работе логопеда, родители с большим вниманием и заинтересованностью относятся к логопедическим занятиям.
На собрании логопед рассказывает о том, какой вид речевого нарушения выявлен у того или иного ребенка и какие трудности в обучении возможны в связи с этим нарушением речи. Логопед дает посмотреть письменные работы детей-дисграфиков, чтобы родители могли наглядно убедиться в последствиях фонематических и лексико-грамматических нарушений речи.
Затем логопед рассказывает о том, чем будут заниматься в течение года на логопункте ученики каждой группы, перечисляет предметы, которые понадобятся детям для занятий (тетради, ручки, карандаш, и т.д.)
В заключение логопед рассказывает о речевом режиме в семье, в частности о том, что родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Родители должны знать, что дети-логопаты, как правило, с большим трудом осваивают технику чтения, поэтому целесообразно сначала взрослому прочитать текст, который задан для домашнего чтения, затем задать несколько вопросов о прочитанном и только после этого дать ребенку самостоятельно прочитать проработанный текст.
Далее логопед обращается к родителям тех детей, которые будут заниматься коррекцией звукопроизношения. Он сообщает, что эти дети должны иметь специальные тетради, в которые логопед будет записывать упражнения на закрепление пройденного материала. Если материал не будет закрепляться, то, во-первых, не будет достигнута необходимая эффективность в работе, во-вторых, значительно удлинится период коррекционной работы с ребенком.
В течение учебного года логопед постоянно поддерживает контакт с родителями, периодически сообщая им об успехах или неуспехах их детей. Если ребенок, присутствуя в классе на уроках, не появляется на логопедических занятиях, логопед сообщает об этом родителям ученика и учителю.
Родители всегда должны чувствовать, что логопед не просто механический исполнитель своих обязанностей, а человек, близко к сердцу принимающий судьбу их детей и всегда готовый прийти на помощь.
Особенно тактичным и осторожным бывает логопед в случае, если возникает необходимость проконсультировать ребенка у психоневролога или невропатолога. Как правило, родители очень болезненно воспринимают подобные предложения, поэтому в разговоре логопед всегда максимально доброжелателен, тактичен в убеждении в необходимости такой консультации.
В конце учебного года логопед снова посещает родительские собрания, где сообщает о результатах своей работы с учащимися, о том, кто уже не нуждается в помощи логопеда, а кто оставлен для продолжения коррекционной работы. Логопед дает рекомендации для занятий с детьми летом. Напоминает родителям, что нельзя прекращать занятия с детьми по исправлению звукопроизношения, иначе проделанная за учебный год работа может пойти насмарку: недостаточно автоматизированные звуки могут «потеряться» и придется начинать работу по их постановке заново.
В течение лета родители могут вести работу по накоплению активного словаря и развитию связной речи у их детей. Этому очень способствуют летние путешествия, новые впечатления, получаемые детьми во время поездок. Надо только постоянно привлекать внимание детей к окружающему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по письму и развитию речи "Слог как часть слова"
Цели:Образовательная: закрепить умение детей выполнять слоговой анализ и синтез слов.Коррекционная: обогатить словарный запас учащихся по темам: фрукты, деревья, грибы, ягоды, цветы.Воспитательная: пр...
Конспект урока "Русский язык 2 класс.Деление слов на слоги. Правило переноса слов"
Тип урока - «открытие» нового знания; использование технологии проблемного обучения....
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.»
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.» ОС Л.В. Занкова, уч. Неваевой "Азбука"....
Физминутка на урок слог как часть слова
Я делю слова на слоги (дети шагают)РЫ РУ РА (движение рукой будто режем хлеб)А затем сложу словаРысь, рука и рак (показываем когти, поднимаем руку, пятимся назад).........
Конспект урока русского языка "Слог как часть слова".
Конспект урока по русскому языку в начальной коррекционной школе VIII вида на тему: "Слог как часть слова"....
Презентация к уроку русского языка "Слог как часть слова".
Презентация к уроку русского языка в начальной коррекционной школе VIII вида на тему: "Слог как часть слова"....
Технологическая карта по обучению грамоте «Деление слов на слоги. Нахождение односложных слов» (1 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о делении слов на слоги и односложных словах.Задачи урокаДидактически...