Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Русский язык
2. Класс 4 «Школа 2100»
3. Тема урока: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью.
4. Цель:
– Развитие умений отличать предложения с прямой речью от других предложений, наблюдать за расстановкой знаков препинания в таких предложениях.
– Наблюдение за использованием предложений с прямой речью в художественном тексте.
5. Планируемые результаты:(Личностные, метапредметные, предметные)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Предметные УУД
1.Развитие умений отличать предложения с прямой речью от других предложений.
2.Наблюдать за расстановкой знаков препинания в таких предложениях.
3.Наблюдение за использованием предложений с прямой речью в художественном тексте.
6. Материально-техническое обеспечение:
Р. Н. Бунеев Русский язык 4 класс.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Компьютер.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Используемые ЭОР: название, тип, вид, ресурса. Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР | Обоснование целесообразности использования ЭОР | Время (в мин.) |
Организационный момент | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) – Напишите «Классная работа». | -Дату.
Комментированная запись числа. | 2 | ||
Ι. Актуализация знаний. | Словарная работа. 1. – Прочитайте слова, определите часть речи. Сочинять, решать, выражать, стараться. – Образуйте от них имена существительные. К какой части речи относятся новые слова? – Запишите слова, подчеркните букву гласного, написание которой надо запомнить. – Составьте и запишите предложение со словом решение. | Сочинение, решение, выражение, старание. Дети составляют и записывают предложение. | 5 | ||
III. Открытие новых знаний. III. Открытие новых знаний. IV. Развитие умений. | Проблемная ситуация. 1. – Послушайте два предложения. Чем они различаются? Учитель произносит: 1) – Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре, что тайное всегда становится явным. 2) – Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным». – Какое предложение точно, дословно передаёт слова мамы? Такие точно, дословно переданные слова и называются прямой речью. -Сравни два предложения и отметь то, которое точнее передает слова автора. –Попробуйте сформулировать основной вопрос урока. 2. Работа по учебнику. Чтение диалога Игоря и Оли в рубрике «Определяем основной вопрос урока» (с. 82). Эти два проблемных вопроса записываются на доске. – Давайте составим план урока. – Что мы сейчас с вами делали? -Прослушайте отрывок с прямой речью. Речь скольких людей ты слышишь | -Второе предложение. -Как найти прямую речь в предложении? В каких предложениях она встречается? Диалог обсуждается в парах, после чего ученики формулируют вторую проблему урока:как оформляется прямая речь на письме? Дети вместе с учителем составляют план. -Формулировали тему урока. Составляли план. Дети слушают, отвечают на вопросы. | Интерактивное задание Практическое задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a0dee106-9ca4-4927-9ac3-3f267ff76ec6/%5BNS-RUS_4-04%5D_%5BQS_063%5D.html Интерактивное задание Анимация для обсуждения с классом. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ac87bff5-e5c7-49ca-970a-48c2dbaa6ce7/%5BNS-RUS_4-04%5D_%5BMA_064%5D.swf | Упражнение для наблюдения с практическим выполнением задания. Определение на слух предложений с прямой речью. | 5 2 |
1. Нахождение прямой речи и слов автора. а) Наблюдение по учебнику (упр. 83). – Кто автор этих стихотворных отрывков? – Определите по рисункам на пазлах, из каких сказок здесь строки. – Прочитайте первый отрывок. Кому принадлежат выделенные слова? Откуда это известно? б) Чтение определения. Оно записано на доске. Прямая речь – это передача чужой речи дословно, без изменения. – Прочитайте в предложениях только прямую речь. – Почему эта речь получила такое название? – Что ещё есть в предложениях с прямой речью? Учитель сообщает, что такие слова называются словами автора. – Сделайте общий вывод: из чего состоят предложения с прямой речью? в) Работа над определением. – Прочитайте определение в рамке (с. 84). – Назовите ключевые слова. – Какие сокращения вводятся для них? – Задайте вопрос к каждой части. – В какой из них содержится ответ на вопрос: что такое прямая речь? Что такое слова автора? | Затем дети читают остальные отрывки и отвечают на эти же вопросы. -Часть, в которой назван тот, кто говорит, автор этой прямой речи. -Из слов автора и прямой речи. [Буквы А (слова автора) и П (прямая речь).] -Во второй части. |
