Методическая разработка с использованием технологии развития критического мышления
методическая разработка по русскому языку на тему

Иванова Елена Васильевна

Предмет: русский язык

Тема урока: «Несклоняемые имена существительные»

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nesklonyaemye_imena_sushchestvitelnye.docx39.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 321

Центрального района

Предмет: русский язык

Учитель: Иванова Елена Васильевна

Тема урока: «Несклоняемые имена существительные»

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Задачи урока:

1. Познакомить с особенностями несклоняемых имён существительных

2. Упражнять в умении распознавать несклоняемые имена существительные

3. Формировать умение правильно употреблять несклоняемые имена существительные в речи

Универсальные учебные действия:

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися  того что еще будет новым и интересным.

Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации участие в диалоге, самовыражение.

Личностные: положительное отношение к изучению русского языка, умение анализировать и осмысливать свои достижения.

Образовательные технологии: развитие критического мышления

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

А) Запись слов под диктовку: аппетит, частица, сердце, стрела, дрожь, лестница.

Задание на внимание.

- Если слова записаны без ошибок, то выполнив задние на внимание, вы получите слово: - в I слове – третья буква, в II слове – вторая буква, в III – четвертая, в IV – четвертая, в V - четвертая, в VI – шестая. Какое слово получилось? (Падежи)

- Зачем изучать падежи?

- Для того, чтобы грамотно писать окончания, только ли падежи необходимо знать? (нет, еще и склонения)

- На какие три группы можно разделить записанные слова?

Б) Просклоняйте слово дрожь. В каких падежах возникли трудности в написании окончаний?

  1. Стадия проблемы

Прочти стихотворение А.Хайта:

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру,

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне…

А вернее – я и ты

Без кашна и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура

Ходит-бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашел,

Занял там свободный стол.

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино!

Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать –

Будут польта выдавать!

- Почему мы с вами смеялись? Запишите подчеркнутые слова правильно.

  1. Стадия осмысления

- Не все существительные умеют изменяться, их нельзя просклонять. Такие существительные называются несклоняемые.

Прием критического мышления «Кластер»

Учитель записывает тему урока как «сердцевину» кластера. Вместе с детьми формулирует и записывает вопросы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы в течение урока.

Дети пытаются ответить на вопросы в парах. Заслушиваются ответы пар. Делаются выводы.

  1. Этап рефлексии

- Придумайте предложение, в котором бы встретились несклоняемые существительные. Кто хотел бы поделиться с нами? Прочитайте.

Самые интересные записываем и определяем падеж.

- Что нового узнали на уроке? (Есть особая группа существительных – несклоняемые.)

- Что такое несклоняемые существительные? (Существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму.)

- Что можете сказать про окончание несклоняемых имён существительных? (Они не имеют окончания (всё слово-основа))

- Можно ли у них определить падеж? (Падеж можно определить только в тексте.)

- Послушаем окончание стихотворения А. Хайта:

Чтобы грамотными стать

И писать отлично,

Никогда нельзя менять

В падежах различных

Ни кино, ни домино,

Ни бюро, ни метро,

Ни кашне и ни пенсне,

Ни шоссе, ни шимпанзе

Можно песню распевать

При честном народе,

Если только не менять

Ни в числе, ни в роде

Ни какао, ни депо,

Ни кафе и ни пальто,

Ни колибри, какаду,

Ни жюри, ни кенгуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме: В Гаршин "Лягушка - путешественница"с использованием технологии развития критического мышления

На этом уроке учащиеся познакомятся   с жизнью и творчеством В.М. Гаршина; научатся  определять нравственный смысл сказки, сравнивать сюжеты различных сказок о животных; отвечать на поставле...

Методическая разработка "Использование технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо в учебном процессе"

Методическая разработка знакомит с поэтапным применением технологии "Развития критического мышления через чтение и письмо" в практике учителя начальных классов...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Методический материал "Использование технологии развития критического мышления"

Использование приёмов технологии развития критического мышления в начальной школе...

Методическая разработка урока по окружающему миру с использованием технологии развития критического мышления

Цель урока: создать условия для знакомства  с факторами, составляющими основу экономики....

Методическая разработка на тему : "Методические приемы использования технологии развития критического мышления при обучении детей с ЗПР"

Технология развития критического мышления позволяет активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учит самостоятельности, умению формировать и обосновывать собственную то...