Правописание безударных окончаний имён сущ. в Р. п., Д.п. и П. п.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка в 4 классе по программе УМК " Школа России". Тип у рока - урок комплексного применения знаний. В конспекте урока прилагаются карточки для групповой работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах».
Цель: Закрепить знания о существенных признаках, по которым распознаются данные падежи; развивать умение правильно писать падежные окончания существительных 1, 2 и 3-го склонения. Развивать орфографическую зоркость. Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.
Оборудование: Компьютер, электронная презентация, карточки для дифференцированной работы.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас гости.
- Давайте поприветствуем гостей, улыбнитесь им. Теперь улыбнитесь друг другу. И мне подарите улыбку. Ведь улыбка дарит всем хорошее настроение.
- Актуализация знаний и создание проблемной ситуации. Сообщение темы и целей урока.
Словарная работа.
- Перед вами словарные слова. Нужно списать слова, поставив их в нужный падеж. Поставьте ударение, подчеркните пропущенные буквы, определите склонение.
м.дведь – П.п., б.рёзка – Д. п., д.ревня – П.п., М.сква – Д. п., к.л.ндарь – П.п.,
т.традь – Р. п., л.донь – П.п., з.мл.ника – Р.п. (Слайд)
- О чём мы сегодня будем говорить на уроке? ( о правописании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах).
III. Работа по теме урока.
- - Отгадайте загадку.
Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня ... (Зима) (Слайд)
- Посмотрите на картину, какая же красавица зима! Сколько снега намело! Даже на наше стихотворение. ( Слайд)
В серебристом и сыром туман…
Светло и пусто на полян…
От зимней стуж… и метел…
Давно уж птицы улетели.
- Прочитайте стихотворение.
- Чем мы можем помочь зимующим птицам? ( Делать кормушки и подкармливать птиц).
- Какие буквы пропущены? Докажите.
- Почему надо проверять данные окончания? ( Они безударные)
- Как правильно писать безударные окончания имён существительных?
1. Определить падеж.
2. Определить склонение.
3. Вспомнить, какое окончание у данного падежа.
- Какие окончания у существительных 1 скл. в Р. п.?
- Какое окончание у существительных 1 скл. в Д. п. и П. п. ?
- Какое окончание у существительных 2 скл. в П. п.?
- У существительных какого склонения не бывает окончания –е?
- Какое окончание у существительных 3-го скл. в Р. п., Д.п., и П. п.?
Дети вставляют пропущенные окончания, определяя падеж и склонение.
- Какие ещё орфограммы есть в словах?
- Спишите стихотворение, подчеркните все орфограммы.
- Комментированное письмо.
- Прочитайте предложения. Назовите орфограммы. Спишите, подчеркните орфограммы.
Р. бята жили в д. ревн. недал. ко от леса. На л. сной опу. к. под ёлк. они устроили птич. ю ст. ловую. Пищ. для птиц дети з. готовили ещё с ос. н. .
- Физминутка.
- Я буду называть падеж и падежные вопросы. Если падеж и вопросы совпадают--хлопайте, если нет- топайте.
И.п. Кого? Что? И. п. Кто? Что?
Д. п. Кому? Чему? В. п. Кого? Чего?
В. п. Кого? Что? Т. п. Кем? Чем?
Р. п. Кем Чем? В. п. В ком? В чём?
П. п. О ком? О чём? Р. п. Кого? Чего?
Т. п. Кого? Чего? Д. п. Кому? Чему?
- Продолжение работы по теме урока .
- Работа в группах.
1 группа. Определите падеж и склонение имён существительных
1 группа | Падеж | Склонение | |
на машин | |||
по деревн | |||
в портфел | |||
о сирен | |||
из морков | |||
в школ | |||
на топол | |||
без ручк | |||
по площад | |||
на машин | |||
по деревн | |||
в портфел |
2 группа. Вставьте пропущенные окончания, укажите падеж и склонение имён существительных с пропущенными окончаниями.
Один в пол. не воин. Азбука – к мудрост . ступенька.
Своя земля и в горст. мила. Делу - время, а потех. - час.
Трус своей тен. боится.
3 группа. Найдите ошибки. Укажите падеж и склонение имён существительных .
Кот Васька лежит на дивани. По площаде мчались автомобили.
В воздухи кружились снежинки. В небесной лазуре пели жаворонки.
Королёк живет на вершини высокой еле.
Проверка.
- Работа по учебнику.
Стр. 118 Упр. 232
Выберите существительные 3-го склонения и напишите их в Р. п., Д. п. и П. п.
V.Контроль и самопроверка знаний.
- Теперь проведем экспресс-опрос, проверим ваши знания по правописанию безударных падежных окончаний.
Всего три вопроса.
1. Укажи ошибку в окончании.
