Рабочая программа по русскому языку Рамзаевой Т.Г. 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку Рамзаевой Т.Г. 4 класс (170 часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp-ya-microsoft_office_word.docx | 46.87 КБ |
poyasn_zap-ya_microsoft_office_word.docx | 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование (5 часов в неделю – 170 ч.)
№ урока | Дата | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Коррек. | ||
I четверть (45 часов) | ||||||
Повторение (22 часа) | ||||||
1 | 01.09-05.09 | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, сотрудничают в поиске. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Строят сообщения в устной и письменной форме. Работают в паре, группе. Находят и исправляют неверные высказывания. Излагают и отстаивают своё мнение, аргументируют свою точку зрения, оценивают точку зрения товарища. Планируют, контролируют и оценивают свою деятельность: обнаруживают и устраняют ошибки. Характеризуют особенности гласных и согласных звуков. Группируют слова с общим корнем, одинаковыми приставками и суффиксами. Определяют состав слова, приводя доказательства наличия или отсутствия той или иной морфемы. Объясняют и доказывают написание слов. Группируют слова по типу орфограмм. Моделируют в ходе коллективной работы алгоритм применения орфографических правил. Анализируют, сравнивают и сопоставляют грамматические признаки различных частей речи. Классифицируют предложения по цели высказывания, различают распространенные и нераспространенные предложения. Выделяют грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Устанавливают связь слов в предложении. Определяют тему текста. Объясняют заголовок. Различают тексты разных типов . | |||
2 | Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложения | |||||
3 | Связь слов в предложении. Словосочетания | |||||
4 | Текст. Виды текстов | |||||
5 | Р. р. Сочинение «Лучший день лета» | |||||
6 | 08.09-12.09 | Работа над ошибками | ||||
7 | Звуки и буквы. Алфавит. Слоги | |||||
8 | Однокоренные слова. Корень слова | |||||
9 | Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова | |||||
10 | Правописание гласных и согласных в корнях слов | |||||
11 | 15.09-19.09 | Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными и двойными согласными | ||||
12 | Упражнение в написании корня слов | |||||
13 | Приставки и предлоги | |||||
14 | Разделительные Ъ и Ь | |||||
15 | Р.р. Изложение зрительно воспринятого текста | |||||
16 | 22.09-26.09 | Работа над ошибками .Части речи. | ||||
17 | Род имен существительных | |||||
18 | Склонение имен существительных | |||||
19 | Имя прилагательное | |||||
20 | Глагол | |||||
21 | 29.09-30.09 | Обобщение пройденного материала | ||||
22 | Диктант по теме «Повторение» | |||||
Предложения с однородными членами (7 часов) | ||||||
23 | 01.10-03.10 | Работа над ошибками. Однородные члены предложения | Наблюдают за употреблением и связью однородных членов в предложении. Анализируют предложение и текст с точки зрения наличия в них однородных членов. Распознают предложения с однородными членами в тексте. Соблюдают интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами. Расставляют знаки препинания в предложениях с однородными членами. Составляют предложения с однородными членами, в том числе по схеме. Сотрудничают со взрослыми и сверстниками. Планируют, контролируют и оценивают свою деятельность: обнаруживают и устраняют ошибки. | |||
24 | Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления | |||||
25 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | |||||
26 | 06.10-09.10 | Предложения с однородными членами, соединенными с союзами а, но | ||||
27 | Упражнение в составлении предложений с однородными членами | |||||
28 | Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами | |||||
29 | Обобщение знаний об однородных членах предложения | |||||
Текст (4 часа) | ||||||
30 | 10.10. 14 | Р.р. Изложение по коллективно составленному плану «Купание медвежат» | Передают содержание текста с однородными членами, опираясь на его тему и основную мысль. Анализируют и корректируют созданный текст, оценивают его, находят ошибки. Определяют тему и основную мысль текста. Составляют план текста, опираясь на тему и основную мысль | |||
31 | 13.10-15.10 | Работа над ошибками. | ||||
32 | Тема и основная мысль текста | |||||
33 | Заголовок текста. План текста | |||||
Имя существительное (41 час) | ||||||
