Рабочая программа по письму и развитию речи для 4 класса
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Порякова Татьяна Викторовна

Программа  по письму и развитию речи предназначена для обучающихся 4 класса, работающих по адаптированным образовательным программам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_pismu.docx41.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Смирновская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

на ШМО учителей, работающих по адаптированным образовательным программам

Протокол №____

«___»___________ 2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

 МОУ Смирновская СОШ

«Утверждено»

Директор

МОУ Смирновская СОШ

Урвин В.А.

_________________

Приказ №_____ от

«____»___________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя

Поряковой Татьяны Викторовны

Письмо и развитие речи

1 класс

2014 – 2015 учебный год

                                     Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку в 1 классе составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида, под редакцией В.В.Воронковой, М., «Просвещение», 2011г.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом рассчитана на 204 часа в год  (6 часов в неделю).

    Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обуславливает его специфику.

На уроках русского языка в 1 классе проводится работа по обучению обучающихся письму. Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Добукварный период. В этот период начинается рабата по развитию мелких мышц рук. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.

Букварный период. При обучению письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки.

Методы обучения грамоте: звуковой аналитико- синтетический, слоговой, словестный, наглядный, практический.

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по русскому языку, который доступен большинству обучающихся, обучающихся во вспомогательной школе.

Однако есть в каждом классе часть обучающихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом. Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегченные варианты заданий.

Учитывая указанные особенности этой группы школьников, настоящая программа определила два уровня требований к знаниям и умениям обучающихся. Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода обучающихся в следующий класс.

Понижать уровень требований нужен только тогда, когда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие меры воздействия.

Цель обучения:

- формировать основы знаний из области фонетики и графики.

Образовательные задачи:

- вырабатывать элементарные навыки грамотного письма.

Коррекционно-развивающая задача:

- повышать уровень общего и речевого развития обучающихся.

Воспитательная задача:

прививать интерес к русскому языку, формировать нравственные качества.

Содержание тем учебного курса

Добукварный период

Развитие моторных умений. Упражнения для развития и координации

движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальчиков в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.

Формирование графических умений. Развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. .Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контуру. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.

Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка – заборчик, прямая палочка с закруглением внизу – крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу – уточка, овал – слива, полуовал – месяц и др.

Букварный период

1-й этап: Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.

Усвоение рукописного начертания изучаемых букв. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв. Работа с прописями.

2-й этап: Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых:ш, л, н, ы, р.

Усвоение рукописного начертания изучаемых букв. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв. Работа с прописями.

Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого протяжного их проговаривания (интонирования).

Запись под диктовку букв и слогов.

3-й этап: Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв.

Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный шрифт) букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из двух слов. Большая буква в начале и точка в конце предложения.

Письмо на слух букв, слогов и хорошо знакомых слов после анализа их звукового состава.

Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

4-й этап: Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.

Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв.

Списывание с классной доски и букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений, состоящих из трех-четырех слов .Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Большая буква в именах людей.

Письмо на слух букв, слогов, слов и предложений из двух-трех слов после предварительного анализа.

                                   Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

1

Добукварный период

20

2

Букварный период

170

3

Повторение пройденного за год

14

ИТОГО

204

                      Требования к уровню подготовки обучающихся

1-й уровень

Обучающиеся должны уметь:

- писать строчные и прописные буквы;

- списывать с печатного (букваря) и рукописного (классной доски) тексто прочитанные и разобранные слова и предложения;

- писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением ( последние после звуко-слогового проговаривания).

2-й уровень

- писать строчные и прописные буквы;

- списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.

Учебно – методический комплекс

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В.Ворнковой, м., «Просвещение»,2011г.

2. В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина « Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» М. «Просвещение», 2012г.

3. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте (методические рекомендации) М., «Просвещение», 2009г.

4. Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы» М., «Школа- Пресс», 1995г.

                          Календарно – тематическое планирование

                        Обучение грамоте (письмо и развитие речи)

№ ур

№ ур в те

ме

                 Тема урока

Дата

Прим.

По плану

фактич

1

Выявление знаний и умений обучающихся.

01.09

Добукварный период

2

1

Знакомство с наиболее распространёнными цветами (чёрный, белый, красный, синий, зелёный, коричневый).

02.09

3

2

Работа с цветными полосками. Различие их по цвету.

03.09

4

3

Воспроизведение различных сочетаний из цветных полосок.

03.09

5

4

Различение по цвету двух комбинаций цветных полосок.

04.09

6

5

Различение расположения цветных полосок в двух сочетаниях.

05.09

7

6

Разложение целого на составные части. Составление целого из отдельных частей. Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник.

08.09

8

7

Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, круг. Конструирование из геометрических фигур.

