Имя существительное. 3 класс. Программа "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок построен на повторении изученных знаний, собственных наблюдений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 935 КБ |
Ход урока | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ну, ответь скорей, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Все ли вместе? Что ж, пора нам начинать Тему новую узнать!
Минутка чистописания Язык, коллекция, столица
Отгадайте загадку: Трещит, а не кузнечик, Летит, а не птица, Везёт, а не лошадь.
Словарная работа: самолёт
Значение слова Самолёт - летательный аппарат, тяжелее воздуха, для полетов в атмосфере с помощью силовой установки и крыльев. Различают: гражданские, военные; винтовые, реактивные, турбовинтовые, турбореактивные, ракетные. Подберите однокоренные слова. Какие сложные слова мы встречали на уроках. Назовите их.
Словарная работа: самолёт
«Имя существительное»
ЦЕЛИ: Углубление знаний об имени существительном. Распознавать постоянные и непостоянные признаки. Воспитание интереса к изучению данной темы, аккуратности, прилежания.
Кто? Что? мышь берёза щука погрузка котёнок чашка петух море сова самолёт
Образуйте множественное число Утёнок – звено – поросёнок – перо – лесоруб – Выделите корень.
Утёнок – утята звено – звенья поросёнок – поросята перо – перья лесоруб – лесорубы Выделите корень.
Множественное число Брюки Очки Ножницы Весы Качели Сани Шахматы Каникулы
Распределите существительные в 3 столбика Весна, хлеб, пальто, земля, мама, язык, метро, платье.
Определить род существительного Рёва, врач, коллекционер.
Домашнее задание: составить небольшой рассказ ( 3 – 5 предл.) с именами собственными на тему « Наш класс»
Лесенка знаний СМОГУ ПРИМЕНИТЬ НА ПРАКТИКЕ, ОКАЖУ ПОМОЩЬ!
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3-м классе "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"
Цели:
1. Умение определить имя существительное в тексте.
2. Формировать умение распознавать существительные обозначающие одушевленные или неодушевленные предметы, имена собственные или нарицательные.
3. Тренировать умение изменять имена существительные по числам, определять ряд имен существительных.
4. Воспитывать любовь к Родине, чувства патриотизма через работу с пословицей.
5. Способствовать орфографической зоркости, памяти, внимания, мышления, умения делать выводы и обобщать.
6. Формировать навыки грамотного и каллиграфического письма.
Ход урока
- Организация начала урока.
(слайд 2)
- Минутка чистописания.
Запишите правильно и красиво слова, написанные на доске.
Что это за слова? ( обращаем внимание на слияние букв) ( слайд 3 )
- Словарно-орфографическая работа.
Отгадайте загадку. ( слайды 4 – 7)
Запишите словарное слово. Подберите однокоренные слова. Выделите корень.
На какой звук начинается слово? Какая часть речи начинается на это звук? ( слайд 8)
IV. Актуализация знаний.
Что мы знаем об имени существительном?
( составляем наборную таблицу )
Давайте разберем каждый признак.
Таблица : имя существительное
Кто? Что?
Одушевленные неодушевленные
Собственные нарицательные
Число имени существительного
Род имени существительного
Склонение падеж
1. Одушевлённость и неодушевлённость – это постоянный признак имён существительных.
Почему?
Если существительное отвечает на вопрос КТО? – оно уже не может отвечать на вопрос ЧТО?
Разделите слова на две группы. Существительные, отвечающие на вопрос КТО? и ЧТО?
Слова дети записывают под диктовку, взаимопроверка.
Берёза, петух, погрузка, мышь, чашка, щука, море, котёнок, самолёт, сова.
Объясните орфограммы. ( слайд 10 )
КТО? | ЧТО? |
Мышь | берёза |
щука | погрузка |
котёнок | чашка |
петух | море |
сова | самолёт. |
Допишите самостоятельно в каждую группу по 2 слова.
Проверка.
Слово погрузка разберём по составу.
Вывод: - Какие слова называются одушевлёнными (неодушевлёнными) ?
Это постоянный признак или непостоянный?
2. Собственные или нарицательные имена существительные. ( работа в парах, взаимопроверка)
Какие существительные называются собственными?
Какие существительные называются нарицательными?
Под диктовку запишите предложение
Мой друг Петя любит гулять с овчаркой Стрелкой по берегу реки Невы.
Назовите имена собственные. ( подчеркните имена собственные)
Вывод: - Что значит существительные собственные и нарицательные?
Это постоянный или непостоянный признак существительных?
Физкультминутка
3. Число имён существительных. ( слайд 11, 12)
Ед.ч. – если существительное обозначает 1 предмет.
Мн.ч. - если существительное обозначает 2 или более предметов
Существительные изменяются по числам?
Значит это признак непостоянный!
Самостоятельная работа
Образуйте родственные слова к данным существительным во множественном числе. Запишите их парами. Подпишите число.
Утёнок –
звено –
поросёнок –
перо –
лесоруб -
Выделите в словах корень. Что это за слова? Взаимопроверка в парах.
Проблемный вопрос: в русском языке есть слова, обозначающие один предмет,
а относятся ко мн.ч.. Приведите примеры. (сани, ножницы, весы, брюки…) ( слайд 13)
4. Род имён существительных.
1) Существительные изменяются по родам? (Нет)
Они имеют род. Значит род существительных – это постоянный признак.
Сколько родов имеет имя существительное? Какие?
2) Задание: распределить существительные в 3 столбика соответственно:(слайд 14)
ж.р. м.р. ср.р.
Весна, хлеб, пальто, земля, мама, язык, метро, платье.
Какие слова-помощники вам помогали в выполнении задания?
Запишите существительные и определите их род:
рёва, врач, коллекционер.
Это существительные общего рода
5. Самостоятельно запишите по рядам: ( коллективная работа)
1 ряд – сущ. ж. р. | |
2ряд - сущ. м. р. | слова на тему “Школа” |
3 ряд - сущ. ср. р. |
Дом.задание: составить небольшой рассказ (3-5 предл.) с именами
собственными на тему “Наш класс”
VI. Итог урока.
Все признаки имён существительных мы назвали?
А какой признак мы только узнали и будем знакомиться в 3 классе ?
Оцените себя (у каждого карточка с именем, дети прикрепляют их на доску около “5”, “4”, “3”.
Докажи свою оценку (несколько спросить по схеме:
- мне понравилось…
- я даже на думал(а)…
- я сегодня вспомнил(а) или узнал(а)…
- Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закрепление "Имя существительное" 2 класс "Школа России"
Разработка урока включает тестовое итоговое задание.Урок сопровождается презентацией....
«Изменение имен существительных по числам» 3 класс "Школа России"
Конспект урока, презентация, раздаточный материал (карточки)...
Тест по теме "Имя существительное" УМК "Школа России" 4 класс
Тест из 17 вопросов ( 2 варианта) поможет проверить учителю качество знаний учащихся по русскому языку в 1 четверти....
Урок на тему:" Склонение имён существительных", 3 класс, "Школа России"
В данной работе предоставлен конспект урока и презентация к нему....
Тест по теме "Имя существительное" УМК "Школа России" 4 класс
Тест в двух вариантах.Проверка усвоения знаний учащихся по темам "Существительные единственного и множественного числа"....
Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже 4 класс "Школа России"
Русский язык 4 класс новая тема...
Урок русского языка 3 класс. Школа России. Тема "Имя существительное"
Урок русского языка 3 класс по теме: "Имя существительное". "Школа России"...