Творческое изложение по рассказу Л.Н. Толстого «Воробей на часах»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Важнейшей задачей обучения русскому языку в начальных классах является обучение текстовой деятельности учащихся.
Тип урока: развитие речи
Цель: научить писать творческое изложение по рассказу Л.Н Толстого "Воробей на часах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izlozhenie_vorobey_na_chasakh.docx | 29.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14
имени К.С.Федоровского»
г.Юрги Кемеровской области
Творческое изложение по рассказу Л.Н. Толстого «Воробей на часах»
Подготовила:
Никифорцева Анна Андреевна,
учитель начальных классов
г.Юрга
2014
Тема: Творческое изложение по рассказу Л.Н. Толстого «Воробей на часах»
Вид: творческий пересказ на основе рассказа Л.Н. Толстого «Воробей на часах»
Тип: развитие речи
Цель: научить писать творческое изложение
Задачи:
Образовательная: повторить знания о типах текстов, совершенствовать умение составлять план, пересказывать текст с изменениями, учить использовать авторский язык, совершенствовать способности редактировать текст, учить предупреждать речевые ошибки.
Воспитательная: воспитывать интерес к творчеству Л.Н. Толстого.
Развивающая: обогащать словарный запас, совершенствовать письменную и устную речь, развивать память, внимание, творческие способности.
Литература: рассказ Л.Н. Толстого «Воробей на часах» для каждого ученика.
Ход урока:
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примеч. |
I. Орг. класса II. Под-готовка к пер-вичному восприя-тию. III. Пер-вичное восприя-тие. IV. Ана-лиз пер-вичного восприя-тия. V. Язы-ковая подго-товка. VI. Вто-ричное восприя-тие VII. Соз-дание письм. выска-зывания |
- Проверим готовность к уроку, все ли принадлежности на местах.
- Сегодня мы пишем изложение. Кто помнит, что это такое? -Но не простое изложение, а творческое. Как вы понимаете такое сочетание слов? - Это необычное изложение, сегодня вы превратитесь в одного из героев рассказа. Будете писать историю, будто она произошла с вами.
- Как уже было сказано жанр произведения – рассказ, стиль текста – художественный, т.к. он написан определенным автором, очень известным и помещен в книги. - Тип текста – повествование. Как вы понимаете, что это? - Какие основные части этого типа текста вы знаете? К З Р - Именно такой структуры мы будем придерживаться при составлении текста. Схема будет на доске на протяжении урока. 1. Беседа об авторе. - Автор произведения, по которому мы будем писать изложение, Л.Н. Толстой. - Что вы о нем знаете? -Он известен на весь мир как великий русский писатель. Он имел титул графа. Лев Николаевич Толстой родился в Ясной поляне, которое было наследственным имением его матери. В дворянской большой семье он был четвертым ребенком. Когда Льву еще не исполнилось 2-х лет, его мать княжна Волконская скончалась и воспитанием детей занялась их дальняя родственница. В возрасте 29 лет уезжает заграницу. Он путешествует почти по всем европейским странам – Германии, Франции, Швейцарии, Италии, а осенью возвращается в Москву. Едет в Ясную поляну и начинает обустраивать школы в окрестностях родного селения и даже открывает для крестьянских детей школу. Это занятие ему так понравилось, что в он решает опять ехать за границу, для ознакомления со школами в Европе. 2. Беседа о творчестве. - Лев Николаевич очень много писал как для взрослых, так и для детей. Он написал много коротеньких рассказов для детей, которые учат добру и правильным поступкам. Какие из произведений вам известны? 3. Установка на восприятие. - Ну а сейчас я буду читать, а вы сядьте поудобней, закройте глазки и представляйте себе картинки, которые будут возникать при моем чтении. (Я читаю, дети слушают) Воробей на часах. В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воробей уселся высоко на ветку и охранял малышей. Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним. Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кустах. Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.
- Сколько картинок возникло при чтении? - Какие? Нарисуйте их словесно.
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? - Что необычного? Может что то удивило или поразило вас?
- Возможно некоторые слова в тексте были непонятны вам. Давайте объясним их смысл, возможно подберем синонимы. Уселся Лютый Мелкий Злодей Часовой Воробьята
- О ком этот текст? - Зачем автор его написал? Что хотел объяснить в этом тексте? - Какова идея текста? - Найдем опорные слова. Что это за слова? прыгали охранял ястреб – враг старый воробей увидал Громко и тревожно зачирикал скрылись улетел весело прыгают - На доске заголовок. Прочитайте его. Почему у текста такое странное название? - У вас на столах лежит данный текст. Из скольких частей он состоит? 1. Составление плана. -Мы сегодня не зря вспоминали тип текста. Какой это текст? - Вспомним структурные элементы. К З Р - Сейчас мы будем составлять план по данной схеме. - С чего начинается действие в рассказе? - Каким предложением заканчивается первая часть? - Какое главное событие для 2 части? - Чем заканчивается 2 часть? - О чем повествует 3 часть? План. 1.Воробьята на прогулке. 2.Появился ястреб. 3.Враг обманут. 2. Орфографическая работа. - Разберем орфограммы, которые встречаются в нашем тексте, чтобы не допустить ошибок при письме. - На листочках слова с пропущенными буквами. Сейчас мы все вместе разберемся какие буквы надо вставить. дороЖкам- дороженька мОлОдые – молод, молоденький воробЬи высОко - высокий мАлышей - маленький ястреБ- ястребы враГ - враги увИдал - видел злОдея - злой слЕдит - след улЕтел - лётный птЕнцы - птенчик чАсовой - час стОрОжИт – сторож, сторожка - Листочки отложили 3. Пунктуационная работа. - Нам необходимо знать некоторые правила при построении предложений. - Как начинается предложение? - Чем заканчивается? - Какой знак может стоять у нас внутри предложения? - На доске схемы, посмотрите на них И , - это однородные члены. Что это? - Найдите их в тексте, если их нет, то придумайте сами по двум схемам. , Но , А Что - это схемы сложных предложений. Что это такое? - Найдите такие в тексте или придумайте свои предложения по тексту. 4. Устное создание текста. Пересказ. - Помните, я говорила, что мы пишем сегодня не простое предложение? - Мы будем писать от лица старого воробья. Т.е. вы являетесь участниками действия. - Сейчас берете в руки карандаш и исправляете текст, которые находится перед вами. Как это сделать? - Совершенно верно. Но обратите внимание, что поменяется и форма остальных слов. - А сейчас мы будем пересказывать по частям. План написан на доске, обращайтесь к нему. 1. Повторное чтение исправленного текста.
| - Письменный пересказ текста. - В тексте нужно будет самим что то придумать, изменить или добавить. - Рассказывается о каком то событии. - завязка-начало действия, кульминация-пик напряжения в рассказе, развязка-окончание действия. - тревога, смятение, страх за воробьят и старого воробья. - Необычно, что старый воробей начал кричать, чтоб предупредить птенцов. - сел на что то, взгромоздился. - злой. - маленький -человек, который делает зло, плохо - сторож, охранник - маленькие воробьи - о воробьятах и старом воробье - Воробьи здесь вместо людей, Л.Н. хотел показать, что малыши могут подвергнуться опасности, что нужно быть внимательным. - Любовь родителей к детям. - Ключевые слова, главные в тексте. Они помогут отразить главную мысль. - Оно означает – воробей на стороже. Он сторожил малышей. - из 4 - повествование. - Воробьята выходят на прогулку. -Их сторожит старый воробей. - Появляется ястреб. – Ястреб приближается в малышам. Самый напряженный момент, потому что не знаем чем закончится. Старый воробей заметил ястреба и громко зачирикал. Воробьята успели спрятаться. - начинается с большой буквы. Каждый абзац с красной строки. - Знаками конца предложения (. ! ?) - запятая - это слова отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову. - Предложение, в котором 2 простых предложения. - Слова «старый воробей» заменяем на местоимение «Я». | Схема на доске Слова на доске. Слова на доске На доске На доске Слова у каждого на листочке. Работаем все вместе, с объяс-нением. Схемы на доске |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сжатое изложение повествовательного характера по рассказу Л.Н.Толстого «Воробей на часах»
Конспект урока по развитию речи...
Подробное изложение с творческим заданием по рассказу Г. Скребицкого «Воришка». (3 класс)
Конспект урока развития речи в 3 классе, раздаточный материал....
Сжатое изложение по рассказу Л.Н. Толстого «Воробей на часах»
Сжатое изложение по рассказу Л.Н. Толстого «Воробей на часах»...
Литературное чтение 3 класс Тема раздела «Произведения Л.Н.Толстого» Тема Научно-популярные и художественные рассказы. Л.Н.Толстой «Зайцы».
Учимся анализировать научно-популярный рассказ и отличать его от художественного рассказа...
Изложение " Воробей на часах"
В материале представлен текст для обучения учащихся 3 классов письменному пересказу текста. Текст знакомит учащихся с жизнью растений и животных, с бережным отношением к природе. К тексту прилаг...
Изложение по рассказу Л.Н. Толстого "Котёнок".
Презентация. Конспект урока....
Творческое изложение по рассказу Л.Н. Толстого «Воробей на часах»
Вид: творческий пересказ на основе рассказа Л.Н. Толстого «Воробей на часах» Тип: развитие речиЦель: научить писать творческое изложение...