Имя существительное. 3 класс. Программа "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок построен на повторении изученных знаний, собственных наблюдений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация к уроку935 КБ
Файл Ход урока 22.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 3 класс « Школа России»

Слайд 2

Ну, ответь скорей, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Все ли вместе? Что ж, пора нам начинать Тему новую узнать!

Слайд 3

Минутка чистописания Язык, коллекция, столица

Слайд 4

Отгадайте загадку: Трещит, а не кузнечик, Летит, а не птица, Везёт, а не лошадь.

Слайд 5

Словарная работа: самолёт

Слайд 6

Значение слова Самолёт - летательный аппарат, тяжелее воздуха, для полетов в атмосфере с помощью силовой установки и крыльев. Различают: гражданские, военные; винтовые, реактивные, турбовинтовые, турбореактивные, ракетные. Подберите однокоренные слова. Какие сложные слова мы встречали на уроках. Назовите их.

Слайд 7

Словарная работа: самолёт

Слайд 8

«Имя существительное»

Слайд 9

ЦЕЛИ: Углубление знаний об имени существительном. Распознавать постоянные и непостоянные признаки. Воспитание интереса к изучению данной темы, аккуратности, прилежания.

Слайд 10

Кто? Что? мышь берёза щука погрузка котёнок чашка петух море сова самолёт

Слайд 11

Образуйте множественное число Утёнок – звено – поросёнок – перо – лесоруб – Выделите корень.

Слайд 12

Утёнок – утята звено – звенья поросёнок – поросята перо – перья лесоруб – лесорубы Выделите корень.

Слайд 13

Множественное число Брюки Очки Ножницы Весы Качели Сани Шахматы Каникулы

Слайд 14

Распределите существительные в 3 столбика Весна, хлеб, пальто, земля, мама, язык, метро, платье.

Слайд 15

Определить род существительного Рёва, врач, коллекционер.

Слайд 17

Домашнее задание: составить небольшой рассказ ( 3 – 5 предл.) с именами собственными на тему « Наш класс»

Слайд 18

Лесенка знаний СМОГУ ПРИМЕНИТЬ НА ПРАКТИКЕ, ОКАЖУ ПОМОЩЬ!



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-м классе "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"

Цели:

1. Умение определить имя существительное в тексте.
2. Формировать умение распознавать существительные обозначающие одушевленные или неодушевленные предметы, имена собственные или нарицательные.
3. Тренировать умение изменять имена существительные по числам, определять ряд имен существительных.
4. Воспитывать любовь к Родине, чувства патриотизма через работу с пословицей.
5. Способствовать орфографической зоркости, памяти, внимания, мышления, умения делать выводы и обобщать.
6. Формировать навыки грамотного и каллиграфического письма.

Ход урока

  1. Организация начала урока.

(слайд 2)

  1.  Минутка чистописания.

Запишите правильно и красиво слова, написанные на доске.

Что это за слова? ( обращаем внимание на слияние букв)  ( слайд 3 )

  1. Словарно-орфографическая работа. 

Отгадайте загадку. ( слайды 4 – 7)

Запишите словарное слово. Подберите однокоренные слова. Выделите корень.

На  какой звук начинается слово? Какая часть речи начинается на это звук? ( слайд 8)

IV. Актуализация знаний.

 Что мы знаем об имени существительном?

( составляем наборную таблицу )

Давайте разберем каждый признак.

Таблица :                                        имя существительное

Кто? Что?

Одушевленные       неодушевленные

Собственные          нарицательные

Число имени существительного

Род имени существительного

Склонение      падеж

1. Одушевлённость и неодушевлённость – это постоянный признак имён существительных.

Почему?

Если существительное отвечает на вопрос КТО? – оно уже не может отвечать на вопрос ЧТО?

Разделите слова на две группы. Существительные, отвечающие на вопрос КТО? и ЧТО?

Слова дети записывают  под диктовку, взаимопроверка.

