Исследовательская работа. Урок одного слова. Хлеб
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Умение использовать навыки звуко-буквенного анализа, воспитание бережного отношения к хлебу, формирование уважения к труду хлеборубов, развитие познавательных интересов учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
(исследовательская работа)
Тема: Энциклопедия одного слова. Хлеб
Цели:
- Обучение учащихся работе со словарями, энциклопедиями.
- Развитие познавательных интересов учащихся.
- Обогащение словарного запаса учащихся
- Развитие умение структурировать материал.
Ход урока:
I Актуализация знаний.
Отгадайте загадку и узнаете какое слово сегодня у нас в гостях:
- В поле росла, под жерновом бегала
Из печки на стол, караваем пришла.
- Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово. В самом деле – вдумайтесь словом «хлеб» называют непохожие друг на друга по значению растения, зерно, поле, муку, изделия из муки. Поэтесса Ирина Токмакова спрашивает нас «Что такое хлеб?» (дети читают стихи и показывают соответствующие иллюстрацию со значением слова)
II Постановка темы урока.
- По рисункам расскажите, что значит слово хлеб? (на доске записываются все значения слова хлеб)
- Вот какое коротенькое, но ёмкое слово – хлеб.
- Что хотите сказать об этом слове? (составляется план работы)
1. На какой вопрос отвечает это слово?
2. Нарицательное или собственное?
3. Неодушевленное или одушевленное?
- Какие задания можно выполнить с этим словом?
1. Составить предложение.
2. Составить словосочетание.
3. Выполнить звукобуквенный анализ слова.
III Совместное открытие знаний.
- Выполним звукобуквенный анализ. (на доске и в тетрадях)
Хлеб – 1 слог; 4 буквы; 4 звука
Х /х/ - согл., непарн., гл., тв.
Л /л,/ - согл., непар., зв., мяг.
Е /э/ - гласн.
Б / п/ - согл., парн., гл., тв.
- Игра «Друзья слова» (самостоятельно)
- Выберите из данных слов подходящие по смыслу к слову хлеб. Составьте словосочетания.
Слова на экране: жесткий, ароматный, веселый, соленый, черный, сладкий, ржаной, аппетитный, спелый, вкусный, черствый, золотистый, горький, золотой, мягкий, душистый, сухой.
- Составьте предложение с любым словосочетанием.
Работа в парах.
- А как ласково, в уменьшительно-ласкательной форме звучит это слово?
- Хлебушко, хлебушек.
- Давайте составим «хлебушкин алфавит» (самостоятельно)
- Буквы слова хлебушко запишите в алфавитном порядке: б е к л о у х ш.
- Какие слова спрятались в слове хлебушко?
- Составьте слова из букв этого слова. Запишите как можно больше слов.
Результат: ел, ухо, ушко, укол, кол, бок, хек, шок, бук, белок, лоб, лук, блок, кеб, куб…
- Возьмите одну букву из слова и запишите как можно больше слов, отвечающие на вопрос кто? что? (работа в парах самостоятельно)
Результат: х – халат, халва, хворост, хобот, хоккей, хомяк, хорек, хоровод, хребет…
Физминутка
Ржаной росток зеленый
Оглядывает поле,
Смешенный и удивленный,
Как первоклашка в школе.
Зеленый росток, веселый росток
Ты только пробился из зернышка.
Расти колосок! Расти колосок!
Расти колосок, до солнышка!
- – Как вы думаете если родственники у слова хлеб?
- А где мы можем найти родственные однокоренные слова? (в словаре Ожегова)
- Давайте посмотрим значение этих слов
Дети ищут слова и записывают в тетрадь и на доске
Хлеб – хлебец, хлебный, хлебобулочный, хлебозавод, хлебозаготовитель, хлебозаготовки, хлебопашество, хлебопашец, хлебопек, хлебопекарный, хлебопекарня, хлебопечение, хлеборез, хлеборезка, хлебороб, хлебородный, хлебосол, хлебосольство, хлеботорговля, хлебоуборочный, хлеботорговец.
- Какое задание можно выполнить с этими словами? (разбить на группы: одуш. или неодуш. сущ.; сущ. и прил.)
- – Святому слову «хлеб» издавна люди покланялись и посвятили ему стихи, песни, пословицы, загадки, свои мысли о хлебе. (дети представляют информацию под рубрикой «Ты знаешь?»
А) Из зернышка пшеницы можно получить 20 милиграммов муки. Для выпечки одного батона требуется более 10 тыс. зерен. Сколько же надо, чтобы накормить народ?
Б) Если каждый человек за один день не доест и выбросит 50г хлеба (кусочек) – это составит по городу около 500кг, это 500 буханок окажутся выброшенными. Подумай!
- Какие песни вы нашли о хлебе?