09.09

9

8

Различие геометрических фигур различных цветов и размеров. Конструирование из геометрических фигур.

10.09

10

9

Различение геометрических фигур из цветных полосок. Письмо палочек.

10.09

11

10

Различение геометрических фигур по цвету, размеру, взаимн. расположению. Письмо длинных и коротких наклонных линий.

11.09

12

11

Различение геометрических фигур и цветных полосок. Письмо палочек с закруглением внизу.

12.09

13

12

Разложение предмета на составные части и составление его из отдельных частей. Письмо палочек с закруглением вверху.

15.09

14

13

Разложение предмета на составные части и составление его из составных частей. Закрепление навыка написания палочек с закруглением внизу и вверху.

16.09

15

14

Письмо элементов букв – р, у, д – длинная палочка и длинная палочка с петлёй внизу.

17.09

16

15

Письмо первого элемента букв Л, М, А. Закрепление и повторение пройденного материала.

17.09

17

16

Письмо овала. Письмо палочек с закруглением вверху и внизу.

18.09

18

17

Письмо полуовала – элемента буквы “с”. Письмо палочек и бордюра.

19.09

19

18

Письмо овала с соединением, палочки с закруглением внизу, вверху, длинной палочки с петлёй.

22.09

20

19

Письмо полуовала – элемента буквы “э”.

23.09

Букварный период 170ч.

21

1

Буква “а”. Знакомство со строчной буквой “а” и упражнения в её написании.

24.09

22

2

Буква “а”. Знакомство со строчной буквой “а” и упражнения в её написании.

24.09

23

3

Буква “у”. Знакомство со строчной буквой “у” и упражнения в её написании.

25.09

24

4

 Письмо строчной и прописной буквы «Уу»

26.09

25

5

 Письмо строчной и прописной буквы «Уу»

29.09

26

6

Буква “м”. Знакомство со строчной буквой “м” и упражнения в её написании.

30.09

27

7

Буква “м”. Знакомство со строчной буквой “м” и упражнения в её написании.

01.10

28

8

Буква “м”. Знакомство со строчной буквой “м” и упражнения в её написании.

01.10

29

9

Письмо буквы м.

02.10

30

10

Письмо буквы м.

03.10

31

11

Письмо буквы м.

06.10

32

12

Письмо буквы м.

07.10

33

13

Письмо строчной и прописной буквы «Оо»

08.10

34

14

Письмо строчной и прописной буквы «Оо»

08.10

35

15

Письмо строчной и прописной буквы «Оо»

09.10

36

16

Слоги и слова с буквой «О».

10.10

37

17

Слоги и слова с буквой «О».

13.10

38

18

Слоги и слова с буквой «О».

14.10

39

19

Письмо строчной и прописной буквы «Сс»

15.10

40

20

Слоги и слова с буквой «С».

15.10

41

21

Слоги и слова с буквой «С».

16.10

42

22

Написание прямых и обратных слогов.

17.10

43

23

Письмо строчной и прописной буквы «Хх»

20.10

44

24

Письмо строчной и прописной буквы «Хх»

21.10

45

25

Письмо строчной и прописной буквы «Хх»

22.10

46

26

Письмо слогов  и слов с буквой «Хх»

22.10

47

27

Письмо слогов  и слов с буквой «Хх»

23.10

48

28

Письмо пройденных букв, слогов и слов.

24.10

49

29

Письмо пройденных букв, слогов и слов.

27.10

50

30

Письмо строчной и прописной буквы «Шш»

28.10

51

31

Письмо строчной и прописной буквы «Шш»

29.10

52

32

Письмо обратных и прямых слогов.

29.10

53

33

Письмо обратных и прямых слогов.

30.10

54

34

Написание слов с буквами С-Ш.

31.10

55

35

Написание слов с буквами С-Ш.

10.11

56

36

Письмо строчной и прописной буквы «Лл»

11.11

57

37

Письмо строчной и прописной буквы «Лл»

12.11

58

38

Письмо обратных, прямых и закрытых слогов с буквой «Л»

12.11

59

39

Письмо обратных, прямых и закрытых слогов с буквой «Л»

13.11

60

40

Письмо буквы «ы»

14.11

61

41

Письмо слогов и слов с буквой «ы»

17.11

62

42

Письмо слогов и слов с буквой «ы»

18.11

63

43

Письмо строчной и прописной буквы «Нн»

19.11

64

44

Письмо строчной и прописной буквы «Нн»

19.11

65

45

Письмо открытых и прямых слогов с буквой «Нн»

20.11

66

46

Письмо открытых и прямых слогов с буквой «Нн»

21.11

67

47

Письмо строчной и прописной буквы «Рр»

24.11

68

48

Письмо строчной и прописной буквы «Рр»

25.11

69

49

Письмо слогов и слов с буквой «Рр»

26.11

70

50

Письмо слогов и слов с буквой «Рр»

26.11

71

51

Звуко-буквенный анализ слов с буквами Р-Л. Упражнения в написании этих слов

27.11

72

52

Письмо строчных пройденных букв.

28.11

73

53

Письмо прописных пройденных букв.

01.12

74

54

Письмо строчной и прописной буквы «Кк»

02.12

75

55

Письмо строчной и прописной буквы «Кк»

03.12

76

56

Письмо  слогов, слов  с буквой «Кк».

03.12

77

57

Письмо  слогов, слов с буквой «Кк».

04.12

78

58

Письмо строчной и прописной буквы «Пп»

05.12

79

59

Письмо строчной и прописной буквы «Пп»

08.12

80

60

Письмо слогов и слов.

09.12

81

61

Письмо слогов и слов.

10.12

82

62

Упражнения в написании слов и предложений с буквой «Пп»

10.12

83

63

Упражнения в написании слов и предложений с буквой «Пп»

11.12

84

64

Письмо строчной и прописной буквы «Тт».

12.12

85

65

Письмо строчной и прописной буквы «Тт».

15.12

86

66

Слоги и слова с буквой «Тт»

16.12

87

67

Слоги и слова с буквой «Тт»

17.12

88

68

Письмо строчной и прописной буквы «Ии»

17.12

89

69

Письмо строчной и прописной буквы «Ии»

18.12

90

70

Письмо слогов и слов.

19.12

91

71

Письмо слогов и слов.

22.12

92

72

Письмо слогов и слов. Списывание с печатного текста.

23.12

93

73

Письмо слогов и слов. Списывание с печатного текста.

24.12

94

74

Письмо строчной и прописной буквы «Зз».

24.12

95

75

Письмо строчной и прописной буквы «Зз».

25.12

96

76

Письмо строчной и прописной буквы «Зз».

26.12

97

77

Списывание с письменного и печатного текста.

12.01

98

78

Письмо слов с буквами З-С. Составление и письмо предложений.

13.01

99

79

Письмо слов с буквами З-С. Составление и письмо предложений.

14.01

100

80

Письмо слов с буквами З-С. Составление и письмо предложений.

14.01

101

81

Списывание с письменного текста.

15.01

102

82

Списывание с письменного текста.

16.01

103

83

Письмо строчной и прописной буквы «Вв».

19.01

104

84

Письмо строчной и прописной буквы «Вв».

20.01

105

85

Письмо строчной и прописной буквы «Вв».

21.01

106

86

Слоги, слова и предложения с буквой «Вв»

21.01

107

87

Слоги, слова и предложения с буквой «Вв»

22.01

108

88

Слоги, слова и предложения с буквой «Вв»

23.01

109

89

Письмо строчной и прописной буквы «Жж»

26.01

110

90

Письмо строчной и прописной буквы «Жж»

27.01

111

91

Письмо строчной и прописной буквы «Жж»

28.01

112

92

Письмо слогов, слов.

28.01

113

93

Письмо слогов, слов.

29.01

114

94

Письмо предложений.

30.01

115

95

Письмо предложений.

02.02

116

96

Письмо строчной и прописной буквы «Бб»

03.02

117

97

Письмо строчной и прописной буквы «Бб»

04.02

118

98

Написание слогов, слов.

04.02

119

99

Различие слогов и слов с буквами Б-П.

05.02

120

100

Различие слогов и слов с буквами Б-П.

06.02

121

101

Письмо строчной и прописной буквы «Гг»

09.02

122

102

Письмо строчной и прописной буквы «Гг»

10.02

123

103

Слоги и слова с буквой «Гг»

11.02

124

104

Слоги и слова с буквой «Гг»

11.02

125

105

Различие «Г-К»

12.02

126

106

Различие «Г-К»

13.02

127

107

Письмо строчной и прописной буквы «Дд»

16.02

128

108

Письмо строчной и прописной буквы «Дд»

17.02

129

109

Письмо строчной и прописной буквы «Дд»

18.02

130

110

Слоги и слова с буквой «Дд»

18.02

131

111

Слоги и слова с буквой «Дд»

19.02

132

112

Слоги и слова с буквой «Дд»

20.02

133

113

Различие «Д-Т»

24.02

134

114

Различие «Д-Т»

25.02

135

115

Различие «Д-Т»

25.02

136

116

Письмо буквы «й».

26.02

137

117

Слоги и слова с «й»

27.02

138

118

Письмо буквы-« Ь». Письмо слов с Ь на конце и середине слова

02.03

139

119

Письмо буквы-« Ь».

03.03

140

120

Письмо буквы-« Ь».

