Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по УМК " Гармония"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) по теме
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе нормативных документов и материалов
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министра образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373;
- Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «Масальская СОШ», утвержденная приказом № 78/1 от 06.11.2013г.
- Примерная программа начального общего образования. Москва. «Просвещение» 2010г
- Учебный план МБОУ «Масальская СОШ» на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом №38/1 от 28.05.2014 г
- Календарный учебный график МБОУ «Масальская СОШ», утвержденный приказом № 58 от 29.08.2014г.
- Положение о рабочей программе МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом № 38/3 от 28.05.2014г.
- Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом № 58/1 от 29.08.214г
- Положение о ведении классного журнала МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом № 58/4 от 29. 08.2014
- Рабочая программа по русскому языку для 3класса составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык: Программа 1-4классы. Поурочно- тематическое планирование:1-4 классы/ М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. -Смоленск: Ассоциация 21век, 2013.
Используется учебник русского языка «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, Смоленск «Ассоциация XXI век» 2013. УМК включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, а также входит в утвержденный в образовательном учреждении список УМК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа составлена в соответствии с программой автора М. С. Соловейчик | 50.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Масальская СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено: На заседании методического объединения школы Протокол № 1 от «__27_» августа 2014 г. Руководитель ШМО -------------Е. В.Крутьева | Согласовано: Зам. директора по УВР ___________Л. Н_Кунина, «_28,» августа 2014 г. | Утверждаю: Директор школы __________ Т. И. Вакулина Приказ № ___58/3 _ от «_29_» августа 2014г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
3 класс
на 2014-2015 учебный год
Разработана: Е. В. Крутьевой
учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
п. Масальский 2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе нормативных документов и материалов
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министра образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373;
- Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «Масальская СОШ», утвержденная приказом № 78/1 от 06.11.2013г.
- Примерная программа начального общего образования. Москва. «Просвещение» 2010г
- Учебный план МБОУ «Масальская СОШ» на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом №38/1 от 28.05.2014 г
- Календарный учебный график МБОУ «Масальская СОШ», утвержденный приказом № 58 от 29.08.2014г.
- Положение о рабочей программе МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом № 38/3 от 28.05.2014г.
- Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом № 58/1 от 29.08.214г
- Положение о ведении классного журнала МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом № 58/4 от 29. 08.2014
- Рабочая программа по русскому языку для 3класса составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык: Программа 1-4классы. Поурочно- тематическое планирование:1-4 классы/ М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. -Смоленск: Ассоциация 21век, 2013.
Используется учебник русского языка «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, Смоленск «Ассоциация XXI век» 2013. УМК включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, а также входит в утвержденный в образовательном учреждении список УМК.
Цели начального курса русского языка:
- создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, как носителя русского языка и тем самым способствовать формированию его гражданской идентичности; для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
- заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
- сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
- средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, формирование комплекса универсальных учебных действий и в целом умения учиться;
- обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Рабочая программа учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Цель: создание психолого-педагогических условий для усвоения программы детьми с ОВЗ с учетом их индивидуальных, психофизических особенностей развития.
Задачи: осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к детям с ОВЗ в процессе реализации программы.
Программа автора М.С. Соловейчик рассчитана на 170 часов. Данная рабочая программа содержит 175 часов, 5 часов в неделю, из расчета 35 недель согласно календарному учебному графику. Резервное время 5 часов. Эти уроки будут использованы на повторение трудных тем в конце года, и на часы, которые совпадают с праздничными днями. Последовательность изучения программного материала соответствует тематическому планированию автора М.С. Соловейчик.
Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима реализация системно-деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.
Основная форма организации учебного процесса – классно-урочная, но с широким использованием коллективных (парных, групповых), индивидуальных форм работы.
