Рабочая программа по русскому языку для 2-ого класса. УМК Рамзаевой Т.Г.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) на тему

Егорова Елена Борисовна

Рабочая программа составлена с учетом ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 Пояснительная записка

         

            Программа по русскому языку для 2 класса разработана в соответствии c:    

-требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки  №373 от 6 октября  2009 г.)                    

- рекомендациями Примерной основной программы (Москва, Просвещение,2010)

- авторской программой Рамзаевой Т.Г.                                                                                                                                                                                              

- особенностями Основной общеобразовательной программы, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

           Для  реализации Рабочей программы в объеме 170 часов (5 часов в неделю) используется УМК, включающий учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях «Русский язык 2» Рамзаевой Т.Г. – М., Дрофа,2011 ; рабочую тетрадь к учебнику для 2 класса «Русский язык 2» Рамзаевой Т.Г., Савинкиной Л.П. -  М., Дрофа,2011;  для учителя – «Поурочные разработки к учебнику Т.Г. Рамзаевой 2 класс» В.А. Лебедева, Г.И. Мишуринской - М., Дрофа,2011.

          Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

Цели начального курса русского языка:

– создать условия для осознания ребёнком себя  как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка,  для появления  сознательного отношения к  своей речи;

–  заложить основы лингвистических знаний  как  элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;

– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

–  средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и  эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;

– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме,  становление их коммуникативной компетенции.

Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая  организация работы по освоению его предметного содержания – реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам:  от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению  контролировать  выполняемые действия  и их результаты.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. В программу русского языка отобраны знания из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики (морфологии, синтаксиса), а также орфографии и пунктуации, которые наиболее часто используются (или которые уместно было бы использовать) детьми 7–10 лет в процессе речевого общения. Такой принцип отбора программного материала по русскому языку можно определить как частотно-речевой. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены и элементарные сведения из области речеведения.

 Поскольку все стороны языка – фонетическая, грамматическая, словообразовательная, лексическая – взаимосвязаны, то в каждом классе проводится изучение всех подсис тем языка. Системно-концентрический принцип построения курса позволяет осуществить усвоение учебного материала крупными частями (блоками), выделение из целостной системы обязательно основывается на связях и зависимости между его компонентами.

                                                Планируемые результаты

           Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

            – осознавать личностный смысл учения;

            – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

.            

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

           –  самостоятельно организовывать свое рабочее место;

           – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

            – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану;

             соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем;

             корректировать выполнение задания в дальнейшем;

             оценивать задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

              Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике ;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

             сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу;

             определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

             Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события;

            –  выразительно читать и пересказывать текст;

 – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

                                               

        Предметные результаты   

Обучающиеся научатся:

Называть:

  1. изученные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог; их лексические и грамматические признаки;
  2. однокоренные слова, корень слова.

Различать и сравнивать:

  1. словосочетание и предложение; главные члены предложения;
  2. части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
  3. однокоренные слова и разные формы одного и того слова;
  4. звуки и буквы; признаки гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, парных и непарных, твёрдых и мягких согласных.

Решать практические учебные задачи:

  1. выделять предложения из сплошного текста;
  2. составлять предложения из слов и словосочетаний;
  3. письменно отвечать на вопросы;
  4. находить главные члены предложения;
  5. ставить необходимые знаки препинания в конце предложения;
  6. по двум признакам определять части речи;
  7. определять число изученных  частей речи;
  8. раздельно писать предлоги со словами;
  9. подбирать однокоренные слова, выделять в них корень;
  10. проверять безударные гласные и парные согласные в корне;
  11. писать слова с непроверяемыми написаниями;
  12. писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названиях городов, деревень, кличках животных;
  13. писать слова с двойными согласными, с разделительным "Ь";
  14. каллиграфически правильно списывать текст;                                                                                                                            
  15. писать под диктовку тексты (35-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами;
  16. производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв;
  17. определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;
  18. делить сплошной текст на предложения;
  19. устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трех частей);
  20. писать (по вопросам) изложение текста (30–45 слов);
  21. составлять и записывать текст из трех-пяти предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
  22. употреблять при записи текста красную строку.

     

                            Содержание  программы

Повторение (4 ч)

Слово, предложение, текст – единицы речи. Звуки и буквы. Слово и слог; перенос слов.

Речь (4 ч)

Язык как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная. Слово, предложение, текст – единицы речи (наблюдение в процессе общения).

Звуки и буквы (8ч)

Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные (их признаки). Гласные звуки и буквы. Двойная роль букв "Е", "Ё", "Ю", "Я". Слова с буквой "Э". Согласный звук [Й] и гласный звук [И].

Шипящие согласные звуки (9 ч)

Шипящие согласные звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ]. Буквы "И", "А", "У" в сочетаниях ЖИ-ШИ,
ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Алфавит(2 ч)

Алфавит. Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы.

