Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок расширяет знания о функциях мягкого знака ,учит детей правильно писать имена существительные с шипящим на конце.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Подготовила учитель начальных классов Пенкина Н.Ю.
ТЕМА : Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
КЛАСС : 3 (1-4)
ОБОРУДОВАНИЕ : учебник «Русский язык», карточки с заданиями для исследовательской работы в группах, опорные карточки со словами «дочь», «глушь», опорная таблица с алгоритмом, индивидуальные таблицы с алгоритмом, индивидуальные карточки с заданиями.
ТИП УРОКА : сообщение новых знаний.
ЦЕЛЬ УРОКА :
научить детей правильно писать имена существительные с шипящими на конце.
ЗАДАЧИ УРОКА :
1. Углубить знания о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный мягкий знак, показатель женского рода имен существительных после шипящих; формировать умение распознавать существительные женского и мужского рода с шипящими звуками на конце.
2. Развивать орфографическую зоркость, речь, новые орфографические возможности письма, обогащать словарный запас учащихся.
3. Воспитывать культуру общения, уважение к русскому языку, умение работать самостоятельно и коллективно.
ХОД УРОКА.
1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАЧАЛО.
( проверить готовность, посадку, создание мотивации на предстоящую деятельность)
_ Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой, которую, я думаю, вы сами сможете определить по ходу урока. Будем работать вместе и самостоятельно.
2. ЧИСТОПИСАНИЕ.
На доске : з, ч, ф, с, ш, ц, ж, ч
_ Выберите буквы, обозначающие шипящие звуки. Запишите их поочерёдно в тетрадь.
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ( повторение изученного о мягком знаке)
На доске :
Кон_ки, друз_я, вороб_и, ладон_, ден_, лист_я.
_ Прочитайте слова самостоятельно, подумайте, какие буквы пропущены и запишите слова в два столбика по пропущенным орфограммам. (1 человек за доской.)
Проверка.
_ Почему разделил слова на такие группы?
( Ь- показатель мягкости согласного, разделительный мягкий знак)
ВОПРОС № 1 (на доске)
1. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РОЛИ Ь?
2. ЧТО ХОТИМ УЗНАТЬ?
3. ЧТО УЗНАЛИ?
4. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (создание ситуации, приводящей к проблеме)
_Предлагаю вам слово :
ДОЧЬ
_К какой группе вы отнесёте это слово?
_Почему?
_ Давайте понаблюдаем за словом.
_Произнесите последний звук? ( [ч]-мягкий )
_ Какой он? (Согласный, шипящий, мягкий)
_ Что вы можете сказать о написании слова? (на конце слова после ч написан ь)
_ А теперь в слове дочь я закрою Ь. Прочитайте, произнесите звук на конце.
(звук произносится, так же как и с Ь)
_Куда определим слово дочь ? (к 3 группе)
Предлагаю другое слово ГЛУШЬ
_ Как понимаете это слово? (работа со словарём)
_Произнесите последний звук.
_Какой он?
_Что скажите о написании слова ?
_ А теперь в слове ГЛУШЬ я закрою мягкий знак. Прочитайте, произнесите звук на конце.
_ Куда определим слово ГЛУШЬ ? (к 3 группе)
ДОЧЬ
ГЛУШЬ
_Почему в этих словах пишется мягкий знак ?
Проблема.
_Хотите узнать почему?
ВОПРОС №2 (на доске)
2. ЧТО ХОТИМ УЗНАТЬ?
_Сегодня мы узнаем, когда после шипящего пишется Ь и тема нашего урока звучит так:
МЯГКИЙ ЗНАК В КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ. (на доске
5. ОТКРЫТИЕ ДЕТЬМИ НОВОГО ЗНАНИЯ.
_Предлагаю поработать в группах. Вы выбрали в каждой группе ведущего исследователя. Внимательно читайте задание и «шаг за шагом» выполняйте работу.
Работа в группах. (карточка 1)
_Каждая группа оформляет работу на листе А4.
Защита выводов ведущими исследователями.
1 группа У существительных после шипящих на конце Ь пишется только в Ж.Р., а в М.Р. не пишется.
_А 2 и 3 группы, к каким выводам пришли?
_Молодцы! Смогли сами сформулировать правило. Давайте проверим не ошиблись ли мы?
Работа с учебником стр. 29, правило.
_Читаем правило, сравниваем.
_Открою вам небольшой секрет, чтобы лучше его запомнить: женщины - мягкие, добрые и у существительных Ж.Р. пишется Ь, а мужчины - суровые, твёрдые и у существительных М.Р. Ь не пишется.
6. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ.
_Почему в словах 3 столбика на конце пишется Ь? (Ж.Р.)
_Убираю Ь.
_Какова роль Ь в этих словах? (указывает на Ж.Р. существительных с шипящими на конце).
_Это орфограмма. Будем обозначать её так ЧЬ, ШЬ
7. СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА.
_ Давайте составим алгоритм (план действий) при написании существительных с шипящими на конце.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМИ НА КОНЦЕ
РОД
Ж.Р. М.Р.
Ь ___
8. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
стр. 30, упр. 46 по вариантом.
9. МОМЕНТ КОНТРОЛЯ.
Взаимопроверка.
_Поднимите руку, кто справился без ошибок. Что вам помогло?
10. ИГРА.
_Отгадываем вместе загадки. Если в слове-отгадке надо писать Ь- встают девочки, если в слове- отгадке не надо писать Ь, то встают мальчики.
ЗАГАДКИ.
1) Бабушка седа - бела
Зимой всем мила,
А как лето наступает
Про бабушку забывают.
( печь)
2) По пустому животу
Бьют меня, а я молчу
Метко сыплют игроки
Мне ногами тумаки.
(мяч)
3) Серый шарик под лавкой шарит.
(мышь)
4) Беленькие горошки
На зелёной ножке. (ландыш)
5) У речки стоит, при ветре шуршит.
(камыш)
6) Чёрный Ивашка, деревянная рубашка.
Где носом пройдёт, там заметку кладёт.
( карандаш)
11. ИТОГ УРОКА.
_Обратимся к ВОПРОСУ №3.
_Что было трудным, интересным, лёгким?
12. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Выучить алгоритм,
стр.29, правило, стр. 31, упр. 48
13. РЕФЛЕКСИЯ.
_Положите кружок в один из этих конвертов.
1. Понял, могу
помочь другому.
2. Понял.
3. Понял, но нужна
помощь.
4. Ничего не понял.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Урок русского языка 3 класс. Учебник "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик.На уроке использованы упражнения для интеллектуального развития учащихся, также применены групповые формы работы с ра...
Открытый урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Открытый урок русского языка с применение технологии проблемного обучения...
урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...
урок по русскому языку 3 класс "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Конспект урока по русскому языку по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих".На уроке используется работа в парах,проблемная ситуация,дети учатся сравнивать, анализировать, выдвигать ...
Урок-презентация русского языка по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
разработка урока...
Урок по русскому языку. Мягкий знак на конце существительных после шипящих
урок по русскому языку...
Дидактические карточки "Мягкий знак на конце существительных после шипящих", 3 класс
Дидактические материалы в помощь учителю для индивидуальной работы с учащимися...