Урок русского языка в 4 классе. Тема:третье склонение.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Бабочиева Фатима Магометовна

Обучающие – обеспечить усвоение правил о склонении имён существительных; уяснение важности распознавания склонения имён существительных; применение полученных знаний при выполнении заданий.

Развивающие – способствовать формированию учебного интереса к предмету, развитию умения участвовать в коллективной работе, формированию умения самоконтроля, развитию умений самостоятельно проверять правильность выполнения задания.

Воспитательные – создать условия для воспитания культуры общения, прилежности, дисциплинированности, активности на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_0_1.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 им.Иса Хуадонти с. Чикола Ирафского района РСО-Алания

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ

Учитель  начальных классов

   

БабочиеваФ.М.

2013г

Тема: Третье склонение имён существительных.

Цель урока: знакомство учащихся с существительными третьего склонения.

Задачи урока:

Обучающие – обеспечить усвоение правил о склонении имён существительных; уяснение важности распознавания склонения имён существительных; применение полученных знаний при выполнении заданий.

Развивающие – способствовать формированию учебного интереса к предмету, развитию умения участвовать в коллективной работе, формированию умения самоконтроля, развитию умений самостоятельно проверять правильность выполнения задания.

Воспитательные – создать условия для воспитания культуры общения, прилежности, дисциплинированности, активности на уроке.

Оборудование: компьютер; мультимедийная презентация PowerPoint (необходимые ресурсы для запуска: Windows 2003/XP/); карточки для самостоятельной работы «Лови ошибку»

 Учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 4 класса  в двух частях. – Москва: Дрофа, 2011г.

                                           Ход урока.

I.Организационный момент

Учитель.      Внимание! Проверь, дружок,

                      Готов ли ты начать урок!

                      Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

                      Книжки, ручки и тетрадки?

                      Есть у нас девиз такой:

                      Всё, что надо под рукой!

II. Проверка домашнего задания.

 1. Блиц-опрос

- Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

- Имя существительное изменяется по … и …

- Сколько падежей в русском языке?

- Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?

- Определите падеж существительного у дороги

- Какого рода существительное облако?

- Назовите предлоги Д.п.

- На какие вопросы отвечает Т.п.?

- Каким членом предложения являются существительные в И.п.?

III.Чистописание, словарная работа.

1. Загадка.

Учитель. Отгадайте и спишите загадку: (на доске)

Вдруг из ч.рной темноты

В небе выросли цветы.

Учитель. Какая буква пропущена в слове чёрной (темноты)?

Учитель. Напишите Ё, это слово надо запомнить.

Учитель. Кто отгадал загадку?  Назовите отгадку. (Салют)

Мультимедийная поддержка. Слайд №1

2. Работа над значением слова.

Учитель. Дайте определение  слову салют.

Мультимедийная поддержка. Слайды  №2, 3

Салют – торжественная форма приветствия или отдания почестей (выстрелами, ракетами, флагами, фейерверками) в ознаменование торжественной даты, события.

Салют – пионерское приветствие, выраженное в поднятии над головой кисти правой руки с сомкнутыми пальцами.

Слово салют заимствовано из французского языка.

3. Подбор однокоренных слов.

Учитель. К  слову «салют» подберите однокоренные слова, запишите их в тетрадь, выделите корень:

         Салют, салютный, салютовать.

4. Синтаксический разбор предложения.

Учитель. Выполните разбор предложения по членам:

Вдруг из чёрной темноты

В небе выросли цветы.

Учитель. К какому склонению относится слово салют?

- Как вы определили?

- А как вообще можно определить склонение существительного?

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со склонением  имён существительных, будем учиться определять склонение существительных по их существенным признакам: роду и окончанию.

IV. Работа над новым материалом.

  1. Повторение правил о склонении имен существительных.

Учитель. Какие существительные относятся к 1 склонению? Приведите примеры. Какие существительные относятся ко 2 склонению? Приведите примеры.

 2.  Объяснение нового материала.

       Мультимедийная поддержка. Слайд №4

        Улица, дерево, дочь, лагерь, помощь,  деревня, лошадь,

капуста, помидор, малина, степь, блюдце.

Учитель. Выпишите из данной группы слов те, которые относятся к 1 склонению в   первый столбик, те, которые относятся ко 2 склонению во второй столбик.