Слово и слог. Перенос слов. (6ч)

Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.

Предложение и текст (12 ч)

Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения за интонацией предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки на конце предложения. Логическое ударение в предложении. Тема текста. Сопоставление текста и набора отдельных предложений, не объединенных общей темой. Связь по смыслу предложений в тексте. Заголовок. Опорные слова в тексте. Текст – повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Части повествовательного текста: начало, основная часть, концовка (ознакомление). Красная строка в тексте.

Мягкие и твердые согласные звуки (7 ч)

Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости согласных звуков буквами "А", "О", "У", "Ы", "Э". Обозначение мягкости согласных звуков буквами "Е", "Ё", "И", "Ю", "Я". Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Звонкие и глухие согласные звуки (5 ч)

Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные звонкие и глухие согласные. Обозначение их буквами. Буква, которую перед записью нужно проверять (общее понятие об орфограмме). Проверка согласных на конце слова.

Ударение. Обозначение гласных звуков (11 ч)

Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные. Умение правильно выделять в слове ударный слог.

Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Проверка путем изменения формы слова.

Разделительный "Ь" (7ч)

Разделительный "Ь". Сопоставление "Ь" – показателя мягкости согласных и разделительного "Ь".

Двойные согласные (4 ч)

Двойные согласные в словах. Перенос слов с двойными согласными.

Слово и предложение. Имя существительное (15 ч)

Слова как названия предметов, признаков предметов, действий предметов (сопоставление). Имя существительное (ознакомление). Общее значение. Вопросы. Роль имен существительных в речи. Заглавная буква в собственных именах существительных. Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, близкие и противоположные по смыслу.

Глагол (8 ч)

Глагол (ознакомление). Общее значение. Вопросы. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи. Наблюдения за употреблением глаголов в различных временных формах. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу.

Имя прилагательное (8 ч)

Имя прилагательное (ознакомление). Общее значение. Вопросы. Роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Наблюдения за согласованием в числе имени существительного и глагола, имени существительного и прилагательного (практически, в процессе составления предложений).

Предлог (7ч)

Предлоги. Раздельное написание со словами наиболее распространенных предлогов.

Родственные (однокоренные слова) (9 ч)

 Корень слова. Однокоренные слова (общее понятие). Признаки однокоренных слов. Подбор  однокоренных слов и выделение корня. Наблюдение за единообразным написанием корней в однокоренных словах.

Безударные гласные в корне.  Парные согласные в корне (17ч)

Способы проверки безударных гласных в корне. Проверка безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах. Способы проверки парных глухих и звонких согласных. Проверка парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.

Предложение (8 ч)

Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении (по вопросам).

Повторение в конце учебного года (15 ч)

Резерв (4ч)                                                    

                                   

                                      Литература:

   

1. «Русский язык. Программа» Рамзаева Т. Г.  - М., Дрофа,2010

2.Лебедев В.А., Мишуринская Г.И. Поурочные разработки к учебнику Т.Г. Рамзаевой 2 класс» - М., Дрофа,2011

3..Рамзаева Т. Г. Учебник «Русский язык 2»  - М., Дрофа, 2011  

4.Рамзаева Т. Г., Савинкина Л.П. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса «Русский язык 2» Рамзаевой Т.Г., -  М., Дрофа,2011

5. Тихомирова Е.М. Проверочные работы по русскому языку к учебнику для 2 класса «Русский язык 2» Рамзаевой Т.Г., -  М., Экзамен,2012

   

                      Календарно-тематическое планирование

                                             

№ п/п  

Название темы

Кол-во часов

   Дата

Факт. выполнение          

                                 

                        Повторение                                    

   1

Текст  и  предложение. Устные высказывания детей о проведенных каникулах.

       1

   2

Слово  и  предложение  – единицы  речи

       1  

   3

Слово  и  слог

       1

   4

Звуки  и  буквы

       1

                           Речь

   5

Речь  в  жизни  человека.  Общие  понятия речи

       1

   6

Устная  и  письменная  речь

       1

   7

Выделение  предложений  в  устной  и письменной  речи

       1

  8

  Восстановление деформированных предложений.

       1

                   Звуки и  буквы

  9

Сущность  звуков  и  букв

       1

  10

Главные  признаки  гласных  и  согласных звуков

       1

  11

Гласные  и  согласные  звуки

       1

  12

Признаки  и  особенности  гласных  звуков и  букв

       1

  13

Слова  с  буквой   «э»

       1

  14

Обучающее  изложение по вопросам

       1

  15

Согласные  звуки  и  буквы                

       1

  16

Согласный  звук  [й]  и  буква  «й»

       1

      Шипящие согласные.