Учебно-тематическое план изучения учебного предмета « Русский язык»
№ п/п | № темы | Наименование раздела программы, тема урока. | Всего часов. | Примечание |
1. | Знаем – повторим, не знаем – узнаем | 20 часов | ||
1 | 1.1 | Повторение изученного и расширение сведений. Повторение изученного о речи. | 1 | |
2 | 1.2 | Повторение изученного о речи («Воспоминания о лете») | 1 | |
3 | 1.3 | Понятия «правильно» и «точно». Обучение правильности и точности речи. | 1 | |
4 | 1.4 | Знакомство с понятием «основа слова», с двумя значениями слова: основы и окончания. | 1 | |
5 | 1.5 | Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова?» Разбор слова по составу. | 1 | |
6 | 1.6 | Будем решать орфографические задачи – известные и новые. Повторение изученного по орфографии. | 1 | |
7 | 1.7 | Повторение изученного по орфографии. | 1 | |
8 | 1.8 | Совершенствование различных умений | 1 | |
9 | 1.9 | Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. Знакомство с сочетаниями -оро- – -ра-, -оло- – -ла-,- ере- – -ре- | 1 | |
10 | 1.10 | Правописание суффиксов -ек и -ик- (общее знакомство). | 1 | |
11 | 1.11 | Правописание ударных и безударных сочетаний -цы-, -ци- (общее знакомство). | 1 | |
12 | 1.12 | Правописание ударных и безударных сочетаний -цы-, -ци-. | 1 | |
13 | 1.13 | Общее знакомство со сложными словами. | 1 | |
14 | 1.14 | Освоение изученных орфографических правил. | 1 | |
15 | 1.15 | Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении | 1 | |
16 | 1.16 | Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении | 1 | |
17 | 1.17 | Совершенствование различных умений. | 1 | |
18 | 1.18 | Контрольный диктант №1 по итогам повторения по теме « Знаем – повторим, не знаем – узнаем». | 1 | |
19 | 1.19 | Изложения. Рассказы о словах, событиях. | 1 | |
20 | 1.20 | Совершенствование различных умений | 1 | |
2. | Морфология. Каждое слово – часть речи. | 26 часов | ||
21 | 2.1 | Общее знакомство с частями речи. Представление понятия «части речи» | 1 | |
22 | 2.2 | Знакомство с названиями частей речи. | 1 | |
23 | 2.3 | Назовём слова-указатели | 1 | |
24 | 2.4 | Освоение личных местоимений | 1 | |
25 | 2.5 | Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. | 1 | |
26 | 2.6 | Обучение употреблению и написанию служебных частей речи | 1 | |
27 | 2.7 | Совершенствование умений употреблять и писать служебные части речи | 1 | |
28 | 2.8 | Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи | 1 | |
29 | 2.9 | Изложение: обучение рассказу о событиях. «Случай в лесу» | 1 | |
30 | 2.10 | Формирование умения определять части речи и правильно писать служебные слова; повторение различных вопросов орфографии | 1 | |
31 | 2.11 | Формирование умения определять части речи и правильно писать служебные слова; повторение различных вопросов орфографии | 1 | |
32 | 2.12 | Слово и его формы. Представление понятия «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова. | 1 | |
33 | 2.13 | Знакомство с начальной формой глагола и имени существительного. | 1 | |
34 | 2.14 | Знакомство с начальной формой имени прилагательного. | 1 | |
35 | 2.15 | Закрепление изученного. | 1 | |
36 | 2.16 | Контрольный диктант № 2 по теме «Каждое слово – часть речи» | 1 | |
37 | 2.17 | Сравниваем части речи Род имён существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного | 1 | |
38 | 2.18 | Закрепление изученного о роде имён существительных и имён прилагательных. Способ выяснения окончаний в именах прилагательных | 1 | |
39 | 2.19 | Изменение имён существительных по числам, имён прилагательных по числам и родам; выбор окончаний в именах прилагательных | 1 | |
40 | 2.20 | Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени. | 1 | |
41 | 2.21 | Знакомство с изменением по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений. | 1 | |
42 | 2.22 | Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа. | 1 | |
43 | 2.23 | Освоение способа действия для определения падежей. | 1 | |
44 | 2.24 | Закрепление изученного материала. | 1 | |
45 | 2.25 | Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. Уточнение общего признака всех имён: изменяться по падежам. | 1 | |
46 | 2.26 | Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. Уточнение общего признака всех имён: изменяться по падежам. | 1 | |
3. | Продолжаем знакомиться с частями речи. Глагол. | 27 часов | ||
