Правописание безударных окончаний имён сущ. в Р. п., Д.п. и П. п.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Омарова Ирина Николаевна

Урок русского языка в 4 классе  по программе УМК " Школа России". Тип у рока - урок комплексного применения знаний. В конспекте урока прилагаются карточки для групповой работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание безударных  окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах».

Цель: Закрепить знания о существенных признаках, по которым распознаются данные падежи; развивать умение  правильно писать падежные окончания существительных 1, 2 и 3-го склонения. Развивать орфографическую зоркость. Воспитывать бережное отношение  к зимующим птицам.

Оборудование: Компьютер, электронная презентация, карточки для дифференцированной работы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Ребята,  сегодня у  нас гости.

-  Давайте поприветствуем гостей,  улыбнитесь им. Теперь улыбнитесь друг другу. И мне подарите улыбку. Ведь улыбка дарит всем хорошее настроение.

  1. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.  Сообщение темы и целей урока.

    Словарная работа.

    - Перед вами словарные слова. Нужно списать слова, поставив их в нужный падеж. Поставьте ударение, подчеркните пропущенные буквы, определите склонение.

м.дведь – П.п., б.рёзка – Д. п., д.ревня – П.п., М.сква – Д. п., к.л.ндарь – П.п.,
т.традь – Р. п., л.донь – П.п.,  з.мл.ника – Р.п.         (Слайд)

- О чём мы сегодня будем говорить на уроке? ( о правописании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном  и предложном падежах).

III. Работа по теме урока.

  1.  - Отгадайте загадку.

Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня ...  (Зима)
                           (Слайд)

- Посмотрите на картину, какая же красавица зима! Сколько снега намело! Даже на наше стихотворение.                          ( Слайд)

                   В серебристом  и сыром туман…

                   Светло и пусто на полян…

                   От зимней стуж…  и метел…

                   Давно уж птицы улетели.

- Прочитайте стихотворение.

- Чем мы можем помочь зимующим птицам? ( Делать кормушки и  подкармливать птиц).

- Какие  буквы пропущены? Докажите.

- Почему надо проверять данные окончания? ( Они безударные)

- Как правильно писать  безударные окончания имён существительных?

1. Определить падеж.

2. Определить склонение.

3. Вспомнить, какое окончание у данного падежа.

- Какие  окончания у существительных 1 скл. в Р. п.?

- Какое окончание у существительных 1 скл. в Д. п. и П. п. ?

- Какое окончание у существительных 2 скл. в П. п.?

- У существительных какого склонения не бывает окончания –е?

- Какое окончание у существительных 3-го скл. в Р. п., Д.п., и П. п.?

    Дети вставляют пропущенные окончания, определяя падеж и склонение.

- Какие ещё орфограммы есть в словах?

- Спишите стихотворение, подчеркните все орфограммы.

  1. Комментированное письмо.

- Прочитайте предложения. Назовите орфограммы. Спишите, подчеркните орфограммы.

Р. бята жили в д. ревн.   недал. ко от леса. На л. сной опу. к.  под  ёлк.    они устроили птич. ю ст. ловую. Пищ.   для птиц дети  з. готовили ещё  с  ос. н.  .

  1. Физминутка.

- Я буду называть падеж и падежные вопросы. Если падеж и вопросы совпадают--хлопайте, если нет- топайте.

И.п. Кого? Что?                                              И. п. Кто? Что?

Д. п. Кому? Чему?        В. п. Кого? Чего?

В. п. Кого? Что?        Т. п. Кем? Чем?

Р. п. Кем Чем?        В. п. В ком? В чём?

П. п. О ком? О чём?        Р. п. Кого? Чего?

Т. п. Кого? Чего?        Д. п. Кому? Чему?

  1. Продолжение работы по теме урока .
  1. Работа в группах.

1 группа.     Определите падеж и склонение имён существительных

1 группа

Падеж

Склонение

            на машин                

по деревн 

   в портфел

о сирен 

из морков

в   школ             

на топол 

без ручк

по площад

            на машин                

по деревн 

   в портфел

2 группа. Вставьте пропущенные окончания, укажите падеж и склонение имён существительных с пропущенными окончаниями.

Один в пол.  не воин. Азбука – к мудрост . ступенька.        

Своя земля  и в горст.  мила. Делу - время,        а потех.  -  час.

 Трус своей  тен.  боится.        

3 группа. Найдите ошибки. Укажите падеж и склонение имён существительных .

Кот Васька лежит  на  дивани.  По площаде мчались автомобили.

В воздухи кружились снежинки. В небесной  лазуре  пели жаворонки. 

Королёк живет  на  вершини  высокой  еле.

 

Проверка.

  1. Работа по учебнику.

Стр. 118 Упр. 232

Выберите существительные 3-го склонения и напишите их в Р. п., Д. п. и П. п.

V.Контроль и самопроверка знаний.

- Теперь проведем экспресс-опрос, проверим ваши знания по правописанию безударных падежных окончаний.

Всего три вопроса.

1. Укажи ошибку в окончании.