  17

Шипящие  согласные . Сочетания  жи -ши-же-ше  

       1

  18

Контрольное  списывание с делением текста на предложения

       1

  19-20

Слова  с  сочетаниями  ча- ща- чу- щу  

       2

  21

Правописание  слов  с  сочетаниями ча- ща- чу- щу- жи -ши-же-ше    

       1

  22-23

Слова  с  сочетаниями  чк- чн- чт-щн

       2  

  24

 Диктант  по  теме.

       1

  25

Анализ работ. Обобщающий урок.

       1

                         Алфавит

           

  26

Алфавит

      1      

  27

Алфавит.  Умение  пользоваться  алфавитом.

      1

   Слово и слог.   Перенос слов

 6ч

  28

Слово  и  слог

      1

  29

Деление  слов  на  слоги

      1

  30

Перенос  слов

      1

  31

Перенос  слов с  буквой  Й и Ь в  середине

      1  

  32

Проверочная работа

      1

  33

Работа  над  ошибками.

      1

                 Предложение и текст  

 12ч

  34

Предложение как единица речи.  

      1

  35

Знаки препинания в конце предложения

      1

  36

 Составление рассказа по иллюстрации и  вопросам

      1

37-38

Главные  члены  предложения

      2

   39

Контрольный  диктант  за  первую  четверть

      1

   40

Работа  над  ошибками

      1

   41

Предложение  как  составляющая  часть текста

      1

   42

Виды  текстов:  повествование,  описание, рассуждение

      1

   43

Структурные части текста - повествования

      1

   44

Изложение по опорным словам

      1

   45

Работа  над  ошибками

      1

       Твёрдые и мягкие согласные

   7ч

  46

Обозначение  мягкости  и  твёрдости согласного  звука

      1

  47

Мягкий  знак – показатель  мягкости согласного  звука  в  конце  слова

      1

48-49

Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в середине слова

      2

  50

Перенос слов с мягким знаком

      1

  51

Изложение  текста по вопросам

      1

  52

Работа  над  ошибками. Обобщение материала  по  теме

      1

 Звонкие и глухие согласные звуки

  5 ч

  53

Звонкие и глухие согласные звуки. Парные звонкие и глухие согласные

      1

  54

 Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными на конце слова

      1

  55

Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова

      1

  56

Диктант

      1

  57

Работа  над  ошибками.  Повторение материала  по  теме

      1

 Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах

 11 ч

  58

Ударение

      1

  59

 Ударный и безударный слог. Сильная и слабая позиция гласного звука

      1

  60

Особенности проверочных и проверяемых слов

      1

61-62

Написание проверяемых гласных в безударных слогах

      2

  63

 Составление рассказа по картинке. Восстановление деформированного текста

      1

  64

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные

      1

  65

Написание проверяемых гласных в безударных слогах

      1

  66

Сопоставление правил проверки безударных гласных и парных согласных

      1

  67        

 Контрольное  списывание

      1

  68

 Работа над ошибками. Формирование умения  находить орфограммы в словах.

      1

      Разделительный мягкий знак.

   7 ч

  69

 Разделительный мягкий знак

      1

  70

 Написание слов с разделительным мягким знаком

      1

  71

Сопоставление разделительного  мягкого знака и мягкого знака – показателя мягкости

      1

 72-73

Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком и  мягким знаком – показателем  мягкости

      2

  74

Контрольный диктант за вторую четверть

      1

  75

Работа над ошибками

      1

          Двойные согласные.

  4 ч

  76

Слова с двойными согласными

      1

 77-78

Перенос слов с двойными согласными

      2

   79

Новогодние поздравления близким

      1

     Слово и предложение. Имя существительное.                                      

  15ч

  80

Слово и предложение

      1

  81

Имена существительные

      1

  82

Распознавание существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?»

      1

  83

  Изложение текста по вопросам

      1

  84

Работа над ошибками.

      1

  85

Упражнения в распознавании одушевлённых и неодушевлённых имён существительных

      1

  86

Обобщение знаний об имени существительном

      1

  87

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях, людей и кличках животных

      1

  88

Закрепление умений писать с заглавной буквы имена, отчества, фамилии людей и клички животных

      1

  89

 Заглавная буква в названиях стран , городов, деревень, улиц, рек

      1

  90

Закрепление умений писать имена собственные с заглавной буквы

      1

  91

Изложение по вопросам с дополнением текста

      1

  92

Работа над ошибками.

      1

  93

 Диктант по теме

      1

  94

Работа над ошибками.

      1

                      Глагол.

  8 ч  

  95

Понятие о словах, обозначающих действия предметов

      1

  96

Роль глаголов в тексте

      1  

  97

Слова, отвечающие на вопросы « что делает?»  «что делают?»

      1

  98

Изменение глаголов по временам

      1

  99

Слова, отвечающие на вопросы  «что делать?», «что сделать?»

