Тематическое планирование по русскому языку по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) на тему

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc136 КБ
Microsoft Office document icon rus_yaz.doc331.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

№ п/п

Тема

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

НРК

Дата

Общеучебные

Метапредметные

Личностные

НАША РЕЧЬ – 2 ч.

1

Наша речь. Язык и речь, их значение в жизни людей.

Учащийся научится различать устную и письменную речь, писать без ошибок слова язык и русский язык.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека.

Коммуникативные:

сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Регулятивные:

оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя»

Познавательные:

находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

Проявлять уважение к языкам других народов.

Знакомство с учебником. Знакомство с видами речи.

Различение устной и письменной речи.

Построение высказываний о значении языка и речи. *Слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык

Стрекалова М.В. Русский язык. Рабочая тетрадь (1-2 класс). с. 55-56

2

Устная и письменная речь. Русский язык — родной язык русского народа.

ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ДИАЛОГ – 3 ч.

3

Текст и предложение.

 

Учащийся научится отличать текст от предложения, выделять предложения из речи, правильно оформлять предложения на письме, распознавать диалог

в письменной речи.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться озаглавливать текст, составлять текст из деформированных предложений, составлять небольшие тексты по рисунку, составлять предложения по заданной схеме.

Коммуникативные:

сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять

роли при чтении диалога.

Регулятивные:

оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя» и электронному приложению к учебнику.

Познавательные:

находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

Проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию; принимать роль

 ученика на уровне положительного отношения к школе.

Установление смысловой связи  между предложениями в тексте. Выбор подходящего заголовка.

4

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

Выделение предложений из речи. Установление связи слов в предложении.

5

Диалог.

Выразительное чтение текста по ролям. Наблюдение за постановкой знаков препинания в предложении и диалоге.

Стрекалова М.В. Русский язык. Рабочая тетрадь (1-2 класс). с. 31-35

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… - 4 ч.

6

Роль слов в речи.

Р.р. Составление текста по рисунку и опорным словам.

Учащийся научится

определять количество слов в предложении; вычленять слова из предложения;

различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета); классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться составлять текст по рисунку и опорным словам.

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Познавательные: работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове.

Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к происхождению слов.

Различать слова-

названия предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.

Использовать в речи «вежливые слова».

Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении.

Наблюдать над этимологией слов пенал, здравствуйте, благодарю. 

Стрекалова М.В. Русский язык. Рабочая тетрадь (1-2 класс). с. 37-38

7

Слова-названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов.

8

Вежливые слова.

Тематические группы слов.

Стрекалова М.В. Русский язык. Рабочая тетрадь (1-2 класс). с. 39-44

9

Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова.

СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ. – 6 Ч.

Стрекалова М.В. Русский язык. Рабочая тетрадь (1-2 класс). с. 18-19

10

Слово и слог.

Учащийся научится различать слово и слог; определять количество в слове слогов. 

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться

находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом; составлять слова из слогов.

 Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи 

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Познавательные: работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова.

Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный

интерес к новому знанию.

Наблюдать над слоговой структурой различных слов.

Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям.

11

Деление слов на слоги.

Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.

12

Перенос слов

Р.р. Наблюдение над словом.

Учащийся научится переносить слова по слогам.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться находить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они использованы авторами.

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую.

Определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую.

Создание сравнительных образов.

13

Правила переноса слов. 

14

Ударение. Графическое обозначение ударения.

Учащийся научится определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове;

различать ударные и безударные слоги.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться составлять сказку по её данному началу и заключительной части и рисункам к сказке.

Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения (замок и замок).

Составлять простейшие слогоударные модели слов. 

Произносить и оценивать слова в соответствии с нормами литературного произношения.

15

Ударные и безударные слоги.

Р.р. Коллективное составление содержания основной части сказки.

ЗВУКИ И БУКВЫ – 35 Ч.

16

Звуки и буквы

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

Учащийся научится различать гласные и согласные звуки; правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы.

Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией форзаца учебника.

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Познавательные: - работать с памяткой «Алфавит» и форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв», а также с памяткой в учебнике «Гласные звуки и буквы»;

- находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю;

- использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове; подборе проверочного слова;

- работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова;

- использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами;

- работать с графической информацией, анализировать таблицу с целью поиска новых сведений о  языке.

Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к новому знанию.

Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. 

17

Звуки и буквы.

Условные звуковые обозначения слов.

18

Русский алфавит, или азбука.

Значение алфавита.

 

Учащийся научится правильно называть буквы в алфавитном порядке; располагать заданные слова в алфавитном порядке.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться применять знание алфавита при пользовании словарями.

Высказываться о значимости изучения алфавита.

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют. Знакомство с этимологией слов алфавит и азбука.

19

Использование алфавита при работе со словарями.

20

Гласные звуки и буквы.

Учащийся научится различать в слове гласные звуки по их признакам; различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность

научиться  составлять развёрнутый ответ на вопрос по содержанию сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк.

Объяснять причины расхождения количества звуков

и букв в слове.

Наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка.

21

Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах.

22

Слова с буквой э.

Р.р. Составление развёрнутого ответа на вопрос.

23

Обозначение ударного гласного буквой на письме.

Учащийся научится различать проверочное и проверяемое слова; определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове, проверять безударную гласную в словах.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться состав-лять устный рассказ по рисунку и опорным словам.

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Запоминать написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 класса. Знакомиться с памяткой: «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки».

Писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять 

их правописание.

24

Особенности проверяемых и проверочных слов. 

25

Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

26

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

27

Закрепление написания слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

28

Согласные звуки и буквы.

Буквы, обозначающие согласные звуки.

Учащийся научится различать в слове согласные звуки по их признакам; буквы, обозначающие согласные звуки; делить для переноса слова с удвоенной согласной и буквой Й.

Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить.

Определять согласный звук в слове и вне слова.

Дифференцировать гласные и согласные звуки.

Определять «работу» букв, обозначающих согласные звуки в слове.

29

Слова с удвоенными согласными.

Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са).

30

Слова с буквами И и Й

Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и].

Составлять слова из слогов, в одном из которых есть звук [й’].

Определять путём наблюдения способы переноса слов с буквой «и краткое» (май-ка).

Накапливать опыт в переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка) и с удвоенными согласными (ван-на).

31

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Учащийся научится различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки; объяснять, как обозначена на письме твёрдость — мягкость согласного звука.

Проявлять на основе содержания текстов учебника гражданскую гуманистическую позицию — сохранять мир в своей стране и во всём мире.

Дифференцировать согласные звуки и буквы, обознача-ющие твёрдые и мягкие согласные звуки. Распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м], [м’].

Определять «работу» букв и, е, ё, ю, ь после согласных в слове.

32

Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки.

33

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

34

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.

Учащийся научится объяснять причины расхождения звуков и

букв в этих словах; обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). 

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений, определять последовательность повествования с опорой на рисунок, составлять текст из предложений.

Иметь нравственные представления о

взаимопомощи, качествах и свойствах личности. Обсуждать на основе текста состояние внешнего облика ученика.

Осознавать на основе текста нравственные нормы (вежливость, жадность, доброта и др.), понимать важность таких качеств человека, как взаимовыручка,

Проявлять  бережное отношение к природе и всему живому на земле.

Соотносить количество звуков и букв в таких

словах, как конь, день, деньки. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь).

Определять путём наблюдения способы переноса слов с мягким знаком (ь) в середине слова.

Накапливать опыт в переносе слов с мягким знаком (паль-цы, паль-то).

35

Перенос слов с мягким знаком.

36

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

Р.р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

37

Звонкие и глухие согласные звуки.

 

Учащийся научится определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки подбирать проверочное слово путём изменения формы слова (дуб — дубы, снег — снега); писать двусложные слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце, объяснять их правописание.

Различать в слове и вне слова звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки.

Проводить лингвистический опыт с целью выделения в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков. Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки. Знакомство с

38

Парные звонкие и глухие согласные звуки.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться определять тему и главную мысль, подбирать заголовок, выбирать и записывать предложения, которыми можно подписать рисунки.

происхождением слова тетрадь. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова.

Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова.

Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

39

Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слова.

40

Правописание парных согласных звуков на конце слов.

41

Р.р. Выполнение текстовых заданий. Проект «Скороговорки». Составление сборник «Весёлые скороговорки».

Определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений. Учащийся в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми научится создавать собственный информационный объект, участвовать в презентации проекта .

Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к новому знанию.

42

Шипящие согласные звуки. Буквы шипящих согласных звуков.

Учащийся научится различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова.

Дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки.

Правильно произносить шипящие согласные звуки.

43

44

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Р. р. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Учащийся научится находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями; писать слова с сочетаниями чк, чн, чт.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться наблюдать над образностью слова (олицетворением), когда неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого.

Произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.

45

Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Учащийся научится писать сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в словах.

Соотносить произ-ношение ударных гласных в сочета-ниях жи—ши, ча—ща, чу—щу и их обозначение буквами. Находить в словах сочетания, подбирать приме-ры слов с такими сочетаниями.

Писать слова с сочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.

46

Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу.

47

Заглавная буква в именах собственных.

Учащийся научится писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание, использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться находить информацию о названии своего города; участвовать в презентации проекта.

Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов.

48

Диктант по теме «Звуки и буквы».

49

Заглавная буква в словах.

Составлять ответы на вопросы, составлять рассказ по рисунку.

50

Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма).

Учащийся научится применять изученные правила при списывании и записи под диктовку; оценивать уровень достижений

Списывать текст, содержащий изученные правила, объяснять изученные орфограммы



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по русскому языку

№ п/п

Дата

Тема урока

Характеристика учебной деятельности

НРК

Наша речь (3ч)

1.

Знакомство с учебником.

Язык и речь, их значение в жизни людей.

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка.

 Анализировать речь людей (при анализе текстов).

Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.

Различать устную, письменную речь и речь про себя. 

Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение» 

Отличать диалогическую речь от монологической.

Использовать в речи диалог и монолог.

 Участвовать в учебном диалоге. 

Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. 

Развивать познавательный интерес к происхождению слов.  Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог.

Составлять по рисункам диалог и монолог.

2.

Виды речевой деятельности человека.                                                                      

3.

Диалог и монолог.

с. 9 № 1

Текст (4ч)

4.

Признаки текста.

Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст.

Определять тему и главную мысль текста.

Соотносить текст и заголовок.

Подбирать заголовок к заданному тексту.

Составлять текст по заданной теме. 

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения, заключение.

Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче.

 Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста.

 Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной учебной  коммуникативной задачей.

Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя».  

5.

Тема и главная мысль текста. Заглавие.

6.

Построение текста.

7.

Р/р. Составление рассказа по рисунку.

Предложение (12ч)

8.

Предложение как единица речи, его назначение и признаки.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Составлять предложения из слов.

Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы.

Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.

Писать слова в предложении раздельно.

Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу.

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.

Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого.

Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах

Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения.

Составлять нераспространённые и распространённые предложения.

Распространять нераспространённые предложения.

Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения.

Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).

Рассматривать репродукцию картины  И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника.

Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя».

9.

Знаки препинания конца предложения.

10.

Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания.

11.

Главные члены предложения (основа).

12.

Диктант по теме «Повторение пройдённого в 1 классе»

13.

Работа над ошибками. Второстепенные члены предложения.

с. 14 № 6, 7

14.

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.

15.

Распространённые и нераспространённые предложения.

16.

Связь слов в предложении.

17.

Р/ р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».

с. 15 № 8

18.

Проверочная работа по темам «Текст», «Предложение»

19.

Работа над ошибками.

Слова, слова, слова... (18 ч)

20.

Номинативная (назывная) функция слова.

Определять значение слова по толковому словарю.

 Объяснять лексическое значение слова.

Находить в тексте незнакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим группам

Работать с толковым и орфографическим словарями.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.

Работать со страничкой для любознательных.

Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках.

Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания. Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. 

Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним.

 Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях.

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.

Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. 

Подбирать заголовок к тексту.

Излагать письменно содержание текста по данным вопросам.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя».

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Группировать однокоренные слова с разными корнями.

Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.

Работать с памяткой «Как найти корень слова».

Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них

корень.

Работать со словарём однокоренных слов учебника.

Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.

Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.

Делить слова на слоги.

 Определять количество в слове слогов.

Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Определять ударение в слове.

Наблюдать за ролью словесного ударения.

Различать ударные и безударные слоги.

Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения.

Составлять простейшие слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели.

Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова.

Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов.

Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов.

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую. 

Переносить слова по слогам.

Определять способы переноса.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя».

с. 13 № 5

21.

Слово как общее название многих однородных предметов.

22.

Однозначные и многозначные слова.

23.

Р/р. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов.

24.

Синонимы.

Работа со словарём синонимов.

25.

Антонимы.  Работа со словарём антонимов.      

26.

Р/ р. Изложение текста по данным к нему вопросам.

27.

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Обобщение по теме.  

28.

Родственные (однокоренные) слова.                        

29.

Корень слова.  Работа со словарём однокоренных слов.      

30.

Различение однокоренных слов   и синонимов, родственных слов    

и слов с омонимичными корнями.

31.

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

32.

Слог как минимальная произносительная единица.

33.

Словообразующая  функция ударения.   Разноместность и подвижность русского ударения.

34.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского  языка.                                                                        

35.

Перенос слов. Правила переноса.    

36.

Р/ р. Составление рассказа по серии   сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

37.

Проверочная работа по теме «Слово и его значение».

Звуки и буквы (59 ч)

38.

РНО. Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме.  

Различать звуки и буквы.

Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их.

Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке.

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.

Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной.

Работать с памяткой «Алфавит».

Располагать заданные слова в алфавитном порядке.

Использовать знание алфавита при работе со словарями.

Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной

буквы в словах.

Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении.

Составлять рассказ по репродукции картины 3. Е. Серебряковой «За обедом», используя опорные слова (под руководством учителя).

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя».

Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков.

Правильно произносить гласные звуки.

Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения».

Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют.

Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове.

Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со сведениями из истории русского языка (о букве э). Наблюдать, из каких языков пришли в нашу речь слова.

Работать с текстом.

Определять тему и главную мысль текста.

Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок.

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.

Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны слон, слоник; трава травы, травка).

Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне.

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.

Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов.

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов.

Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др. Составлять текст из предложений.

Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство».

Находить в слове согласные звуки.

Правильно произносить согласные звуки.

Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений — рассказ в соответствии с рисунком.

Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и]. 

Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й']. Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое».

Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными

согласными.

Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на).

Составлять рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ.

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные).

Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти».

Планировать учебные действия при письме по памяти.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах.

Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь).

Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя».

Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста.

Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы.

Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу.

Различать непарные мягкие шипящие звуки.

Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями

Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.).

Работать с орфоэпическим словарём.

Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч.

Работать с текстом.

Подбирать к тексту заголовок.

 Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложение из текста на заданную тему.

Находить в словах буквосочетания жиши, чаща, чущу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями.

Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жиши, чаща, чущу.

Работать с предложением и текстом.

Составлять предложения из слов, обсуждать, составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок, записывать составленный текст.

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные.

Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики.

Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными.

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным.

Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой

надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка трава, травушка; мороз морозы, морозный. 

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова.

Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга.

Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком.

Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь).

Объяснять написание разделительного ь в словах.

с. 31-36 № 2, 5, 6

39.

Диктант за первую четверть.

40.

Значение алфавита. Знание алфавита. Работа над ошибками.

41.

Употребление   прописной   (заглавной)     буквы.  

Р/ р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Е.Серебряковой «за обедом».

42.

Проверочная работа.

43.

Гласные звуки и их признаки.

44.

Р/ р. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.

с. 67-68 № 1, 2

45.

Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

46.

Особенности проверяемых и проверочных слов.

47.

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

48.

Способы проверки безударных гласных в корне.

49.

Упражнения в написании слов с безударными гласными.

с. 86-89 № 1, 2, 3

50.

Закрепление  написания слов с безударными гласными.

51.

Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными.

52.

Р/ р. Восстановление деформированного текста.

53.

Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением.

54.

Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением.

55.

Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов.

56.

Диктант  по теме «Правописание  слов с безударным гласным звуком в корне»

57.

Работа над ошибками. Обобщение о безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением.

с. 40 № 2

58.

Р/р.

Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования.

59.

Согласные   звуки  их признаки. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.

60.

Р/ р. Восстановление деформированного текста по рисунку.

61.

Согласный звук [и'] и буква «и краткое».

62.

Слова с удвоенными согласными

Произношение и написание слов с удвоенными согласными.

63.

Р/ р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси»  и опорным словам.

Проект «И в шутку и всерьез»

с. 20-21 № 3, 4

64.

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

65.

Обозначение   мягкости   согласных   звуков   на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

66.

Мягкий знак (ь) Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными.

67.

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.

68.

Р/р. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.

Проект «Пишем письмо»

69.

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.

Орфоэпические   нормы   произношения   слов с сочетаниями чн, чт.

70.

Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

71.

Р/ р. Работа с текстом.

Проект  «Рифма». 

72.

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу.

73.

Правописание буквосочетаний жи—ши,  ча— ща, чу—щу.

74.

Диктант  за 2 четверть по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

75.

Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.

76.

Звонкие и глухие согласные звуки и их обозначение буквами.

77.

Произношение парного согласного звука и его обозначение буквой на письме.

с. 26-28 № 3, 4

78.

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного согласного звука.

79.

Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне.

80.

Способы проверки парных согласных: изменение формы слова, подбор однокоренного слова.

81.

Р/ р. Составление поздравительной открытки.

с. 11 № 5

82.

Обобщение изученного.

83-

84-

85-

86.

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова.

87.

Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами.

88.

Р/ р. Изложение текста по вопросам.

89.

Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.    

90.

Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание  гласных  и  согласных  в  корне слова.

91.

Диктант  по теме «Правописание слов с парными согласным на конце слова и перед согласным»

92.

Работа над ошибками. Обобщение изученного.

93.

Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком.

с. 4-8 № 1, 2, 3, 4, 5

94.

Использование на письме разделительного мягкого знака.

95.

Р/ р. Составление устного рассказа по серии рисунков.

96.

Проверочная работа по теме «Правописание слов с мягким знаком» Обобщение знаний об изученных правилах письма.

Части речи (58 ч)

97.

Общее представление о частях речи.

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение.

Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.

Формирование умений работать с графической информацией.

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов — имён существительных.

Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных.

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы.

Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных.

Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы.

Писать с заглавной буквы имена собственные.

Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни).

Составлять  рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя).

Формирование чувства гордости за богатырей, защитников земли Русской, прославленных в былинах и картинах художников; воспитание патриотизма.

Определять число имён существительных (единственное и множественное).

Изменять имена существительные по числам (книга книги). Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля туфли, простыня простыни).

Работать с орфоэпическим словарём

Имена существительные,    употребляющиеся   только в одном числе.

Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении.

Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного.

Классифицировать имена существительные по определённому грамматическому признаку.

Выбирать из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком.

Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя».

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.

Определять, каким членом предложения является глагол в предложении.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе.

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём.

Изменение глагола по числам. Формирование навыка правильного употребления глаголов (одеть и надеть) в речи.

Раздельно писать частицу не с глаголом.

Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе.

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём.

Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов в тексте-повествовании 

Распознавать текст-повествование.

Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте. Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ.

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных.

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными.

Приводить примеры имён прилагательных.

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Анализировать высказывания русских писателей о русском языке.

Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным.

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык.

Сравнение как одно из выразительных средств языка.

Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам.

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Воспитание чувства уважения к родным, к маме на основе анализа текстов о маме. Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.

Распознавать текст-описание.

Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании.

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других

слов и в предложении.

Различать местоимения и имена существительные.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.

Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст.

Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях.

Распознавать текст-рассуждение.

Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.

Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям.

Узнавать предлоги в устной и письменной речи.

Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы).

Раздельно писать предлоги со словами.

Правописание предлогов с именами существительными. *Слова с непроверяемым написанием: апрель, шёл.

Ознакомление с наиболее употребительными

предлогами. Функция предлогов.

Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст.

98.

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.

Работа с графической информацией.

99.

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления.

с. 99-101 № 1, 2, 3.

100.

Общее представление об имени существительном как части речи.

101.

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.

102-

103.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

104.

Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных.

105.

Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту.

106.

Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах собственных.

107.

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри».

108.

Заглавная буква в именах существительных собственных. Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам.

109.

Заглавная буква в именах собственных (географических названиях)

110.

Проверочная работа  по теме «Правописание имен собственных»

111.

Число имён существительных. Изменение существительных по числам.

112.

Упражнения в распознавании имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе.

113.

Обобщение знаний об имени существительном. Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи.

114.

Р/ р. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста.

115.

Работа над ошибками.

Обобщение изученного.

116.

Диктант   по теме «Имя существительное»

117.

Работа над ошибками.

Обобщение знаний об имени существительном.

118.

Глагол  как  часть   речи   и   его употребление в речи.

119.

Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи.

120.

Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста.

121.

Р/р. Составление рассказа по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам.

122.

Число глагола. Изменение глагола по числам.

123.

Правильное употребление глаголов  в речи.

124.

Правописание частицы не с глаголом .

125.

Обобщение знаний о глаголе.

126.

Р/р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

127.

Диктант  по теме «Глагол» за 3 четверть.

128.

Работа над ошибками.

Текст-повествование и роль в нём глаголов.

с. 90-92 № 4, 5, 6.

129.

Р/ р. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту.

130.

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.

131.

Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные.

132.

Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании.

133-

134.

Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению.

135.

Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов.

136.

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

137.

Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе. 

с. 102-105 № 4, 5, 6.

138.

Обобщение знаний об имени прилагательном 

139.

Диктант по теме «Имя прилагательное».

140.

Работа над ошибками.

Роль имён прилагательных в тексте-описании.

141.

Р/ р. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

142.

Сравнение как одно из выразительных средств языка. Составление текста-описания.

143.

Местоимение  (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи.

144.

Редактирование текста с повторяющимися именами существительными.

145.

Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения.

146.

Проверочная работа  «Проверь себя».

147.

Предлог как часть речи. Ознакомление  с  наиболее  употребительными предлогами.

с. 56 № 2

148.

Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи.

149.

Правописание предлогов с именами существительными.

150.

Р/ р. Восстановление деформированного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок».

151.

Контрольный диктант  за 2 класс.

152.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

153.

Проект «В словари за частями речи!»

154.

Обобщение знаний о частях речи.

Повторение (16 ч)

155.

Виды текстов. Упражнения в создании текстов разного типа.

Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов. Находить полезную информацию в словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются словари, участвовать в презентации подготовленных заданий.

Повторение и закрепление изученного материала.

156.

Предложение. Знаки препинания в конце предложений.

157.

Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении.

158.

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы.

с. 94-95 № 8, 9.

159.

Части речи и различение их признаков. Разбор слова как части речи.

160.

Части речи их различение. Разбор слова как части речи.

161.

Контрольное списывание текста.

162.

Работа над ошибками.

Части речи их различение. Разбор слова как части речи.

163-

164.

Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов.

165.

Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил.

166-

167-

168-

169.

Упражнения в применении изученных правил правописания.

170.

Итоговый урок по курсу «Русский язык».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по русскому языку, УМК "Школа России", 1 класс

Планирование создано с основными требованиями ФГОС (с УУД), включает пояснительную записку...

Тематическое планирование по русскому языку фгос школа россии 1 класс

Тематическое планирование по русскому языку фгос школа россии 1 класс...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс....