Конспекты уроков русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок – путешествие.
4 класс
Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.
Цель: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемого слов, развитие умения подбирать проверочные слова.
Задачи:
Учить видеть орфограмму, развивать умения проверять слова
с безударными гласными в корне.
Развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность учащихся.
Совершенствовать знания о признаках однокоренных слов;
Воспитывать любовь к русскому языку, чувство взаимопомощи, аккуратность.
Тип: урок-закрепление.
Вид: сюжетно-ролевая игра.
Технологии: элементы игровой технологии, элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.
Оборудование: Документ камера, доска, компьютер, видеозапись фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков», словарные слова из словаря Мельниковой,
Знать: правило написание слов с безударной гласной, проверяемой ударением и непроверяемой ударением.
Уметь: графически выделять орфограмму «Безударные гласные в корне»; объяснять правописание слов с безударной гласной.
Принципы:
I этап:
наглядности;
воспитывающего обучения;
активности (игровой момент);
учет возрастных особенностей (дети с ОВЗ)
II этап:
коммуникативности (умение работать в парах);
сознательности (формирование приема самостоятельной работы);
доступности и посильности (учет возможности детей в преодолении трудностей);
прочности (обеспечение многократной встречи с усвояемым материалом в разнообразных упражнениях);
систематичности и последовательности (от текста к звукам).
III этап:
индивидуализации и посильности;
Форма обучения:
1.индивидуально - групповая
Методы:
1. наглядный;
2. словесный (рассказ, беседа);
3. практический (упражнения).
Стимулирование и мотивация:
1. игровой момент;
2. похвала;
Контроля и самоконтроля:
- устный и письменный;
- фронтальный и групповой;
- текущий и итоговый.
Самостоятельность ученика:
- под руководством учителя;
- самостоятельная учебная деятельность.
Приемы обучения:
1.наблюдение над языковыми явлениями (сравнение, выявление).
Модель урока:
Карта маршрута:
Ход урока:
- Организационный момент:
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручки, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Ребята вам тепло? (да)
В классе светло? (да)
Уже прозвенел звонок? (да)
Только начался урок? (да)
Хотите вы учиться? (да)
Значит можно всем садиться!
- Актуализация знаний и сообщение темы урока:
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Видеофрагмент из сказки «В стране невыученных уроков».
«На мое счастье в зал вбежала огромная собака. Кузя, конечно, зашипел и вскочил мне на плечо. Но собака не собиралась на него кидаться. Она весело махала хвостиком и ласкалась. Я нагнулся и погладил ее по рыжей спинке.
- Ах, ты любишь собак! Очень хорошо! – ехидно сказала Запятая и хлопнула в ладоши. Тут же передо мной опять повисла в воздухе черная доска. На ней было написано мелом: «С…бака». Я быстро сообразил, в чем дело. Взял мел и вписал букву «а». Получилось «Сабака».Запятая расхохоталась. Глагол нахмурил седые брови. Восклицательный заахал и заохал. Собака оскалилась и зарычала на меня. Я испугался ее злой морды и побежал. Она погналась за мной.
Остановка кадра.
- Как вы думаете, почему собака побежала за Витей?
- Давайте посмотрим, что было дальше.
Я догадался, что неправильно вставил букву. Вернулся к доске, стер «а» и написал «о». Собака тут же перестала рычать, лизнула мне руку и выбежала из зала. Теперь я никогда не забуду, что собака пишется через «о».
- Может быть, только эта собака пишется через «о», - спросил Кузя, - а все другие через «а»?»
- Кто из литературных героев попал в страну невыученных уроков?
- Почему?
- Какое правило не знал Витя?
- Назовите тему урока.
- Какие цели поставите перед собой?
- Чему будете учиться?
В течение урока мы будем отвечать на вопросы:
- Сегодня у нас урок необычный. Мы отправляемся с вами в путешествие. А в какое, вы подскажите мне сами.
- 12 апреля. Чем знаменательна эта дата?
- Да, действительно,12 апреля 1961 года впервые именно советский человек полетел в космос.
- Кто был первым космонавтом?
- Ребята, если мы завели разговор о космосе, то может, вы догадались, в какое путешествие мы отправимся?
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие на космическом корабле. Мы с вами побываем на необыкновенных планетах, расположенных в галактике. Нам необходимо будет справиться со всеми препятствиями, которые встретятся на нашем пути, и вернуться назад на нашу планету.
