Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка).
план-конспект урока по окружающему миру

Урок окружающего мира  с использованием технологии  развития критического мышления -  метод  «Фишбоун» (Д. Баланка).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kakie_byvayut_rasteniya.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Ханзярова Гузалия Рифкатовна учитель начальных классов

МБОУ «Стародрожжановская начальная школа-детский сад»

Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан

РАБОТА : «Развиваем мышление у второклассников»

Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка).

2 класс. Тема: Какие бывают растения.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с разнообразием растений (дерево, кустарник, трава);
  • научить детей различать травянистые и древесные формы растений, классифицировать их по группам;
  • воспитывать бережное отношение к живой природе.

Задачи урока:

  • формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
  • развивать мышление, воображение, память, связную речь;
  • воспитывать чувство взаимопомощи при работе в паре;
  • реализовывать творческие способности школьников.

Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:

  • овладение навыками сравнения, по результатам наблюдения формулировать выводы в соответствии с целями и задачами;
  • формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • развитие навыков сотрудничества;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Форма проведения: работа в группах, парах, фронтальная работа.

Формируемые УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цель урока, планировать своё учебное действие в соответствии с поставленной задачей, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной (схематической) форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в собственной системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: диалог, постановка проблемы

Педагогические технологии:

проблемно-диалогического обучения,

деятельностного метода обучения,

развития критического мышления.

Методы обучения:

диалогический,

исследовательский

метод «Фишбоун» (Д. Баланка)

Нередко в объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при поиске их решения. Разрешить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все ее составляющие. Поможет в этом составление схемы.

“Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и нижние косточки. Также и в нашей схеме. Схема будет представлять собой в буквальном смысле рыбий скелет. В «голове» этого скелета обозначен основной объект исследования. На верхних косточках будут выписываться те или иные причины или части рассматриваемой проблемы, а на нижних – возможные источники, раскрывающие ее суть.

Оборудование: индивидуальные карточки (Приложение 1), карточки для работы в парах (Приложение 2, 3), презентация PowerPoint (Приложение 4).

Ход урока.

  1. Вызов.

- Ребята, посмотрите на картинки на слайде (Слайд № 2). Что вы видите? (Разные растения)

- Предположите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (О растениях)

- У каждого из вас карточки, которую вы заполните в течение урока (Приложение 1)

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

- А что знаете вы по этой теме нашего урока? Какие бывают растения? Учащиеся вспоминают информацию, которой они владеют по данной теме, и заполняют первую часть таблицы (Знаю).

- А что бы вы хотели узнать о растениях?

Учитель предлагает детям высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать по данной теме.

Учащиеся заполняют вторую часть таблицы (Хочу узнать).

Данное задание может выполняться индивидуально, в парах, в группах.

Заполнение третьего столбца таблицы (Узнал) предполагается на стадии рефлексии в конце урока.

  1. Осмысление содержания:

Этап ознакомления с новым материалом. Работа в паре с карточками.

Приложение 2

Приложение 3

Действия учителя

Действия учащихся

ИКТ

(Приложение 4)

#1053;аблюдение за многообразием растений.

- Назовите растения, которые вы видите на слайдах.

- Чем похожи все растения? Что общего у разных растений?

- А чем отличаются?

- У всех растений есть корень, стебель (или ствол), листья, цветки, могут быть плоды с семенами.

- Некоторые большие растения (деревья) имеют стволы. А у маленьких растений (у травы) вместо стволов мягкие стебли. Интересно смотреть на кусты: у них много стволов, только стволы эти тонкие.

Слайд 2.

Слайд 3.

2. Оформление схемы

Постановка проблемного вопроса.

В какие группы можно распределить разные растения?

Составим и заполним следующую схему о разновидностях растений. Схема наша очень похожа на скелет рыбы.

В голове рыбы запишем проблему, которую мы будем решать на уроке.

Оформление схемы:

- Какие бывают растения? (голова).

Слайд 4.

Слайд 5.

Решение поставленной проблемы

На какие три группы можно разделить всё многообразие растений?

Напишем название этих групп на верхних косточках.

- Какие растения относятся к деревьям?

Кто догадался, как проверить, что данное растение - дерево?

Чем отличается дерево от остальных растений?

Запишем это на соответствующей нижней косточке.

Приведите примеры.

- Что такое кустарники?

Что можно сказать о кустарнике?

Приведите примеры.

А есть такие растения, у которых нет стволов. Как поступить в этом случае? К какой группе отнести эти растения? Что можете сказать о растениях-травах?

Приведите примеры.

Физкультминутка. Игра на внимание: «Не ошибись».

Учитель поочередно называет

3 слова: деревья, кустарники, травы. Дети на каждое слово выполняют определённые упражнения:

  • деревья – прыжок вверх;
  • кустарники – руки в стороны;
  • травы – приседание.

Слова называются всё быстрее и в разном порядке.

- Травы, кустарники, деревья.

Оформление схемы:

верхние кости

- У деревьев есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки.

Оформление схемы:

нижняя косточка

запись отличительных признаков, ниже возможна запись примеров (названия деревьев).

Сосна, ель, берёза, клён…

Кустарник имеет не один ствол, а много стволов.

Постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволы.

Оформление схемы:

нижняя косточка

запись отличительных признаков, ниже возможна запись примеров (названия кустарников).

Смородина, шиповник, малина, калина…

- Травы имеют мягкие зеленые стебли. Травы живут меньше, чем деревья и кустарники.

Подорожник, душица, ромашка, лютики…

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11.

#1042;ывод

-Ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Какие бывают растения?

- На какие группы мы разделили растения?

- Какой вывод сделаем?

- Запишем вывод в хвосте рыбы.

У каждой пары учеников карточка с изображением рыбьего скелета будет заполнена (Приложение)

- Ребята, а какую роль как представители живой природы выполняют растения? И какое значение растения имеют для человека?

Деревья, кустарники, травы.

Чтобы определить, к какой группе относится растение, надо определить его главный отличительный признак: вид ствола (если он есть).

Слайд 12.

  1. Проверочная работа с учётом индивидуально-дифференцированного подхода (Приложение).

Карточка 1 для детей с повышенной мотивацией в обучении.

Карточка 2 для учеников со средним уровнем.

Карточка 3 для школьников, которым требуется направляющая помощь.

Проверочная работа по теме: «Какие бывают растения» (ИДП)

Карточка 1.

Дайте определения.

Деревья – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кустарники - это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Травы – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 2.

Дайте определения.

Деревья – это ______________________, у которых_________________ствол __________ ____________________________________________________________________________

Кустарники - это _____________________ , у которых _____________________________________________________________________________

Травы – это _____________________, у которых__________________________стебли и _____________________________________________________________________________

Карточка 3.

Деревья – это _________________,которых_________________ствол, покрытый___________________, от него отходят___________________________________

Кустарники - это _____________________ , у которых ________________стволов_______________________________________________________

Травы – это _____________________, у которых__________________________стебли и _____________________________________________________________________________

  1. Рефлексия:

Анализ полученной информации.

Заполнение третьего столбца таблицы «Узнал» (Приложение 1).

- Сегодня я узнал (а)…

- Было интересно…

- Было трудно….

- Теперь я могу…

Самооценка работы в паре:

Вся работа полностью выполнена мною

Я ничего не сделал (не сделала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Методическая разработка урока окружающего мира с использованием технологии критического мышления по теме: «Как управляют движением?»

« Методическая разработка урока окружающего мира  с  использованием технологии критического мышления по теме:  ...

Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Какие бывают растения.

Нередко в  объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И  ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при по...

Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Части речи.

Обобщающий урок.Собирается воедино информация о частях речи. Поможет в этом составление схемы.“Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и нижние косточки.  Также и в нашей схеме...

Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Части речи.

Нередко в  объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И  ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при по...

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через технологию критического мышления посредством чтения информативных текстов

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через технологию критического мышления посредством чтения информативных текстов...

«Урок русского языка с использованием технологий развития критического мышления – метод «Фишбоун» (под именем Ишикавы (Исикавы)».

Введение             Урок русского языка с использованием технологий развития критического мышления – метод «Фишбоун» (под...