Урок руссого языка для 2 класса
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка с элементами экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_russkogo_yazyka_s_elementami_ekologii.docx | 30.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе с элементами экологии
Тема: Главные члены предложения
Цель: Формирование умений устанавливать связь слов в предложении.
Задачи: развивать умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: макеты деревьев, слово “лес”, “Жалобная книга”, связка грибов, таблица “Главные члены предложения”, магнитофон.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте!
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот - тетрадки.
Не хочется играть.
Сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный.
Сегодня в классе у ребят.
Урок уж больно важный!
П. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня у нас необычный урок-практикум “Зеленого патруля”. Урок-практикум - это значит, что занятие наше будет практическое. Будем продолжать учится устанавливать связь слов в предложении, закреплять знания о главных и второстепенных членах предложения.
А вам, ребята, я предлагаю стать в роли “Зеленого патруля”. “Зеленый патруль” - это дети, которые оберегают природу, помогают ей, облагораживают ее.
III. Чистописание.
Для того, чтобы узнать, чем будет сегодня заниматься “Зеленый патруль” и куда он отправится - нам необходимо для него проложить дорожку. Дорожкой будут служить строчки чистописания.
а) Молодцы! Хорошо написали. Нам открывается дорожка в (открываю слово) “лес”. “Зеленый патруль” рассмотрит жалобы от жителей леса, которые поступили в нашу “жалобную книгу”. Возьмите с собой тетради, ручки, линейки, карандаши, учебники. Может придется что-то зафиксировать, обратиться к учебнику.
IV. Словарная работа. (Открывается “Книга жалоб”)
Жалоба уток
“Злой охотник решил пострелять в такое время, когда охота запрещена, так как у уток появились утята”.
Ребята мы спасем уток, если правильно запишем словарные слова: Горох, земляника, малина, урожай, черный, желтый. Утки спасены. Молодцы.
V. Работа по теме урока.
Жалоба Лесовичка - хозяина леса
“Совсем перестали люди беречь природу: деревья рубят, гнезда разоряют, грибницы разрушают. Хуже того приходят в лес мальчишки, гнут тонкие молоденькие березки и катаются на них, пока беззащитное деревце не переломится. Пощадите природу, берегите лес, птиц, зверей и все остальное, посадите деревья”.
Ребята мы сегодня можем посадить только воображаемые деревья, но вы, надеюсь, посадите и настоящие.
Задание 1: Запись предложения под диктовку.
В результате правильного выполнения задания на доске будут появляться деревья.
Под деревьями дрожат солнечные зайчики.
Выделите все орфограммы.
Найдите главные члены и второстепенные. Назовите слова связанные по смыслу. Что для этого нужно сделать? (Поставить вопросы)
Молодцы. На доске появляются деревья.
Лесовичок приготовил для нас экологические данные о продолжительности жизни отдельных пород деревьев: Сосна - до 350 лет, Вяз - до 400 лет, Липа - до 500 лет, Ель - до 500 лет, Кедр - до 850 лет, Дуб - до 2000 лет.
VI. Физкультминутка под музыку.
Лесовичок нас приглашает в воображаемый лес на прогулку. Гуляем, ходим по лесу, дышим воздухом лесным, разглядываем цветы, но не рвем. Три хлопка - спеши на урок за парту.
Жалоба белки
Летом злой охотник прострелил мне лапу. Все лето проболела, лечилась соком трав и цветов. И вот уже осень, впереди зима, скоро завоют метели, ударят морозы. Как быть мне без запасов? Помогите”. Ребята, надо помочь белке. За выполненное задание белка получит грибы.
Задание 2. Работа с учебником.
а) Вопросы:
Прочитайте в учебнике о подлежащем и сказуемом.
Чем они сходны. (Это главные члены предложения)
Прочитайте о второстепенных членах предложения. Что они поясняют в предложении? Приведите пример.
Прочитайте сведения на с. 40.
Что вы узнали о словах в предложении? (Слова связаны между собой по смыслу)
Как найти слова, которые связаны между собой по смыслу? (Ставьте вопросы от одного слова к другому)
б) Индивидуальные задания по карточкам.
Учитель раздает индивидуальные карточки с заданием: подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.
Устно ставьте вопрос от одного слова к другому.
Карточка №1.
Прыгает веселая белка. Прилетели шумные воробьи.
Карточка №2.
В реке плавают маденькие рыбки. Мелькают черные жучки.
Карточка №3
Закружились желтые листья. Облетел высокий клен.