      1

 100

Употребление глаголов в речи

      1

 101

Восстановление и запись текста по картинному плану, его продолжение  

      1

 102

Закрепление знаний о глаголе

      1

             Имя прилагательное.

  8 ч

 103

Понятие о словах, обозначающих признаки предметов

      1

 104

Различие слов, отвечающих на вопросы  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

      1

 105

Различие прилагательных в единственном и во множественном числе

      1

 106

Противоположные по смыслу слова – антонимы

      1

 107

Употребление прилагательных в речи

      1

 108

Обобщение о словах – названиях предметов, признаков предметов, действий предметов

      1

 109

Контрольное списывание

      1

 110

Работа над ошибками

      1

                   Предлог.

  7 ч

 111

 Роль предлогов в нашей речи

      1

 112

Раздельное написание предлогов со словами

      1

 113

Упражнение в правильном написании предлогов

      1

 114

Самостоятельная работа

      1

 115

Работа над ошибками. Речевой этикет

      1

 116

Составление рассказа по картинке. Озаглавливание текста

      1

 117

Работа над ошибками.

      1

   Родственные (однокоренные) слова.    

   9ч

 118

Общее понятие об однокоренных словах

       1

 119

Признаки однокоренных слов

       1

 120

Гнезда однокоренных слов

       1

121-122

Упражнение в написании корня в однокоренных словах

       2

 123

Изложение

       1

 124

Работа над ошибками

       1

 125

Контрольный диктант

       1

 126

Работа над ошибками Упражнение в написании корня в однокоренных словах.

       1

Безударные гласные и парные согласные в    корне.

 17 ч

 127

Гласные в слабой позиции. Проверочные слова

      1

128-129

Способы проверки безударных гласных в корне

      2

130-131

Проверка безударных гласных в корне слова

      2

 132

Сочинение по картинке и опорным словам

       1

 133

Работа над ошибками

       1

134-135

Проверка парных  звонких и глухих согласных в корне слова

       2

136-137

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне

       2

 138

Написание парных согласных и безударных гласных в корне слова. Закрепление

       1

 139

Орфограмма

       1

 140

 Диктант по теме

       1

 141

Работа над ошибками. Формирование умений находить орфограммы в словах

       1

 142

Изложение по опорным словам  

       1

 143

Работа над ошибками

       1

  Предложение (продолжение)

 8ч

 144

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения . Связь слов в предложении

       1

145-146

Связь слов в предложении

       2

 147

Самостоятельная работа

       1

 148

Работа над ошибками. Упражнение в установлении связи слов в предложении

       1

 149

Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи. Коллективное составление текста

       1

 150

Контрольное списывание

       1

 151

Работа над ошибками

       1

                  Тема. Повторение.

  15ч

 152

Обобщение знаний об алфавите

       1

 153

Обобщение знаний о звуках и буквах, о слоге

       1

 154

Правописание слов с разделительным мягким знаком

       1

 155

Слова с сочетаниями  жи-ши, же- ше, ча-ща, чу-щу; чк-чн-чт-щн

       1

 156

Повторение  знаний об однокоренных словах

       1

 157

Правописание безударных гласных в корне слова

       1

 158

Правописание парных согласных в корне слова

       1

 159

Контрольный диктант

       1

 160

Работа над ошибками.

       1

161-162

Повторение  знаний об имени существительном, имени прилагательном и глаголе

       2

  163

Повторение  знаний о предлогах

       1

  163

Работа над ошибками

       1

  164

Изложение текста, воспринятого на слух

       1

  165

Работа над ошибками

       1

  166

Урок – игра «Ты наш друг, родной язык»

       1

167- 170

Резерв

   

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для учащихся 3 класса по программе "Начальная школа XXI века"

Настоящая  рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса  «Русский язык» для 3 классов общеобразовательных учреждений авторы программы С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О....

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов, КТП для 1 класса. Программа "Начальная школа 21 века"

Пояснительная записка  и календарно -тематическое планирование может быть использовано учителями национальных школ , КТП расчитано на 99часов ( 3 часа в неделю)...

Рабочая программа по русскому языку для 3-б класса по программе Школа России

Структура рабочей программы по русскому языку для 3 класса по программе Школа россии  включает в себя следующие элементы:·         Титульный лист (название...

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по учебникам Т. Г. Рамзаевой

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по учебникам Т. Г. Рамзаевой...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся по Т.Г.Рамзаевой

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 класса (по Т.Г. Рамзаевой)...

Рабочая программа по русскому языку для ученика 4 класса, обучающего по адаптированной образовательной программе НОО для детей с УО

Рабочая программа по русскому языку для ученика 4 класса, обучающего по адаптированной образовательной программе НОО для детей с УО...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 1 класс с интеграцией курса "Родной (русский) язык"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 1 класс. В курс русского языка (обучение грамоте и письмо) интегрирован предмет "Родной (русский) язык" в количестве - 24 часа...