| 10 | ||
2. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью. а) – Понаблюдаем, как оформляются на письме предложения с прямой речью. – Как выделена прямая речь в отрывках из упр. 83?– Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки? Какой ещё знак «сигнализирует», предупреждает: дальше будет прямая речь? б) Сравните свой вывод с авторским (в рамке в учебнике на с. 85). – О чём ещё, не отмеченном вами, здесь говорится? – Как вы думаете, от чего зависит выбор знака – точка, вопросительный, восклицательный, многоточие? – Обратите внимание! Где стоят эти знаки? Все ли занимают одинаковое положение? - Рассмотрим таблицу. | -Жирный шрифт, кавычки. -Чтобы легко было узнать говорящего, определить границы прямой речи. -Двоеточие. -О знаках в конце прямой речи. -От содержания прямой речи, цели высказывания, интонации. -Нет, точка стоит после последних кавычек, а все остальные знаки перед кавычками. Дети наблюдают, объясняют постановку знаков препинания. | Материал для наблюдения. Текст. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1f1f1aa2-0af3-42ef-9028-7cad22648b88/%5BNS-RUS_4-04%5D_%5BTQ_065%5D.html | Наблюдение за постановкой знаков препинания в предложениях с прямой речи. | 5 | |
1. Работа в учебнике. Упр. 84 – развивается умение находить прямую речь на основе выявленных признаков: точной, дословной передачи чужой речи и графического (пунктуационного) оформления. – Прочитайте. Как легче читать? Расставьте знаки препинания. -Перетащи мышью в предложение нужные знаки препинания. | . Выполняется по «шагам» в задании. Дети читают, объясняют, расставляют знаки препинания. Дети выполняют задание и записывают в рабочих тетрадях. | Интерактивное задание Практическое задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4cbe5604-0c71-4a1a-98ad-73e8230a3491/%5BNS-RUS_4-04%5D_%5BQS_066%5D.html | Практическое задание для закрепления знаний. | 5 5 | |
Вопросы к ученику, выполнявшему работу): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Дети отвечают на вопросы. Начало формирования алгоритма самооценки. | ||||
V. Итог урока. | 1. – Ответьте на вопросы, поставленные в начале урока. 2. – Прочитайте ключевые слова урока. Все ли они соответствуют теме урока? Чужая речь. Слова автора. Прямая речь. Однородные члены. Дословно. | Слова автора. Прямая речь. | 4 | ||
VI. Домашнее задание. | – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | Ответы детей. | |||
1. Выписать из учебника «Литературное чтение» («В океане света») одно предложение с прямой речью. 2. По ключевым словам уметь передать содержание правила на с. 84. | Дети записывают дом. задание. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РУССКИЙ ЯЗЫК . ПРОГРАММА «ШКОЛА 2100» . 4 КЛАСС. Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью
Цель: Введение предложений с прямой речью (конструкция предложения «слова автора плюс прямая речь»), показ роли таких предложений в речи....
Урок русского языка. 4 класс. "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью". Конспект урока + презентация.
В разработку входит конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью", УМК "Школа 2100" , автор: Е.В. Бунеева, Н.А. Исаев...
Урок русского языка "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью"
Урок открытия новых знаний. Дети знакомятся с понятием "Прямая речь", учатся оформлять прямую речь на письме....
Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью.
Познакомить ребят с прямой речью, схематическим её изображением и с расстановкой знаков препинания в этих предложениях....
Тема: «Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью» 4 класс
Тема: «Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью» 4 класс...