рабочая программа по русскому языку, 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Ирина Ананьевна Шигина

текст рабочей программы по русскому языку с к-т-п

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk4kl.doc537.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Уринская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено МО школы                Согласовано на МС школы                        Уверждено.

«___» ______ 2014                          «___»_______2014                    приказ №____ от «____»_____ 2014

Руководитель МО                         Руководитель МС                                  Директор школы

_________ Колмакова Е.Г.                 __________   Шигина И.А.                  ________ Аксентьева Г.Л.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

4 класс

        Разработчик программы:

Шигина Ирина Ананьевна

с. Уро

2014 г.

Срок действия программы 1 год


     

 Пояснительная записка

         Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена  в соответствиимс  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 года, годовым календарным графиком и учебным планом школы, на основе программы под редакцией В.П. Канакиной  и  В. Г. Горецкого  (Концепция и программы для начальных классов  УМК « ШКОЛА РОССИИ» М.: Просвещение, 2010г. ).

 Обеспечена:

1. Учебник «Русский язык» 4класс авторы: В.П. Канакина  и  В. Г. Горецкий.   Москва,  «Просвещение», 2013 г.  1, 2 часть

2. Рабочая тетрадь: «Русский язык» 4 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва,  «Просвещение», 2014 г.  1, 2 часть                      

Программа  разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.  

Актуальность программы

        Языковой материал представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в рабочую программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.

    Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

    В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы акцентировать внимание на роли, месте и значении речевой работы. Такие разделы программы, как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова» («Морфемика»), «Синтаксис и пунктуация» ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

     

Цели курса :
• развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Задачи:

- овладение речевой деятельностью в разных её видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;

- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;

- обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

Общая характеристика учебного курса 

Русский язык – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с литературным чтением он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса русского языка обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы таких как: литературное чтение, история, природоведение, математика и др.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной интеграции с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка.

Обучение русскому языку в 1-4 классах представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку в школе. В начальных классах осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 7-11 лет. Обучение основывается на усвоении существенных признаков (особенностей) морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий (внутрипонятийных связей), а также связей между понятиями (межпонятийных связей). Весь начальный курс русского языка в целом представлен для обучающихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей.

Программа по русскому языку разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:

  • В принципах обучения: индивидуальности, доступности, преемственности.
  • В формах и методах обучения: дифференцированное обучение, конкурсы, викторины, игры, выставки.
  • В методах мониторинга, контроля и управления: тестирование, наблюдение, анкетирование, анализе результатов деятельности ребенка.

Характеристика возраста детей и ведущих видов деятельности

 С поступлением ребенка в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью становится учение, важнейшей общественной обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть...                              

 С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и уровнем психического развития, развития качеств личности. Требования все время нарастают, и наличный уровень психического развития непрерывно подтягивается к их уровню. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует прежде всего развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира —ощущений и восприятии...

Возможности волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание младшего школьника требует короткой, иначе говоря, близкой, мотивации. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны.

Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость. Неустойчивость внимания младших школьников есть следствие возрастной слабости тормозного процесса.

Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях — усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления  (запоминание, воспроизведение, припоминание).

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в неделю.

Учебно-методический комплект

Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2014.

Учебный план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Форма контроля

теоретических

практических

1

Повторение

11                        

9

2

2

Предложение

9

7

2

3

Слово в языке и речи

21

17

4

4

Имя существительное

43

40

3

5

Имя прилагательное

30

38

2

6

Личные местоимения

7

4

1

7

Глагол

34

30

2

8

Повторение

15

13

2

Итого:

170 часов

152

18


Календарно-тематическое планирование

Тема раздела,  урока

Кол-во

часов

Вид занятия

Формы и методы контроля

Дата проведения

по плану\фактич.

1 четверть (45 часов)

Повторение изученного в 1-3 классах (11 часов)

1

Наша речь и наш язык.

Развитие речи.

Составление текста по рисунку с включением в него диалога

1

Урок повторения и систематизации

текущий

2

Текст. План текста

1

Урок развития умений и навыков

текущий

3

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста

1

Урок развития умений и навыков

текущий

4

Типы текстов.

Развитие речи.

Составление устного рассказа на выбранную тему

1

Урок развития умений и навыков

текущий

5

Предложение как единица речи.

Входная диагностическая работа

1

Урок повторения и систематизации знаний

рубежный

6

Виды предложений по цели высказывания и по интонации

1

Комбинированный урок

текущий

7

Обращение

1

Комбинированный урок

текущий

8

Главные и второстепенные члены предложения.

Основа предложения

1

Комбинированный урок

текущий

9

Распространённые и нераспространённые предложения.

Проверочная работа №1 по теме «Повторение»

1

Урок развития умений и навыков

рубежный

10

Словосочетание.

Развитие речи.

Восстановление деформированного текста

1

Комбинированный урок

текущий

11

Контрольный диктант №1

1

Контроль знаний, умений и навыков

рубежный

Предложение (9 часов

12

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. 

Однородные члены предложения (общее понятие)

1

Урок изучения нового материала

текущий

13

Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления

1

Урок изучения нового материала

текущий

14

Связь однородных членов в предложении с помощью союзов

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

15

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Словарный диктант №1

1

Урок развития умений и навыков

текущий

16

Обобщение знаний об однородных членах предложения.

Развитие речи.

Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

текущий

17

Простые и сложные предложения

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

18

Знаки препинания в сложном предложении

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

19

Знаки препинания в сложном предложении

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

20

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста.

Проверочная работа №2 по теме «Предложение»

1

Комбинированный урок

рубежный

Слово в языке и речи (21 час)

21

Лексическое значение слова

1

Урок развития умений и навыков

текущий

22

Заимствованные слова.

Устаревшие слова.

Многозначные слова

1

Урок развития умений и навыков

текущий

23

Синонимы. Антонимы. Омонимы

1

Урок развития умений и навыков

текущий

24

Фразеологизмы.

Развитие речи.

Составление текста по рисунку и фразеологизму

1

Урок развития умений и навыков

текущий

25

Части речи  

1

Комбинированный урок

текущий

26

Части речи

1

Урок развития умений и навыков

текущий

27

Части речи

1

Урок развития умений и навыков

текущий

28

Контрольное списывание №1

1

Контроль знаний, умений и навыков

рубежный

29

Наречие

1

Урок изучения нового материала

текущий

30

Наречие

1

Урок развития умений и навыков

текущий

31

Наречие.

Проверочная работа №3 по теме «Части речи»

1

Комбинированный урок

рубежный

32

Значимые части слова.

Однокоренные слова.

Корень слова

1

Урок развития умений и навыков

текущий

33

Состав слова.

Суффиксы и приставки

1

Урок развития умений и навыков

текущий

34

Разбор слова по составу

1

Урок развития умений и навыков

текущий

35

Правописание гласных и согласных в корнях слов

1

Урок развития умений и навыков

текущий

36

Правописание гласных и согласных в корнях слов

1

Урок развития умений и навыков

текущий

37

Упражнение в написании приставок и суффиксов

1

Урок развития умений и навыков

текущий

38

Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе.

Словарный диктант №2

1

Урок-игра

текущий

39

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.

Развитие речи.

Составление объявления

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

40

Развитие речи.

Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

41

Контрольный диктант №2

1

Контроль знаний, умений и навыков

рубежный

Имя существительное (43 часа)

42

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. 

Изменение по падежам

1

Урок изучения нового материала

текущий

43

Признаки падежных форм имён существительных

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

44

Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

45

Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей

1

Урок-практика

рубежный

2 четверть (35 часов)

46

Несклоняемые имена существительные

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

47

Три склонения имён существительных.

1-е склонение имён существительных

1

Урок изучения нового материала

текущий

48

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

49

Развитие речи.

Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег»

1

Урок развития умений и навыков

текущий

50

2-е склонение имён существительных

1

Урок изучения нового материала

текущий

51

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения

1

Урок развития умений и навыков

текущий

52

3-е склонение имён существительных

1

Урок изучения нового материала

текущий

53

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения

1

Урок развития умений и навыков

текущий

54

Развитие речи.

Сочинение отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница»

1

Урок развития умений и навыков

текущий

55

Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения.

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

56

Именительный и винительный падежи

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

57

Родительный падеж

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

58

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном падеже

1

Урок развития умений и навыков

текущий

59

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

60

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

1

Урок развития умений и навыков

текущий

61

Дательный падеж

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

62

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже

1

Урок развития умений и навыков

текущий

63

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

64

Творительный падеж

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

65

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже

1

Урок развития умений и навыков

текущий

66

Предложный падеж

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

67

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже

1

Урок развития умений и навыков

текущий

68

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

1

Урок развития умений и навыков

текущий

69

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных

1

Урок развития умений и навыков

текущий

70

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах

1

Комбинированный урок

текущий

71

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных

1

Урок развития умений и навыков

текущий

72

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

Словарный диктант №3  

1

Урок-игра

текущий

73

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

1

Комбинированный урок

текущий

74

Контрольный диктант №3

1

Контроль знаний, умений и навыков

рубежный

75

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. 

Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе

1

Урок изучения нового материала

текущий

76

Промежуточная диагностическая работа

1

Контроль знаний, умений и навыков

промежуточный

77

Именительный падеж множественного числа

1

Урок изучения нового материала

Текущий

78

Родительный падеж множественного числа

1

Урок изучения нового материала

Текущий

79

Винительный падеж множественного числа одушевлённых имён существительных

1

Урок изучения нового материала

Текущий

80

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

1

Комбинированный урок

текущий

3 четверть (50 часов)

81

Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа

1

Урок изучения нового материала

текущий

82

Проверочная работа №4 по теме «Имя существительное».

Развитие речи.

Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу

1

Комбинированный урок

промежуточный

83

Проект «Говорите правильно!»

1

Урок-проект

84

Контрольный диктант №4

1

Контроль знаний, умений и навыков

промежуточный

Имя прилагательное (30 часов)

85

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. 

Значение и употребление в речи.

Словообразование имён прилагательных

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

86

Род и число имён прилагательных

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

87

Род и число имён прилагательных.

Развитие речи.

Сочинение описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка»

1

Комбинированный урок

текущий

88

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина»

1

Урок-проект

текущий

89

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе

1

Урок изучения нового материала

текущий

90

Склонение имён прилагательных.

Развитие речи.

Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов»

1

Урок развития умений и навыков

текущий

91

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

1

Урок изучения нового материала

текущий

92

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

1

Урок развития умений и навыков

текущий

93

Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

94

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

95

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

96

Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

97

Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода

1

Комбинированный урок

текущий

98

Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

1

Комбинированный урок

текущий

99

Развитие речи.

Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

100

Контрольное списывание №2

1

Контроль знаний, умений и навыков

промежуточный

101

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе

1

Урок изучения нового материала

текущий

102

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода

1

Урок изучения нового материала

текущий

103

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода

1

Урок изучения нового материала

текущий

104

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

105

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

106

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах

Словарный диктант №4

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

107

Развитие речи.

Составление сообщения о достопримечательностях своего города (посёлка), обобщать её и составлять сообщение

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

108

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Развитие речи.

Составление текста по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости»

1

Урок изучения нового материала

текущий

109

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа

1

Урок изучения нового материала

текущий

110

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа

1

Урок изучения нового материала

текущий

111

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.

Развитие речи

Изложение повествовательного текста

1

Комбинированный урок

промежуточный

112

Обобщение знаний об имени прилагательном

1

Урок-конференция

113

Проверочная работа №5 по теме «Имя прилагательное».

Развитие речи.

Составление сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

1

Комбинированный урок

промежуточный

114

Контрольный диктант №5

1

Контроль знаний, умений и навыков

рубежный

Личные местоимения (7 часов)

115

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. 

Роль местоимений в речи

1

Урок развития умений и навыков

текущий

116

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица

1

Урок развития умений и навыков

текущий

117

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.

Развитие речи.

Составление высказываний по рисунку с использованием в них диалога

1

Урок развития умений и навыков

текущий

118

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа

1

Урок развития умений и навыков

текущий

119

Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи.

Развитие речи

Составление поздравительной открытки

1

Комбинированный урок

текущий

120

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста

1

Комбинированный урок

текущий

121

Морфологический разбор местоимений.

Проверочная работа №6 по теме «Личные местоимения» 

1

Контрольно-обобщающий урок

промежуточный

122

Глагол как часть речи (повторение)

1

Комбинированный урок

текущий

123

Время глагола

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

124

Изменение глаголов по временам

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

125

Неопределённая форма глагола

1

Урок развития умений и навыков

текущий

126

Контрольный диктант №6

1

Контроль знаний, умений и навыков

Итоговый

127

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. 

Неопределённая форма глагола

1

Урок развития умений и навыков

128

Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глагола в неопределенной форме

1

Комбинированный урок

текущий

129

Упражнение в образовании форм глаголов

1

Урок-практика

текущий

130

Развитие речи.

Изложение по самостоятельно составленному плану

1

Комбинированный урок

текущий

4 четверть (40 часов)

131

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)

1

Урок изучения нового материала

текущий

132

2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени

1

Урок изучения нового материала  

текущий

133

Упражнение в правописании глаголов во 2-ом лице единственного числа и правописании не с глаголами

1

Урок развития умений и навыков

текущий

134

Развитие речи.

Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

1

Комбинированный урок

текущий

135

Ι и ΙΙ спряжения глаголов.

Спряжение глаголов в настоящем времени

1

Урок изучения нового материала

текущий

136

Спряжение глаголов в будущем времени

1

Урок изучения нового материала

текущий

137

Личные окончания глаголов I и II спряжений  

1

Урок-практика

текущий

138

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

1

Урок изучения нового материала

текущий

139

Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

140

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени  

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

141

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

Словарный диктант № 5

1

Урок развития умений и навыков

текущий

142

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

1

Урок развития умений и навыков

текущий

143

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

1

Комбинированный урок

текущий

144

Контрольное списывание № 3

1

Контроль знаний, умений и навыков

промежуточный

145

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

1

Урок закрепления полученных знаний  

текущий

146

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени

1

Урок изучения нового материала

текущий

147

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

148

Развитие речи.

Изложение деформированного повествовательного текста

1

Комбинированный урок

текущий

149

Правописание глаголов в прошедшем времени

1

Урок изучения нового материала

текущий

150

Правописание глаголов в прошедшем времени

1

Урок формирования умений и навыков

текущий

151

Проверочная работа № 7 по теме «Глагол»

1

Контроль знаний, умений и навыков

промежуточный

152

Развитие речи.

Составление текста на спортивную тему

1

Комбинированный урок

текущий

153

Обобщение по теме «Глагол».

Морфологический разбор глагола

1

Урок-игра

текущий

154

Контрольный диктант №7

1

Контроль знаний, умений и навыков

промежуточный

155

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. 

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста

1

Комбинированный урок

текущий

Повторение (15 часов)

156

Повторение по теме «Наша речь и наш язык»

1

Урок повторения и систематизации

текущий

157

Развитие речи.

Повторение по теме «Текст»

1

Урок повторения и систематизации

текущий

158

Повторение по теме «Предложение»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

текущий

159

Контрольный диктант № 8

1

Контроль знаний, умений и навыков

промежуточный

160

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. 

Повторение по теме «Имя существительное»

1

Комбинированный урок

161

Итоговая диагностическая работа

1

Контроль знаний, умений и навыков

итоговый

162

Орфограммы в значимых частях слова

1

Урок обобщения и систематизации знаний

текущий

163

Орфограммы в значимых частях слова

1

Урок обобщения и систематизации знаний

текущий

164

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста

1

Комбинированный урок

текущий

165

Обобщение знаний по курсу «Русский язык»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

текущий

166

Обобщение знаний по курсу «Русский язык»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

текущий

167

Обобщение знаний по курсу «Русский язык

1

Урок повторения и систематизации

текущий

168

Обобщение знаний по курсу «Русский язык»

1

Урок закрепления полученных знаний

текущий

169

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста

1

Комбинированный урок

текущий

170

Игра «Родное слово»

1

Урок-игра

текущий

Итого

170

Содержание тем учебного курса

Название разделов и тем

 курса

Количество

часов

для изучения

Содержание учебной темы

Основные изучаемые вопросы

Формы занятий используемые при изучении темы

1

Повторение

11                        

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение как единица речи.

