Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Курс «Обучения грамоте» является начальным этапом овладения навыком чтения и изучения русского языка в 1 классе. Учебный предмет «Обучение грамоте» реализует познавательную и социокультурную цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obucheniyu_gramote.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МБОУ СОШ № 161
по обучению грамоте
1 класс
Пояснительная записка
Во время обучения грамоте школьники учатся читать и писать - овладевают новыми для них видами речевой деятельности. Они обучаются чтению слов, словосочетаний, предложений и небольших текстов (от чтения по слогам до осмысленного чтения), усваивают русскую графику, прежде всего приемы письма рукописными буквами, делают первые шаги в овладении орфографией. Это создает предпосылки для успешного усвоения системных знаний по русскому языку. Его орфоэпических и орфографических норм. Освоение техники чтения и понимание содержания прочитанного позволяют формировать у учащихся интерес к книге, любовь к чтению, воспитывать читательскую культуру. В период обучения грамоте учащиеся совершенствуют такие коммуникативные умения, как слушание и говорение, усваивают элементарные нормы речевого этикета.
Цели и задачи курса
Курс «Обучения грамоте» является начальным этапом овладения навыком чтения и изучения русского языка в 1 классе. Учебный предмет «Обучение грамоте» реализует познавательную и социокультурную цели.
Познавательной целью обучения грамоте является открытие детьми неоднозначного отношения между звуками и буквами в слове и овладение действиями чтения и письма, опирающимися на позиционный принцип русской графики.
Социокультурная цель включает формирование коммуникативных компетенций первоклассников, культуру речевого поведения, развитие устной и письменной речи.
Для достижения обозначенных целей должны быть решены следующие практические задачи:
- развитие речи и культуры речевого поведения, мышления и воображения учащихся;
- овладение умениями участвовать в диалоге, создавать небольшие монологические высказывания;
- ознакомление с основными единицами языка и их функцией в речи;
- овладение способами звукового анализа слов;
- овладение механизмом слогового чтения с опорой на букву гласного звука и с постепенным переходом к чтению фонетическими словами, а затем – к беглому смысловому чтению;
- овладение действием письма в соответствии со слоговым принципом русской графики, формирование орфографической зоркости;
- овладение каллиграфическими навыками;
- формирование интереса к русскому языку, воспитание позитивного эмоционально- ценностного и бережного отношения к нему;
- обеспечение начального литературно-эстетического развития учащихся;
- создание условий для перехода от игровых форм сотрудничества на уроке.
Место курса «Обучение грамоте» в учебном плане
Согласно базисному учебному плану начального общего образования всего на изучение курса «Обучение грамоте» отводится 207 ч учебного времени (из них 115 ч на обучение русскому языку и 92 ч на обучение навыку чтения).
Основные содержательные линии
В курсе обучения грамоте выделяются следующие содержательные линии:
- овладение чтением и письмом как видами речевой деятельности;
- овладение основами лингвистических знаний по фонетике и орфоэпии, лексике, грамматике (предложение);
- овладение русской графикой (способами обозначения мягкости-твердости согласных звуков и способами обозначения звука Й);
- овладение началами орфографии (заглавная буква, гласные после шипящих, орфограммы чк, чн, чт,щн) и пунктуации (знаки препинания в конце предложений);
- развитие речи.
В программе предусмотрена целенаправленная работа по развитию у первоклассников общепредметных учебных компетенций: интеллектуальных (умения анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы); познавательных (учебно-познавательных мотивов, а также умений принимать, удерживать задачи в учебной деятельности и успешно решать их под руководством учителя; организационных (умений и навыков учебного сотрудничества в коллективно распределенной деятельностми).
Программа предусматривает также овладение учащимися основными универсальными учебными действиями, в том числе действиями контроля и оценки.
Структура курса
Обучение грамоте делится на три периода: добукварный, букварный и послебукварный.
Каждый из трех периодов имеет свою специфику. В добукварный (добуквенный, подготовительный) период происходит развитие устной речи первоклассников, формирование элементарных аналитико-синтетических умений в работе над текстом, предложением, словом, звуками речи. Подготовка руки к письму.
В букварном ( буквенном) периоде учащиеся овладевают способами обозначения разных по своим характеристикам звуков буквами в соответствии с нормами русской графики.
Послебукварный (послебуквенный) период предназначен для совершенствования умения читать и писать, для развития устной речи учащихся, умения производить элементарные аналитико-синтетические операции с языковыми единицами разных уровней.
Планируемые образовательные результаты обучения грамоте
Личностные:
- осознание себя учеником, проявление интереса к другим ученикам и учителям; следование принятым нормам поведения в школе;
- осознание и принятие таких человеческих ценностей, как уважительное отношение к одноклассникам и учителям, дружелюбие;
установка на безопасный образ жизни (безопасное поведение на экскурсии, во время перемены); умение следовать инструкции.
Метапредметные:
- умение оценивать свою работу по критериям, предложенным учителем и одноклассниками результата своей работы;
- умение сравнивать результат своей работы с предложенным образцом, а также с результатами работ одноклассников (в паре);
- умение пользоваться различными знаками и символами для составления моделей и схем изучаемых объектов.
