Спряжение глаголов.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Цель: совершенствовать знания учащихся о спряжении глаголов настоящего и будущего времени; развивать умение определять спряжение глаголов по неопределённой форме, творческое мышление, орфографическую зоркость; воспитывать любовь к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 25.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Спряжение глаголов.
Цель: совершенствовать знания учащихся о спряжении глаголов настоящего и будущего времени; развивать умение определять спряжение глаголов по неопределённой форме, творческое мышление, орфографическую зоркость; воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: плакат «Остров глаголов», словарные слова, слова к упражнению, памятка.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Приветствие.
- Готовность к уроку.
- Посадка.
2.Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке закрепим изученное о глаголе.
3.Чистописание.
- Начинаем наш урок с чистописания. Рассмотрите сочетания букв на доске:
Ут ют ат ят
- Что вы можете о них сказать?(это окончания глаголов 1 и 2 спряжения в 3 лице множественного лица).
- Прочитайте слова:
Гуляют спят мычат ведут
- Что общего в этих словах? (это глаголы настоящего времени, 3 лица, множественного числа).
- А теперь откройте тетради, запишите дату, классная работа и две строчки минутки чистописания:
1 строчка – сочетание букв чередуем
2 строчка – записать слова 1 раз. (Соблюдаем правила посадки и написания букв).
Задание: в словах выделите личные окончания глаголов и укажите спряжение.
- Проверяем: назовите глаголы 1 спряжения, 2 спряжения.
- Что такое спряжение глаголов? (изменение глаголов по лицам и числам).
- Как определить спряжение глаголов? (поставить глагол в начальную форму, в 3 лицо множественного числа). Работа с памяткой.
- Что будем закреплять о глаголе? Какова тема урока?
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ.
- А теперь запишите слово «Словарь».
4. Словарно – орфографическая работа.
- Добавьте гласные и составьте слова.
- На доске даны словарные слова. Добавьте к ним гласные и составьте слова.
БЛ**ТЬ, В**ТЬ, ГЛ*Д*ТЬ, Д*М*ТЬ, *ЗД*ТЬ, КЛ**ТЬ, Н*В*Л*ТЬ, Н*Г*Д*В*ТЬ, Н*Н*В*Д*ТЬ.
- Что общего у этих слов? (это глаголы неопределённой формы).
- Назовите суффиксы в основах глаголов и сравните их.
- В чём их различие? (глаголы н.ф. с суффиксами –И – 2 спряжение, а все остальные – 1 спряжение).
- На какие 2 группы распределим эти слова? (1 и 2 спряжения).
- Распределите эти глаголы по спряжениям и запишите их.
Проверка: Какие глаголы отнесли к 1 спряжению, ко 2 спряжению?
1спр.: блеять, веять, думать, лаять, негодовать.
2спр.: гладить, ездить, клеить, неволить, ненавидеть.
- Назовите ещё раз глагол – исключения. Какие знаете глаголы – исключения? Назовите их. Работа с памяткой.
- Как определяли спряжение глаголов, по какой форме?
- Запись предложения под диктовку.
- А теперь запишем предложение под диктовку с комментированием. У доски записывает предложение… , а остальные на месте:
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
- Разобрать по членам и по частям речи, у глагола указать морфологические признаки. (это предложение невосклицательное, повествовательное, простое, распространённое, с однородными членами).
- Что такое спряжение?
5. Проверка домашнего задания.
- Откройте домашние тетради и учебники, проверим домашнее задание.
- Какое упражнение выполняли дома? (упр.170)
- Какое задание было дано в упражнении?
-Проверяем: называете глагол, разбор по составу и его морфологический признак.
Пилите - н.в., 2л., мн.ч., 2 спр. Светит - н.в., 3л., ед.ч., 2 спр.
Плаваешь - н.в., 2л., ед.ч., 1 спр. Напишу – б.в., 1л., ед ч.
Убегу – б.в., 1л., ед.ч. Играем – н.в., 1л., мн.ч., 1спр.
- Как же правильно написать безударное окончание глагола? (нужно поставить в 3 л., мн.ч. или в н.ф.)
-Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения, какие – 2 спряжения?
-Закройте домашние тетради и отложите их.
6. Упражнение в распознавании спряжения глаголов.
- Продолжим работу над правописанием безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.
- Определить спряжение глаголов.
- На доске записаны слова:
Синеет, лечат, поспешишь, удивишь, пишет, ночуют, кормят, брить, встречу, стелют, слушаешь, дышать.
- Прочитайте их.
- Чем они различаются? (окончанием, спряжением, временем, н.ф., глаголы-исключения).
- Как определить спряжение глагола? ( по н.ф., 3л. мн.ч., не являются ли глаголами-исключения).
- Спишите глаголы, указывая спряжение и выделите личные окончания глаголов.
- Проверяем цепочкой.
- Работа по учебнику.
- Сегодня на уроке будем выполнять упражнения повышенной трудности, у кого возникнут затруднения, обращайтесь за помощью к трудным заданиям в конце учебника.
УПР.160 – коллективная работа на месте.
- А теперь выполним упражнение 160 на стр.112.
- Прочитайте 1 задание. На какие 2 группы распределите глаголы? ( по спряжениям).
- Запишите их по спряжениям.
- Как определить спряжение глаголов? РАБОТА С ПАМЯТКОЙ.
- Глаголы будем писать в 3 лице мн.ч. и выделять окончания.
- Задание выполняем на месте цепочкой.
- В каких глаголах особенно было трудно определить безударное окончание глаголов?
- Прочитайте 2 задание.
7. Физминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
8. Закрепление изученного материала.
- Продолжаем урок. Выполняем упр. 161 – устно, коллективно.
- Прочитайте 1 задание.
- В какой форме даны глаголы? (н.ф.)
- Можно ли эти глаголы распределить по спряжениям в 2 группы? Почему?
- Чтобы выполнить это упражнение, обратитесь за помощью к трудным заданиям на стр.135. Откройте её. Прочитайте задание.
- Поставьте эти глаголы в форму 2 лица ед.ч., укажите спряжение.
- Нужно ли у этих глаголов определять спряжение? Почему?
- Прочитайте 2 задание.
- Давайте ещё раз повторим , какие глаголы – исключения вы знаете? РАБОТА С ПАМЯТКОЙ.
- Выборочный диктант.
- У доски работают 2 ученика, остальные в тетрадях.
- Выпишите только глаголы. Определите спряжение, выделите личные окончания глаголов. (Читаю предложения 2 раза).
Светит косая метель. Белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Скользит по дорогам яростная позёмка. Гонятся вихри за санями, за машинами. Тонут в белых холмах заборы.
- Проверяем. (ученики открывают доску, проверяем, исправляем ошибки)
- Вопросы: - 1уч.: - что такое спряжение глаголов?
2 уч: - как определить спряжение глаголов?
9. Итог.
- Как правильно написать безударное окончание глагола?
Выставление оценок.
10. Домашнее задание.
- Закройте тетради. Откройте дневники, запишем домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.
Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера....
Конспект урока по русскому языку. Тема: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»
Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения; развивать внимание,...
Презентация на тему "Понятие о спряжениях глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения".
Разработка к уроку русского языка на тему "Спряжение глаголов"....
«Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения». Урок предъявления новых знаний. Используемые тех...
Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс
Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...
Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения
Технологическая карта по ФГОС с презентацией Тема: «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения».Класс: 4Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомлени...
Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Дата: 27.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 21...