Вот карта нашего пути,
Планеты на ней легко найти.
Но, чтоб пройти все испытанья,
Необходимы ваши знанья.
Итак, мы отправляемся
В загадочный полет.
Успех вам и удачу
Пускай вам принесет.
3. Физминутка.
А сейчас мы с вами, дети
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз,
1, 2, 3, 4. Вот летит ракета ввысь!
Скорость света набирая,
По вселенной мы летим,
На далекую планету
Поскорей попасть хотим.
Сели в кресло, дали газ
И ракета понеслась!
4. Минутка чистописания.
Мы приближаемся к планете «Безударные гласные». Открываем бортовые журналы. Бортовой журнал нужен для записи событий, наблюдений, решений, операций. Наше путешествие начинается, и мы с вами начинаем вести записи.
Вспомните правила посадки при письме.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь!
Запишите в свои борт - журналы число и вид работы. Записи должны быть аккуратными, без ошибок.
Как у наших, у ворот
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное.
Вот жители этой планеты.
А О И Е Я (На дереве) –используется Документ камера.
- Запишите их в свою тетрадь.
- К какой группе относятся буквы, которые вы прописали? (гласные буквы)
- Что вы знаете о гласных звуках? (они образуют слог, могут быть ударными и безударными)
- Почему именно эти гласные живут на этой планете? (эти гласные нужно проверять)
- Как называется эта планета? (Планета безударных гласных)
- В какой части слова мы изучаем правописание безударной гласной? (в корне)
- Когда их надо проверять? (в безударном слоге)
- Почему? (слышатся неясно)
- Как их надо проверять?
Гласные буквы – лукавый народ.
В слабой позиции кто их поймет?
Сделай ударной букву такую,
Себе ты окажешь услугу большую.
Если в корне гласный звук
Вызвал вдруг сомнение,
Ты его немедленно
Ставь под ударение.
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
5. Словарная работа.
Отправляемся к планете «Словари».
На этой планете живут, посмотри,
Необычные словари.
В каждом слов не сосчитаешь,
Хоть три дня его листаешь.
Толще книг других они
На какой ты не взгляни.
Каждый нужен, каждый важен,
И про все сейчас расскажут.
Словари предлагают выполнить следующее задание.
- Нужно найти спрятанные слова. Для этого нужно «взять» из каждого слова нужные буквы - слоги, а затем соединить слоги.
1-й слог – ранетка 1-й слог – костер
2-й слог – океан 2-й слог – самосвал
3-й слог - монета
Р…кета Косм…с
- Как вы думаете, какие буквы надо вставить?
- А как это проверить? (по словарю)
Если выйдет затрудненье
И не разрешить сомненье,
И тогда не унываю,
И словарь я открываю.
- Давайте спросим у словарей, что это за слова и откуда они взялись.
Ракета.
Этимологический словарь: я загадаю вам загадку.
Чудо-птица – яркий хвост –
Полетела в стаю звезд.
Что это?
Толковый словарь: слово ракета имеет два значения.
1. Применяемый для фейерверков и сигнализаций снаряд, состоящий из гильзы, начиненной пороховым составом, который после выстрела ярко светится при полете в воздухе. (Сигнальная ракета)
2. Летательный аппарат.
Орфографический словарь:
- Запишите это слово, выделите букву «а». Поставьте ударение. Выделите корень. Разделите слово на слоги.
- Сколько в слове слогов?
- Какой первый слог? Второй? Третий?
- Как слово ракета разделить для переноса?
- Запишите транскрипцию этого слова. [р а к' э т а]
Космос
Толковый словарь: Вселенная, мир.
Орфографический словарь:
- Запишите это слово, выделите букву «о» во втором слоге. Поставьте ударение. Выделите корень. Разделите слово на слоги.
- Сколько в слове слогов?
- Какой первый слог? Второй?
- Как слово космос разделить для переноса?
- Запишите транскрипцию этого слова. [к о с м а с]
Словарь синонимов: К слову «космос» синонимы: Вселенная, мир.
Словарь однокоренных слов: Я словарь однокоренных слов.
Предлагаю вам следующее задание: Подобрать к слову «космос» однокоренные слова.
- Как называют человека, совершающего полет в космос с целью испытания космической техники и проведения научных наблюдений? (космонавт)
- Как называют комплекс сооружений и технических средств, предназначенных для сборки, подготовки и запуска космических летательных аппаратов? (космодром)
- Как называется предмет, относящийся к космосу, к мировому пространству? (космический)
- Запишите эти слова и выделите корень.
