Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по УМК " Гармония"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) по теме

Крутьева Елена Владимировна

 

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов и материалов

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министра образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373;
  • Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «Масальская СОШ», утвержденная приказом №   78/1      от 06.11.2013г.
  • Примерная программа начального общего образования. Москва. «Просвещение» 2010г
  • Учебный план МБОУ «Масальская СОШ» на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом №38/1   от 28.05.2014 г
  • Календарный учебный график МБОУ «Масальская СОШ», утвержденный приказом №     58    от 29.08.2014г.
  • Положение о рабочей программе МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом №     38/3   от 28.05.2014г.
  • Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом №     58/1         от 29.08.214г
  • Положение о ведении классного журнала МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом №    58/4          от 29. 08.2014
  • Рабочая программа по русскому языку для 3класса составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык: Программа 1-4классы. Поурочно- тематическое планирование:1-4 классы/ М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. -Смоленск: Ассоциация 21век, 2013.

Используется учебник русского языка «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, Смоленск «Ассоциация XXI век» 2013. УМК включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, а также входит в утвержденный в образовательном учреждении список УМК. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Масальская СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рассмотрено:

На заседании                 методического                     объединения школы

Протокол № 1 от

«__27_» августа 2014   г.

Руководитель ШМО

-------------Е. В.Крутьева

Согласовано:

Зам. директора по УВР

___________Л. Н_Кунина,

«_28,» августа 2014     г.

Утверждаю:

Директор школы

__________ Т. И. Вакулина

Приказ № ___58/3 _ от

«_29_» августа 2014г.

Рабочая программа учебного предмета

«Русский язык»

3 класс

на  2014-2015 учебный  год

                                                      Разработана: Е. В. Крутьевой                                                                                              

   учителем начальных классов

высшей  квалификационной категории

                    п. Масальский 2014г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов и материалов

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министра образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373;
  • Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «Масальская СОШ», утвержденная приказом №   78/1      от 06.11.2013г.
  • Примерная программа начального общего образования. Москва. «Просвещение» 2010г
  • Учебный план МБОУ «Масальская СОШ» на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом №38/1   от 28.05.2014 г
  • Календарный учебный график МБОУ «Масальская СОШ», утвержденный приказом №     58    от 29.08.2014г.
  • Положение о рабочей программе МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом №     38/3   от 28.05.2014г.
  • Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом №     58/1         от 29.08.214г
  • Положение о ведении классного журнала МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом №    58/4          от 29. 08.2014
  • Рабочая программа по русскому языку для 3класса составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык: Программа 1-4классы. Поурочно- тематическое планирование:1-4 классы/ М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. -Смоленск: Ассоциация 21век, 2013.

Используется учебник русского языка «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, Смоленск «Ассоциация XXI век» 2013. УМК включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, а также входит в утвержденный в образовательном учреждении список УМК.

Цели начального курса русского языка:

  • создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, как носителя русского языка и тем самым способствовать формированию его гражданской идентичности; для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
  • заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
  • сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
  • средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, формирование комплекса универсальных учебных действий и в целом умения учиться;
  • обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.

Рабочая программа учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Цель: создание психолого-педагогических условий для усвоения программы детьми с ОВЗ с учетом их индивидуальных, психофизических особенностей развития.

Задачи: осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к детям с ОВЗ в процессе реализации программы.

Программа автора М.С. Соловейчик рассчитана на 170 часов. Данная рабочая программа содержит 175 часов, 5 часов в неделю, из расчета 35 недель согласно календарному учебному графику. Резервное время 5 часов. Эти уроки будут использованы на повторение трудных тем в конце года, и на часы, которые совпадают с праздничными днями. Последовательность изучения программного материала соответствует тематическому планированию автора М.С. Соловейчик.

Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима реализация системно-деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.

Основная форма организации учебного процесса – классно-урочная, но с широким использованием коллективных (парных, групповых), индивидуальных форм работы.

Учебно-тематическое план изучения учебного предмета « Русский язык»

№ п/п

№ темы

Наименование  раздела программы, тема урока.

Всего часов.

Примечание

1.

Знаем – повторим, не знаем – узнаем

20 часов

1

1.1

Повторение изученного и расширение сведений.

Повторение изученного о речи.

1

2

1.2

Повторение изученного о речи («Воспоминания о лете»)

1

3

1.3

Понятия «правильно»  и «точно». Обучение правильности и точности речи.

1

4

1.4

Знакомство с понятием «основа слова», с двумя значениями слова: основы и окончания.

1

5

1.5

Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова?» Разбор слова по составу.

1

6

1.6

Будем решать орфографические задачи – известные и новые. Повторение изученного по орфографии.

1

7

1.7

Повторение изученного по орфографии.

1

8

1.8

Совершенствование  различных  умений

1

9

1.9

Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. Знакомство с сочетаниями

-оро-  – -ра-, -оло-  – -ла-,- ере- – -ре-

1

10

1.10

Правописание суффиксов -ек и -ик-  (общее знакомство).

1

11

1.11

Правописание ударных и безударных сочетаний

-цы-, -ци- (общее знакомство).

1

12

1.12

Правописание ударных и безударных сочетаний

-цы-,  -ци-.  

1

13

1.13

Общее знакомство со сложными словами.

1

14

1.14

Освоение изученных орфографических правил.

1

15

1.15

Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении

1

16

1.16

Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении

1

17

1.17

Совершенствование различных умений.

1

18

1.18

Контрольный диктант №1 по итогам повторения по теме « Знаем – повторим, не знаем – узнаем».

1

19

1.19

Изложения. Рассказы о словах,  событиях.

1

20

1.20

Совершенствование различных умений

1

2.

Морфология. Каждое слово – часть речи.

26 часов

21

2.1

Общее знакомство с частями речи.

Представление  понятия  «части речи»

1

22

2.2

Знакомство с названиями частей речи.

1

23

2.3

Назовём  слова-указатели

1

24

2.4

Освоение  личных  местоимений

1

25

2.5

Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

1

26

2.6

Обучение употреблению и написанию служебных частей речи

1

27

2.7

Совершенствование умений употреблять и писать служебные части речи

1

28

2.8

Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи

1

29

2.9

Изложение: обучение рассказу о событиях.  «Случай в лесу»

1

30

2.10

Формирование умения определять части речи и правильно писать служебные слова; повторение различных вопросов орфографии

1

31

2.11

Формирование умения определять части речи и правильно писать служебные слова; повторение различных вопросов орфографии

1

32

2.12

Слово и его формы.

Представление понятия «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова.

1

33

2.13

Знакомство с начальной формой глагола и имени существительного.

1

34

2.14

Знакомство с начальной формой имени прилагательного.

1

35

2.15

Закрепление  изученного.

1

36

2.16

Контрольный  диктант № 2 по теме «Каждое слово – часть речи»

1

37

2.17

Сравниваем части речи

Род имён существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного

1

38

2.18

Закрепление изученного о роде имён существительных и имён прилагательных. Способ выяснения окончаний в именах прилагательных

1

39

2.19

Изменение имён существительных по числам, имён прилагательных по числам и родам; выбор окончаний в именах прилагательных

1

40

2.20

Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени.

1

41

2.21

Знакомство с изменением  по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений.

1

42

2.22

Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа.

1

43

2.23

Освоение способа действия для определения падежей.

1

44

2.24

Закрепление изученного материала.

1

45

2.25

Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. Уточнение общего признака всех имён: изменяться по падежам.

1

46

2.26

Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. Уточнение общего признака всех имён: изменяться по падежам.

1

3.

Продолжаем знакомиться с частями речи. Глагол.

27 часов

47

3.1

Глагол как часть речи.

Повторение изученного о частях речи.