34 | 16.10-17.10 | Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежа | Склоняют имена существительные. Знакомятся с несклоняемыми именами существительными. Определяют связь слов в предложении для распознавания падежей имен существительных. Наблюдают за употреблением имен существительных в косвенных падежах. Учатся осознанно употреблять их в речи. Классифицируют имена существительные по принадлежности к роду, склонению. Определяют синтаксическую функцию имен существительных в начальной форме и имен существительных в форме косвенных падежей. Строят сообщения в устной и письменной форме. Работают в паре, группе. Находят и исправляют неверные высказывания. Излагают и отстаивают своё мнение, аргументируют свою точку зрения, оценивают точку зрения товарища. Осуществляют самоконтроль и самооценку в процессе самостоятельной работы. Исправляют допущенные ошибки. | |||
35 | Распознавание падежей имен существительных. Несклоняемые имена существительные | |||||
36 | 20.10-24.10 | Именительный падеж имён существительных | ||||
37 | Контрольный диктант за I четверть | |||||
38 | Работа над ошибками. Родительный падеж имен существительных | |||||
39 | Дательный падеж имен существительных | |||||
40 | Винительный падеж имен существительных. | |||||
41 | 27.10-31.10 | Творительный падеж имен существительных | ||||
42 | Контрольное списывание | |||||
43 | Работа над ошибками. Предложный падеж имен существительных | |||||
44 | Винительный и предложный падежи (в сравнении) | |||||
45 | Повторение: падежи имён существительных | |||||
II четверть (35 часов) | ||||||
46 | 10.11-14.11 | Три типа склонения имен существительных в единственном числе | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, сотрудничают в поиске. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Строят сообщения в устной и письменной форме. Работают в паре, группе. Находят и исправляют неверные высказывания. Излагают и отстаивают своё мнение, аргументируют свою точку зрения, оценивают точку зрения товарища. Планируют, контролируют и оценивают свою деятельность: обнаруживают и устраняют ошибки. Классифицируют имена существительные по склонениям. Устанавливают наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определяют способ его проверки. Анализируют разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирают нужный способ проверки при написании слова Объясняют написание пропущенных падежных окончаний имён существительных Определяют наличие орфограмм в тексте: безударных падежных окончаний имен существительных, безударных гласных в корнях слов. Оценивают собственный диктант, анализируют допущенные ошибки. Обосновывают написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролируют правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находят и исправляют ошибки. Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, выбирают знак в конце предложения. Анализируют повествовательный текст: выделяют в нем структурные части, делят текст на части, передают содержание текста по плану и по заголовку. Анализируют и корректируют созданный текст. | |||
47 | Упражнение в определении склонений имен существительных | |||||
48 | Упражнение в распознавании типа склонения существительных в косвенных падежах | |||||
49 | Упражнение в распознавании типа склонения существительных в косвенных падежах | |||||
50 | Р. р. Изложение | |||||
51 | 17.11-21.11 | Работа над ошибками. | ||||
52 | Ударные и безударные окончания имен существительных | |||||
53 | Проверка безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3го склонения | |||||
54 | Правописание окончаний существительных в Р. п. | |||||
55 | Правописание окончаний существительных в Д. п. | |||||
56 | 24.11-28.11 | Правописание окончаний имен существительных в Р.п. и Д.п. | ||||
57 | Р.п. и В.п. падежи имён существительных 1-го и 2-го склонений. | |||||
58 | Правописание безударных окончаний существительных в Т.п. | |||||
59 | Правописание безударных окончаний существительных в П.п. | |||||
60 | Упражнение в правописании безударных окончаний существительных в П.п. | |||||
61 | 01.12-05.12 | Правописание безударных окончаний существительных в Р.п., Д.п. и П.п. | ||||
62 | Упражнение в правописании окончаний существительных в Р.п., Д.п. и П.п. Практическая работа. | |||||
63 | Упражнение в правописании безударных гласных в корнях слов, приставках и окончаниях существительных | |||||
64 | Диктант по теме: «Правописание окончаний существительных» | |||||
65 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте | |||||
66 | 08.12-12.12 | Множественное число имён существительных. Именительный падеж множественного числа | ||||
67 | Именительный и винительный падежи имён существительных во множественном числе | |||||
68 | Родительный падеж имён существительных во множественном числе | |||||
69 | Упражнение в правильном употреблении существительных родительного падежа множественного числа | |||||
70 | Р. р. Изложение текста , воспринятого на слух | |||||
71 | 15.12-18.12 | Работа над ошибками. | ||||
72 | Д.п., Т.п. и П.п. множественного числа имён существительных. | |||||
73 | Упражнение в правописании безударных окончаний существительных множественного числа | |||||
74 | Контрольный диктант за 2 четверть. | |||||
Имя прилагательное (32 часа) | ||||||
75 | 19.12 | Работа над ошибками. Имя прилагательное | Наблюдают за ролью прилагательных в речи. Распознают падежи имен прилагательных на основе определения рода и падежа имен существительных. Склоняют имена прилагательные, используя таблицу в учебнике. Сотрудничают со взрослыми и сверстниками. | |||
76 | 22.12-26.12 | Родовые окончания имен прилагательных | ||||
77 | Склонение прилагательных | |||||
78 | Распознавание падежей имен прилагательных | |||||
79 | Р. р. Составление новогодних поздравлений | |||||
80 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода |
Ш ЧЕТВЕРТЬ ( 50 часов) | ||||
81 | 12.01-16.01 | Закрепление знаний о предложении, о частях речи. | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, сотрудничают в поиске. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Строят сообщения в устной и письменной форме. Работают в паре, группе. Находят и исправляют неверные высказывания. Излагают и отстаивают своё мнение, аргументируют свою точку зрения, оценивают точку зрения товарища. Планируют, контролируют и оценивают свою деятельность: обнаруживают и устраняют ошибки. Создают текст-описание по рисунку и опорным словам, корректируют созданный текст, исправляют в нем ошибки. Определяют в тексте (предложении) наличие орфограмм на безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных. Анализируют текст с точки зрения наличия в нем имен прилагательных, имеющих орфограммы с безударными гласными в окончаниях. Определяют и обосновывывают написание безударного падежного окончания имён прилагательных единственного и множественного числа. Оценивают собственный диктант, анализируют допущенные ошибки. Пишут зрительно-слуховые диктанты. Анализируют тексты, выделяя в них структурные части. Определяют тему текста. Правильно употребляют имена прилагательные в текстах. Соотносят заголовок с темой и основной мыслью текста. Передают содержание текста. Кратко передают содержание по предварительно составленному плану. Составляют повествовательный текст с элементами описания, озаглавливают его. Определяют последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывают правильность выделения изученных признаков имени прилагательного Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Понимание текстов, извлечение необходимой информации | |
82 | Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода и среднего рода | |||
83 | Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | |||
84 | Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | |||
85 | Р.р. Сочинение по рисунку и опорным словам. | |||
86 | 19.01-23.01 | Работа над ошибками. Закрепление пройденного | ||
87 | Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода | |||
88 | Правописание окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | |||
89 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Практическая работа. | |||
90 | Закрепление пройденного | |||
91 | 26.01-30.01 | Склонение имён прилагательных женского рода | ||
92 | Правописание безударных окончаний прилагательных женского рода | |||
93 | Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода | |||
94 | Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных | |||
95 | Р. р. Изложение. Повествовательный текст с элементами описания | |||
96 | 02.02-06.02 | Работа над ошибками. Различие безударных окончаний им. прилагательных мужского и женского рода. |
| |
97 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода | |||
98 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе. Обобщение. | |||
99 | Подготовленный диктант. | |||
100 | Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных во множественном числе | |||
101 | 09.02-13.02 | Именительный и винительные падежи множественного числа имён прилагательных | ||
102 | Родительный и предложный падежи мн. ч. имён прилагательных | |||
103 | Дательный и творительный падежи множественного числа имён прилагательных | |||
104 | Обобщение об имени существительном и имени прилагательном | |||
105 | Диктант по теме: «Имя прилагательное» | |||
106 | 16.02 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте |
| |
Местоимение (7 часов) | ||||
107 | 17.02-20.02 | Понятие о местоимении | Знакомятся с ролью местоимений в речи. Наблюдают за личными местоимениями. Определяют наличие в тексте местоимений. Распознают местоимения в тексте. Определяют в тексте наличие орфограмм на правописание местоимений с предлогами. Редактируют тексты, заменяя имена существительные местоимениями, анализируют и оценивают созданный текст. | |
108 | Личные местоимения 1, 2 и 3–его лица | |||
109 | Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов | |||
110 | Правописание местоимений с предлогами | |||
111 | 24.02-26.02 | Упражнение в раздельном написании местоимений с предлогами |
| |
112 | Морфологический разбор местоимений | |||
113 | Р. р. Изложение | |||
Глагол (39 часов) | ||||
114 | 27.02 | Работа над ошибками. Глагол как часть речи | Распознают глагол среди других частей речи, отличают глагол от именных частей речи, прямое и переносное значение глаголов, глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. Соотносят начальную форму и временные формы глаголов. Распознают временные формы, лицо глаголов; осознанно употребляют глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах, изменяя глаголы по временам и числам, изменяя глаголы по лицам в настоящем времени, по родам в прошедшем времени. Наблюдают за спряжением глаголов. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Строят сообщения в устной и письменной форме. Аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | |
115 | 02.03-06.03 | Изменение глаголов по временам | ||
116 | Изменение глаголов прошедшего времени | |||
117 | Неопределённая форма глагола– начальная форма глагола | |||
118 | Неопределенная форма глагола. Правописание –ться. | |||
119 | Неопределенная форма глагола | |||
120 | 10.03-13.03 | Контрольное списывание | ||
121 | Работа над ошибками. Закрепление пройденного | |||
122 | Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) | |||
123 | Распознавание лица и числа глаголов | |||
124 | 16.03-20.03 | 2-е лицо глаголов единственного числа | ||
125 | 2-е лицо глаголов единственного числа. Закрепление | |||
126 | Контрольный диктант за 3 четверть. | |||
127 | Работа над ошибками. I и II спряжение глаголов | |||
128 | Окончания глаголов I и II спряжения | |||
129 | 23-24.03 | Спряжение глаголов в будущем времени | ||
130 | Образование формы будущего времени глагола |
IV четверть (40 часов) | ||||
131 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, сотрудничают в поиске. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Строят сообщения в устной и письменной форме. Работают в паре, группе. Находят и исправляют неверные высказывания. Излагают и отстаивают своё мнение, аргументируют свою точку зрения, оценивают точку зрения товарища. Планируют, контролируют и оценивают свою деятельность: обнаруживают и устраняют ошибки. Спрягают глаголы в форме настоящего и будущего времени. Распознают спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы. Группируют найденные в тексте глаголы по спряжениям. Моделируют (создают, конструируют) в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Применяют алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Овладевают навыком правописания безударных гласных в личных окончаниях глагола. Пишут зрительно-слуховые диктанты. Оценивают собственный диктант, анализируют допущенные ошибки. Определяют тему и основную мысль текста. Озаглавливают текст. Составляют план текста. Различают типы текстов, смешанные тексты: повествовательный с элементами описания, повествовательный с элементами рассуждения. Передают содержание текста по памяти, по опорным словам, по плану. Составляют текст-описание пейзажной картины. Определяют в тексте наличие слов с орфограммами на безударные гласные в личных окончаниях и в суффиксах прошедшего времени глаголов. | ||
132 | Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме | |||
133 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени | |||
134 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | |||
135 | Морфологический разбор глагола | |||
136 | Глаголы-исключения | |||
137 | Правописание глаголов- исключений | |||
138 | Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов | |||
139 | Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов | |||
140 | Р. р. Сочинение (с элементами описания) по картине К.Ф. Юона «Конец зимы» | |||
141 | Анализ сочинений и работа над ошибками | |||
142 | Обобщение пройденного о глаголе | |||
143 | Диктант по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов» | |||
144 | Работа над ошибками | |||
145 | Правописание глаголов прошедшего времени | |||
146 | Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени | |||
147 | Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени | |||
148 | Изменение глаголов по временам | |||
149 | Изменение глаголов совершенного и несовершенного вида по временам | |||
150 | Р. р. Обучающее изложение | |||
151 | Работа над ошибками | |||
152 | Обобщение знаний о глаголе. | |||
Повторение в конце учебного года (18 часов) | ||||
153 | Обобщение знаний о предложении | Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, выбирают знак в конце предложения. Находят в тексте предложения с однородными членами, соотносят предложение со схемой предложения. Определяют в тексте наличие орфограмм на безударные гласные в разных частях слова. Распознают приставки и предлоги, анализируют текст с точки зрения наличия в нем орфограмм. Контролируют правильность записи текста. Находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки. Объясняют написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта. Сопоставляют части речи по существенным признакам. Распознают части речи в тексте, правильно их употребляют в речи. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
154 | Однородные члены предложения | |||
155 | Контрольное списывание | |||
156 | Состав слова | |||
157 | Упражнение в разборе слов по составу | |||
158 | Правописание безударных гласных в корне, приставке и окончании. | |||
159 | Итоговый контрольный диктант | |||
160 | Работа над ошибками. Части речи (обобщение) | |||
161 | Имя существительное | |||
162 | Имя прилагательное | |||
163 | Р.р. Контрольное изложение | |||
164 | Работа над ошибками | |||
165 | Местоимение | |||
166 | Глагол | |||
167-170 | Резерв |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии c: - требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки №373 от 6 октября 2009 г.)
- рекомендациями Примерной основной программы (Москва, Просвещение,2010)
- авторской программой Рамзаевой Т.Г.
- особенностями Основной общеобразовательной программы, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.
Для реализации рабочей программы в объеме 170 часов ( 5 часов в неделю) используется УМК, включающий учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях «Русский язык » Рамзаевой Т.Г. – М., Дрофа, 2013 ; рабочую тетрадь к учебнику для 4 класса «Русский язык» Рамзаевой Т.Г., Савинкиной Л.П. - М., Дрофа, 2013; для учителя – «Поурочные разработки к учебнику Т.Г. Рамзаевой 4 класс» В.А. Лебедева, Г.И. Мишуринской - М., Дрофа,2012
Данная программа позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить интерес у учащихся к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по русскому языку.
Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Цели начального курса русского языка:
– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
– средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;
– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. В программу русского языка отобраны знания из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики (морфологии, синтаксиса), а также орфографии и пунктуации, которые наиболее часто используются (или которые уместно было бы использовать) детьми 7–10 лет в процессе речевого общения. Такой принцип отбора программного материала по русскому языку можно определить как частотно-речевой. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены и элементарные сведения из области речеведения.
Поскольку все стороны языка – фонетическая, грамматическая, словообразовательная, лексическая – взаимосвязаны, то в каждом классе проводится изучение всех подсистем языка. Системно-концентрический принцип построения курса позволяет осуществить усвоение учебного материала крупными частями (блоками), выделение из целостной системы обязательно основывается на связях и зависимости между его компонентами.
Содержание рабочей программы
Повторение (22 часа)
Обобщение сведений о слове, предложении, тексте. Предложения по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Словосочетание. Текст — повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте. Звуки и буквы. Слог. Ударение. Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова. Правописание приставок и предлогов (сопоставление). Разделительные ь и ъ (сопоставление). Части речи. Обобщение признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении. Правописание родовых окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в прошедшем времени). Ь после шипящих на конце существительных женского рода.
Предложения с однородными членами (7 часов)
Предложение с однородными членами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонацией перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
Текст (4 часа)
Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: тема и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложениями в каждой части текста; план текста. Виды текстов (повествование, описание, рассуждение). Изобразительно - выразительные средства текста.
Имя существительное (41 час)
Склонение имен существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные. Три типа склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия).Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах: пришел из школы, из магазина, уехал на Камчатку, в Крым, возвратился с Камчатки, из Крыма и т. п. Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных: учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок.
Имя прилагательное (32 часа)
Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении.Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.
Местоимение (7 часов)
Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений). Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол (39 часов)
Особенности глаголов как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний. Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. Правописание безударных личных окончании глаголов. Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончании глаголов-исключений. Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени: слышать — слышал, увидеть — увидел. Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать? (учиться).
Повторение в конце учебного года (18 часов)
Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов.
Слово — единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова.
Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение).
Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметные результаты.
Выпускник ступени начального общего образования научится:
-анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;
- различать произношение и написание слов;
- находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;
- создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
- соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами; падежные окончания имен существительных и имен прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа) и знаками препинания между однородными членами, соединенными союзами и, а, но и не соединенными союзами, и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
- производить фонетический разбор слов (типа лодка, школьный, площадь);
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
- производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глаголов;
- изменять имена существительные по числам;
-склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- изменять имена прилагательные по числам и родам в соответствии с числом и родом существительного;
- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по родам;
- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
- производить синтаксический разбор предложения с однороными членами;
- интонационно правильно произносить предложения;
- пользоваться в речи предложениями с однородными членами;
- писать изложения в 60 - 75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части, соблюдать красную строку;
- устанавливать связь между частями текста;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- составлять план текста;
- распознавать текст - повествование, описание, рассуждение;
- в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
- писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного
характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
- составлять устный ответ - рассуждение.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебно - методическое обеспечение:
Учебное оборудование:
технические средства (мультимедийный проектор, компьютер)
Учебно –методический комплект:
1. Основная образовательная программа системы « Школа России» - электронная версия
2. «Русский язык. Программа» Рамзаева Т. Г. - М., Дрофа,2010
3.Лебедев В.А., Мишуринская Г.И. Поурочные разработки к учебнику Т.Г. Рамзаевой 4 класс» - М., Дрофа,2012
4.Рамзаева Т. Г. Учебник «Русский язык 4» - М., Дрофа, 2013
5.Рамзаева Т. Г., Савинкина Л.П. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса «Русский язык » Рамзаевой Т.Г., - М., Дрофа,2013
6. Тихомирова Е.М. Проверочные работы по русскому языку к учебнику для 4 класса «Русский язык » Рамзаевой Т.Г., - М., Экзамен,2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 2-ого класса. УМК Рамзаевой Т.Г.
Рабочая программа составлена с учетом ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку Рамзаевой Т.Г. 3 класс
Пояснительная записка и КТП...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для учащихся 3 класса по программе "Начальная школа XXI века"
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «Русский язык» для 3 классов общеобразовательных учреждений авторы программы С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О....
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов, КТП для 1 класса. Программа "Начальная школа 21 века"
Пояснительная записка и календарно -тематическое планирование может быть использовано учителями национальных школ , КТП расчитано на 99часов ( 3 часа в неделю)...
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по учебникам Т. Г. Рамзаевой
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по учебникам Т. Г. Рамзаевой...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 1 класс с интеграцией курса "Родной (русский) язык"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 1 класс. В курс русского языка (обучение грамоте и письмо) интегрирован предмет "Родной (русский) язык" в количестве - 24 часа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (РАМЗАЕВА) И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ГОРЕЦКИЙ).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ...