Банк игр по русскому языку
статья по русскому языку на тему
Предложены игры, которые помогут повысить познавательную активность учащихся, интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры по русскому языку | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский.
Целенаправленное использование дидактических игр по русскому языку способствует не только развитию у детей интереса к изучению русского языка, расширению их лингвистического кругозора, культуры русской речи учащихся, созданию речевой среды.
Педагоги говорят о возможности использования в качестве дидактических игр многих учебных заданий и упражнений. Этому способствует привлечение интересного, яркого материала упражнения, непривычная формулировка познавательной задачи, включение новых приемов и способов работы, элементов соревнования, сотрудничества, игры, поощрение инициативы и творчества ребенка.
Все игры помогают:
- Пополнять, уточнять и активизировать словарный запас учащихся в пределах тем, близких жизненному опыту учащихся;
- Формировать навыки правильного литературного произношения новых слов и их форм;
- Развивать и совершенствовать умение строить монологическую и диалогическую речь (умение говорить).
Банк игр по русскому языку.
Игры.
- «Поезд отправляется».
Прочитайте загадки. Отгадки «посадите» на нужный поезд.
-В лесу живет, кур крадет.
- Иголки лежали ,лежали, да в траву и побежали.
- Один льет, другой пьет, третий растет.
2. «Какое слово последнее?»
- Родились у нас котята,
Их по счету ровно…(пять)
- Солнце греет целый…(день)
от жары я прячусь в…(тень)
- Апрель, апрель,
На дворе звонит…(капель)
- Сонный мишка лег в…(кровать)
Только слон не хочет…(cпать)
3. «Лишнее слово»
Сравни слово в каждом столбике и найди лишнее слово:
заяц голова юла
медведь нос кубик
лев рука мяч
4. «Сло-го-ви-цы»
Перед вами слоговица.
Постарайся ухитриться:
Слоговицу разгадать.
И слова (всё-всё) назвать.
В слоговице каждая цифра обозначает какой - нибудь слог. Из этих
слогов и состоят слова в загадках:
1-2-3 - зимой дороги расчищает (Буль-до-зер
3-4-во влажный почве прорастает (зер-но)
2-5-4-игра для взрослых и детей (до-ми-но)
5-4-4-6-один из грозных кораблей ( ми-но-но-сец)
5. «Доскажите словечко»
Кто живет у нас на крыше,
А в чулане живут ( мыши ).
Не поедет без бензина
Ни автобус , ни (машина).
По полям бегут ручьи
На дорогах ( лужи).
Таким образом, игра должна приковать неустойчивое внимание ребенка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряжённо мыслить. Игра требует от детей сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает воображение.
Игры, способствующие совершенствованию слухового восприятия, развитию навыков звукового анализа и синтеза.
Оборудование: ширма, набор звучащих предметов- колокольчик, барабан, погремушка.
1. По звуку угадай предмет.
Педагог за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучание. Дети, отгадывая звучащий предмет, называют его.
- Угадай звук.
Педагог произносит звук «про себя», чётко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший звук первым становится ведущим и игра продолжается.
- Сигнальщики.
Оборудование: цветные карточки- сигналы.
Педагог рассказывает детям о том, какие функции выполняют на кораблях сигнальщики, как сложна и важна их работа. Далее предлагает детям на некоторое время стать сигнальщиками и испытать себя. Для этого необходимо внимательно слушать произносимые педагогом звуки, слоги, слова и просигналить- поднять руку или цветную карточку- только тогда, когда прозвучит заданный звук.
- У кого хороший слух?
Оборудование: предметные картинки.
Педагог, показывая картинку, называет его. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии заданный звук.
Вариант. Педагог молча показывает картинку, дети проговаривают её название про себя и хлопают в ладоши, если в её названии есть заданный звук.
- Найди свой квадрат.
Оборудование: мел.
Проводится вне класса- в коридоре, на игровой площадке. Перед началом игры педагог вместе с детьми мелом проводит на полу несколько квадратов. В них, -объясняет он, будут прятаться имена детей. В 1 квадрате находятся те имена, в которых есть, звук К. Кто из детей сможет войти в этот квадрат? ( Дети, в именах которых слышен заданный звук, входят в квадрат и остаются в нём.) Во 2 квадрате – имена, в которых слышится звук Н; в 3 –звук А и т.д.
- Какой звук чаще всего слышим?
Педагог сначала подбирает несколько стихотворных отрывков, в которых часто повторяется один и тот же звук, например:
Белый снег, белый мел, Про пёстрых птиц поёт петух,
Белый заяц тоже бел. Про перья пышные, про пух.
Скажи потише: «Шесть мышат»,- Щёткой чищу я щенка,
И сразу мыши зашуршат. Щекочу ему бока.
Кот копеек накопил, Жутко жуку
Кошке козочку купил. Жить на суку.
- Кто в домике живёт?
Оборудование: набор пред. картинок, домик с окошками и кармашком для их вкладывания.
Педагог предлагает детям рассмотреть предметные картинки и назвать изображённых на них животных. Далее он рассказывает и, что в домике могут жить только те животные, в названии которых есть звук С .Детям необходимо найти таких животных на картинках и поселить их в домик. Ответ поощряется фишкой.
- Загадки Петрушки.
Педагог читает письмо, которое дети получили от Петрушки: «Дорогие ребята! Я, ваш друг Петрушка, сейчас отдыхаю за городом, на даче. Здесь я гуляю в лесу, собираю грибы и ягоды- нынче урожай очень хороший. Отгадайте, какие это грибы, если в их названиях есть звук Р (рыжики, сыроежки, боровики), звук С (сыроежки, маслята, лисички)..Ягоды (костяника, черника, земляника).
- Чья команда победит?
Педагог помогает детям разделиться на 2 команды. Каждая команда подбирает себе название: одно начинается с глухого согласного звука, другое- со звонкого. За правильный ответ -1 балл. Можно за время.
- Найди картинке её домик.
Оборудование: предметные картинки, 2 картонных домика с кармашками для них и с кружками на одном домике- красного, на другом- синего цвета.
У педагога на столе стопкой изображением вниз лежат картинки. Игроки по одному подходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, выделяют первый звук, определяют, гласный или согласный, после чего кладут картинку в её домик ( с синем или красным). Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам. Игра может проводиться как соревнование.
Примерные картинки: утка, ослик, кот, санки, утюг, ботинки, ваза, груша, альбом, жук, осы, домик, зонтик, лампа, носки, арбуз, платье, рыба.
Игры, способствующие совершенствованию слухового
восприятия, развитию навыков слогового анализа и синтеза.
- Слог-шаг.
Ведущий даёт каждому игроку задание: «Сделай 2 шага вперёд»!, «Сделай 3 шага вперёд»!, Сделай шаг вперёд»!
Игрок должен вспомнить слово , в состав которого входит столько слогов, сколько шагов ему предложено сделать и чётко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовал один произнесённый слог.
Жетон вручается игроку, правильно «прошагавшему» слово.
- Путаница.
Оборудование: наборы слогов.
Создаётся игровая ситуация: Буратино неправильно составил из слогов слова. У него получилось, например,: ба- ры, ба-со- ка, ро-во- на...
Детям предлагается исправить ошибки и правильно составить слова из предложенных слогов. Выигрывает тот, кто правильно предложит большее число правильных результатов.
- Сортировка слов.
Оборудование: у каждого ученика – карточки с трёхсложными словами и схемы указатели ударения.
Детям предлагается разложить карточки с написанными на них словами на 3 группы (с ударением на слоге): 1,2,3. Выигрывает тот, кто первым правильно разложит все свои карточки.
Игры, способствующие закреплению зрительного образа букв и алфавита, развитию навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.
- Поможем зверям.
Оборудование: картинки, изображающие животных, с подписями.
Учитель говорит: «Собрались в лесу звери, решили устроить концерт. Каждому хотелось выступить первым. Стали звери спорить. Обезьяна предложила выступать в порядке алфавита. И все звери согласились. Но только они не знали алфавита. Поможем им, ребята?»
Дети по очереди к доске и ставят на наборное полотно картинки с названием животного в порядке алфавита. Если ученик ошибся, он получает штрафной жетон, который должен вернуть на следующий день, рассказав алфавит.
Материал: слон, лев, тигр, обезьяна, гепард, волк, жираф, медведь, белка, заяц, кабан, дикобраз, енот, пантера, ёж, носорог, рысь, шакал, хорь, антилопа.
- Буквенная эстафета.
Класс делится на несколько групп, по 4 человека в каждой. Для каждой группы учитель называет первую букву слова. 1 ученик группы записывает букву и дописывает ещё одну потом передаёт лист товарищу, тот дописывает ещё одну букву. В результате должно получиться слово.
Выигрывает та группа, которая первой правильно написала слово.
Игры, способствующие формированию знаний
о частях речи и их признаках.
- Кто? Что?
Оборудование: предметные картинки с изображением одушевлённых и неодушевлённых предметов; карточки с вопросами: «Кто?» и «Что?».
1 вариант:
классная доска делится на 2 части. На одной из них педагог прикрепляет карточку с вопросом:»кто?», на другой-« что?».Дети выходят по одному к доске, берут со стола учителя картинку, называют изображённый на ней предмет и ставят к слову вопрос.
2 вариант.
Педагог показывает картинку, дети поднимают карточку с вопросом, на который отвечает слово, обозначающее изображённый предмет.
- Ванька- встанька.
Педагог называет собственные и нарицательные имена существительные. Дети встают, если слово пишется с большой буквы, и садятся, если слово надо писать с маленькой буквы.
- 5 ответов на одну букву.
Оборудование: плакат или запись на доске.
Перед началом игры рабочее поле доски делится на части по числу команд. Представители каждой команды одновременно в соответствии с заданием записывают слова на доске. Выигрывает та команда, которая правильнее и быстрее других закончила выполнение задания.
М К
Имя мальчика. Имя девочки.
Название города. Название деревни.
Название растения. Название инструмента.
Фамилия писателя. Название учебной вещи.
Кличка животного.
Название цветка. Найди ошибку.
Педагог произносит ряд слов, обозначающих названия предметов, и допускает одну «ошибку». Дети должны определить, какое слово лишнее в названном ряду и почему. Правильно выполнивший задание игрок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
Материал:
Кукла, дом, море, вышла, ученик.
Парта, солнце, железный, дверь, моряк.
Девочка, мел, больше, карандаш, лягушка.
Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.
Бежит, книга, окно, веретено, слон.
- Один- много.
Оборудование: мяч.
Перед началом игры игроки образуют круг. Ведущий бросает мяч кому- либо из детей и называет один предмет. Ученик, поймав мяч, должен ответить словом, обозначающим много таких предметов.
- Скажи наоборот.
Оборудование: мяч.
Педагог объясняет детям правила игры: Я произнесу слово и брошу кому- нибудь из вас мяч. Тот должен поймать его, назвать слово, противоположное по значению.
Материал:
Мир-война, шум- тишина, утро- вечер, день-ночь, холод- жара, радость-грусть, слабость-сила, чистота- грязь, горе- счастье, труд- безделье, ложь-правда, потеря- находка, враг- друг.
- Кто внимательнее?
Оборудование: индивидуальные сигнальные карточки с условными обозначениями :Ж (женский род), М (мужской род), С (средний род).
Перед началом игры класс делится на 3 команды. Игроки каждой команды внимательно выслушивают названное учителем слово и, определив его род, поднимают карточку с символом.
- Кто скорее?
Оборудование: карточки со словами- существительными 1, 2, 3 склонения.
Педагог между 3 учениками поровну делит набор карточек со словами. Ученики, просмотрев свои карточки, определяют, сущ-е какого склонения они будут собирать. Далее начинают меняться с ненужными словами.
Имена прилагательные.
- Молчанка.
Оборудование: у педагога- карточки со словами, обозначающими признаки предметов, у учеников- карточки с вопросами: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».
Педагог показывает детям карточку со словом- признаком, ученики молча читают её и поднимают карточку с соответствующим вопросом. Например: «Глубокая- «Какая?».
- Образуйте прилагательное.
В этой игре один ученик называет имя существительное, а другой должен быстро образовать от него имя прилагательное: хлеб- хлебный... Как только один затрудняется, меняются местами и называют наоборот.
