Занимательный русский язык
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Саяпина Галина Анатольевна

 

Внеклассное мероприятие «Занимательный русский язык »

УМК «Начальная школа 21 века»,4 класс проводится с целью:

-формировать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеклассное мероприятие17.42 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21  

г.о. Новокуйбышевск                                                                                                                      

 Конспект

внеклассного мероприятия

по русскому языку в 4 классе

«Занимательный русский язык»

Подготовила

учитель начальных классов

Саяпина Галина Анатольевна

г.о.Новокуйбышевск

2015год

Внеклассное мероприятие «Занимательный русский язык »

УМК «Начальная школа 21 века»,4 класс

Цели:

1.Формировать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию.

2.Развивать мышление, воображение, интеллектуальные и творческие способности.

3.Воспитывать культуру письменной и устной речи.

Оборудование: плакат с надписью: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью, язык... (А.Н. Толстой)»,карточки с заданиями, аудиозапись.

Ход мероприятия

Учитель.

Родная речь - дарованное благо,

Сложным-сложна, а то простым-проста.

Пусть сожжена бесценная бумага,

Слова живут - текут из уст в уста.

Родная речь всегда одноплеменна,

Напоена богатством от корней,

И этим, говорят, несовершенно

Искусство, тесно связанное с ней...

У музыки - вселенские просторы,

У живописи - мировой язык,

А тут непостижимы разговоры,

К которым с колыбели не привык.

Но если жизнь отнимет слух и зренье,

Лишит движенья, голоса лишит,

Единственное есть тогда спасенье –

То слово, что в душе твоей дрожит.

Пускай его иной и не услышит -

Как верный друг, оно всегда с тобой,

Творит тебя, зовет, живет и дышит.

Живет! И, значит, ты еще живой.

И этого отнять никто не в силах.

Не потому ль так важно уберечь

Потоки чистых сочетаний милых,

Таинственно сливающихся в речь.

Л. Васильева

Учитель. – Ребята, вы готовы сразиться в конкурсе? Тогда начинаем!

1-й конкурс «Разминка»

Учитель. - Я приготовила для вас шуточные вопросы о гласных и согласных звуках и буквах.

1. Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком)

2. Как из моли сделать соль? (Заменить первую букву)

3. В каком слове нужно изменить только одну гласную, чтобы животное превратилось в змею? (Ёж - уж)

4. В каком слове 40 гласных букв «а»? (Сорока)

5. Какие слова состоят из ста согласных? (Сто-л, сто-г, сто-к, сто-н и др)

6. Какую птицу можно превратить в великую русскую реку, отняв одну букву? (Иволга - Волга)

7. В названии какой зерновой культуры гласная «у» повторяется 3 раза? (Кукуруза)

2-й конкурс «Скороговорки»

Учитель.-  Как вы все знаете, скороговоркой называется труднопроизносимое сочетание слов. Повторять скороговорки не только весело и интересно, но и полезно для формирования хорошей дикции. Давайте правильно произнесем скороговорки.

1. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

2. На мели мы лениво ловили налима, и меняли налима вы мне на линя.

3. Командир говорил про подполковника и про подполковницу, про подпрапорщика и про подпрапорщицу, про подпоручика, а про подпоручицу умолчал.

3-й конкурс «Шарады»

Учитель.-  Шарада - это загадка, в которой загаданное слово представлено несколькими частями, каждая из которых представляет отдельное слово, которое дано в виде загадки. Отгадывают шарады по частям. Разгадав каждую часть и сложив эти части вместе, легко узнать зашифрованное слово.

1. Мой первый слог - на дереве,

Второй мой слог - союз,

А в целом я - материя

И на пальто гожусь. (Сук - но)

2. Трехсложное в шараде слово:

Два - дерево, а третий - нота.

Ответ средь рыбы промысловой

Найдешь легко, была б охота. (Ива - си)

4-й конкурс «Пословицы и поговорки»

Ученик.

Слава русской речи велика,

Год от году все сильней становится,

И острей граненого штыка

Наши поговорки и пословицы.

А. Прокофьев

-Ребята, продолжите пословицу, зная ее начало.

1. Правда в огне не горит и... (в воде не тонет).

2. Без труда не вытащить и... (рыбку из пруда).

3. Одна голова хорошо, а... (две лучше).

- Какие пословицы и поговорки вы знаете о болтливых и глупых людях? («Не все мели, что помнишь», «Говорил день до вечера, а слушать нечего», «Знай больше, а говори меньше», «В многословии не без пустословия», «Лучше уж недоговорить, чем переговорить», «Держи язык за зубами», «Красиво говорит, а слушать нечего», «Много говорить - голова заболит». И др)

5-й конкурс «Фразеологизмы»

Учитель. - Объясните значение следующих фразеологизмов.

1. Бить баклуши. (Бездельничать. Когда на Руси ели деревянными ложками, десятки кустарей «били баклуши», то есть кололи из липы чурбачки - заготовки для мастера-ложкаря. Эта работа считалась пустячной, ее обычно выполняли подмастерья - подростки. Отсюда и выражение «бить баклуши» стало употребляться в значении «бездельничать»)

2. Витать в облаках. (Пребывать в мечтательном состоянии, не замечая окружающего)

3. Ни к селу, ни к городу. (Совершенно некстати, невпопад)

4. Не по зубам. (Не хватает, недостает умения, способностей)

6-й конкурс «Ударение и произношение слов»

Учитель.- Я вам зачитаю стихотворный фельетон, а вам нужно будет записать и исправить искаженные слова, а также слова, в которых ударение было поставлено неверно.

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «мы так хОчем»,

«ДОсуг», «шОфер», «прОцент», «зАем»,

«КвАртал», «пОртфель», «билютень».

«ПОверх плана выполняем»,

«Агент звОнит целый день».

(Дети исправляют ошибки)

Учитель. - А теперь послушайте отрывок из стихотворения, написанного в XIX веке словенским поэтом Антоном Ашкерцем.

Ученик.

Язык прекрасный русского народа,

Как ты пленителен, как близок мне!

Какие тайные созвучья-струны

Родишь ты вдруг в душевной глубине!

Великий, мощный, благозвучный...

Язык славянский, ты - язык и мой.

В твоих ласкающих так сладко звуках

Не говорила ль мать со мной?

Ты - нежная серебряная арфа

В руках у вдохновенного певца,

И райский звук твоей волшебной песни

Волнует мощным эхом все сердца.

Учитель. - Ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями, показали, что знаете и любите родной язык. Оберегайте русский язык, бережно относитесь к нему. Всего вам доброго!

Список использованной литературы

1.А.Шибаев «Буква заблудилась»

2.Л.В.Мищенкова «Занимательный русский язык»

3. Г.М.Дмитриева «Занимательная грамматика русского языка»

4.Е.В.Карпова «Дидактические игры в начальный период обучения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный русский язык

Презентация  подходит для проведения внеклассного занятия по русскому языку....

Час занимательного русского языка.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов. Данное занятие поможет лучше усвоить знания родного языка, игра поможет подружиться с такими понятиями, как слово, слог, предложение, скороговор...

"Занимательный русский язык." Урок в 3 классе.

Данный урок содержит занимательный материал по русскому языку. Он позволяет развивать интерес к предмету, развивает логическое мышление,кругозор,орфографическую зоркость...

Презентация и разработка к уроку русского языка . 3 4 класс "Час занимательного русского языка"

Цели:Проверить знания и умения учащихся  по общим вопросам русского языка.Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавател...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс...