Профилактика трудностей в обучении детей русскому языку в условиях полилингвизма
статья по русскому языку на тему

Денисова Марина Николаевна

Статья посвящена профилактике трудностей в обучении детей русскому языку  в условиях билингвизма. Здесь рассматриваются приемы работы по формированию умений активно использовать два языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика трудностей в обучении детей русскому языку в условиях полилингвизма

В связи с исторически сложившимся национальным составом региона, в котором мы проживаем, республика Татарстан, полилингвизм носит массовый характер. И для многих детей, поступающих в общеобразовательную школу русский язык не является родным. Дома, в быту, в общении с родственниками дети употребляют родной язык с оправданной целью его сохранения. Это обуславливает актуальность воспитания у подрастающего поколения умение активно использовать два языка.

Считается, что по настоящему нормально двуязычие развивается в случае, если хотя бы на одном языке человек может адекватно выразить любую свою мысль. Если же речь полноценно не сформирована ни на одном языке, то разрушается сама структура мысли, и попытки самовыражения терпят крах. Это ведет не только к психологическим стрессам, но и к глубоким потерям в качестве общения.

Известно, чем младше ребенок, тем легче он обучается другому языку, усваивает самые тонкие его особенности. Поэтому профилактику трудностей в обучении детей в условиях полилингвизма нужно начинать как можно раньше, т.е. с 1 класса.

Русский язык дети изучают на протяжении всего периода обучения в общеобразовательной школе. Весь период обучения можно условно разделить на несколько уровней:

1 уровень : 1 – 4 класс

 2 уровень: 5 – 9 класс

3 уровень: 10 – 11 класс

На начальном уровне можно условно выделить так называемый стартовый этап – 1 класс. На этом этапе закладываются основы изучения всего курса русского языка в школе, начиная с элементарных навыков овладения чтением и письмом.

Основные задачи работы:

  1. Обогащать и уточнять словарный запас детей.
  2. Формировать навыки словообразования и словоизменения.
  3. Учить произносить слова различной слоговой сложности.
  4. Обучать правильному согласованию различных частей речи.
  5. Отрабатывать понимание пространственного значения предлогов.
  6. Обучать правильному грамматическому оформлению предложений.
  7. Воспитывать терпимость и взаимоуважение в условиях межнационального общения.

Особенностью работы со школьниками – билингвами является то, что решение этих задач происходит с учетом принципов изучения русского языка как иностранного. Учителю следует знать и учитывать особенности фонетики, лексики и грамматики родного детям языка.

Следует иметь в виду явление интерференции, сущность которого заключается в переносе особенностей родного языка в иностранный (русский). Например, в татарском языке отсутствуют фонемы Ц, Щ, отсутствует категория рода имен существительных, а прилагательные не изменяются по числам и падежам.

У детей эти особеннсти проявляются

  • в ошибках согласования прилагательных, числительных и притяжательных местоимений с существительными («новый ручка», «один строчка», «мой мама»);
  • в нарушении согласования существительного с глаголом единственного числа прошедшего времени («девочка упал», «пальто висел»);
  • в нарушении управления и связанным с ним неверным употреблением предлогов («мяч взяли под стол» вместо «мяч взяли из-под стола»).

В своей работе я придерживаюсь  лексико – грамматического подхода к планированию и проведению уроков. Этот подход способствует расширению и совершенствованию словарного запаса учащихся при одновременной работе над различными грамматическими категориями. На уроках я включаю такие виды работ как согласование различных частей речи; словообразование и словоизменение; построение различных типов предложений.

Работе над предложением вообще уделяется важное место. В ходе занятий формируется умение конструировать предложнения по заданному слову, группе слов, идет закрепление умения правильно устанавливать связи между словами: дополнять пропущенные слова в предложении, пропущенные окончания в словах, восстанавливать деформированные предложения (слова даются в исходной форме). Часто используются задания на реконструкцию предложений (распространять или сокращать их). В ходе каждого занятия я советую детям делать произносительный акцент на изучаемой грамматической форме, т.е. выделять голосом предлог, окончания существительных, прилагательных муж. и жен. рода и т. п. Категории рода уделяется также большое внимание.

Обогащение лексического запаса происходит на основе ознакомления с постоянно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них. Усвение новых слов продолжается и при ознакомлении с различными спообами словообразования.

На каждом этапе урока обязательно наличие наглядного материала: предметные и сюжетные картинки, игрушки, разнообразные схемы, модели, условные обозначения и т. п. Это позволяет создать условия обучения, способствующие формированию внутренней и внешней активности детей; обеспечить полный контроль за усвоением знаний и навыков; более экономно использовать учебное время.

На уроках использую различные игры: «Скажи наоборот»(действие с противоположным значением), «Назови, не ошибись»(один или одна часть тела), «Четвертое лишнее» (смысловые ряды), «Исправь ошибки у Незнайки»(«Ваза разбила девочку», «Гусеница склевала воробья»);и др.

Результативность работы отмечается у детей, если они успешно адаптированы в социуме. Эта адаптация включает закрепление знаний, умений и навыков, предусмотренных школьной программой; достижение успешности в обучении чтению, письму и другим предметам. Целенаправленная работа повышает общую успеваемость ребенка, внимание к языковым явлениям, улучшает запоминание языкового материала, а значит, улучшает его внутренний психологический настрой, мотивацию на учение, которая играет важнейшую роль.

Без достаточно высокого уровня внутренней мотивации обучаемых, которая формируется на основе осознанной значимости приобретенных знаний и их практической направленности в процессе дальнейшего совершенствования, вряд ли удастся добиться высоких результатов. Если внутренняя мотивация учащихся постоянно поддерживается и углубляется в процессе обучения, то успех гарантирован и учителю и ученику. Это самая непростая задача, и решается она как на уроке, так и во внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика трудностей в обучении чтению

Советы родителям по обучению чтению....

Профилактика трудностей в обучении чтению

рассматриваются основные трудности обучения первоклассников чтению...

ОБУЧЕНИЕ ДВУЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Общей целью обучения русскому языку по данной программе является не получение суммы знаний по грамматике, а практическое владение русской устной речью....

Профилактика нарушений речи у детей раннего возраста в условиях логопедического кабинета лечебно-профилактического учреждения

 Предлагаемая система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития стимулирует моторное, сенсорное, перцептивное речевое развитие ребёнка, позволяет постепе...

Профилактика трудностей в обучении чтению

Профилактика трудностей в обучении чтению...

Основные трудности при обучении детей английскому языку на начальных этапах.

В статье кратко описаны проблемы, с которыми сталкиваются педагоги английского языка на первом году изучения предмета детьми.Также описаны способы и приемы проведения занятий для младших школьников....