47 | 3.1 | Глагол как часть речи. Повторение изученного о частях речи. | 1 | |
48 | 3.2 | Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображённых действий. | 1 | |
49 | 3.3 | Наблюдения за изменениями глаголов: по числам и родам или по числам и лицам. | 1 | |
50 | 3.4 | Знакомство с системой времён глагола. | 1 | |
51 | 3.5 | Особенности изменения глаголов прошедшего и настоящего, будущего времени. | 1 | |
52 | 3.6 | Закрепление изученного о системе времён глагола. | 1 | |
53 | 3.7 | Закрепление изученного о глаголах. | 1 | |
54 | 3.8 | Как отличить глагол от других частей речи? | 1 | |
55 | 3.9 | Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. Способ нахождения неопределённой формы глагола. | 1 | |
56 | 3.10 | Закрепление изученного о неопределённой форме глагола. | 1 | |
57 | 3.11 | Строение и написание глаголов в неопределённой форме. | 1 | |
58 | 3.12 | Закрепление изученного о неопределённой форме глагола. | 1 | |
59 | 3.13 | Обучение нахождению неопределённой формы глагола и правописанию в ней суффиксов перед –ть. | 1 | |
60 | 3.14 | Закрепление изученного о глаголах. | 1 | |
61 | 3.15 | Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения: понятие о родовых окончаниях | 1 | |
62 | 3.16 | Закрепление сведений о глаголах прошедшего времени; обучение выбору родовых окончаний. | 1 | |
63 | 3.17 | Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над их правильным написанием. | 1 | |
64 | 3.18 | Закрепление изученного о глаголах прошедшего времени. | 1 | |
65 | 3.19 | Особенности глаголов настоящего времени: понятие о личных окончаниях. | 1 | |
66 | 3.20 | Определение и образование форм глагола; наблюдения за употреблением в речи глаголов настоящего времени. | 1 | |
67 | 3.21 | Знакомство с двумя формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению. | 1 | |
68 | 3.22 | Знакомство с двумя формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению | 1 | |
69 | 3.23 | Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам. | 1 | |
70 | 3.24 | Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. Повторение различных вопросов орфографии. Подготовка к контрольной работе. | 1 | |
71 | 3.25 | Закрепление изученного о глаголах. | 1 | |
72 | 3.26 | Закрепление изученного о глаголах. | 1 | |
73 | 3.27 | Контрольный диктант № 3 по теме «Глагол как часть речи» | 1 | |
74 | 3.28 | Учимся рассказывать о действиях(5часов). Изложение с изменением лица: пересказ текста от 1-го лица | 1 | |
75 | 3.29 | Изложение текста-воспоминания (или создание собственного по аналогии). | 1 | |
76 | 3.30 | Знакомство с особенностями текстов инструктивного характера. Написание инструкций об изготовлении ёлочной гирлянды | 1 | |
77 | 3.31 | Создание текста «Как я сделаю…» | 1 | |
78 | 3.32 | Написание новогодних поздравлений. | 1 | |
| 4. | Что мы знаем о частях речи? | 16 часов | |
79 | 4.1 | Повторение изученного о частях речи. | 1 | |
80 | 4.2 | Закрепление изученного, обобщение знаний о частях речи. | 1 | |
81 | 4.3 | Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных | 1 | |
82 | 4.4 | Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед –ть. | 1 | |
83 | 4.5 | Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени. | 1 | |
84 | 4.6 | Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи. | 1 | |
85 | 4.7 | Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи. | 1 | |
86 | 4.8 | Повторение способов решения различных орфографических задач; правописание глаголов в неопределённой форме | 1 | |
87 | 4.9 | Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах | 1 | |
88 | 4.10 | Освоение правила выбора между -тся и -ться в глаголах | 1 | |
89 | 4.11 | Закрепление изученного о глаголах. | 1 | |
90 | 4.12 | Снова пересказываем и рассказываем Изложение. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени | 5 часов 1 | |
91 | 4.13 | Изложение. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени | 1 | |
92 | 4.14 | Изложение. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию. | 1 | |
93 | 4.15 | Создание рассказа по картинкам | 1 | |
94 | 4.16 | Создание рассказа о проделках животных по личным впечатлениям | 1 | |
5. | Возвращаемся к разговору о предложении | 17 часов | ||
95 | 5.1 | Повторение изученного о предложении | 1 | |
96 | 5.2 | Знакомство с понятием «член предложения» | 1 | |
97 | 5.3 | Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления | 1 | |