      А) на качалке;

      Б) для кормушке;

2. Где неправильно определили падеж существительного?

                А) о доме – П.п

                Б) без страха  – В.п .

3. В какой строчке существительные имеют одинаковые окончания?

                А) из тетрад_, о морков_,  около березк_;

                Б) к дяд_,  на кроват_,  у дорог_.

- Проверим (ставим  + и -).

- У кого нет ошибок?

VI . Итог урока.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Что надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания имён существительных?

VII. Домашнее задание.

Стр. 120, упр. 236.

1 группа

Падеж

Склонение

            на машин                

по деревн 

   в портфел

о сирен 

из морков

в   школ             

на топол 

без ручк

по площад

            на машин                

по деревн 

   в портфел

1 группа

Падеж

Склонение

            на машин                

по деревн 

   в портфел

о сирен 

из морков

в   школ             

на топол 

без ручк

по площад

            на машин                

по деревн 

   в портфел

1 группа

Падеж

Склонение

            на машин                

по деревн 

   в портфел

о сирен 

из морков

в   школ             

на топол 

без ручк

по площад

            на машин                

по деревн 

   в портфел

1 группа

Падеж

Склонение

            на машин                

по деревн 

   в портфел

о сирен 

из морков

в   школ             

на топол 

без ручк

по площад

            на машин                

по деревн 

   в портфел

2 группа. Вставьте пропущенные окончания, укажите падеж и склонение имён существительных с пропущенными окончаниями.

Один в пол.  не воин. Азбука – к мудрост . ступенька.        

Своя земля  и в горст.  мила. Делу - время,        а потех.  -  час.

 Трус своей  тен.  боится.        

2 группа. Вставьте пропущенные окончания, укажите падеж и склонение имён существительных с пропущенными окончаниями.

Один в пол.  не воин. Азбука – к мудрост . ступенька.        

Своя земля  и в горст.  мила. Делу - время,        а потех.  -  час.

 Трус своей  тен.  боится.        

2 группа. Вставьте пропущенные окончания, укажите падеж и склонение имён существительных с пропущенными окончаниями.

Один в пол.  не воин. Азбука – к мудрост . ступенька.        

Своя земля  и в горст.  мила. Делу - время,        а потех.  -  час.

 Трус своей  тен.  боится.        

2 группа. Вставьте пропущенные окончания, укажите падеж и склонение имён существительных с пропущенными окончаниями.

Один в пол.  не воин. Азбука – к мудрост . ступенька.        

Своя земля  и в горст.  мила. Делу - время,        а потех.  -  час.

 Трус своей  тен.  боится.        

2 группа. Вставьте пропущенные окончания, укажите падеж и склонение имён существительных с пропущенными окончаниями.

Один в пол.  не воин. Азбука – к мудрост . ступенька.        

Своя земля  и в горст.  мила. Делу - время,        а потех.  -  час.

 Трус своей  тен.  боится.        

3 группа. Найдите ошибки. Укажите падеж и склонение имён существительных .

Кот Васька лежит  на  дивани.  По площаде мчались автомобили.

В воздухи кружились снежинки. В небесной  лазуре  пели жаворонки. 

Королёк живет  на  вершини  высокой  еле.

 

3 группа. Найдите ошибки. Укажите падеж и склонение имён существительных .

Кот Васька лежит  на  дивани.  По площаде мчались автомобили.

В воздухи кружились снежинки. В небесной  лазуре  пели жаворонки. 

Королёк живет  на  вершини  высокой  еле.

 

3 группа. Найдите ошибки. Укажите падеж и склонение имён существительных .

Кот Васька лежит  на  дивани.  По площаде мчались автомобили.

В воздухи кружились снежинки. В небесной  лазуре  пели жаворонки. 

Королёк живет  на  вершини  высокой  еле.

 

3 группа. Найдите ошибки. Укажите падеж и склонение имён существительных .

Кот Васька лежит  на  дивани.  По площаде мчались автомобили.

В воздухи кружились снежинки. В небесной  лазуре  пели жаворонки. 

Королёк живет  на  вершини  высокой  еле.

 

3 группа. Найдите ошибки. Укажите падеж и склонение имён существительных .

Кот Васька лежит  на  дивани.  По площаде мчались автомобили.

В воздухи кружились снежинки. В небесной  лазуре  пели жаворонки. 

Королёк живет  на  вершини  высокой  еле.

 

1. Укажи ошибку в окончании.

      А) на качалке;

      Б) для кормушке;

2. Где неправильно определили падеж существительного?

                А) о доме – П.п

                Б) без страха  – В.п .

3. В какой строчке существительные имеют одинаковые окончания?

                А) из  тетрад._, о  морков._,  около  березк._;

                Б) к дяд._,  на  кроват._,  у  дорог._.

1. Укажи ошибку в окончании.

      А) на качалке;

      Б) для кормушке;

2. Где неправильно определили падеж существительного?

                А) о доме – П.п

                Б) без страха  – В.п .

3. В какой строчке существительные имеют одинаковые окончания?

                А) из  тетрад._, о  морков._,  около  березк._;

                Б) к дяд._,  на  кроват._,  у  дорог._.