6. Работа с предложением.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его полоска света,
А зовут объект …кометой.
- Чтобы нам не встретиться с кометой, запишите предложение с этими словами:
(Космическая ракета летит в космос.)
- Какие орфограммы встретились в этом предложении?
- Посмотрите внимательно на слова космическая, летит, ракета, космос.
- На какие две группы их можно разделить? (на слова с проверяемыми безударными гласными и слова с непроверяемыми безударными гласными).
- Какие слова можно проверить ударением? (космическая, летит)
- Какие слова нельзя проверить ударением? (ракета, космос)
- А как можно проверить слова ракета, космос? (по словарю)
- Сделайте грамматический разбор предложения и подпишите части речи.
6. Закрепление пройденного материала.
- Мы покидаем с вами планету «Словарей» и отправляемся путешествовать дальше.
- Перед нами планета «Орфо». Жители этой планеты очень хитры и коварны, они любят обманывать и запутывать путешественников. Чтобы удачно отправиться дальше, нам необходимо справиться с заданиями, которые предлагают вам Орфографики.
- Какими способами можно проверить безударную гласную?
- Посмотрите памятку.
Памятка.
Способы проверки безударных гласных в корне слова.
Измени форму слова.
1. Один – много.
Трава – травы
Стена – стены
2. Много – один.
Шаги – шаг
Грачи – грач
- Что делал? Что делать? - Что делает?
- Смотрел, смотреть – смотрит
Писал, писать – пишет
Способы проверки безударных гласных в корне слова.
Подбери однокоренное слово.
1. Слово – предмет (имя существительное).
Трещит – треск
Цветок – цвет
2. Слово – признак (имя прилагательное).
Темнота – темный
Ласкает – ласковый
3. Слово – действие (глагол).
Кормушка – кормит
Ходьба - ходит
4. Слово с уменьшительно – ласкательным значением.
Ковер – коврик
Гнездо – гнездышко
1. Перед вами группа слов:
I – в. II – в.
тр…па сл…ды
зв…зда к…смическая
л…тит з…мля
- Вставьте пропущенные буквы.
Выполняется взаимопроверка написанного. Ответы на доске.
- Какое слово (лишнее)? Подчеркните его карандашом.
- Назовите слова с безударной гласной в корне, которое можно проверить изменением формы слова. Подчеркните их зеленой пастой, устно назовите проверочные слова.
- Все ли слова можно проверить изменением слова? (Нет, можно подобрать однокоренное слово)
- Сделайте вывод. (Чтобы проверить безударную гласную, нужно изменить слово один – много, много – один)
2. Посмотрите внимательно на доску. Вам надо выбрать проверочное слово.
Л…нивый линька, лень
М…стерская мост, мастер
Уд…вительный девочка, диво
М…нять мина, замена
Л…пить липко, лепка
Скр…пучий скрепка, скрип
- В каком столбике проверяемые слова, а в каком проверочные?
Проверка на доске.
- Сделайте вывод. (Чтобы проверить безударную гласную, нужно подобрать однокоренное слово).
7. Физминутка.
Не зевай по сторонам
Ты сегодня космонавт.
Начинаем тренировку
Чтобы сильным быть и ловким.
Руки в сторону поставим,
Правой левую достанем.
А потом на оборот
Будет вправо поворот.
Раз хлопок, два хлопок,
Повернись еще разок.
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись.
8.
Летим на следующую планету.
Здесь холодные миры,
Света нет и нет жары.
Вечные зима и ночь.
На это планете живет колдунья.
Опять колдунья дуется
На целый белый свет.
Колдунье не колдуется,
И вдохновенье нет.
- А не колдуется ей потому, что не может она вспомнить стихотворения.
3. Игра «Закончи стихотворение».
- Я вам прочитаю отрывки из стихотворений известных поэтов, а вы дополните каждое из них подходящим словом. Эти слова вы должны записать в три столбика. В первый слова с безударной гласной - и, во второй – о, в третий – е.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на … (полях).
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки …. (зимы).
В полдень дождь перестал
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать …(снежок).
Зима недаром злится –
Прошла ее пора:
Весна в окно стучится
И гонит со … (двора).
Иду по тропинке.
У самой сосны
Синеет подснежник –
Фонарик … (весны).
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется …(листвою).