98 | 5.4 | Упражнения в нахождении главных членов предложения; расширение сведений о подлежащем и сказуемом | 1 | |
99 | 5.5 | Закрепление изученного о предложении. | 1 | |
100 | 5.6 | Общее представление о второстепенных членах; предложения распространённые и нераспространённые. Характеристика предложения | 1 | |
101 | 5.7 | Закрепление изученного о членах предложения. | 1 | |
102 | 5.8 | Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме. | 1 | |
103 | 5.9 | Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложений | 1 | |
104 | 5.10 | Закрепление изученного о предложении. | 1 | |
105 | 5.11 | Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. Наблюдение за использованием частей речи | 1 | |
106 | 5.12 | Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. Наблюдение за использованием частей речи | 1 | |
107 | 5.13 | Совершенствование грамматических и орфографических умений. | 1 | |
108 | 5.14 | Подготовка к контрольной работе | 1 | |
109 | 5.15 | Контрольный диктант № 4 по теме «Предложение». | 1 | |
110 | 5.16 | Рисуем словесные картины и учим друг друга. Создание текстов изобразительного характера | 1 | |
111 | 5.17 | Создание текста-инструкции | 1 | |
6. | И вновь о частях речи | 20 часов | ||
112 | 6.1 | Повторение изученного об именах. | 1 | |
113 | 6.2 | Повторение изученного об именах. | 1 | |
114 | 6.3 | Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. Знакомство со «Словарём трудностей» | 1 | |
115 | 6.4 | Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных | 1 | |
116 | 6.5 | О значении имён прилагательных | 1 | |
117 | 6.6 | Тренировка в решении орфографических задач в окончаниях имён прилагательных | 1 | |
118 | 6.7 | Тренировка в решении орфографических задач в окончаниях имён прилагательных | 1 | |
119 | 6.8 | Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи | 1 | |
120 | 6.9 | Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение | 1 | |
121 | 6.10 | Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение | 1 | |
122 | 6.11 | Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе | 1 | |
123 | 6.12 | Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе. | 1 | |
124 | 6.13 | Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе | 1 | |
125 | 6.14 | Закрепление изученного о частях речи. | 1 | |
126 | 6.15 | Закрепление изученного о частях речи. | 1 | |
127 | 6.16 | Контрольный диктант № 5 по теме «Части речи» | 1 | |
128 | 6.17 | Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарём трудностей» | 1 | |
129 | 6.18 | Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарём трудностей» | 1 | |
130 | 6.19 | Изложение: обучение правильности и точности речи. | 1 | |
131 | 6.20 | Создание словесных зарисовок. | 1 | |
7. | Обо всём, что мы теперь знаем- | 17 часов | ||
132 | 7.1 | Повторение изученного. Повторение общих сведений о частях речи и предложении. | 1 | |
133 | 7.2 | Изложение с элементами сочинения на основе картины. | 1 | |
134 | 7.3 | Повторение различных видов разбора на материале словесной модели. | 1 | |
135 | 7.4 | Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь. | 1 | |
136 | 7.5 | Работа над связью слов, над значением слов, над правильностью речи. Обучение пользованию словарями | 1 | |
137 | 7.6 | Повторение вопросов орфографии. Зависимость написания слов от их значения | 1 | |
138 | 7.7 | Закрепление изученного о частях речи, предложении. | 1 | |
139 | 7.8 | Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов. | 1 | |
140 | 7.9 | Формирование умения рассказывать о словах; написание изложения. | 1 | |
141 | 7.10 | Написание изложения на тему «Ещё немного из истории слов». | 1 | |
142 | 7.11 | Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач. | 1 | |
143 | 7.12 | Решение разнообразных орфографических задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | |
144 | 7.13 | Совершенствование орфографических и грамматических умений. | 1 | |
145 | 7.14 | Совершенствование орфографических и грамматических умений. | 1 | |
146 | 7.15 | Совершенствование орфографических и грамматических умений. | 1 | |
147 | 7.16 | Итоговая контрольная работа № 6 | 1 | |
148 | 7.17 | Анализ, обсуждение итоговой контрольной работы. | 1 | |
8. | Продолжаем учиться хорошей речи | 16 часов | ||
149 | 8.1 | Оцениваем, описываем, повествуем. Знакомство с понятием «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». | 1 | |