1

48

3.2

Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображённых действий.

1

49

3.3

Наблюдения за изменениями глаголов: по числам и родам или по числам и лицам.

1

50

3.4

Знакомство с системой времён глагола.

1

51

3.5

Особенности изменения глаголов прошедшего и настоящего, будущего времени.

1

52

3.6

Закрепление  изученного о системе времён глагола.

1

53

3.7

Закрепление  изученного о глаголах.

1

54

3.8

Как отличить глагол от других частей речи?

1

55

3.9

Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. Способ нахождения неопределённой формы глагола.

1

56

3.10

Закрепление изученного о неопределённой форме глагола.

1

57

3.11

Строение и написание глаголов в неопределённой форме.

1

58

3.12

Закрепление изученного о неопределённой форме глагола.

1

59

3.13

Обучение нахождению неопределённой формы глагола и правописанию в ней суффиксов перед –ть.

1

60

3.14

Закрепление  изученного о глаголах.

1

61

3.15

Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения: понятие о родовых окончаниях

1

62

3.16

Закрепление сведений о глаголах прошедшего времени; обучение выбору родовых окончаний.

1

63

3.17

Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над их правильным написанием.

1

64

3.18

Закрепление изученного о глаголах прошедшего времени.

1

65

3.19

Особенности глаголов настоящего времени: понятие о личных окончаниях.

1

66

3.20

Определение и образование форм глагола; наблюдения за употреблением в речи глаголов настоящего времени.

1

67

3.21

Знакомство с двумя формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению.

1

68

3.22

Знакомство с двумя формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению

1

69

3.23

Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам.

1

70

3.24

Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. Повторение различных вопросов орфографии. Подготовка к контрольной работе.

1

71

3.25

Закрепление изученного о глаголах.

1

72

3.26

Закрепление изученного о глаголах.

1

73

3.27

Контрольный  диктант № 3 по теме «Глагол как часть речи»

1

74

3.28

Учимся рассказывать о действиях(5часов). Изложение с изменением лица: пересказ текста от 1-го лица

1

75

3.29

 Изложение текста-воспоминания (или создание собственного по аналогии).

1

76

3.30

Знакомство с особенностями текстов инструктивного характера. Написание инструкций об изготовлении ёлочной гирлянды

1

77

3.31

Создание текста «Как я сделаю…»

1

78

3.32

Написание новогодних поздравлений.

1

 

4.

Что мы знаем о частях речи?

16 часов

79

4.1

Повторение изученного о частях речи.

1

80

4.2

Закрепление  изученного, обобщение знаний  о частях речи.

1

81

4.3

Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных

1

82

4.4

Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед –ть.

1

83

4.5

Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени.

1

84

4.6

Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи.

1

85

4.7

Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи.

1

86

4.8

Повторение способов решения различных орфографических задач; правописание глаголов в неопределённой форме

1

87

4.9

Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах

1

88

4.10

Освоение правила выбора между -тся и -ться в глаголах

1

89

4.11

Закрепление изученного о глаголах.

1

90

4.12

Снова пересказываем и рассказываем Изложение. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени

5 часов

1

91

4.13

Изложение. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени

1

92

4.14

Изложение. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию.

1

93

4.15

Создание рассказа по картинкам

1

94

4.16

Создание рассказа о проделках животных по личным впечатлениям

1

5.

Возвращаемся к разговору о предложении

17 часов

95

5.1

Повторение изученного о предложении

1

96

5.2

Знакомство с понятием  «член предложения»

1

97

5.3

Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления

1

98

5.4

Упражнения в нахождении главных членов предложения; расширение сведений о подлежащем и сказуемом

1

99

5.5

Закрепление  изученного о предложении.

1

100

5.6

Общее представление о второстепенных членах; предложения распространённые и нераспространённые. Характеристика предложения

1

101

5.7

Закрепление изученного о членах предложения.

1

102

5.8

Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме.

1

103

5.9

Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложений

1

104

5.10

Закрепление изученного о предложении.

1

105

5.11

Повторение и обобщение  изученного о предложении и частях речи. Наблюдение за использованием частей речи

1

106

5.12

Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. Наблюдение за использованием частей речи

1

107

5.13

Совершенствование грамматических и орфографических умений.

1

108

5.14

Подготовка к контрольной работе

1

109

5.15

Контрольный диктант № 4 по теме «Предложение».

1

110

5.16

Рисуем словесные картины и учим друг друга.  Создание текстов изобразительного характера

1

111

5.17

Создание текста-инструкции

1

6.

И вновь о частях речи

20 часов

112

6.1

Повторение изученного об именах.

1

113

6.2

Повторение изученного об именах.

1

114

6.3

Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. Знакомство со «Словарём трудностей»

1

115

6.4

Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных                                                                                                                                                                                                                                                                          

1

116

6.5

О значении имён прилагательных

1

117

6.6

Тренировка в решении орфографических задач в окончаниях имён прилагательных

1

118

6.7

Тренировка в решении орфографических задач в окончаниях имён прилагательных

1

119

6.8

Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи

1

120

6.9

Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение                                                                                                                                                                                                                                                                        

1

121                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

6.10

Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение

1

122

6.11

Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе

1

123

6.12

Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе.

1

124

6.13

Повторение  изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе

1

125

6.14

Закрепление изученного о частях речи.

1

126

6.15

Закрепление изученного о частях речи.

1

127

6.16

Контрольный диктант № 5 по теме «Части речи»

1

128

6.17

Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарём трудностей»

1

129

6.18

Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарём трудностей»

1

130

6.19

Изложение: обучение правильности и точности речи.

1

131

6.20

Создание словесных зарисовок.

1

7.

Обо всём, что мы теперь знаем-

17 часов

132

7.1

Повторение изученного.  Повторение общих сведений о частях речи и предложении.

1

133

7.2

Изложение с элементами сочинения на основе картины.

1

134

7.3

Повторение различных видов разбора на материале словесной модели.

1

135

7.4

Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь.

1

136

7.5

Работа над связью слов, над значением слов, над правильностью речи. Обучение пользованию словарями

1

137

7.6

Повторение вопросов орфографии. Зависимость написания слов от их значения

1

138

7.7

Закрепление изученного о частях речи, предложении.

1

139

7.8

Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов.

1

140

7.9

Формирование умения рассказывать о словах; написание изложения.

1

141

7.10

Написание изложения на тему «Ещё немного из истории слов».

1

142

7.11

Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач.

1

143

7.12

Решение разнообразных орфографических задач. Подготовка к контрольной работе

1

144

7.13

Совершенствование орфографических и грамматических умений.

1

145

7.14

Совершенствование орфографических и грамматических умений.

1

146

7.15

Совершенствование орфографических и грамматических умений.

1

147

7.16

Итоговая   контрольная работа № 6

1

148

7.17

Анализ, обсуждение итоговой контрольной работы.

1

8.

Продолжаем учиться хорошей речи

16 часов

149

8.1

Оцениваем, описываем, повествуем.

Знакомство с понятием «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки».

1

150

8.2

Обучение построению текстов с описанием предмета и повествованием.

1

151

8.3

Обучение построению текстов с описанием предмета и повествованием.

1

152

8.4

Включение в повествование и описание предмета предложений со значением оценки; работа над основной мыслью текста

1

153

8.5

Совершенствование речевых умений

1

154

8.6

Создание текстов-повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям.

1

155

8.7

Знакомство с особенностями словесных этюдов.

1

156

8.8

Создание словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника.

1

157

8.9

Создание словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника.

1

158

8.10

Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям.

1

159

8.11

Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям.

1

160

8.12

Создание текстов разных жанров: загадок, записок, телеграмм, поздравлений.

1

161

8.13

Создание текстов разных жанров: кулинарных рецептов, инструкций, писем.

1

162

8.14

Создание текстов разных жанров: загадок, записок, телеграмм, поздравлений, кулинарных рецептов, инструкций, писем

1

163

8.15

Совершенствование речевых умений.

1

164

8.16

Совершенствование речевых умений.

1

9.

Подводим итоги, строим планы (6часов +5резерв)

11часов

165

9.1

Перелистывая учебник… Анализ справочных страниц, обсуждение и оценка приобретённых знаний и умений.

1

166

9.2

Коллективная работа (в группах) по разработке вопросов викторины «Наш родной язык», формулировка вопросов, обдумывание ответов, обсуждение плана проведения викторины.

1

167

9.3

Участие в викторине «Наш родной язык»

1

168

9.4

Обмен мнениями об уроках русского языка. Изложение «Самый памятный урок в году».

1

169

9.5

Обсуждение трудностей в изучении русского языка, планирование способов их преодоления. Индивидуальная работа по созданию текстов на тему «Чем я другу помогу»

1

170

9.6

Групповая работа по предположению, прогнозированию вопросов, которые должны изучаться в дальнейшем.  Летние задания.

1

171-175

9.7-

9-11

Резервное время

5

Всего:

175 часов

Планируемые образовательные результаты

В области речи, речевой деятельности

Ученик научится:

– участвовать в коллективном обсуждении вопросов на уроке, вступать в разговор, говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников, соблюдать при этом основные правила речевого поведения;

– самостоятельно читать задания и другие материалы учебника, понимать их, выделять нужные сведения;

– пользоваться словарями учебника (в том числе грамматическим «Какого рода и числа слово?») для решения различных практических вопросов;

– соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания изученных слов;

– понимать тему текста и его словесно выраженную главную мысль, выделять предложение, содержащее основную мысль; озаглавливать текст с учётом его темы и главной мысли; осознавать и раскрывать тему в создаваемом тексте, проводить в нём главную мысль;

– озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;

– различать повествования и описания предмета (в ясных случаях), выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте;

– замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;

– письменно (после коллективной подготовки) подробно, выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), осознанно сохраняя особенности оригинала;

– письменно (после коллективной подготовки) создавать речевые произведения освоенных жанров (например, словесную зарисовку), небольшие тексты повествовательного и описательного характера, использовать в них предложения со значением оценки;

– улучшать созданный или пересказанный текст: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.

Ученик получит возможность научиться:

– понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);

– самостоятельно делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;

– самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, сохраняя особенности оригинала;

– самостоятельно создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие повествование, описание и оценку чего-либо;

– редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;

– соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.

В области освоения языка:

В области фонетики и графики

Ученик научится:

– различать звуки и буквы, объяснять случаи их несовпадения, в том числе и в количественном отношении (например, при наличии непроизносимых согласных, сочетаний -тся, -ться);

– понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде; выполнять различные учебные задания с использованием моделей;

– анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;

– правильно называть буквы алфавита, использовать знание алфавита при работе со словарями;

– пользоваться при письме новым для учащихся небуквенным графическим средством: абзацным отступом («красной строкой»).

Ученик получит возможность научиться:

– классифицировать слова с точки зрения их звукобуквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

– письменно выполнять полный звукобуквенный анализ слова.

В области лексики

Ученик научится:

– осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;

– различать в слове два значения: основы (лексическое) и окончания (грамматическое);

– выявлять в речи (устной и письменной) слова, лексическое значение которых требует уточнения; спрашивать об их значении, обращаться к толковому словарю учебника, стараться понимать значение слова по контексту;

– в специально предложенных текстах замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;

– стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.

Ученик получит возможность научиться:

– выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;

– самостоятельно замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;

– понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими.

В области словообразования (морфемики)

Ученик научится:

– выделять в слове (в ясных случаях) основу слова и окончание, понимать их различную роль в слове; находить в основе корень, приставку, суффикс (в однозначных случаях);

– отличать от однокоренных слов формы одного и того же слова;

– сравнивать слова по их строению, характеризовать различия,  классифицировать слова в зависимости от их строения;

– соотносить слова с предъявленными моделями, выполнять

разнообразные учебные задания с использованием моделей;

– различать изменяемые и неизменяемые слова (к числу последних относить несклоняемые имена существительные).

Ученик получит возможность научиться:

– понимать роль каждой из частей основы (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);

– отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;

– определять значение слова, передаваемое окончанием (грамматическое);

– выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия).

В области морфологии

Ученик научится:

– выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);

– различать формы слова и однокоренные слова;

– ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные  формы;

– определять морфологические признаки слова (род, число, падеж имени существительного и имени прилагательного; время, число, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;

– находить в предложенном материале слова по указанным морфологическим признакам, заданные формы слов;

– сравнивать, классифицировать, преобразовывать предложенные слова по указанным признакам;

– пользоваться словарём учебника «Какого рода и числа слово?» для решения вопросов правильности речи;

– правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;

– под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;

– пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, стремиться при этом к повышению точности, выразительности речи.

Ученик получит возможность научиться:

– различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания глаголов; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;

– находить в целом тексте слова по указанным морфологическим признакам;

– выполнять морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия (объёме изученного);

– соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;

– замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;

– понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе.

В области синтаксиса и пунктуации

Ученик научится:

– различать понятия «части речи» и «члены предложения», понимать смысл понятий «главные» и «второстепенные» члены предложения»; осознавать главные члены как основу предложения;

– выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;

– устанавливать связи членов предложения, ставить от одного к другому вопросы «по смыслу» и «по форме»; различать основу предложения и пары других его членов;

– отражать связь членов предложения в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

– проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;

распространять заданные предложения второстепенными членами, выявлять смысловые различия распространённых и нераспространённых предложений.

Ученик получит возможность научиться:

– осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;

– строить предложения заданной структуры (с опорой на схему);

– использовать знания о роли второстепенных членов предложения при создании собственных высказываний для повышения их точности и выразительности.

Формирование орфографических умений

Ученик научится:

– осознавать сущность понятия «орфограмма»; по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);

– определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);

– разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;

– пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;

– применять изученные орфографические правила (в объёме программы 1–3-го классов);

– пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;

– писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);

– списывать и писать под диктовку;

– проверять написанное и вносить коррективы.

Ученик получит возможность научиться:

– обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;

– оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;

– применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой 3-го класса);

– эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Планируемые результаты формирования  универсальных учебных действий средствами предмета  «Русский язык» на конец 3-го класса

Личностные результаты:

 - представление о русском языке как языке своей страны;

- осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка;

- представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи;

- появление элементов сознательного отношения к своей речи, понимания

необходимости контроля за её качеством;

- элементы коммуникативного, социального и познавательного мотивов изучения предмета «Русский язык»;

- становление интереса к изучению русского языка и в целом положительного отношения к учению (в частности, к урокам русского языка);

- элементы способности оценивать свои достижения и трудности;

- готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.

Регулятивные УУД:

– понимать, принимать, коллективно ставить и сохранять учебную задачу;

– планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками, а также самостоятельно) свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач; коллективно отражать план  действий в моделях, схемах, памятках и т. п.;

– действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесном или схематичном, в том числе алгоритмичном виде;

– выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

– выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах;

– оценивать свои действия (в ретроспективе) и полученный результат; сравнивать оценку, данную учителем, и свою; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные УУД:

– целенаправленно (понимая конкретную задачу) слушать учителя и одноклассников, принимать информацию, определять своё отношение к услышанному;

– читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям;

– читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём требуемые сведения, соотносить их с известными;

– замечать слова, выражения, требующие уточнения значения; выполнять действия для выяснения значения (задавать вопрос, обращаться к словарю, стараться понять из контекста);

– находить в материалах учебника (во всей книге, в читаемом тексте, в словарях, справочниках и т. п.) необходимую информацию, использовать её для решения практических задач;

– понимать информацию, представленную в изобразительном, модельном, табличном виде, переводить её в словесную форму и использовать для решения практических задач;

– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематический);

– находить в предложенных материалах или указанных источниках примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

– осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач;

– осознавать возможность решения ряда лингвистических задач разными способами;

– осуществлять целенаправленные наблюдения за фактами языка и речи, выполнять действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, группировки, классификации по указанным или совместно выявленным параметрам;

– коллективно устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, делать умозаключения, выводы, обобщения;

– подводить конкретные факты языка под понятия на основе выделения известных существенных признаков.

Коммуникативные УУД:

– участвовать в общей беседе, в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения;

– участвовать в совместной деятельности (в паре, в группе), договариваясь (под руководством учителя) об организации работы; стремиться к достижению согласия при столкновении интересов, к проявлению доброжелательных отношений с партнёрами; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

– задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников;

– высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его; понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию;

– строить небольшие устные монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) с учётом ситуации общения (партнёра и решаемых речевых задач), стараясь соблюдать нормы литературного языка и заботиться о точности и ясности выражения мысли, выбирать для этого языковые средства;

– воспроизводить приобретённую информацию, доносить её до других, делиться ею, по возможности, объяснять её.

– понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т. д.)

– создавать письменные тексты освоенных жанров, учитывая, как особенности жанра, так и характер адресата и решаемых коммуникативных задач; отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения.

Учебно – методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса:

  • Программы общеобразовательных учреждений         Русский язык: программа  1 – 4 классы. /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация 21 век,  2013.
  • Русский язык:  К тайнам нашего языка: учебник  для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях. /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.  - Смоленск  Ассоциация 21 век, 2013;
  • Соловейчик М.С. К тайнам нашего языка: Тетрадь-задачник №1, №2, №3 к учебнику русского языка для  класса общеобразовательных учреждений. -  Смоленск:  Ассоциация 21 век, 2013.
  • Русский язык: К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам  для 3 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация 21 век.  2010.
  • Русский язык.  3 класс: поурочные планы по учебнику М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. -   Смоленск «Ассоциация 21 век» 2010
  • Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 1 (2, 3, 4 ) класса. – 2011 и послед.
  • Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Оценка достижения планируемых результатов обучения русскому языку по учебнику «К тайнам нашего языка». – 2012
  • Корешкова  Т. В.  Тестовые  задания  по  русскому  языку. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1: Тренировочные задания; ч. 2: Контрольные задания – 2013год
  • Электронные приложения к учебникам и тетрадям
  • Материалы для учителя (Footnotes) В свободном доступе на сайте издательства)

                                               

Лист внесения изменений.

Дата внесения изменений

Тема

Содержание изменений

Подпись учителя

Подпись зам. директора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК Гармония

Рабочая программа по русскому языку   3  класс УМК Гармония...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс УМК "Гармония"

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г, примерной программы начального...

Рабочая программа по русскому языку. 1 класс. УМК "Гармония".

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса по УМК "Гармония"....

Рабочая программа по русскому языку. 2 класс. УМК "Гармония"

Рабочая учебная программа по русскому языку для 2 класса. УМК "Гармония"....

рабочая программа по русскому языку 2 класс умк гармония фгос

В рабочую программу входит поясниткльная записка, календарно-тематическое планирование и  список учебно-методическоуй литературы...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс Гармония Фгос

В программе представлено подробное тематическое планирование, а также контрольно-измерительные материалы....

Рабочая программа по Русскому языку. 2 класс. ФГОС. УМК Гармония. 2013-2014 уч год

Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включает: п...