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Знаки препинания в конце предложений.

Диалог.

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

Списывание с заданием

Выборочный диктант

Фронтальный опрос

Контрольный диктант

Словарный диктант

Проверочный  диктант

Редактирование текста

Обучающее изложение

Составление проекта

2

Предложение

9

Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов.

Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Списывание с заданием

Выборочный диктант

Фронтальный опрос

Контрольный диктант

Словарный диктант

Проверочный  диктант

Редактирование текста

Обучающее изложение

3

Слово в языке и речи

21

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.

Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного и того же слова.

Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.

Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы.

Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

Списывание с заданием

Выборочный диктант

Фронтальный опрос

Контрольный диктант

Словарный диктант

Проверочный  диктант

Редактирование текста

Обучающее изложение

4

Имя существительное

43

Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имён существительных (общее представление).

Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.

Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.

Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3~го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий. -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала: работать в магазине, на почте: гордиться товарищем. гордость за товарища, слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры. учителя, директора: урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Морфологический разбор имён существительных.

Списывание с заданием

Выборочный диктант

Фронтальный опрос

Контрольный диктант

Словарный диктант

Проверочный  диктант

Редактирование текста

Обучающее изложение

5

Имя прилагательное

30

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнения в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном  числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой ха шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение /мен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода б единственном числе.

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в едино •венном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Списывание с заданием

Выборочный диктант

Фронтальный опрос

Контрольный диктант

Словарный диктант

Проверочный  диктант

Редактирование текста

Обучающее изложение

6

Личные местоимения

7

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним).

Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею).

Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Списывание с заданием

Выборочный диктант

Фронтальный опрос

Контрольный диктант

Словарный диктант

Проверочный  диктант

Редактирование текста

Обучающее изложение

7

Глагол

34

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола.

Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.

Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

Глаголы 1 и 2 спряжения (общее представление).

Глаголы-исключения.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? что делать?).

Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.

Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Развитие речи

Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.

Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста.

План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно).

Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

Списывание с заданием

Выборочный диктант

Фронтальный опрос

Контрольный диктант

Словарный диктант

Проверочный  диктант

Редактирование текста

Обучающее изложение

Составление проекта

8

Повторение

15

Итого:

170 часов

 Требования к уровню подготовки  учащихся к концу 4 класса

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
  • развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

  • уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
  • овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные

Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:

  • уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:

  • первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
  • понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
  • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
  • освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);
  • овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
  • овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);
  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений ) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
  • оформлять результаты исследовательской работы;
  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА

Обучающийся научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные—безударные; согласные твёрдые—мягкие, парные—непарные твёрдые— мягкие; согласные глухие—звонкие, парные—непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);
  • пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
  • различать звуки и буквы;
  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).

ЛЕКСИКА

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
  • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
  • понимать этимологию мотивированных слов-названий;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
  • работать с разными словарями;
  • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)

Обучающийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
  • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
  • узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);
  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

МОРФОЛОГИЯ

Обучающийся научится:

  • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);
  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
  • выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;
  • определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
  • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
  • иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;
  • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
  • понимать роль союзов и частицы не в речи;
  • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
  • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
  • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
  • различать родовые и личные окончания глагола;
  • наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
  • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

СИНТАКСИС

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
  • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
  • находить в предложении обращение;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Перечень учебно-методического обеспечения:

1.Волошина О. И. Тесты. Русский язык – М., 2001г.

2.Нарушевич А. Г., Попова Е. В. Тесты по русскому языку – М., «АСТ - ПРЕСС»,

3.  Узорова О.В. ,  Нефедова Е. А. Справочное пособие по русскому языку. 4 класс- М., 2010 г

Печатные пособия.

  • Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
  • Словари по русскому языку: толковый словарь, орфографический словарь.
  • Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.
  • Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по  русскому языку.

Экранно-звуковые пособия.

  • Аудиозаписи в соответствии  с программой обучения.
  •    Видеофильмы, соответствующие тематике    

.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Период

Обучения

Количе

ство

часов

Словар

ные

диктанты

Контрольное списывание

Контрольные

диктанты

Диагности

ческие

работы

Прове

рочные

работы

1 четверть

45 часов

2

1

2

1

3

2

Четверть

четверть

35 часов

1

-

1

1

-

3 четверть

50 часов

1

1

3

-

3

4 четверть

40 часов

1

1

2

1

1

Итого:

170 часов

5

3

8

3

7

Развитие речи

Период обучения

Изложения

Сочинения

1 четверть

1

2

2 четверть

2

2

3 четверть

4

4

4 четверть

3

1

Итого:

10

9

Виды контрольно-измерительных материалов

№ урока

Вид работы

Вид контроля / Тема

5

Стартовая диагностическая работа

Констатирующий

9

Проверочная работа № 1

Повторение

11

Контрольный диктант № 1

Констатирующий

15

Словарный диктант № 1

Констатирующий

20

Проверочная работа №2

Предложение

28

Контрольное списывание №1

Констатирующий

31

Проверочная работа №3

Части речи

38

Словарный диктант № 2

Текущий

41

Контрольный диктант № 2

За 1 четверть

72

Словарный диктант № 3

Констатирующий (за 1 полугодие)

74

Контрольный диктант № 3

Констатирующий (за 1 полугодие)

76

Промежуточная диагностическая работа

Констатирующий (за 1 полугодие)

82

Проверочная работа №4

Имя существительное

84

Контрольный диктант № 4

Имя существительное

100

Контрольное списывание №2

Констатирующий (за 3 четверть)

106

Словарный диктант №4

Констатирующий (за 3 четверть)

113

Проверочная работа №5

Имя прилагательное

114

Контрольный диктант № 5

Имя прилагательное

121

Проверочная работа № 6

Личные местоимения

126

Контрольный диктант № 6

Констатирующий (за 3 четверть)

141

Словарный диктант № 5

Констатирующий (за год)

144

Контрольное списывание № 3

Констатирующий (за год)

151

Проверочная работа № 7

Глагол

154

Контрольный диктант № 7

Глагол

159

Контрольный диктант № 8

Констатирующий (за год)

161

Итоговая диагностическая работа

Итоговый

Список литературы

Для  обучающихся :

1.Учебник : «Русский язык» 4 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.  Москва,  «Просвещение», 2014 г.  1, 2 часть

2. Рабочая тетрадь : «Русский язык» 4 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва,  «Просвещение», 2014 г.  1, 2 часть                      

Для учителя :

1.Концепция и программы для начальных классов «Школа России» Москва,  «Просвещение», 2012г

   2. Учебник : «Русский язык» 4 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва,  «Просвещение», 2014 г 2 части

   3. Методическое пособие « Русский язык  4 класс»  В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва, Просвещение, 2014 г.                        

 Литература, использованная при составлении программы:

1.БУП 2004 года, с изменениями от 2008, 2011 года, 2012 года

2. Примерные образовательные программы начального общего образования.

Интернет-ресурсы:

  1. Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
  1. http:www.Nachalka.com.
  2. http:www.viku.rdf.ru.
  3. http:www.rusedu.ru.
  4. http://school-collection.edu.ru/
  5. www.center.fio.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Русский язык 1 класс

По системе ЗанковаРабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку (2010г.) и авторской прогр...

Рабочая программа русский язык (ФГОС) 2 класс. Школа 21 века

Рабочая программа по русскому языку согласно требованиям ФГОС. УМК"Школа XXI века". Содержит пояснительную записку, УУД, развёрнутое тематическое планирование"...

Рабочая программа Русский язык. 1 класс.

Уроки русского языка проводятся после уроков обучения грамоте и письма....

Рабочая программа, русский язык, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломокович)

Рабочая программа, русский язык, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломокович),  2016-17 уч. год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018

         Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...

Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.

Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму.  Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...

Рабочая программа. Русский язык с компонентом " родной язык ". 4 класс . Планета знаний

Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе " Планета знаний"...