в) Упражнение в установлении связи слов в предложении.
Продолжаем собирать белки грибы. Упражнение № 96 (2 предложения).
Списать. Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Устно ставить вопросы от одного слова к другому. Задание выполнено. Белка получает грибы.
VII. Физкультминутка.
- Видели ли вы, как просыпается утром кошка? Потянемся так, чтобы хрустнули косточки. Затем расправим ручки, потом ножки, гнем спинку. Это мы делаем свою гимнастику.
VIII. Жалоба роз.
“Вредители поедают бутоны и листья. Яд не помогает против вредителей. Спасите нас”.
Мини-тест
- Выполнив мини-тест мы спасем розы.
1. Запишите букву, строчка под которой не является предложением:
а) В саду росли розы.
б) Колокольчики, пионы, маки.
в) Летом кусты цвели.
2. Запиши букву, под которой предложение неправильно разобрано по членам:
я) Пришла беда.
б) Завелись в розах червячки.
в) Воробьи облетели кусты.
3. Запиши букву, под которой предложение содержит только главные члены:
а) Началась возня.
б) Санитары сделали дело.
в) Летом цвели розы.
Проверка.
X. Итог работы.
Итог работы по индивидуальным карточкам.
“Зеленый патруль” рассмотрел все жалобы. Возвращаемся домой. Как найти слова в предложении, которые связаны по смыслу. (Ставим вопросы).
Какие главные члены предложения вы знаете? Как будем относится к природе? (Бережно). Что пожелаем природе? (Жить без жалоб)
XI. Оценки.
Урок внеклассного чтения во 2-м классе. В.Бианки "Музыкант"с элементами экологии
Тема: В.Бианки «Музыкант».
Цель: Формирование умений пересказывать текст, умение находить главную мысль в тексте.
Задачи:
1. Обучить пересказу.
2. Развивать навык чтения, умение выделять главную мысль произведения.
3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношения к природе, любви к родной природе, чувство сострадания, сопереживания к животным.
Оборудование: портрет В.Бианки, выставка книг писателя, учебник «Родная речь» (авт. М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова), иллюстрации с изображением медведей, магнитофон, кассета с записями: «Песенка Умки», музыка Антонио Вивальди; сюжетные картины к рассказу, толковые словари на партах.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Чтобы урок получился интересным, хочу вам посоветовать следующее (на доске плакат):
Душу и сердце в работу вложи, |
2. Проверка домашнего задания.
Каким было домашнее задание? (Выучить стихотворение А.Прокофьева «Мороз-Красный нос».)
Рассказать это стихотворение у доски. Как будете рассказывать? (Выразительно, громко, с чувством радости, т.к. это стихотворение-шутка).
3. Артикуляционная гимнастика.
На уроке мы будем читать о животном, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
На доске:
Мишка и мушка. |
- Что показалось в этом стихотворении вам особенно интересным? А может ли быть такое на самом деле?
- Какому жанру можно отнести это стихотворение? (Небылица)
Чтение стихотворения вместе с учителем.
Чтение стихотворения самостоятельно.
Чтение вслух отдельными учениками стихотворения.
У вас на столе лежат карточки с текстами о медведях. Прочитайте. Чтение детьми карточек.
ЧЕРНЫЙ МИШКА
Живет он в нашей стране только на Дальнем Востоке, в его южных районах, придерживаясь лесов. Но в поисках пищи поднимается и высоко в горы. Этот мишка — типичный вегетарианец, питается «плодами, корнями, луковицами, ягодами, побегами растений, летом поедает насекомых — жуков, бабочек, гусениц, муравьев. Он ловко и быстро забирается на деревья. Спать на зиму он устраивается в дуплах больших и старых лип, тополей, реже — в пещерах, в расщелинах скал.
По своим размерам черные медведи не особенно велики, длина туловища не больше 150—170 см, вес до 150 кг.
Черные мишки не агрессивны и при встрече с человеком стараются быстро скрыться.
БЕЛЫЙ МИШКА
Живет за полярным кругом, среди вечных льдов и снегов. Это самый большой, самый сильный и могучий брат семейства медвежьих. Он весит около 700 кг, а длина его туловища достигает целых три метра. Белый мишка не боится холода. В самые лютые морозы он купается в ледяной воде, отлично плавает, ныряет и нередко совершает длительные прогулки, удаляясь от суши в открытое море на десятки километров.