А) на качалке;
Б) для кормушке;
2. Где неправильно определили падеж существительного?
А) о доме – П.п
Б) без страха – В.п .
3. В какой строчке существительные имеют одинаковые окончания?
А) из тетрад_, о морков_, около березк_;
Б) к дяд_, на кроват_, у дорог_.
- Проверим (ставим + и -).
- У кого нет ошибок?
VI . Итог урока.
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Что надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания имён существительных?
VII. Домашнее задание.
Стр. 120, упр. 236.
1 группа | Падеж | Склонение | |
на машин | |||
по деревн | |||
в портфел | |||
о сирен | |||
из морков | |||
в школ | |||
на топол | |||
без ручк | |||
по площад | |||
на машин | |||
по деревн | |||
в портфел | |||
1 группа | Падеж | Склонение | |
на машин | |||
по деревн | |||
в портфел | |||
о сирен | |||
из морков | |||
в школ | |||
на топол | |||
без ручк | |||
по площад | |||
на машин | |||
по деревн | |||
в портфел |
1 группа | Падеж | Склонение | |
на машин | |||
по деревн | |||
в портфел | |||
о сирен | |||
из морков | |||
в школ | |||
на топол | |||
без ручк | |||
по площад | |||
на машин | |||
по деревн | |||
в портфел | |||
1 группа | Падеж | Склонение | |
на машин | |||
по деревн | |||
в портфел | |||
о сирен | |||
из морков | |||
в школ | |||
на топол | |||
без ручк | |||
по площад | |||
на машин | |||
по деревн | |||
в портфел |
2 группа. Вставьте пропущенные окончания, укажите падеж и склонение имён существительных с пропущенными окончаниями.
Один в пол. не воин. Азбука – к мудрост . ступенька.
Своя земля и в горст. мила. Делу - время, а потех. - час.
Трус своей тен. боится.
2 группа. Вставьте пропущенные окончания, укажите падеж и склонение имён существительных с пропущенными окончаниями.
Один в пол. не воин. Азбука – к мудрост . ступенька.
Своя земля и в горст. мила. Делу - время, а потех. - час.
Трус своей тен. боится.
2 группа. Вставьте пропущенные окончания, укажите падеж и склонение имён существительных с пропущенными окончаниями.
Один в пол. не воин. Азбука – к мудрост . ступенька.
Своя земля и в горст. мила. Делу - время, а потех. - час.
Трус своей тен. боится.
2 группа. Вставьте пропущенные окончания, укажите падеж и склонение имён существительных с пропущенными окончаниями.
Один в пол. не воин. Азбука – к мудрост . ступенька.
Своя земля и в горст. мила. Делу - время, а потех. - час.
Трус своей тен. боится.
2 группа. Вставьте пропущенные окончания, укажите падеж и склонение имён существительных с пропущенными окончаниями.
Один в пол. не воин. Азбука – к мудрост . ступенька.
Своя земля и в горст. мила. Делу - время, а потех. - час.
Трус своей тен. боится.
3 группа. Найдите ошибки. Укажите падеж и склонение имён существительных .
Кот Васька лежит на дивани. По площаде мчались автомобили.
В воздухи кружились снежинки. В небесной лазуре пели жаворонки.
Королёк живет на вершини высокой еле.
3 группа. Найдите ошибки. Укажите падеж и склонение имён существительных .
Кот Васька лежит на дивани. По площаде мчались автомобили.
В воздухи кружились снежинки. В небесной лазуре пели жаворонки.
Королёк живет на вершини высокой еле.
3 группа. Найдите ошибки. Укажите падеж и склонение имён существительных .
Кот Васька лежит на дивани. По площаде мчались автомобили.
В воздухи кружились снежинки. В небесной лазуре пели жаворонки.
Королёк живет на вершини высокой еле.
3 группа. Найдите ошибки. Укажите падеж и склонение имён существительных .
Кот Васька лежит на дивани. По площаде мчались автомобили.
В воздухи кружились снежинки. В небесной лазуре пели жаворонки.
Королёк живет на вершини высокой еле.
3 группа. Найдите ошибки. Укажите падеж и склонение имён существительных .
Кот Васька лежит на дивани. По площаде мчались автомобили.
В воздухи кружились снежинки. В небесной лазуре пели жаворонки.
Королёк живет на вершини высокой еле.
1. Укажи ошибку в окончании.
А) на качалке;
Б) для кормушке;
2. Где неправильно определили падеж существительного?
А) о доме – П.п
Б) без страха – В.п .
3. В какой строчке существительные имеют одинаковые окончания?
А) из тетрад._, о морков._, около березк._;
Б) к дяд._, на кроват._, у дорог._.
1. Укажи ошибку в окончании.
А) на качалке;
Б) для кормушке;
2. Где неправильно определили падеж существительного?
А) о доме – П.п
Б) без страха – В.п .
3. В какой строчке существительные имеют одинаковые окончания?
А) из тетрад._, о морков._, около березк._;
Б) к дяд._, на кроват._, у дорог._.
1. Укажи ошибку в окончании.
А) на качалке;
Б) для кормушке;
2. Где неправильно определили падеж существительного?
А) о доме – П.п
Б) без страха – В.п .
3. В какой строчке существительные имеют одинаковые окончания?
А) из тетрад._, о морков._, около березк._;
Б) к дяд._, на кроват._, у дорог._.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
м . двед – П.п . е е ь о 2 скл .
б . рёзк – Д. п. е а е 1 скл .
д . ревн – П.п . о е е я 1 скл .
М . скв – Д. п. о е а 1 скл .
к . л . ндар – П.п . е а е ь о 2 скл .
т . трад – Р. п . е и ь 3 скл .
л . дон – П.п . а и ь 3 скл .
з . мл . ник – Р.п . . е я а и 1 скл .
Тема : «Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.»
В серебристом и сыром туман . Светло и пусто на полян . . От зимней стуж . и метел . Давно уж птицы улетели.
Св тло и пусто на п лян . . От зимней стуж . и м тел . Д вно уж птицы ул тели . П.п. , 1 скл . Р.п. , 1 скл . Р. п. , 3 скл . е о е а е е и и В сер бристом и сыром туман . е П.п. , 2 скл . е
Р . бята ж . ли в д . ревн . неда-л . ко от леса. е е е е и
На л . сной опу . к . под ёлк . они устроили птич . ю ст . ловую . е е ш ой ь о
Пищ . для птиц дети з . готовили ещё с ос . н . . у а е и
1 группа. Определите падеж и склонение имён существительных Падеж Склонение на машин по деревн в портфел о сирен из морков в школ на топол без ручк по площад е 1 скл . П. п. е е е и и и и П. п. П. п. П. п. Р. п. Р. п. Д. п. е П. п. Д. п. 1 скл . 2 скл . 3 скл . 3 скл . 1 скл . 2 скл . 1 скл . 3 скл .
2 группа. Вставьте пропущенные окончания, укажите падеж и склонение имён существительных. Один в пол. не воин. Азбука – к мудрост . ступенька. Своя земля и в горст. мила. Делу - время, а потех. - час. Трус своей тен . боится. е е и и и П. п. , 2 скл . Д. п. , 3 скл . П. п. , 3 скл . Д. п. , 1 скл . Р. п. , 3 скл .
3 группа. Найдите ошибки. Укажите падеж и склонение имён существительных. Кот Васька лежит на диван . По площад мчались автомобили. В воздух кружились снежинки. В небесной лазур пели жаворонки. Королёк живет на вершин высокой ел . и е е П.п.,2 скл . и Д.п. , 3 скл . П.п.,2 скл . и е П.п.,3 скл . е и П.п., 1 скл . и е е и Р. п., 3 скл .
Работа по учебнику. Стр. 118, упр. 232
1 . Укажи ошибку в окончании. А) на качалке; Б) для кормушке; 2. Где неправильно определили падеж существительного? А) о доме – П.п Б) без страха – В.п . 3. В какой строчке существительные имеют одинаковые окончания? А ) из тетрад ._, о морков ._, около березк ._; Б) к дяд ._, на кроват ._, у дорог._.
1 . Укажи ошибку в окончании. Б ) для кормушке; 2. Где неправильно определили падеж существительного? Б) без страха – В.п . 3. В какой строчке существительные имеют одинаковые окончания? А ) из тетрад ._, о морков ._, около березк ._;
Домашнее задание: стр. 121, упр. 239
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по русскому языку «Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных"
Тема: «Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных («Правописание»)» Тип урока: урок актуализации знаний и умений. Дидактическая цель: воспроизведение в памяти учащихся...
Правописание безударных окончаний имён существительных
Урок-закрепление по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных"....
Обобщение знаний о правописании безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе
Открытый урок- презентация по теме "Обобщение знаний о правописании безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе." 4 класса. По программе "Школа России"...
Тренировочный тест по русскому языку «Сокровища пиратов» по теме: «Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го и 3-го склонения»
Игра представляет собой тренажёр на закрепление знаний правописания безударных падежных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложных падежах....
Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе"
Урок - закрепление по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе"...
Конспект урока "Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже"
Урок-путешествие к таинственному острову Сокровищ.Подробный конспект урока+ презентация. Ребусы, кроссворды,карточки, перфокарты.Индивидуальная, групповая , работа в парах.....
Урок русского языка 4 класс. Закрепление по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных"
Предлагаемый материал представляет собой комбинированный урок русского языка, литртурного чтения и окружающего мира. За основу взяты произведения Н. Сладкова. Урок-проект имеет своей ближайшей продукт...