(Проверка). Мультимедийная поддержка. Слайд №5

Учитель. Что вы заметили? (остались слова)

Учитель. Почему так вышло? (они не относятся ни к 1, ни ко 2 склонению)

Учитель. Сделайте вывод: что это за существительные? (это существительные 3   склонения).

 Мультимедийная поддержка. Слайд №6

Учитель. Выделите у этих существительных окончание и укажите род.

Учитель. Сделайте вывод: какие имена существительные относятся к 3 склонению?

V. Физминутка.

     Игра «Доскажи словечко»:

Учитель. Если вы произнесёте имя существительное 1 склонения – хлопок в ладоши; если имя существительное 2 склонения – два притопа; если имя существительное 3 склонения – присесть. (Учащиеся выполняют задание стоя у стола)

  1. Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это … (белка)               хлопок

  1. На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков … (горох)       два притопа

3. Шубка – иголки,

Свернётся он – колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто это? … (ёж)                     два притопа

4. Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

Потому что это … (рысь)                        присесть

5. Кто же это ходит

 В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит … (черепаха)                            хлопок

6. Чтобы было, где писать,

В школе нам нужна … (тетрадь)            присесть

VI. Закрепление нового материала.

1. Распознавание склонения имён существительных.

Мультимедийная поддержка. Слайд №7

Учитель. Прочитайте имена существительные данной группы:

М.дведь, п.ртфель, к.рабль, меб.ль, к.ртофель, прист.нь, прору.ь, мес.ность, л.донь. к.л.ндарь.

Учитель. Что общего в этих словах по написанию? (они все с ь на конце слова)

- Что обозначает ь в этих словах? (мягкость согласных звуков)

- К какому склонению относятся эти существительные? (ко 2 и 3   склонению)

 - Запишите их в два столбика. (Проверка)

   Мультимедийная поддержка. Слайд №8

Учитель. Объясните вставленные буквы. (Проверка)

           Мультимедийная поддержка. Слайд №9 

             

 Учитель. Подберите ещё по 2 слова в каждый столбик (с ь на конце)

  Учитель. Сделайте вывод: как определить склонение существительных? (нужно знать род и окончание существительного)

 2.   Физминутка для глаз. 

Мультимедийная поддержка. Слайд №10

3. Самостоятельная работа. 

                               Игра «Лови ошибку!»                              

  1 скл.                                   2 скл.                             3 скл.

 суббота                              товарищ                         радость

 аллея                                  город                              вещь

 дорога                                уголь                              честь

 билет                                  яблоко                            медаль

 яблоня                                малина                           словарь

 автомобиль                        корень                            смелость

 ( Проверка)

Мультимедийная поддержка. Слайд №11

VII. Итог урока

Учитель. Выбери утверждение. 

Мультимедийная поддержка. Слайд №12

Сегодня я на уроке:

 

Научилась (научился) …

Было интересно …

Было трудно …

Я понял (поняла), как …

VIII. Домашнее задание   

Придумать и записать в 3 столбика по 5 существительных 1, 2, 3 склонения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Три склонения имени существительного"

Урок был показан на городском семинаре для учителей начальных классов и специалистов коррекционных учреждений города и получил высокую оценку коллег. Работаем по образовательной программе "Школа 2100"...

Презентация для урока русского языка 4 класс по теме "Склонение прилагательных женского рода"

Презентация связана с литературным чтением и произведением "Синяя птица" . Позволит в интересной и доступной форме усвоить тему урока...

Презентация урока русского языка по теме "Основные типы склонения имен существительных. Первое склонение".

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение»   и  презентация к нему.Урок разработан в соответствии с УМК «Школа Ро...

урок русского языка ,3 класс по теме "Склонение имён существительных"

К конспекту прилагается презентация по уроку....

Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. Тема "Третье склонение имен существительных"

Данная методическая разработка урока позволит познакомить учащихся со склонением имен существительных, признаками существительных 3-го склонения, а также закрепить знания о падежах русского языка....

Методическая разработка урока русского языка. 4 класс. Тема "Что такое склонение? Три склонения имён существительных"

Урок проводится в 4-м классе по Образовательной системе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ). Учащиеся знакомятся с понятием склонение имён существи...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи." ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи.Цели деятельности учителя: формирование умения правил...