Предметные:
- осознание номинативной функции слова и коммуникативной роли предложения;
- осознание смыслоразличительной роли звуков;
- различение гласных и согласных звуков, согласных твердых и мягких, звонких и глухих;
- овладение способом вычленения звуков в словах и определение их последовательности;
- умение отражать качество звуков в звуковой схеме и звуковой записи слова;
- овладение способом деления слова на слоги, определения ударного слога;
- умение различать звуки и буквы;
- правильное называние букв алфавита и знание их основных звуковых значений;
- умение связно и ритмично писать строчные и заглавные буквы, правильно соединять их;
- овладение нормами русской графики;
- овладение основным правилом переноса слов с одной строки на другую – по слогам;
- овладение обобщенным понятием об орфограмме;
- умение писать заглавную букву в именах и фамилиях людей;
- применение правил правописания жи, ши, ча, ща, чу, щу, а также чк, чн, чт, щн;
- умение определять границы предложений в устной речи и на письме, начинать писать предложение с большой буквы, в конце предложения ставить точку;
- употребление в речи слов речевого этикета;
- овладение способом различения слов-названий и служебных слов;
- умение правильно писать под диктовку отдельные слова, написание которых не расходится с произношением, а также предложения и небольшие тексты, состоящие из таких слов;
- умение списывать по правилам слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтами;
- составление трех – пяти предложений на определенную тему (устно).
Содержание курса
Фонетика
Речевые и неречевые звуки. Звуки речи. Установление последовательности и количества звуков в слове. Осознание смыслоразличительной функции звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Осознание единства звукового состава слова и его лексического значения.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих; условное обозначение фонематических характеристик звуков на схеме.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение ударного слога в слове. Произнесение слов с правильным ударением.
Графика
Переход от графической модели слова к обозначению звуков в слове знаками упрощенной фонетической транскрипции.
Различение звука и буквы – буква как знак звука.
Знакомство с русским алфавитом как определенной последовательностью букв.
Чтение
Формирование навыка слогового чтения с ориентацией на букву гласного звука. Плавное чтение по слогам отдельных слов, а также слов в составе словосочетаний и небольших предложений. Переход от слогового чтения к чтению целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и небольших текстов.
Интонирование предложений в соответствии со знаками препинания: точки, запятой, вопросительного и восклицательного знаков. Соблюдение пауз, которые отделяют одно предложение от другого. Чтение диалогов по ролям.
Отработка навыков правильного произношения гласных и согласных звуков, произношение слов с правильным ударением во время чтения целыми словами и смысловыми единицами. Орфографическое чтение как средство самоконтроля при письме под диктовку и списывании.
Письмо
Усвоение гигиенических навыков письма. Развитие мелкой моторики пальцев и мелкой моторики руки: рисование, штриховка, создание рисунков, орнаментов, бордюров. Формирование умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Письмо основных элементов строчных и прописных рукописных букв, их размещение на рабочей строке тетради.
Формирование навыков каллиграфического письма. Анализ графического образа рукописных букв (строчных и прописных), сопоставление их структурных элементов, письмо строчных ипрописных букв и их соединений (верхнее, среднее, нижнее – отрывное и безотрывное). Списывание слогов, слов, предложений с рукописного и печатного текста по специальным правилам. Запись простейших предложений с предварительным их моделированием. Письмо под диктовку слов, словосочетаний и предложений, в которых произношение слов не расходится с написанием.
Слово и предложение
Начальное представление о слове и предложении. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Выделение слова из речевого потока. Слова-названия и слова-помощники (служебные слова).
Составление предложений по картинке. Составление предложений из заданных слов. Определение количества слов в предложении. Составление графических моделей предложений.
Орфография
Формирование обобщенного понятия об орфограмме как месте в буквенной записи слова, которое однозначно не определяется произношением.
Орфограммы, не связанные с обозначением звуков буквами:
- большая буква в начале предложения, в именах собственных;
- интервалы между служебными и самостоятельными словами;
- перенос слов со строки на строку по слогам;
- знаки препинания в конце предложения.
Орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами:
-буквы гласных после шипящих (жи – ши, ча – ща, чу – щу);
- буквосочетания чк, чн, чт, щн;
- буквы ь и ъ – разделительные знаки.
Основные особенности программы
1. Увеличенный объем речевой и фонетической работы, которая готовит учеников к курсу русского языка: формированию ряда речевых, фонетико-графических и орфографических умений.
2. Особая система введения букв, позволяющая раскрыть слоговой принцип русской графики и на его основе формировать осознанные действия чтения и письма.
3. Одновременное, а не параллельное обучение чтению и письму.
4. Создание условий для перехода от игровых форм деятельности к учебным, а значит, для формирования у учащихся умения учиться.
5. Создание условий для использования различных форм сотрудничества на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...
Рабочая программа по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В....
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"
В данном файле представлены материалы по обучению грамоте...
Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС
Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...