Много времени белый медведь проводит на плавающих льдинах, странствует по берегам и лишь изредка заходит в глубину суши. Его излюбленная пища — тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца, песцы. В природе белый медведь живет лет 30—35, в неволе — 20—25 и больше.
МИШКА В ОЧКАХ
Живут далеко, в Южной Америке, в глухих горных лесах. Очковые медведи — крупные звери, рост их достигает полутора метров, а вес до 100 кг. Шуба у них густая, черная и лишь на шее светло-желтая. А очковыми их назвали потому, что вокруг глаз у мишек светлые кольца, или пятна, создающие впечатление надетых больших очков. От природы они обладают хорошим зрением, а кроме того, высоко развитым слухом и чутьем. Эти звери чутки, очень быстры в движениях. За несколько секунд они могут забраться по гладкому стволу дерева на высоту 20—30 метров.
Питаются очковые медведи плодами деревьев, орехами, молодыми сочными побегами, не прочь отведать и птичьи яйца, закусить червячком, ящерицей.
ПАНДА
Медведь очень оригинальной окраски. Живет в бамбуковых лесах, в гористой части Китая. Это очень пугливые, осторожные звери. Днем панда не выходит из своих укрытий — берлог. С наступлением темноты принимается искать пищу. Их любимое лакомство — бамбуковые побеги. Панда, может поедать бамбук 10 часов без остановок.
БУРЫЙ МЕДВЕДЬ
Широко расселился по всей лесной полосе Европы и Азии. Шуба у него густая, плотная, а вот холода он боится, и как только зима на порог — мишка в берлогу и спит там до самой весны. Спит он долго. В разных районах обитания мишкин зимний сон длится от четырех до шести месяцев.
Где зима теплая (Кавказ, Закавказье), некоторые бурые медведи не погружаются в спячку. Они бродят по лесам и горам, и поэтому их называют шатунами. Они ищут корм.
Бурый мишка ест много и часто. Его меню: орехи и ягоды, дикорастущие фрукты и желуди, насекомые, пчелы и мед, птицы и их яйца, рыба, мелкие зверьки; нападает он на лосей и оленей, иногда и на домашних животных. Не прочь он полакомиться овсом или кукурузой.
Размеры бурых мишек: рост до 2 м, а вес в среднем 200—250 кг. Но бывают среди них и гиганты, килограммов на 500.
КОАЛА
Этих зверьков называют сумчатыми медведями. Внешне они очень похожи на медведей, но только очень маленькие. Рост взрослого коалы всего 60 см, а новорожденного - всего 2 см. Некоторое время он растёт, путешествуя в сумке-складке, расположенной, как у кенгуру, на животе. Через 8 месяцев перебирается на спину к маме и ездит таким образом. Медведица таскает своего малыша еще 2,5 года, пока он не станет самостоятельным. Коалы живут только в Австралии. Ни в одном зоопарке мира их нельзя встретить, потому что они очень разборчивы в еде. Питаются коалы только листьями эвкалипта, причем не всеми подряд. В разное время года они едят листья разных эвкалиптов.
- Что нового и интересного вы узнали о медведях? (Ответы детей).
4. Сообщение темы урока.
Сегодня мы познакомимся с творчеством Виталия Валентиновича Бианки, прочитаем рассказ «Музыкант» и подготовим пересказ.
Вывешивается портрет писателя. Сообщение биографии писателя учеником.
- Виталий Валентинович Бианки (1894 - 1959) -один из первых создателей природоведческой книги для детей. Биолог по специальности, страстный охотник, он с детства научился видеть, понимать и любить жизнь леса и его обитателей. В одной из статей: В.В. Бианки пишет: «У меня столько интересных наблюдений из жизни зверей, птиц, насекомых, что, боюсь, не хватит времени моей жизни описать все». По литературным жанрам творчество Бианки очень разнообразно: он пишет рассказы, сказки, повести, очерки. Им написано около 300 произведений. Бианки широко использовал в своих произведениях приемы народного творчества. Но по содержанию сказки Бианки отличаются от народных. В сказках мы почти не чувствуем присутствие автора. Зато во многих рассказах автор где-то рядом с нами, его нелегко отделить от героя. В сказках животные рассуждают и действуют как люди. Ведь иначе сказка не была бы сказкой (хотя правду у Бианки всегда легко отличить от выдумки). В рассказах изображение природы освобождается от условности, мир реален, конкретен.