Берёза, петух, погрузка, мышь, чашка, щука, море, котёнок, самолёт, сова.

Объясните орфограммы. ( слайд 10 )

КТО?

ЧТО?

Мышь

берёза

щука

погрузка

котёнок

чашка

петух

море

сова

самолёт.

Допишите самостоятельно в каждую группу по 2 слова.

Проверка.

Слово погрузка разберём по составу.

Вывод: - Какие слова называются одушевлёнными (неодушевлёнными) ?

Это постоянный признак или непостоянный?

2. Собственные или нарицательные имена существительные. ( работа в парах, взаимопроверка)

Какие существительные называются собственными?

Какие существительные называются нарицательными?

Под диктовку запишите предложение

Мой друг Петя любит гулять с овчаркой Стрелкой по берегу реки  Невы.

Назовите имена собственные. ( подчеркните имена собственные)

Вывод: - Что значит существительные собственные и нарицательные?

Это постоянный или непостоянный признак существительных?

Физкультминутка

3. Число имён существительных. ( слайд 11, 12)

Ед.ч. – если существительное обозначает 1 предмет.

Мн.ч. - если существительное обозначает 2 или более предметов

Существительные изменяются по числам?

Значит это признак непостоянный!

Самостоятельная работа

Образуйте родственные слова к данным существительным во множественном числе. Запишите их парами. Подпишите число.

Утёнок –

звено –

поросёнок –

перо –

лесоруб -

Выделите в словах корень. Что это за слова? Взаимопроверка в парах.

Проблемный вопрос: в русском языке есть слова, обозначающие один предмет,

а относятся ко мн.ч.. Приведите примеры. (сани, ножницы, весы, брюки…) ( слайд 13)

4. Род имён существительных.

1) Существительные изменяются по родам? (Нет)

Они имеют род. Значит род существительных – это постоянный признак.

Сколько родов имеет имя существительное? Какие?

2) Задание: распределить существительные в 3 столбика соответственно:(слайд 14)

ж.р.   м.р.    ср.р.

Весна, хлеб, пальто, земля, мама, язык, метро, платье.

Какие слова-помощники вам помогали в выполнении задания?

Запишите существительные и определите их род:

рёва, врач, коллекционер.

Это существительные общего рода

5. Самостоятельно запишите по рядам: ( коллективная работа)

1 ряд – сущ. ж. р.

2ряд - сущ. м. р.

слова на тему “Школа”

3 ряд - сущ. ср. р.

Дом.задание: составить небольшой рассказ (3-5 предл.) с именами

собственными на тему “Наш класс”

VI. Итог урока.

Все признаки имён существительных мы назвали?

А какой признак мы только узнали и будем знакомиться в 3 классе ?

Оцените себя (у каждого карточка с именем, дети прикрепляют их на доску около “5”, “4”, “3”.

Докажи свою оценку (несколько спросить по схеме:

  • мне понравилось…
  • я даже на думал(а)…
  • я сегодня вспомнил(а) или узнал(а)…
  • Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление "Имя существительное" 2 класс "Школа России"

Разработка урока включает тестовое итоговое задание.Урок сопровождается презентацией....

«Изменение имен существительных по числам» 3 класс "Школа России"

Конспект урока, презентация, раздаточный материал (карточки)...

Тест по теме "Имя существительное" УМК "Школа России" 4 класс

Тест из 17 вопросов ( 2 варианта) поможет проверить учителю качество знаний учащихся по русскому языку  в 1 четверти....

Урок на тему:" Склонение имён существительных", 3 класс, "Школа России"

В данной работе предоставлен конспект урока и презентация к нему....

Тест по теме "Имя существительное" УМК "Школа России" 4 класс

Тест в двух вариантах.Проверка усвоения знаний учащихся по темам  "Существительные единственного и множественного числа"....

Урок русского языка 3 класс. Школа России. Тема "Имя существительное"

Урок русского языка 3 класс по теме: "Имя существительное".  "Школа России"...