Урок русского языка во 2 классе "Удвоенные согласные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Ким Марина Аркадьевна

Изучение  новой орфограммы: удвоенные согласные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 19 г.о. Кинешма.

    Урок русского языка во 2-ом классе.

     

Составила

учитель начальных классов

I-ой категории

Ким Марина Аркадьевна.

2011 г.

Тема урока:     «Удвоенные согласные»

Цели урока:

Образовательные:

– формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквам

– подводить детей к обобщению, что от лексического значения слова зависит его      

   написание;

– развивать фонематический слух, память, мышление.

Развивающие:

- развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас;

- развивать умения делать выводы и работать в парах.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

- прививать любовь к русскому языку;

- воспитывать умение слушать друг друга, прислушиваться к мнению других.

Оборудование: проектор, карточки с заданиями, учебник русского языка Т.Г.Рамзаевой.

                                               Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте ребята.

-  Как вы думаете, можно знать все на свете?

– А если нельзя все знать, может, не стоит и учиться?

– Чтобы много знать, надо каждый день узнавать что - то новое.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.:

1) Где доска и парта есть, 
Чтоб всем детям сразу сесть? 
Это в школе есть у нас, 
Это наш просторный … класс. (Слайд 1) 
2) Простудился я вчера, 
Голова болит с утра, 
Я закашлялся, охрип, 
У меня, наверно, … грипп. (Слайд 2) 
3) Многим нам она знакома 
В ней купаться можно дома, 
Что же это за предмет? 
Догадались или нет? ванна (Слайд 3)
4)Проста загадка и легка 
Пишусь  всегда через два «К». 
И мяч, и шайбу клюшкой бей, 
А называюсь я … хоккей. (слайд 4)

– Догадайтесь, какие это слова: ( класс, грипп, ванна, хоккей,) (Слайд 5)

– Что общего в этих словах? (Слайд 6), (Слайд 7)

– Сформулируйте тему урока. (Слова с двойными согласными.) (Слайд 8)

Запись в тетрадь числа  и темы урока.

Запишите новые слова в тетрадь. С какой новой орфограммой мы познакомились? (удвоенная согласная буква)  (Слайд 9)

- Произнесите слова. Что вы заметили? Звук произносится более долго.  Назовите такой звук в слове класс –[ с ],  Дайте ему характеристику. А какой буквой на письме в этом слове обозначим звук [с]а сколько букв – две. Какой можем сделать вывод?  Долгие согласные звуки обозначаются двумя буквами.

3. Выявление места и причины затруднения.

Таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами можем научиться слышать и правильно писать. 

Словарная работа. ( Слайд 10 – 11)

Я предлагаю вам сейчас поработать в парах и выполнить упражнение № 216 (устно)

Проверка.

Вывод: почему в этих словах  мы пишем двойные согласные?  (В этих словах слышится долгий звук.) Всегда ли слышится долгий  звук, если в слове пишутся двойные согласные? (Нет.) Написание многих слов с двойными согласными надо запоминать.

5. В русском языке встречаются разные слова. И очень часто удвоенные согласные пытаются нас запутать. Поэтому мы с вами должны быть начеку. Вот и сейчас вас ждёт интересное задание. В данные предложения необходимо вставить слова.                                                              (Слайд 12)

На экзамене она получила самый высокий …

Во дворце был великолепный …

( бал, балл)

Проверка .  (Слайд 13-14)

Сделайте вывод, от чего зависит написание двойных согласных в слове. (От значения слова.) Лексическое значение слова мы можем проверить по словарю С.И. Ожегова, уточнить написание слов с двойными согласными можно по словарям иностранных слов, по справочникам.

6. Физминутка. (Слайд 15-16)

– Сядьте прямо, голова неподвижна,

следите за указкой только глазами.

0

0

*

*

0

0

*

0

0

0

*

*

*

*

к

п

и

т

б

б

ц

а

т

л

г

я

з

н

и

к

д

г

д

с

у

к

л

д

о

г

а

– Соотнесите цветовые пятна с буквами, определите 2 слова, с которыми мы познакомимся на уроке: пятница, суббота

– На что вы обратили внимание при написании слова пятница? Что отметили в слове суббота?

– Названия дней недели входят во фразеологические обороты. Прочитайте, вставьте вместо точек нужное слово:

Семь … на неделе.

Из-под пятницы … торчит.

– Если имеют в виду, что из-под верхней одежды видна нижняя, какую фразу употребляют? А если человек часто меняет свои решения, то как о нем говорят? А вы хотели бы, чтобы о вас говорили: «У него семь пятниц на неделе»? Запишите тот фразеологический оборот, который подходит к теме нашего урока. Назовите грамматическую основу этого предложения.

.7. Самостоятельная работа. По вариантам

Карточка 
• Место, где продают билеты (касса). 
• Спортивный бег (кросс). 
• Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам (аллея). 


• Дорога, покрытая асфальтом (шоссе). 
• Желание есть (кушать) (аппетит) 
• Тот, кто едет или собирается ехать на чём-либо (пассажир) 

Вывод. В русском языке удвоенные согласные пишутся:

когда  слышится долгий звук.

– Прочитайте предложение, добавьте слово, чтобы получилась пословица:

Где трудно справиться одному, легко справиться … (коллективу).

Предлагаю вам убедиться в этом.

8. Сочинение - миниатюра.

– Составьте рассказ, используя слова с двойными согласными.

Наш класс

Я учусь во втором  … У нас дружный …    Мы проводим интересные …  .(Коллектив, бассейн, , класс, утренник.) Спишите первое и второе предложения.

Какие слова с двойными согласными вы употребили? Назовите тему .

урока.

9. Рефлексия.

Над какой темой работали?

Где нам могут пригодиться полученные знания?

Оцените свою работу на уроке.

– Что нового вы узнали на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Правописание парных согласных.

Данный урок посвящён открытию нового материала по русскому языку по программе "Школа 2100" 2 класс по теме "Правописание парных согласных"....

Урок русского языка «Правописание парных согласных»

Урок русского языка «Правописание парных согласных» (2 класс, программа УМК «Школа России», автор Л.М.Зеленина)Тип урока: совершенствование знаний и умений. В процессе урока учебно-познава...

Презентация к уроку русского языка «Правописание парных согласных в корне слова. Закрепление» 2 класс

Итегрированный урок русского языка и окружающего мира, куда входит материал о зоопарке....

Конспект урока русского языка «Правописание парных согласных в корне слова». ОС "Школа России"

Урок проведен по учебнику «Русский язык. 2 класс» Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  Используется ИКТ: слайдовая презентация. Урок разработан на основе деятельностного метода. На учебном материале фо...

урок русского языка "Правописание парных согласных на конце слова" 2 класс

Тема урока: "Правописание парных согласных на конце слова". УМК "Россия"...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...