150 | 8.2 | Обучение построению текстов с описанием предмета и повествованием. | 1 | |
151 | 8.3 | Обучение построению текстов с описанием предмета и повествованием. | 1 | |
152 | 8.4 | Включение в повествование и описание предмета предложений со значением оценки; работа над основной мыслью текста | 1 | |
153 | 8.5 | Совершенствование речевых умений | 1 | |
154 | 8.6 | Создание текстов-повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям. | 1 | |
155 | 8.7 | Знакомство с особенностями словесных этюдов. | 1 | |
156 | 8.8 | Создание словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника. | 1 | |
157 | 8.9 | Создание словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника. | 1 | |
158 | 8.10 | Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям. | 1 | |
159 | 8.11 | Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям. | 1 | |
160 | 8.12 | Создание текстов разных жанров: загадок, записок, телеграмм, поздравлений. | 1 | |
161 | 8.13 | Создание текстов разных жанров: кулинарных рецептов, инструкций, писем. | 1 | |
162 | 8.14 | Создание текстов разных жанров: загадок, записок, телеграмм, поздравлений, кулинарных рецептов, инструкций, писем | 1 | |
163 | 8.15 | Совершенствование речевых умений. | 1 | |
164 | 8.16 | Совершенствование речевых умений. | 1 | |
9. | Подводим итоги, строим планы (6часов +5резерв) | 11часов | ||
165 | 9.1 | Перелистывая учебник… Анализ справочных страниц, обсуждение и оценка приобретённых знаний и умений. | 1 | |
166 | 9.2 | Коллективная работа (в группах) по разработке вопросов викторины «Наш родной язык», формулировка вопросов, обдумывание ответов, обсуждение плана проведения викторины. | 1 | |
167 | 9.3 | Участие в викторине «Наш родной язык» | 1 | |
168 | 9.4 | Обмен мнениями об уроках русского языка. Изложение «Самый памятный урок в году». | 1 | |
169 | 9.5 | Обсуждение трудностей в изучении русского языка, планирование способов их преодоления. Индивидуальная работа по созданию текстов на тему «Чем я другу помогу» | 1 | |
170 | 9.6 | Групповая работа по предположению, прогнозированию вопросов, которые должны изучаться в дальнейшем. Летние задания. | 1 | |
171-175 | 9.7- 9-11 | Резервное время | 5 | |
Всего: | 175 часов |
Планируемые образовательные результаты
В области речи, речевой деятельности
Ученик научится:
– участвовать в коллективном обсуждении вопросов на уроке, вступать в разговор, говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников, соблюдать при этом основные правила речевого поведения;
– самостоятельно читать задания и другие материалы учебника, понимать их, выделять нужные сведения;
– пользоваться словарями учебника (в том числе грамматическим «Какого рода и числа слово?») для решения различных практических вопросов;
– соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания изученных слов;
– понимать тему текста и его словесно выраженную главную мысль, выделять предложение, содержащее основную мысль; озаглавливать текст с учётом его темы и главной мысли; осознавать и раскрывать тему в создаваемом тексте, проводить в нём главную мысль;
– озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
– различать повествования и описания предмета (в ясных случаях), выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте;
– замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
– письменно (после коллективной подготовки) подробно, выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), осознанно сохраняя особенности оригинала;
– письменно (после коллективной подготовки) создавать речевые произведения освоенных жанров (например, словесную зарисовку), небольшие тексты повествовательного и описательного характера, использовать в них предложения со значением оценки;
– улучшать созданный или пересказанный текст: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.
Ученик получит возможность научиться:
– понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);
– самостоятельно делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;
– самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, сохраняя особенности оригинала;
– самостоятельно создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие повествование, описание и оценку чего-либо;
– редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
– соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.
В области освоения языка:
В области фонетики и графики
Ученик научится:
– различать звуки и буквы, объяснять случаи их несовпадения, в том числе и в количественном отношении (например, при наличии непроизносимых согласных, сочетаний -тся, -ться);
– понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде; выполнять различные учебные задания с использованием моделей;
– анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;
– правильно называть буквы алфавита, использовать знание алфавита при работе со словарями;
– пользоваться при письме новым для учащихся небуквенным графическим средством: абзацным отступом («красной строкой»).
Ученик получит возможность научиться:
– классифицировать слова с точки зрения их звукобуквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
– письменно выполнять полный звукобуквенный анализ слова.
В области лексики
Ученик научится:
– осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;
– различать в слове два значения: основы (лексическое) и окончания (грамматическое);
– выявлять в речи (устной и письменной) слова, лексическое значение которых требует уточнения; спрашивать об их значении, обращаться к толковому словарю учебника, стараться понимать значение слова по контексту;
– в специально предложенных текстах замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;
– стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.
Ученик получит возможность научиться:
– выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;
– самостоятельно замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;
– понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими.
В области словообразования (морфемики)
Ученик научится:
– выделять в слове (в ясных случаях) основу слова и окончание, понимать их различную роль в слове; находить в основе корень, приставку, суффикс (в однозначных случаях);
– отличать от однокоренных слов формы одного и того же слова;
– сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от их строения;
– соотносить слова с предъявленными моделями, выполнять
разнообразные учебные задания с использованием моделей;
– различать изменяемые и неизменяемые слова (к числу последних относить несклоняемые имена существительные).
Ученик получит возможность научиться:
– понимать роль каждой из частей основы (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);
– отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;
– определять значение слова, передаваемое окончанием (грамматическое);
– выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия).
В области морфологии
Ученик научится:
– выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);
– различать формы слова и однокоренные слова;
– ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;
– определять морфологические признаки слова (род, число, падеж имени существительного и имени прилагательного; время, число, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;
– находить в предложенном материале слова по указанным морфологическим признакам, заданные формы слов;
– сравнивать, классифицировать, преобразовывать предложенные слова по указанным признакам;
– пользоваться словарём учебника «Какого рода и числа слово?» для решения вопросов правильности речи;
– правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;
– под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;
– пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, стремиться при этом к повышению точности, выразительности речи.
Ученик получит возможность научиться:
– различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания глаголов; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;
– находить в целом тексте слова по указанным морфологическим признакам;
– выполнять морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия (объёме изученного);
– соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;
– замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;
– понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе.
В области синтаксиса и пунктуации
Ученик научится:
– различать понятия «части речи» и «члены предложения», понимать смысл понятий «главные» и «второстепенные» члены предложения»; осознавать главные члены как основу предложения;
– выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;
– устанавливать связи членов предложения, ставить от одного к другому вопросы «по смыслу» и «по форме»; различать основу предложения и пары других его членов;
– отражать связь членов предложения в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
– проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;
– распространять заданные предложения второстепенными членами, выявлять смысловые различия распространённых и нераспространённых предложений.
Ученик получит возможность научиться:
– осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;
– строить предложения заданной структуры (с опорой на схему);
– использовать знания о роли второстепенных членов предложения при создании собственных высказываний для повышения их точности и выразительности.
Формирование орфографических умений
Ученик научится:
– осознавать сущность понятия «орфограмма»; по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);
– определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);
– разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;
– пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;
– применять изученные орфографические правила (в объёме программы 1–3-го классов);
– пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;
– писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);
– списывать и писать под диктовку;
– проверять написанное и вносить коррективы.
Ученик получит возможность научиться:
– обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;
– оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;
– применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой 3-го класса);
– эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий средствами предмета «Русский язык» на конец 3-го класса
Личностные результаты:
- представление о русском языке как языке своей страны;
- осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка;
- представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи;
- появление элементов сознательного отношения к своей речи, понимания
необходимости контроля за её качеством;
- элементы коммуникативного, социального и познавательного мотивов изучения предмета «Русский язык»;
- становление интереса к изучению русского языка и в целом положительного отношения к учению (в частности, к урокам русского языка);
- элементы способности оценивать свои достижения и трудности;
- готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.
Регулятивные УУД:
– понимать, принимать, коллективно ставить и сохранять учебную задачу;
– планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками, а также самостоятельно) свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач; коллективно отражать план действий в моделях, схемах, памятках и т. п.;
– действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесном или схематичном, в том числе алгоритмичном виде;
– выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
– выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах;
– оценивать свои действия (в ретроспективе) и полученный результат; сравнивать оценку, данную учителем, и свою; адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные УУД:
– целенаправленно (понимая конкретную задачу) слушать учителя и одноклассников, принимать информацию, определять своё отношение к услышанному;
– читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям;
– читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём требуемые сведения, соотносить их с известными;
– замечать слова, выражения, требующие уточнения значения; выполнять действия для выяснения значения (задавать вопрос, обращаться к словарю, стараться понять из контекста);
– находить в материалах учебника (во всей книге, в читаемом тексте, в словарях, справочниках и т. п.) необходимую информацию, использовать её для решения практических задач;
– понимать информацию, представленную в изобразительном, модельном, табличном виде, переводить её в словесную форму и использовать для решения практических задач;
– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематический);
– находить в предложенных материалах или указанных источниках примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;
– осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач;
– осознавать возможность решения ряда лингвистических задач разными способами;
– осуществлять целенаправленные наблюдения за фактами языка и речи, выполнять действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, группировки, классификации по указанным или совместно выявленным параметрам;
– коллективно устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, делать умозаключения, выводы, обобщения;
– подводить конкретные факты языка под понятия на основе выделения известных существенных признаков.
Коммуникативные УУД:
– участвовать в общей беседе, в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения;
– участвовать в совместной деятельности (в паре, в группе), договариваясь (под руководством учителя) об организации работы; стремиться к достижению согласия при столкновении интересов, к проявлению доброжелательных отношений с партнёрами; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
– задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников;
– высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его; понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию;
– строить небольшие устные монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) с учётом ситуации общения (партнёра и решаемых речевых задач), стараясь соблюдать нормы литературного языка и заботиться о точности и ясности выражения мысли, выбирать для этого языковые средства;
– воспроизводить приобретённую информацию, доносить её до других, делиться ею, по возможности, объяснять её.
– понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т. д.)
– создавать письменные тексты освоенных жанров, учитывая, как особенности жанра, так и характер адресата и решаемых коммуникативных задач; отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения.
Учебно – методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса:
- Программы общеобразовательных учреждений Русский язык: программа 1 – 4 классы. /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013.
- Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях. /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. - Смоленск Ассоциация 21 век, 2013;
- Соловейчик М.С. К тайнам нашего языка: Тетрадь-задачник №1, №2, №3 к учебнику русского языка для класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013.
- Русский язык: К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам для 3 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация 21 век. 2010.
- Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. - Смоленск «Ассоциация 21 век» 2010
- Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 1 (2, 3, 4 ) класса. – 2011 и послед.
- Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Оценка достижения планируемых результатов обучения русскому языку по учебнику «К тайнам нашего языка». – 2012
- Корешкова Т. В. Тестовые задания по русскому языку. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1: Тренировочные задания; ч. 2: Контрольные задания – 2013год
- Электронные приложения к учебникам и тетрадям
- Материалы для учителя (Footnotes) В свободном доступе на сайте издательства)
Лист внесения изменений.
Дата внесения изменений | Тема | Содержание изменений | Подпись учителя | Подпись зам. директора |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК Гармония
Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК Гармония...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс УМК "Гармония"
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г, примерной программы начального...
Рабочая программа по русскому языку. 1 класс. УМК "Гармония".
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса по УМК "Гармония"....
Рабочая программа по русскому языку. 2 класс. УМК "Гармония"
Рабочая учебная программа по русскому языку для 2 класса. УМК "Гармония"....
рабочая программа по русскому языку 2 класс умк гармония фгос
В рабочую программу входит поясниткльная записка, календарно-тематическое планирование и список учебно-методическоуй литературы...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс Гармония Фгос
В программе представлено подробное тематическое планирование, а также контрольно-измерительные материалы....
Рабочая программа по Русскому языку. 2 класс. ФГОС. УМК Гармония. 2013-2014 уч год
Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включает: п...