04.03

141

121

Письмо слов с Ь на конце  слова

04.03

142

122

Письмо слов с Ь на конце  слова

05.03

143

123

Письмо слов с Ь в середине слова

06.03

144

124

Письмо слов с Ь в середине слова

10.03

145

125

Письмо строчной и прописной буквы «Ее»

11.03

146

126

Письмо строчной и прописной буквы «Ее»

11.03

147

127

Написание слогов  с буквой «Ее»-показатель мягкости согласной.

12.03

148

128

Написание слогов  с буквой «Ее»-показатель мягкости согласной.

13.03

149

129

Письмо строчной и прописной буквы «Ёё».

16.03

150

130

Письмо строчной и прописной буквы «Ёё».

17.03

151

131

Написание слогов  с буквой «Ё»-показатель мягкости согласной. Слова и предложения с буквой «Ё»

18.03

152

132

Написание слогов  с буквой «Ё»-показатель мягкости согласной. Слова и предложения с буквой «Ё»

18.03

153

133

Написание слогов  с буквой «Ё»-показатель мягкости согласной. Слова и предложения с буквой «Ё»

19.03

154

134

Письмо строчной и прописной буквы «Яя».

20.03

155

135

Письмо строчной и прописной буквы «Яя».

156

136

Письмо строчной и прописной буквы «Яя».

157

137

Письмо слогов и слов с буквой «Я»

158

138

Письмо слогов и слов с буквой «Я»

159

139

Письмо строчной и прописной буквы «Юю».

160

140

Письмо строчной и прописной буквы «Юю».

161

141

Письмо слогов, слов и предложений.

162

142

Письмо слогов, слов и предложений.

163

143

Письмо строчной и прописной буквы «Цц».

164

144

Письмо строчной и прописной буквы «Цц».

165

145

Письмо слогов, слов и предложений

166

146

Письмо слогов, слов и предложений

167

147

Письмо строчной и прописной буквы «Чч».

168

148

Письмо строчной и прописной буквы «Чч».

169

149

Письмо слогов, слов с сочетанием ЧА-ЧУ.

170

150

Письмо слогов, слов с сочетанием ЧА-ЧУ.

171

151

Письмо слогов, слов с сочетанием ЧУ-ЩУ

172

152

Письмо слогов, слов с сочетанием ЧУ-ЩУ

173

153

Письмо слогов, слов с сочетанием ЧУ-ЩУ,ЧА-ЩА.

174

154

Письмо строчной и прописной буквы «Щщ».

175

155

Письмо строчной и прописной буквы «Щщ».

176

156

Письмо слогов, слов с сочетанием ЧУ-ЩУ,ЧА-ЩА.

177

157

Письмо слогов, слов с сочетанием ЧУ-ЩУ,ЧА-ЩА.

178

158

Письмо слогов, слов с сочетанием ЧУ-ЩУ,ЧА-ЩА.

179

159

Письмо строчной и прописной буквы «Фф»

180

160

Письмо строчной и прописной буквы «Фф»

181

161

Письмо строчной и прописной буквы «Фф»

182

162

Различие В-Фвнаписании слогов и слов.

183

163

Различие В-Фвнаписании слогов и слов.

184

164

Письмо строчной и прописной буквы «Ээ».

185

165

Письмо строчной и прописной буквы «Ээ».

186

166

Слоги, слова и предложения.

187

167

Слоги, слова и предложения.

188

168

Письмо буквы Ъ.

189

169

Письмо буквы Ъ.

190

170

Письмо слогов и слов. Списывание с печатного текста.

Повторениепройденного за год 14ч.

191

1

Письмо слогов и слов. Списывание с письменного текста.

192

2

Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.

193

3

Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.

194

4

Письмо слогов и слов. Списывание с письменного текста.

195

5

Оформление предложений. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.

196

6

Оформление предложений. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.

197

7

Практическое различение при письме твердых и глухих (в сильной позиции).

198

8

Практическое различение при письме твердых и мягких.

199

9

Прописная буква  в именах людей (практическое ознакомление).

200

10

Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.

201

11

Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.

202

12

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.

203

13

Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.

204

14

Повторение пройденного за год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида...

Рабочая программа по письму и развитию речи, 3 класс,8вид

Разработана  на основе программы: « Программы  специальных  (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой(допущено Министерством образования и науки ...

Рабочая программа по письму и развитию речи 2 класс

Рабочая программа по письму и развитию речи 2 класс...

Рабочая программа по письму и развитию речи 2 класс

Рабочая программа по письму и развитию речи 2 класс...

Рабочая программа по письму и развитию речи 2 класс

Рабочая программа по письму и развитию речи, 2 класс коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа по письму и развитию речи 2 класс

Рабочая программа по письму и развитию речи, 2 класс коррекционной школы VIII вида...