Биолог по призванию и образованию, сын известного ученого-орнитолога, Бианки начал свою работу в литературе в 20-х годах, когда было ему около 30 лет. Бианки мастер литературной сказки. Почти все его сказки - научны, они вводят читателя-ребенка в мир живой природы и показывают этот мир, каким видит его биолог, материалист. Учась мастерству у народной сказки, писатель начал с того, что создавал как бы новые ее варианты. Нехитрые по сюжету рассказы заставляют читателя призадуматься. Порою в них заключена загадка, не разгаданная до конца.
Сжатые, лаконичные, до предела насыщенные фактами, книги Бианки глубоко современны, они говорят о важном, значительном, учат бережно относиться к живым сокровищам Родины.
5. Первичное знакомство с текстом.
Сейчас мы узнаем очень интересную историю, которую наблюдал охотник в лесу.
Словарно-лексическая работа.
Выяснение значения непонятных слов.
- Найдите в толковых словарях слова:
Медвежатник - охотник на медведей.
Завалинка - невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.
Опушка – край леса
Чтение рассказа учителем.
(После чтения предложения: «Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке…» – включить фрагмент музыкального произведения Антонио Вивальди).
Ваше мнение о рассказе. (Высказывания детей).
Мы слушали фрагмент музыкального произведения Антонио Вивальди, итальянского композитора, виртуоза - скрипача.
6. Физминутка.
Вспомните, в каких мультфильмах главным героем был медведь. (Ответы детей: «Три медведя», «Машенька и медведь», «Медвежонок Умка» и др.)
А вот медвежонок Умка приглашает нас отдохнуть.
Под музыку «Песенка Умки» дети выполняют движения.
7. Первичная проверка понимания текста.
- Какое увлечение было у старика?
- Любил ли старик музыку?
- Хорошо ли у него получалось? Прочитайте.
- Что сообщил старику колхозник?
- Что услышал охотник в лесу?
- На что был похож этот звук?
- Что же увидел охотник на опушке?
- Как оценил охотник пение щепки?
- Почему старый медвежатник не стрелял в медведя?
- О чём вспоминал охотник, когда дёргал струны на скрипке?
- О чём стоит задуматься после чтения этого рассказа?
Чтение рассказа детьми.
8. Иллюстрирование текста (словесное рисование)
- Какие картины можно нарисовать к этому рассказу?
1 картина: медвежатник сидит на завалинке и играет на скрипке.
2 картина: колхозник разговаривает с медвежатником.
3 картина: охотник с ружьём из-за ёлки видит, как медведь играет на разбитом грозой пне.
На доске иллюстрации к рассказу.
- Расположите картинки в хронологической последовательности. У нас получился план к рассказу.
9. Пересказ текста по картинам.
Итак, мы составили картинный план. Перескажите содержание рассказа, пользуясь сюжетными картинками.
10. Итог урока.
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Что интересного вы узнали о медведе?
- Оцените свою работу на уроке.
Выставление оценок.
11. Домашнее задание.
Прочитать рассказ В.Бианки «Музыкант», подготовить пересказ по плану.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока руссого языка по теме "Понятие о глаголе"
Урок русского языка по теме «Понятие о глаголе» предназначен для учащихся 3 классов. Материал урока помогает детям в игровой форме дать ответ на вопрос «Что такое глагол?» Урок был проведён в рамках Г...
"Развитие орфографической зоркости на уроках руссого языка в начальных классах"
В данной методической разработке представлен ряд упражнений, направленных на развитие орфографической зоркости у младших школьников. Дано разьяснение актуальности данной проблемы в методике преподаван...
Интеллектуальная игра по руссому языку 2 класс
Командная интеллектуальная игра ро русскому языку "Путешествие в Грамматику" Способствует развитию интереса к предмету и умению работать в команде....
Задания поискового и исследовательского характера для уроков руссого языка в начальной школе
Задания поискового и исследовательского характера по разным темам русского языка в начальной школе...
урок руссого языка во 2 классе по теме "Учимся применять орфографические правила"
Урок русского языка по УМК "Школа 21 века" . Данный урок является одним из завершающих в блоке "Правописание"...
Урок руссого языка "Роль имен прилагательных в речи"
Урок изучения нового материала. Ученики работают с текстом, добавляя в него имена прилагательные....
Конспект урока руссого языка 2 кл. Части слова. Приставка и суффикс
Цели деятельности учителя: формирование знаний о приставке и суффиксе как значимая часть слова; формирование умений выделять приставку и суффикс в словах и с помощью их образовывать новые слова....