1. Укажи ошибку в окончании.

      А) на качалке;

      Б) для кормушке;

2. Где неправильно определили падеж существительного?

                А) о доме – П.п

                Б) без страха  – В.п .

3. В какой строчке существительные имеют одинаковые окончания?

                А) из  тетрад._, о  морков._,  около  березк._;

                Б) к дяд._,  на  кроват._,  у  дорог._.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка Тема : «Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.» Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 46 Омарова И. Н.

Слайд 2

м . двед – П.п . е е ь о 2 скл .

Слайд 3

б . рёзк – Д. п. е а е 1 скл .

Слайд 4

д . ревн – П.п . о е е я 1 скл .

Слайд 5

М . скв – Д. п. о е а 1 скл .

Слайд 6

к . л . ндар – П.п . е а е ь о 2 скл .

Слайд 7

т . трад – Р. п . е и ь 3 скл .

Слайд 8

л . дон – П.п . а и ь 3 скл .

Слайд 9

з . мл . ник – Р.п . . е я а и 1 скл .

Слайд 10

Тема : «Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.»

Слайд 12

В серебристом и сыром туман . Светло и пусто на полян . . От зимней стуж . и метел . Давно уж птицы улетели.

Слайд 14

Св тло и пусто на п лян . . От зимней стуж . и м тел . Д вно уж птицы ул тели . П.п. , 1 скл . Р.п. , 1 скл . Р. п. , 3 скл . е о е а е е и и В сер бристом и сыром туман . е П.п. , 2 скл . е

Слайд 15

Р . бята ж . ли в д . ревн . неда-л . ко от леса. е е е е и

Слайд 16

На л . сной опу . к . под ёлк . они устроили птич . ю ст . ловую . е е ш ой ь о

Слайд 17

Пищ . для птиц дети з . готовили ещё с ос . н . . у а е и

Слайд 18

1 группа. Определите падеж и склонение имён существительных Падеж Склонение на машин по деревн в портфел о сирен из морков в школ на топол без ручк по площад е 1 скл . П. п. е е е и и и и П. п. П. п. П. п. Р. п. Р. п. Д. п. е П. п. Д. п. 1 скл . 2 скл . 3 скл . 3 скл . 1 скл . 2 скл . 1 скл . 3 скл .

Слайд 19

2 группа. Вставьте пропущенные окончания, укажите падеж и склонение имён существительных. Один в пол. не воин. Азбука – к мудрост . ступенька. Своя земля и в горст. мила. Делу - время, а потех. - час. Трус своей тен . боится. е е и и и П. п. , 2 скл . Д. п. , 3 скл . П. п. , 3 скл . Д. п. , 1 скл . Р. п. , 3 скл .

Слайд 20

3 группа. Найдите ошибки. Укажите падеж и склонение имён существительных. Кот Васька лежит на диван . По площад мчались автомобили. В воздух кружились снежинки. В небесной лазур пели жаворонки. Королёк живет на вершин высокой ел . и е е П.п.,2 скл . и Д.п. , 3 скл . П.п.,2 скл . и е П.п.,3 скл . е и П.п., 1 скл . и е е и Р. п., 3 скл .

Слайд 21

Работа по учебнику. Стр. 118, упр. 232

Слайд 22

1 . Укажи ошибку в окончании. А) на качалке; Б) для кормушке; 2. Где неправильно определили падеж существительного? А) о доме – П.п Б) без страха – В.п . 3. В какой строчке существительные имеют одинаковые окончания? А ) из тетрад ._, о морков ._, около березк ._; Б) к дяд ._, на кроват ._, у дорог._.

Слайд 23

1 . Укажи ошибку в окончании. Б ) для кормушке; 2. Где неправильно определили падеж существительного? Б) без страха – В.п . 3. В какой строчке существительные имеют одинаковые окончания? А ) из тетрад ._, о морков ._, около березк ._;

Слайд 26

Домашнее задание: стр. 121, упр. 239


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку «Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных"

Тема: «Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных («Правописание»)» Тип урока: урок актуализации знаний и умений. Дидактическая цель: воспроизведение в памяти учащихся...

Правописание безударных окончаний имён существительных

Урок-закрепление по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных"....

Обобщение знаний о правописании безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе

Открытый урок- презентация по теме "Обобщение знаний о правописании безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе."  4 класса. По программе "Школа России"...

Тренировочный тест по русскому языку «Сокровища пиратов» по теме: «Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го и 3-го склонения»

Игра представляет собой тренажёр на закрепление знаний правописания безударных падежных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложных падежах....

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе"

Урок - закрепление по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе"...

Конспект урока "Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже"

Урок-путешествие к таинственному острову Сокровищ.Подробный конспект урока+ презентация.  Ребусы, кроссворды,карточки, перфокарты.Индивидуальная, групповая , работа в парах.....

Урок русского языка 4 класс. Закрепление по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных"

Предлагаемый материал представляет собой комбинированный урок русского языка, литртурного чтения и окружающего мира. За основу взяты произведения Н. Сладкова. Урок-проект имеет своей ближайшей продукт...