Проверка цепочкой.
9. Самостоятельная работа.
Много планет вокруг Солнца летает
Может быть, люди на них обитают?
Давай-ка, в ракету мы сядем скорей,
Помчимся на другую планету быстрей.
На планете дальней среди звезд океана
Пираты давно уж живут постоянно.
Они на суда нападать перестали,
Заданья друг другу загадывать стали.
И делают это с большою охотой,
А если заданье придумает кто-то
Такое, что сразу и не отгадать,
Все станут завидовать и уважать.
Давай мы с тобою у них побываем
И все их заданья, дружок, разгадаем.
Задание 1 уровня:
Разбилась о берег крутая волна.
Бутылку с запиской швырнула она
На мокрый песок, а пираты нашли,
Но только посланье прочесть не смогли,
Ведь буквы водою морскою размыты.
А вдруг ты сумеешь, его разгляди ты.
Вставить пропущенные буквы, рядом написать проверочное слово, выделить корень.
М..ря, ст…на, зв…зда, в…лна, л…тательный, см…трел, к…вер.
Задания 2 уровня:
1. Выпишите слова в таком порядке: слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета. Напишите к ним проверочные слова.
Гл…деть, м….рской, стр…на, св…стулька, ст…льной.
2. Выпиши слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Напишите к ним проверочные слова.
Поют чижи. На тропинке появилась травка. В лесу цветут ландыши.
3. Выпиши слова с безударной гласной и раздели их на два столбика.
Как х…р…ша ты, звездная д…р…га!
Л…тит Гагарин. Он устал чуть-чуть.
И перед ним торжественно и строго
Бл…стит кр…мнистый лермонтовский путь.
(М.Светин)
4. Подобрать однокоренное проверочное слово.
г…ра - (прилагательное)
п…ние – (глагол)
под…рить - (существительное)
сн…гурочка – (существительное)
н…чевать – (уменьшительно – ласкательным)
Задания 3 уровня.
1. Составьте и напишите предложения с данными ниже словами. Вставьте пропущенные буквы. В скобочках напишите проверочные слова.
Дуют, ветры, х…лодные.
Ч…сто, идут, д…жди.
С п…лей, убрали, д…вно, хл…ба.
2. Исправь ошибки.
У нас всаду растут диревя. витя взял ножык и стал выризать свае имя накаре. Помогите нам!
Варабей.
10. Мониторинг.
Мы объездили полсвета,
Посетили мы планеты.
Нет планеты лучше нашей.
- Чтобы вернуться на землю, нам надо выполнить последнее задание.
Тест.
1. Безударную гласную можно проверить:
а) в приставке;
б) в корне;
в) в суффиксе.
2. Безударная гласная в корне слова:
а) побег;
б) старушка;
в) столик.
3. Родственными словами являются:
а) роль, ролевой, король, роли;
б) ледник, лед, ледяной, заледенеть;
в) рис, рисунок, рисовать, рисовая (каша).
4. Проверочным словом к слову г…ра является:
а) гарь;
б) горы;
в) горький.
5. Слово дом - проверочное для слова:
а) домино;
б) домашний;
в) домик.
6. В слове нельзя проверить безударную гласную:
а) зима;
б) пальто;
в) холод.
7. Всю ночь л…тает,
Мышей по…дает,
А станет св…тло,
Л…тит в дупло.
В словах пропущены буквы:
а) и, е;
б) е;
в) и.
Проверка.
11. Итог урока.
С планетами пришла пора проститься,
На землю всем нам надо торопиться.
Музыка (позывные из космоса).
- Для того, чтобы приземлиться, давайте скажем волшебные слова.
Лети, лети ракета
На запад, на восток
Считая километры,
И прибывая в срок.
К концу подходит наш урок –
Пора нам подвести итог.
- Достигли вы цели, поставленной в начале урока?
- Какие вопросы возникли по этому уроку?
12. Рефлексия.
Кому из вас понравилось в пути?
Кто ж смог звезду удачи обрести?
- Давайте зажжем на нашей планете «Земля» свои «звездочки», которые будут напоминать жителям планет, на которых мы побывали о нас.
– чувствовал себя уверенно.
– немного волновался.
– очень боялся.
13. Домашнее задание.
Еще одно задание
От меня вам на прощание.
С. 79 повторить правило, напис. 3 слова с непров. гл.
Используемая литература:
«Русский язык» 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных учреждений 8 вида)
Автор А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова.
Москва «Просвещение» 2010 г.
Русский язык. Коррекционно – развивающие задания и упражнения. 3 – 4 классы.
Автор – составитель Е.П.Плешакова.
Издательство «Учитель»2010 г.
Конспект урока по теме: «Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными»
Предмет: Русский язык
Класс: 2
Тема: «Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными»
Цель: формировать умения УУД
Предметные:
- формировать умение видеть орфограмму;
- уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
- развивать орфографическую зоркость;
Метапредметные:
- развивать внимание, мышление, речь;
- уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;
- уметь контролировать и корректировать свою работу;
Коммуникативные:
- уметь строить работу с партнёрами;
- уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;
Личностные:
- уметь оценить свою работу и работу товарища;
- уметь находить причину успеха работы.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование:
- схема с основными вопросами урока;
- алгоритм проверки парной согласной;
- карточки с заданиями;
- сигнальные карточки;
- карточки для самооценки.
Ход урока
- Мобилизующий этап.
Цель: мотивировать к учебной деятельности
Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.
К нам без опоздания
Приходи, старание.
Помоги нам потрудиться:
Мы пришли сюда учиться.
- На каком уроке мы продолжаем учиться? (На уроке русского языка)
-Какое значение у слова « старание»? (Работа с толковым словарем)
- Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по городам страны Знаний. Путешествовать будем на нашем любимом паровозике.
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в проблемных действиях.
Цель: подготовить мышление учащихся к учебной деятельности по шагам и организовать фиксирование индивидуальных затруднений.
- Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.
Орфографическая зарядка.
- Итак, в путь.
- Остановка в городе Слов.
- Жители этого города предлагают провести орфографическую минутку.
Указка, страна, берёза, флаг, пальто, озеро.
-Разделите слова на группы.(1-слова с проверяемой безударной гласной, 2 – с парной согласной, 3 - слова с непроверяемой безударной гласной).
Постановка проблемы урока
- Где находятся парные согласные? (В корне, на конце слова.)
- Все ли написали правильно эти слова?
-Как вы считаете, почему мы допустили ошибки? Чего мы не знаем?(написания слов с парной согласной в корне, на конце слова).
- Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.
-Исходя из этой проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока?(Правописание слов с парной согласной в корне, на конце слова).
-Какие цели поставите перед собой? (научиться узнавать слова с парной согласной в корне, на конце слова; правильно писать слова с парной согласной в корне, на конце слова; подбирать проверочные слова).
- В течение урока мы ответим на вопросы:
Что
Где надо проверять?
Как
Чем
3. Выявление места и причин затруднения.
Цель: организовать анализ возникшей ситуации, выявить место и причину затруднения.
Работа в группах.
Тетра.., арбу…, сне…, сапог…, гри.., сле…
Вывод.
- Встаньте те, у кого нет ошибок.
- Что вы делали для того, чтобы правильно написать парную согласную в корне?
Правило.
Чтобы правильно написать парную согласную в конце слова, надо изменить форму слова, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: построить проект выхода из затруднений.
На доске образец написания слов с парной согласной.
ГРИБ ГОЛУБКА
ЗУБ ЗАКЛАДКА
ГЛАЗ РЕДКИЙ
- Что общего в первом столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов первого столбика? - Как называется эта орфограмма?(парная согласная в конце слова).
-Давайте составим схему слов к первому столбику.
Пар.сог.
-Что общего во втором столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)
-Давайте составим схему слов ко второму столбику.
Пар.сог.
-Что общего у слов первого и второго столбика?(При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)
- Давайте подумаем, как проверить парную согласную в корне, на конце слова?
(Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять.Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)
Вывод: -Ответим на вопросы:
- Что надо проверять? (парную согласную в корне, на конце слова)
-Где надо проверять? (в корне, на конце слова)
-Как надо проверять? (Надо проверять однокоренные проверочные слова)
- Чем надо проверять? (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять.Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)
Что б-п, в-ф, г-к, ж-ш, з-с
Где надо проверять? в корне, на конце слова
Как подбирать однок. слова, изменение формы сл.
Чем после согласного слышался гласный звук
Физминутка.
- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Здоровья.
Во время медицинского осмотра в нашем классе было обнаружено, что у некоторых ребят есть нарушение осанки. Нам были рекомендованы специальные упражнения. Давайте, выполним их не под счёт, а под произношение парных согласных звуков. Называете твёрдые парные согласные звуки и выполняете круговые движения плечами вперёд. Называете мягкие парные согласные и выполняете круговые движения плечами назад. Следующее упражнение «Встреча плечами» выполняем в парах.
5. Реализация построенного проекта.
Цель: реализовать проект.
- Продолжаем наше путешествие. Я хочу рассказать вам сказку.
Спор согласных.
- В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор.
- В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, ГЛАЗ, ГОРОД, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные.
- Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную, - говорили глухие.
Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говорится, взять власть в свои руки.
- Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, ОБЕД нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, - усмехались глухие согласные.
Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного – правила.
И чуть не погибли. Но на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО.
- Как вы думаете, что сказал король – всемогущее ПРАВИЛО?
Правило-вывод.
Чтобы правильно написать парную согласную в середине слова, надо подобрать проверочное слово, для этого нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный или звонкий согласный звук (н).
-Вспомним алгоритм проверки парной согласной.
Алгоритм
- Прочитать слово
- Выделить корень
- Определить парную согласную
- Подобрать проверочное слово
- Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова.
-Давайте проверим наши знания с эталоном в учебнике.
- Сейчас вернёмся к самостоятельной орфографической минутке, исправим и докажем ошибки, используя разные способы: эталон в учебнике, алгоритм.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: организовать усвоение детьми новых знаний при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи..
- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова.
- Жители этого города предлагают нам поупражняться в подборе проверочных слов.- Слова отгадки можно произносить хором, после чего каждый веером покажет парную согласную, которую написали бы в слове, ответ доказать.
1. Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … (глаз).
2. Всё перетрут терпение и … (труд).
3. Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг).
4. Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (алгоритму).
Цель: организовать самопроверку по эталону.
Работа в группах.
- А сейчас жители этого города предлагают поработать самостоятельно. Будем работать в группах. Ваша задача вставить нужную букву, подбирая проверочное слово(приложение №1).
Проверка (зачитывает каждая группа с проговариванием цели задания).
8.Включение в систему знаний и повторений.
Цель: научить использовать новые знания в системе изученных раннее знаний.
Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора. Игра на внимание.
Игра «Будь внимательным»
-Я буду называть слова с парной согласной в корне, на конце слова, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.
Мёд, чиж, замазка, улыбка, Морозко, загадка, ложка, травка, узкий, слёзки.
Самостоятельная работа. Исправить ошибки.
Житкая каша, гипкий прут, слаткие пирожки, кребкие орешки, лёгкие сапожки. блискийдрук .
- Какие буквы пропущены в этих словах? (Парные согласные.)
- Где находится парная согласная? (В середине слова.)
- Что вы делали, чтобы правильно написать парную согласную в середине слова? Каким должно быть проверочное слово? (надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)
Работа с текстом.
- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Речь.
- Жители этого города составили для вас текст.
- Можно ли это назвать текстом? (Нет, так как предложения переставлены местами.)
- А может это просто отдельные предложения? (Нет, так как предложения объединены одной темой.)
- Переставьте предложения местами так, чтобы получился текст.
Лёд стал крепким.
Был сильный мороз.
Пруд замёрз.
- Озаглавьте текст. (Зимой.Пруд зимой.)
- Назовите слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока.
- Какой частью речи они являются?
- Назовите предложение, где парная в слабой позиции находится в середине слова.
- Запишите это предложение под диктовку.
9. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
- Наше путешествие подошло к концу. Вы хорошо потрудились на уроке.
- С чем вы сегодня познакомились?
- Вернёмся к целям нашего урока?
- Почему мы достигли поставленных целей?
- А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни?
Список использованной литературы
1. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык. 2 класс.Ч.2 М.Просвещение, 20011 г.,
2. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. –Екатеринбург: Изд-во «Арго», 1996г.
3. Журжина Ж.И. Дидактический материал по русскому языку: 2 класс. М., 1995г.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
|
Задание: - вставить пропущенные буквы, Ду(б/п) - …, горо(д,т) - …, обе(т,д) - …, су(п,б) - … |
Карточка 2 (работа с осложнённым текстом) |
Задание: - вставить пропущенные буквы |
Урок русского языка "Правописание парных согласных в слабой позиции"
Нормативные документы
к текущей странице»
Тема: правописание парных согласных в слабой позиции.
Тип: урок закрепления новых знаний.