- Стихи В. Суслова, муз. Я. Дубравина «Говорит пословица», «Сухарики», «В поле шепчутся колоски», «А хлеб остается хлебом».
Стихи о хлебе. (читают дети)
Хлеб. Н. Рыленков
Кто землю сам пахал, тот за столом
Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
Стянув на свежей скатерти узлом
Во дни страды исхоженные стежки
Я тоже в поле вырос и окреп,
Шел не прохожим по родному краю,
И по тому, как люди ценят хлеб,
Себе друзей в дорогу выбираю.
Свежей выпечки. А. Яшин
С пылу, с жару, с поду, с ходу –
Свежей выпечки хлеб народу.
Будто свадебные, пудовые
Пироги подовые, пышки и плюшки
Батоны и сдобы, бублики и сушки –
Разламывай, пробуй!
Из муки мелкомолотой,
Чисто просеянной,
Шаньги желтые,
Будто листья осенние.
Спасибо сердечное, поклон особый
Тебе, моя сельшина, вам хлеборобы!
Из вашей муки калачи продаются.
И в домах пирожки жарятся и пекутся -
С грибками, с морковью, с капустой - чудо!
А главное – с любовью!
А главное – повсюду!
Ешьте на здоровье добрые люди!
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: «Берегите, берегите хлеб родной!»
Не мечтаем мы о чуде, - к нам полей живая речь:
Берегите хлеб, вы – люди.
Научитесь хлеб беречь!
Презентации учащихся.
Пословицы.
Не шуба греет, а хлеб. Из хлеба всякая пища получается.
В дороге хлеб не в тягость. Если есть горбушка хлеба,
Какой хлеб ешь, такая и вырастешь. то и под ёлкой рай.
Хлеб – батюшка, вода – матушка. Зернышко к зернышку –будет мешок.
Был бы хлеб, а мыши будут. Где хлебно и тепло, там и жить добро.
Хлеб на стол, стол – престол. Хлебушек от земли, силушка от хлеба
Скороговорка.
Козел Мукомол, кому муку молол?
А кому не молол?
От того кому молол, получал пироги.
От того не молол, получал тумаки.
Загадки.
1.В землю теплую уйду 2.Был крупинкой золотой,
К солнцу колосом взойду Стал зеленою стрелой,
В нем тогда таких, как я, Солнце летнее светило
Будет целая семья! И стрелу позолотило.
3.Он на солнышко стоит 4.В поле росла, под жерновом была.
И усами шевелит. Из печи на стол караваем пришла.
Разомнешь его в ладони
Золотым зерном набит.
5.В поле – метелкой 8.Бьют меня палками, жмут меня камнями,
В мешке – золотом Держат меня в огненной пещере
Режут меня ножами.
6.Брат брата трет, За что меня так губят?
Белая кровь идет За то, что любят!
7.Пыхтит, кряхтит, вверх ползет,
Не досмотришь – уплывет.
Но не больно ему – почему?
IV Самостоятельное применение знаний.
- Запишите одну пословицу на выбор в тетради, ту которая вам ближе, понятнее.
- Напишите что хотите сказать о хлебе. Выразите своё отношение к этому святому слову.
V Итог урока.
- Чем мы занимались на уроке?
- Сумели реализовать свой план работы?
- Что нового узнали?
- Как узнали, что помогло?
- Нужны ли нам знания о слове хлеб?
- Какое открытие сделали на уроке?
- Какой совет дадите друг другу?
- Кто из ребят больше всего помог в открытии знаний?
VI Домашнее задание.
Напишите сочинение – миниатюру «Хлеб – всему голова».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа История одного города
Исследовательская работаИстория одного города«Их имена навечно в памяти народной»Руководитель Гжехулко Елена ГеннадьевнаУчащиеся 3 «Б» классаЦель:Продолжать знакомство с городом, с историей возникнове...
Презентация к научно-исследовательской работе «Как произошло слово «мама»?»
В слайдах отображены все наблюдения исследователя за развитием речи сестры....
Исследовательская работа "Домашние условия хранения хлеба"
Исследовательская работа эколого - биологического направления....
«Урок одного слова»
Открытый урок по русскому языку: «Урок одного слова» (посвященный 70-летию Великой Победы) (УМК «Начальная школа 21 века»)....
Исследовательска работа "История одного памятника"
Исследовательская работа учащегося...
урок русского языка "Урок одного слова" по теме: Обобщение знаний об имени существительном
Предмет: русский языкТема урока: Обобщение по теме: Имя существительное.Тип урока: закрепление знаний, полученных обучающимися при изучении темы «Имя существительного»Цели урока:- фо...
Научно-исследовательская работа «История одной фотографии»
История фотографий участника военныхдействий,жителя города Мамадыш....