Глагол.
- Кто что делает?
Оборудование: у учителя- набор предметных картинок; у каждого ребёнка- карточки со словами- действиями.
Педагог выставляет картинки на наборном полотне. Дети выкладывают карточки с названиями действий перед собой на столе в той последовательности, в какой на доске расположены картинки. Первые 5 учеников поощряются.
Материал: повар, учитель, врач, столяр, маляр, токарь, пианист, часовщик; варит, лечит, учит, строгает, играет, красит ....
- Кто больше подберёт слов?
Ученики делятся на 2 команды. Педагог называет глагол в неопределённой форме. Каждая команда к предложенным глаголам подбирает однокоренные глаголы с приставками: лететь- прилететь, залететь, улететь....
Игры, способствующие формированию знаний о составе предложения.
- Угадай знак.
Оборудование: у каждого ученика- по 3 карточки со знаками «.», «!», «?».
Педагог произносит предложение, дети поднимают карточку со знаком, который они поставили бы в конце предложения при его записи в тетради.
- Подвижные слова.
Оборудование: карточки со словами деформированного предложения.
Класс делится на3-4 группы по4 человека в каждой. Все получают по карточке со словом, которую должны держать в правой руке.
По команде ученики каждой группы встают в шеренгу так, чтобы получилось предложение.
- Кто последний?
Оборудование: сюжетные картинки.
Педагог показывает классу картинку и составляет короткое предложение из 2 слов. Затем предлагает дополнить (распространить) его, каждый раз удлиняя на одно слово.
Игры.
- «Поезд отправляется».
Прочитайте загадки. Отгадки «посадите» на нужный поезд.
-В лесу живет, кур крадет.
- Иголки лежали ,лежали, да в траву и побежали.
- Один льет, другой пьет, третий растет.
2. «Какое слово последнее?»
- Родились у нас котята,
Их по счету ровно…(пять)
- Солнце греет целый…(день)
от жары я прячусь в…(тень)
- Апрель, апрель,
На дворе звонит…(капель)
- Сонный мишка лег в…(кровать)
Только слон не хочет…(cпать)
3. «Лишнее слово»
Сравни слово в каждом столбике и найди лишнее слово:
заяц голова юла
медведь нос кубик
лев рука мяч
4. «Сло-го-ви-цы»
Перед вами слоговица.
Постарайся ухитриться:
Слоговицу разгадать.
И слова (всё-всё) назвать.
В слоговице каждая цифра обозначает какой - нибудь слог. Из этих
слогов и состоят слова в загадках:
1-2-3 - зимой дороги расчищает (Буль-до-зер)
3-4-во влажный почве прорастает (зер-но)
2-5-4-игра для взрослых и детей (до-ми-но)
5-4-4-6-один из грозных кораблей ( ми-но-но-сец)
5. «Доскажите словечко»
Кто живет у нас на крыше,
А в чулане живут ( мыши ).
Не поедет без бензина
Ни автобус , ни (машина).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Банк игр и упражнений по русскому языку
Тема "Безударные гласные в корне слова" одна из самых трудных. Эти упражнения и игры помогут ученикам лучше усвоить материал по теме....
Банк данных. Орфограммы русского языка
Карточки с заданиями по основным орфограммам русского языка: правописание Ь и Ъ после шипящих согласных, разделительные Ь и Ъ, правописание частицы НЕ с глаголами, суффиксы -ек, -ик...
Банк контрольно-измерительных материалов по русскому языку: 1 класс, УМК "Школа XXI века"
В помощь учителям 1 классов подборка КИМов по русскому языку на конец года....
Банк заданий по русскому языку ВПР
Задание 16...
Банк заданий по русскому языку к теме «Приставки, предлоги, суффиксы».
В данном материале представлены различные задания закрепление знаний по теме «Приставки, предлоги, суффиксы» в рамках ФГОС НОО....
Банк заданий по русскому языку в системе СДО
Банк заданий по русскому языку к теме «Состав слова&raq...
Банк заданий по русскому языку для подготовки к ВПР, 2 класс
Банк заданий их 7 разделов для подготовки к ВПР по русскому языку, 2 класс...