Цели урока: на примере проблемной ситуации при выборе буквы для
обозначения парного согласного звука в слабой позиции
формировать навык бесконфликтного поведения с опорой на
многовековой опыт предков;
развивать высшие психические процессы, умение сотрудничать в
деятельности;
воспитывать самостоятельность, терпимость, чувство
сопереживания.
ХОД УРОКА:
I.Оргмомент.
Цель: создать атмосферу радости, смотивировать на активную работу,
настроить на сотрудничество.
Отправимся в путешествие. Будьте готовы помочь товарищам. Улыбнитесь, пожмите друг другу руки.
II.Целеустановка.
Цель: столкнуть учащихся с проблемой, таким образом дать
им возможность самимопределить цели урока.
Ребята готовиться отправиться в древнюю страну «Фразеологию». Они ищут на
волшебной ленте старославянские и исконно русские слова:
Р Н А В Р А Ц Е Г Р А Л О Б Р А К Р О Й П Р О
вра (г), гра (д), бра (т),кро (в),про (к).
Между буквами конфликт: кто из парных согласных закончит слова? Буквы
разбежались.
Как помочь разрешить конфликт? (найти буквы, выслушать, привести аргументы, договориться)
III. Актуализация опорных знаний.
Цель: подготовить к активной деятельности, в ходе которой разрешится
конфликтная ситуация, т. е. реализуются цели урока.
Дети называют «имена» сбежавших букв (парных согласных) и собираются в
страну «Фразеологию» на их поиск. Повторяют правила проверки парных согласных слабой позиции. На доске появляется карта с маршрутами, конвертами – заданиями.
IV. Закрепление знаний.
Цель: отработка применения правила проверки парных согласных при
созданных внешних и внутренних условиях в групповой деятельности.
Четыре «дороги» ведут в разные стороны. Как выбрать направление поисков? Дети предлагают варианты выбора (выслушать каждого, обсудить достоинства и недостатки выбора). Решение: разделиться на группы. Как? (дети предлагают...)
Работа в группах по маршрутам - заданиям: надо пройти все этапы пути
(выполнить задание). Контроль осуществляет учитель. На конечном этапе находятся«спрятавшиеся, сердитые» буквы.
V. Обобщение.
Цель: удовлетворить потребность разрешить конфликт посредством
приведения научных доводов в ролевой игре.
В форме ролевой игры (роли: сердитые буквы, умные друзья), дети, слушая сердитые слова букв, приводя доводы, обыгрывая правильное эмоциональное поведение разрешают конфликтную ситуацию. Буквы занимают свои места в словах. Для «лишних» дети подбирают свои примеры.
VI. Контроль и самопроверка знаний.
Цель: проверить уровень сформированности навыка проверки парных
согласных и умениясотрудничать в группе.
Один представитель из каждой группы подходит к учителю. Учитель шёпотом каждому произносит предложение (в нем слова с парными согласными). Задача ученика состоит в том, чтобы запомнить предложение, сообщить его своей группе. Группы записывают предложение, применяя знания, затем обмениваются тетрадями для взаимопроверки.
Успешность и ошибки фиксируются на доске.
VII. Подведение итогов.
Цель: проанализовать успешность достижения целей.
С опорой на зафиксированные данные контроля дети сами делают вывод об уровне знаний по данной теме; выявляют основную причины возникновения конфликтов - нежелание слушать и понимать друг друга, недостаток знаний. Называют, какие качества и действия помогли разрешить конфликт.
VIII.Минутка чистописания.
Цель: эмоциональной положительной окраской повлиять на формирование
каллиграфического навыка.
Дети помогали буквам, друг другу, еще больше узнали о себе, о предметах, явлениях, законах науки, о мире. Ученики прописывают парные согласные, стараясь красивым письмом отразить все свои чувства к ним: дружелюбие, симпатию, сочувствие... Из словарного ряда выбирают слово с негативной окраской (враг). Придумывают предложения, где это слово приобретает положительное значение.
IX. Информация о домашнем задании.
Цель: на основе полученных результатов дать задание, развивающее умение
проверять парные согласные.
МАРШРУТ ПОГОВОРКИ.
ЗАДАНИЕ №1.
Вспомни, что такое поговорки, в каких случаях их употребляют. Выпиши поговорки, которые произносят в конфликтных ситуациях, подчеркни буквы, обозначающие парные согласные звуки.
Один в поле не воин.
Лиха беда - начало.
Назвался груздем - полезай в кузов.
Правда глаза колет.
Зацепился за пень и стал на весь день.
Признание - половина исправления.
ЗАДАНИЕ №2.
Спишите поговорки, вставляя пропущенные буквы. В скобках пишите проверочные слова. После каждой поговорки напишите, когда её употребляют.
Чем дальше в ле (с, з), тем меньше дро (ф, в). Ло (ш, ж) ьчеловека не красит. Тру (с, з) своей тени боится.
ЗАДАНИЕ №3.
Вставьте букву, устно объяснив выбор. Из данных слов составьте и запишите поговорку, которую употребляют, когда сильный, наделенный властью человек развлекаясь, просто так, что - то делает или говорит, а другие люди страдают из - за этого.
Игру (ш, ж) ки, мы
(ш, ж) ке, ко (ш, ж) ке, еле (с, з) ки.
МАРШРУТ «КРЫЛАТЫЕ СЛОВА».
ЗАДАНИЕ №1.
Чтобы предложения приобрели смысл, дополни их словами.
Крылатые слова - это выражения, придуманные………. Эти выражения пришли в нашу речь из ………. Крылатые слова оживляют ее, наполняют………
ЗАДАНИЕ№2.
Кто автор этих крылатых слов? Когда эти крылатые слова употребляют?
Спишите, вставляя пропущенные буквы, в скобках пишите проверочные слова. Кратко ответьте на поставленные вопросы.
Во(с,з) и ныне там -
Ро(ш,ж)ки да но(ш,ж)ки -
Ни в ска(с,з)ке сказать, ни пером описать -
Клакатъ золотую ры(п,б)ку -
Га(т,д)кий утено(к,г)-
ЗАДАНИЕ №3.
Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы, устно объяснив их написание. В, ра (к,г),облака, воду, а, Лебе(т,д)ь, пятится, рвется, наза(т,д), Щука, в, тянет.
Составьте из них известное крылатое выражение из басни И. А. Крылова, запишите его.
МАРШРУТ «ПОСЛОВИЦЫ»
ЗАДАНИЕ №1.
Чему учат пословицы? Выберете ответы, с которыми вы согласны и выпишите их. Подчеркните буквы, которыми записаны парные согласные звуки.
Война, мир, дружба, помощь, ссора, конфликт, согласие, вражда, честность, терпение, трудолюбие, знание, лень, ложь.
ЗАДАНИЕ №2.
Выберете по пословице. Спишите ее, вставляя пропущенные буквы. В скобках пишите проверочные слова. Коротко объясните смыслвыбраннойпословицы.
Нет лучше дру... ка, чем роднаямату... ка.
Ска... ка ло... ь, да в ней наме..., добрым молодцам уро... .
Кто Родине изменяет, того наро... презирает.
Корень учения горе..., апло... сладо... .
На языке ме..., а под языком ле... .
ЗАДАНИЕ №3.
Из группы слов составьте пословицу. Запишите, сделав выбор буквы. Напишите свою пословицу на эту же тему.
Дру(К,Г), помочь, в, бра(Т,Д), как, беде, ра(Т,Д).
МАРШРУТ «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»
ЗАДАНИЕ №1.
Прочитайте фразеологизм. Что означает это выражение? Составьте одно или несколько предложений с ним. Запишите. Подчеркните буквы, которыми записаны парные согласные звуки.
Задирать нос
ЗАДАНИЕ №2.
Спишите предложения с фразеологизмами, вставляя пропущенные буквы. В скобках пишите проверочные слова. Подчеркните фразеологизмы, связанные с конфликтными ситуациями.
У тебя слишком длинный язы (к, г).
«Что- то я стал ту (к, г) на ухо,» - пожаловался де (т, д) бабу (ш, ж) ке.
«Не играй в зага (т, д) ки!» - потребовала мама, выслуша (в, ф) расска (с, з) сына.
Надо в любой ситуации уметь находить дру (к, г) с другом общий язы (к, г).
Этот челове (к, г) пляшет под чужую ду (т, д) ку.
ЗАДАНИЕ №3
Выпишите только те фразеологизмы, которые по вашему мнению говорят о
положительных отношениях:
Спустя рукова, не разлить водой, моро(з, с) по коже, хле(п, б) да соль, гладить по голо(ф,в) ке, одного поля яго(т,д) ки, в один голо(с,з).
Составь предложение с использованием одного из выбранных фразеологизмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....
План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"
конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...